• Авторизация


2МВ: германские средние танки и САУ начала войны (1939-1941 гг.) 06-05-2021 06:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 немцы на привале (471x378, 175Kb)

В период господства в бронетанковых войсках танков легкого типа немногочисленные еще средние танки поначалу считались «командирскими машинами». Так, танк Pz.III изначально создавался, как машина командиров танковых взводов, а более мощно вооруженный Pz.IV – как танк для командира танкового батальона. Исходя из такого назначения, танков Pz.III было заказано у промышленности больше, чем Pz.IV; однако фирма «Даймлер-Бенц», разработавшая эту машину, не сразу смогла наладить ее массовое производство - в отличие от концерна «Крупп», создавшего Pz.IV. В результате к началу 2-й мировой войны в танковых дивизиях Вермахта «образовался перекос»: при имевшихся всего 98 «взводных танках» Pz.III «батальонных» Pz.IV насчитывалось 211 машин.

Правда, к тому времени командование уже пересмотрело свои планы, решив использовать более мощные танки не разрозненно, а массировано, в качестве линейных боевых машин рот средних танков. А пока танков для создания средних рот не хватало, в некоторых дивизиях были сформированы так называемые «легкие роты типа А». Они состояли из штаба роты на легких танках (1 командирский Bef.Pz.I и 2 линейных Pz.I), разведвзвода (5 легких Pz.I), одного взвода Pz.III и двух взводов Pz.IV (в каждом взводе по 3 танка).
02 герм рота А (552x354, 117Kb)
Организация легкой роты типа «А» (1939 г.)

В таком составе танковые роты «А» и участвовали во вторжении в Польшу и во Францию; все эти роты были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. Лишь к началу наступления на СССР в Панцерваффе скопилось достаточное количество Pz.III и Pz.IV, чтобы сформировать из них специализированные средние танковые роты. Но о составе этих рот будет сказано уже в следующей статье…
Кстати, любопытно, что до лета 1943 года немцы подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые не по весу, а по их вооружению. Только поэтому при примерно равной массе и толщине брони танк Pz.III, вооруженный 50-мм пушкой, считался средним, a танк Pz.IV с его 75-мм орудием — тяжелым. Однако, исходя из того, что по общепринятой в остальных странах системе Pz.IV реально относился все же к классу средних (что впоследствии признали и сами немцы), этот танк будет описан в данной статье вместе с его более слабо вооруженным «собратом» Pz.III.

Средний танк Pz.Kpfw III (1937 г.)
03 Pz.III E G proexciy (642x340, 183Kb)

Конструкция, производство:
Корпус сварной; двигатель сзади, трансмиссия спереди. Башня коническая, поворотная, пушечно-пулеметная, с люками по бортам. Ходовая часть: на каждой стороне есть ведущее и направляющее колеса, а так же три поддерживающих и шесть опорных сдвоенных катков. Связь - рация. Pz.III выпускался с 1937 по 1944 гг. в двенадцати модификациях; всего было построено 5.811 танков. Из них до нападения на СССР были выпущены восемь версий (общим числом в 1.531 танк). Правда, с весны 1941 в серию пошла новая модификация Pz.III, но пик ее производства пришелся уже на время войны с СССР, и этот танк будет описан в другой статье, вместе с более поздними модификациями.
ТТХ модификации Pz.Kpfw.III Ausf. E (1938 г., всего 96 единиц):
Вес 19,5 т. Бронирование корпуса и башни: лоб 30 мм, борт 30 мм. Вооружение: 1х37-мм пушка, 3х7,92-мм пулемета MG.34 (2 в башне, 1 в корпусе). Двигатель: Maybach NL 120TR мощностью 300 л.с. Скорость: 40 км/ч по шоссе, 18 км/ч по проселку. Запас хода: но шоссе 165 км, по проселку 95 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 30 град.; ширина рва - 2,3 м; высота стенки - 0,6 м; глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 5 человек.
ТТХ модификации Pz.Kpfw.III Ausf. G (1940 г., всего 600 единиц):
Вес 20,3 т. Бронирование: корпус - лоб и борт по 30 мм; башня - лоб 37 мм, борт 30 мм. Вооружение: 1х50-мм пушка длиной 42 калибра, 2х7,92-мм пулемета MG.34 (1 в башне, 1 в корпусе). Остальные параметры – как у Pz.III Ausf. E.
Боевые качества:
Именно с Pz.III экипажи германских танков стали включать в себя 5 человек – немцы, введя в расчет пятого танкиста, еще в конце 30-х гг. определили наиболее функциональное разделение обязанностей между членами экипажа. Противники же Германии пришли к такому выводу значительно позже — лишь к 1943-1944 годам.
Компоновка танка имела предпосылки для некоторого развития – за счет увеличенных (по сравнению с легкими машинами) габаритов боевого отделения. Характерными для Pz.III являлись равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях, и обилие люков - до лета 1943 года немцы прочности корпуса предпочитали удобство доступа к агрегатам. Ширина гусеничных лент была рассчитана на движение по европейским дорогам; однако впоследствии на русском бездорожье проходимость Pz.III существенно снизилась.
До Pz.III Ausf. E включительно все танки этого типа вооружались 37-мм пушкой и тремя пулеметами MG.34. Эта пушка обеспечивала поражение только легкой бронетехники – на дистанции 1.000 м она пробивала всего 22 мм брони, а на 500 м – 29 мм. Предвидя в будущем встречи с более сильно бронированными танками противника, немцы в конце 1939 года поставили на новую модификацию «F» 50-мм пушку (из-за ее габаритов пришлось отказаться от одного башенного пулемета). Однако пушку на Pz.III F и на последующий G ставили с длинной ствола всего в 42 калибра (а не в 60, как настаивали танкисты). И уже бои во Франции весной-летом 1940 подтвердили ошибочность такого решения - Pz.III оказались бессильны против французских средних и британских пехотных танков. Ведь пушка с длинной ствола в 42 калибра пробивала на 1.000 м всего 32 мм, а на 500 м – не более 43 мм брони. Тем не менее, «Даймлер-Бенц», ссылаясь на то, что при преодолении препятствий длинная пушка будет «черпать» своим стволом грунт, продолжала упорно «гнать» в строй танки с 50-мм пушкой длинной в 42 калибра - вплоть до конца 1941 года! Лишь личное вмешательство Гитлера после поражения немцев под Москвой и его прямое распоряжение привели к тому, что с весны 1942 на последующих машинах уже более полугода выпускавшихся Pz.III Ausf.J появилась, наконец, пушка 50-мм длиной в 60 калибров. Но это – уже тема следующей статьи…
Боевое применение:
Впервые Pz.III были применены в сентябре 1939 в Польше, куда вместе с другими танками вторгся и 81 Pz.III (при общем количестве этих танков в Вермахте на тот момент всего в 98 единиц). А к началу нападения на Францию в танковых войсках Вермахта числился уже 381 Pz.III; из них 365 участвовали в походе в составе танковых дивизий. Там же, во Франции, быстро расправлявшиеся с легкими танками противника Pz.III впервые столкнулись с новыми танками противника, броню которых они не могли пробить – не только «тридцатисемимиллиметровками», но и «пятидесятками»… Тем не менее, преимущественная насыщенность вражеских войск уязвимыми легкими танками, а так же скорость, маневренность и неплохая по меркам начала войны бронезащищенность Pz.III все же сыграли свою положительную роль в этой кампании, которая была немцами выиграна. А в результате расширения производства танка к моменту нападения на СССР численность переданных Вермахту Pz.III превысила 1.000 единиц, что сделало этот танк одной из основных машин Панцерваффе…

Средний танк (до 1943 считавшийся тяжелым) Pz.Kpfw.IV (1938 г.)
04 Pz.IV D, F (643x321, 147Kb)

Конструкция, производство:
Корпус сварной; двигатель сзади, трансмиссия спереди. Башня коническая, поворотная (на электроприводе), пушечно-пулеметная, с люками по бортам. Ходовая часть: на каждой стороне есть ведущее и направляющее колеса, а так же четыре поддерживающих и восемь опорных сдвоенных катков. Связь - рация. Pz.IV выпускался с 1937 по 1945 гг. в девяти модификациях; всего было построено 8.714 танков. Из них до нападения на СССР были выпущены пять версий и начата шестая (всего произведено более 700 танков). Запущенная в производство в апреле 1941 серия Ausf. F(1) производилась до марта 1942; но так как эта модификация кроме увеличившейся толщины брони полностью соответствовала более ранним версиям, она включена в данную статью.
ТТХ модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. D (1938 г., 231 единица):
Вес 20 т. Бронирование: корпус - лоб 30 мм, борт 20 мм; башня - лоб 30 мм, борт 20 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка KwK 37/L24 длиной 24 калибра, 2х7,92-мм пулемета MG.34 (1 в башне, 1 в корпусе). Двигатель: Maybach NL 120TRМ мощностью 300 л.с. Скорость: 42 км/ч по шоссе, 20 км/ч по проселку. Запас хода: но шоссе 200 км, по проселку 130 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 30 град.; ширина рва - 2,3 м; высота стенки - 0,6 м; глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 5 человек.
ТТХ модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. F(1) (весна 1941 г., 462 танка):
Вес 22,3 т. Бронирование: корпус и башня - лоб 50 мм, борт 30 мм. Остальные параметры – как у Pz.IV Ausf. D.
Боевые качества:
Panzerkampfwagen IV изначально классифицировался в Германии как тяжёлый танк, однако в связи с возрастанием в ходе войны требований к бронированию и вооружению он в 1943 был признан немцами средним. Конструкция Pz.IV обладала бОльшим (чем Pz.III) резервом для дальнейшего развития, что в сочетании с высокой надежностью механизмов и хорошими эксплуатационными характеристиками впоследствии сделало эту машину самым массовым танком Вермахта. Постоянно усиливавшееся вооружение танка позволяло Pz.IV эффективно бороться даже с более тяжёлым противником; удобство работы экипажа также оказывало серьезное влияние на результативность применения Pz.IV. Поэтому исключительно надежная в эксплуатации «четверка» быстро стала настоящей «рабочей лошадкой» Панцерваффе.
Pz.IV изначально предназначался для уничтожения пехоты и огневых средств противника; именно поэтому он был оснащен короткоствольной пушкой, крутая траектория полета снаряда которой позволяла уничтожать скрытые в окопах пулеметы и пушки, а его осколочно-фугасное действие для начального периода войны было довольно высоким. Правда, малая скорость полета снаряда делала эту пушку малоэффективной против хорошо бронированных танков; однако на начальном этапе войны такие машины у противника встречались редко (у поляков их вообще не было), и поэтому в 1939-1940 Pz.IV фактически господствовал на поле боя, исполняя роль танка прорыва.
Боевое применение:
Накануне 2-й мировой войны в немецких войсках имелось 211 средних танков Pz.IV, из них 178 приняли участие во вторжении в Польшу. В ходе Польской кампании Pz.IV со своей 75-мм короткоствольной пушкой фактически выполнял функции САУ (которые впоследствии перешли к появившейся позже самоходке StuG III с такой же пушкой). Танк очень эффективно подавлял орудийным огнем пехоту и огневые точки противника. При этом мощи его «короткостволок» вполне хватало и для уничтожения польских легких танков. Таким же эффективным было применение Pz.IV и во Франции (к тому времени численность этих машин увеличилась до 286 единиц). Там им даже не очень помешало наличие у противника некоторого числа средних и тяжелых машин – подвижные Pz.IV просто обходили медлительных «толстобронных», оставляя их на «растерзание» идущим следом противотанковым средствам, а сами продолжали громить пехоту и легкую бронетехнику. И в Польше, и во Франции немногочисленные пока еще Pz.IV в основном были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов.
Столь же успешным было использование Pz.IV и в дальнейших операциях Вермахта – в Балканской кампании и в Африке. А вот в СССР немцам пришлось столкнуться со все увеличивающимся числом советских средних и тяжелых танков, против которых «короткостволка» Pz.IV была уже просто бессильна. Это вынудило немцев пересмотреть состав вооружения Pz.IV; но о новых версиях «четверки» будет рассказано уже в следующей статье…

Противотанковая САУ Panzerjager I (1940 г.)
05 Panzerjager I (647x446, 218Kb)

Конструкция, производство:
Panzerjager I - первая серийная противотанковая самоходно-артиллерийская установка Вермахта. Представляла собой мощную 47-мм чехословацкую противотанковую пушку, установленную на шасси легкого танка Pz.I Ausf.B, и прикрытую неподвижной трехсторонней броневой рубкой. Связь - рация. Выпускалась в одной модификации, но тремя заводами, что привело к некоторой разнице во внешнем виде ряда машин. Серийное производство в 1940-1941 гг.; всего выпущено 202 единицы.
ТТХ Panzerjager I:
Вес 6,4 т. Бронирование: лоб и борта - по 14,5 мм. Вооружение: 1х47-мм пушка Рак 38 (t). Двигатель: Maybach NL 38TKRM мощностью 100 л.с. Скорость: 42 км/ч. Запас хода: по шоссе 140 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 30 град.; ширина рва - 1,4 м; высота стенки - 0,37 м; глубина брода – 0,6 м. Экипаж: 3 человека.
Боевые качества:
Panzerjager I трудно назвать полноценной САУ – скорее, это полевая пушка, закрепленная на корпусе лишенного башни танка. Для 1940 г. Panzerjager I оказался довольно удачной самоходкой. Мощное для такого калибра чехословацкое орудие (бронебойный снаряд со скоростью 775 м/сек. на 1.000 м пробивал 55 мм брони) на любых дистанциях прямого выстрела эффективно расправлялось с легкими танками, составлявшими в 1940-1941 гг. основу танковых войск всех стран, и даже с французскими средними. Однако броню тяжелых танков (и французских, и советских), а так же наклонную броню Т-34 эта пушка не пробивала. Лишь с появлением в конце 1941 г. немецкого подкалиберного снаряда она смогла поражать Т-34, и то - на дистанциях не далее 500 м.
С ходовой частью у этих САУ в Европе и Северной Африке особых технических проблем не наблюдалось; но в СССР выяснилось, что двигатель Pz.I отказывается работать в морозы.
Боевое применение:
Впервые в бою Panzerjager I были применены во Франции - с большим успехом, после чего они активно использовались во всех последующих кампаниях. Организационно Panzerjager I входили в противотанковые роты (по 10 машин) отдельных трехротных противотанковых батальонов (30 САУ + 1 САУ командира батальона). В 1941-1942 гг. один батальон Panzerjager I воевал в Северной Африке, и пять – в СССР; но постепенно все эти САУ были потеряны. Последние случаи участия Panzerjager I в боях относятся к концу 1942 года.

Штурмовое самоходное орудие Sturmgeschutz III (1940 г.)
06 StuG III B (650x405, 106Kb)

Конструкция, производство:
Созданная на базе среднего танка Pz.III самоходная артиллерийская установка представляла собой боевую машину поддержки пехоты (немцы такие САУ называли «штурмовыми орудиями» - Sturmgeschutz III, сокращенно StuG.III). Корпус сварной, с неподвижной бронированной рубкой; двигатель сзади, трансмиссия спереди. Ходовая часть и двигатель – те же, что у танков Pz.III. Связь - рация.
САУ StuG.III стала самой массовой гусеничной бронированной машиной германской армии во 2-й мировой войне. Производилась с февраля 1940 по весну 1945 г. в 10 версиях; всего выпущено около 10.500 самоходок. До нападения на СССР в 1941 г Вермахт успел получить около 600 StuG.III версий A-D. Остальные модификации создавались уже в ходе войны против Советского Союза, и будут описаны в последующих статьях.
ТТХ StuG III Ausf.B (320 шт.):
Вес 21 т. Бронирование: лоб – 50 мм, борт – 30 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка StuK 37/L24. Двигатель: Maybach NL 120TR мощностью 300 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: по шоссе 165 км, по проселку 95 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема - 30 град.; ширина рва - 2,3 м; высота стенки - 0,6 м; глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 4 человека.
Боевые качества:
Как самоходное орудие огневой поддержки пехоты StuG.III в начальный период 2МВ оказалась очень эффективной. Толстая лобовая броня позволяла самоходке сближаться с противником до дистанции стрельбы прямой наводкой. Кроме того, ее короткоствольная пушка длинной всего в 24 калибра (такая же, как на танке Pz.IV) благодаря низкой начальной скорости имела довольно крутую траекторию полета снаряда; это позволяло StuG.III успешно подавлять фугасами почти навесным огнем скрытые в окопах и траншеях пулеметные гнезда и орудия противника. При этом начальной скорости снарядов самоходки еще вполне хватало и для поражения легких танков, которые в то время составляли большинство танковых войск всех армий. А на близких дистанциях StuG.III могла подбить даже французский средний танк (бронебойный снаряд со скоростью 385 м/сек. на 1.000 м пробивал 35 мм брони, на 500 м – 39 мм, а на 100 м – 41 мм).
Именно высокая боевая эффективность StuG.III при простоте конструкции и относительной дешевизне производства и стала главной причиной столь массовой постройки машин этого типа.
Боевое применение:
Первые четыре батареи штурмовых орудий (каждая имела в своем составе по шесть САУ) получили боевое крещение в ходе французской кампании. Затем StuG.III широко использовались во всех кампаниях Вермахта до самого конца войны. В первую очередь StuG’и поставлялись в моторизованные (так называемые «панцергренадерские») дивизии. Моторизованные дивизии двигались вперед значительно быстрее обычных пехотных частей, и обычная полевая артиллерия часто за ними не поспевала. Самоходки же благодаря своей скорости могли постоянно находиться рядом с «панцергренадерскими» бронетранспортерами и автомобилями; а так как им не требовалось развертывание, как полевым пушкам, они прямо сходу вступали в бой. Следуя в первой линии наступающих войск, StuG.III огнем орудий прокладывали дорогу немецкой пехоте, своими осколочно-фугасными снарядами уничтожая вражеские артиллерийские батареи, пулеметные гнезда и другие опорные пункты обороны. А по мере увеличения численности произведенных самоходок StuG.III стали поступать и в дивизионы штурмовых орудий при обычных пехотных дивизиях.
Однако нападение Германии на СССР в 1941 году кардинально изменило специализацию StuG.III. Встреча с мощными советскими танками показала не только слабую пробивную способность короткоствольных орудий, но и вообще – бессилие всей германской артиллерии перед советскими «бронированными монстрами». Это вынудило немцев «переквалифицировать» StuG’и из «штурмовых» в «противотанковые» - путем установки на них длинноствольных пушек, способных пробивать советскую броню. Но подробнее об этих изменениях – уже в последующих статьях…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 2МВ: германские средние танки и САУ начала войны (1939-1941 гг.) | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»