Система подсчета побед, разработанная во французской авиации, была достаточно строгой и, в отличие от так же распространенной британской, не позволяла летчикам раздувать свой рейтинг. Каждая заявка на победу должна была быть рассмотрена и утверждена в высших инстанциях Франции. Реально сбитыми у французов считались только аэропланы, упавшие на своей территории, которые можно было «пощупать» и представить руководству обломки, полную информацию о принадлежности аэроплана и именах его экипажа. Если же сбитый самолет падал за линией фронта, он мог быть засчитан победителю только в том случае, если независимые свидетели (пехотинцы передовой линии) подтверждали, что горящий аэроплан у них на глазах врезался в землю и развалился на куски. Только при таком подтверждении сбитый вражеский самолет записывался летчику, как официальная победа. Но для этого сбитый аэроплан должен был упасть относительно недалеко от линии фронта, в зоне видимости французской пехоты. Во всех остальных случаях поражение вражеских аэропланов признавалось только как вероятная победа; а такие победы в статистике рейтинга французских асов не учитывались. Благодаря этой жесткой системе большинство французских асов имели счета более скромные, чем их союзники – британцы. Однако в действительности французские счета побед были реальнее, чем искусственно раздутые счета англичан.
Что касается групповых побед, то французы признавали таковые. И если на уничтожение вражеской машины одновременно претендовали 2 - 3 французских пилота, то победу засчитывали каждому из них. Но на общем счету эскадрильи в этом случае появлялся только один сбитый самолёт.
FONCK Rene Paul
75 побед
Рене Поль Фонк (1894-1953) стал самым результативным асом Франции, достигшим даже при жесткой французской системе подсчета побед рейтинга, сравнимого с лучшими асами Германии и Великобритании.
В начале 1-й мировой войны Фонк был призван в инженерные войска, и несколько месяцев он занимался рытьем траншей и наведением переправ; решив «вылезти из грязи», Рене подал рапорт о переводе в авиацию, и после короткого обучения стал в мае 1915 пилотом в 47-й эскадрилье. Два года он на двухместном самолете вел воздушную разведку, корректировал огонь артиллерии, и бомбил объекты противника. При этом Фонк дважды вступал в воздушные схватки с аэропланами противника, и одержал две свои первые победы. После второго случая командование перевело агрессивного разведчика в истребительную эскадрилью, и весной 1917 Фонк попал в знаменитую истребительную группу «Аистов», в которой служил и самый результативный на тот момент ас Франции – Жорж Гинемер.
Фонк, обладавший холодным, расчетливым характером, «не пришелся ко двору» в группе эмоциональных «Аистов». Летчики эскадрильи, предпочитавшие спонтанные незапланированные схватки, ссылались на «птичий инстинкт», который и помогает пилоту стать победителем. Фонк же анализировал обстоятельства каждого боя и заранее планировал свои действия в будущих схватках, что вызывало насмешки сослуживцев. Раздражало летчиков и то, что в свободное от боевых вылетов время Рене не участвовал в их попойках, а тренировался в маневрировании и стрельбе по цели. Отталкивала от Фонка многих его товарищей, считавших риск высшей доблестью, и подчеркнутая осторожность Рене, убежденного в том, что война выигрывается нанесением врагу максимального ущерба при наименьшем собственном риске. Но больше всего «Аистов» раздражала действительно не лучшая черта характера Фонка: завышенное самомнение, сочетавшееся с неудержимым хвастовством. В результате всего этого заносчивый Фонк стал настоящей «белой вороной» среди горячих, эмоциональных «Аистов»; многие летчики эскадрильи относились к Рене, как к «невыносимому позеру и хвастуну».
Личной эмблемой Фонка на всех его самолетах была красная пятиконечная звезда на верхнем крыле.
Тем не менее, регулярные победы Фонка, при этом даже не получавшего повреждений от огня противника (впоследствии Рене хвастался, что за все время войны в его самолет попала всего одна пуля!) склонили нескольких сослуживцев на сторону «позера». Рене сформировал из своих сторонников группу, с которой отработал созданную им тактику группового боя. Регулярные тренировки впервые принесли успех «новаторам» 9 августа 1917, когда семерка СПАДов группы Фонка во внезапной стремительной атаке на 32 германских аэроплана за пять секунд «завалила» сразу три вражеских самолета, заставив остальных рассыпаться и повернуть назад; отряд Фонка потерь не имел.
Мастерство Фонка вынуждены были признавать даже летчики, не любившие Рене – ведь Фонк продолжал регулярно сбивать вражеские самолеты, методично наращивая свой счет. Так, за 9 мая 1918 он на глазах своих сослуживцев сбил 6 аэропланов; причем три из них – за пять минут, а еще два – за сорок пять секунд! Командование отметило этот успех летчика вручением Фонку офицерского креста ордена Почетного легиона.
Однако, несмотря на эффективность продуманной тактики Фонка, пылкие французские летчики в подавляющем большинстве своем продолжали оставаться сторонниками неуправляемого спонтанного боя. Их кумиром по-прежнему был уже погибший в таком бою «неистовый» Жорж Гинемер, а не остававшийся живым «математик» Фонк, хотя Рене и превзошел Гинемера в результативности. Войну лейтенант Фонк завершил, имея на счету 75 официально подтвержденных побед, что сделало его самым результативным французским асом 1-й мировой войны. И это – без учета 52 побед Фонка, которые не получили подтверждения, потому что были одержаны над вражеской территорией...
GUYNEMER Georges
53 победы
Жорж Мари Людовик Жюль Гинемер (1894-1917), получивший впоследствии прозвище «Молниеносный», в начале войны из-за слабого здоровья и малого роста не был принят в армию. Лишь после того, как студент технического института подтвердил свое хорошее знание техники, доброволец был определен в авиамеханики. А после его рапорта с просьбой о зачислении в школу пилотов рядового Гинемера начали обучать полетам, и в июне 1915 Жорж стал летчиком эскадрильи MS-3.
Первое время Гинемер занимался разведывательными полетами над позициями противника, а 19 июля 1915 в ходе разведки он атаковал и сбил германский разведывательный самолет, открыв свой победный счет. За этот бой Гинемеру присвоили звание сержанта и наградили Военной Медалью. Вскоре его эскадрилья была переформирована в истребительную, и на новом истребителе «Ньюпор» Жорж к февралю 1916 года довел счет своих побед до пяти, заработав титул аса. Это принесло летчику офицерское звание, Военный Крест с 4-мя пальмовыми ветвями и высшую награду Франции - орден Почетного Легиона.
Правда, победы французу доставались нелегко. Так, 13 марта 1916 в ожесточенном бою он был ранен в руку и в голову, а на посадке его изрешеченный самолет рассыпался на части; при этом Гинемер чудом не погиб. Вылечившись Жорж вновь приступил к боевым вылетам; к июлю его счет возрос до 10 побед; но при этом летчик вновь едва не погиб: в одном из боев его «Ньюпор» был поврежден так сильно, что раненый Жорж едва сумел совершить на нем аварийную посадку прямо на месте схватки.
В августе, как лучший летчик эскадрильи, Гинемер получил новейший, еще экспериментальный истребитель СПАД S.VII, присланный для фронтовых испытаний. На этом самолете ас за месяц сбил еще пять вражеских аэропланов, и сам был сбит… французской зенитной артиллерией, палившей без разбору по всем самолетам, пролетавшим мимо! СПАД рухнул на землю, превратившись в груду обломков, однако Жоржу вновь повезло: он отделался всего несколькими ушибами.
И вновь Гинемеру доверили для фронтовых испытаний новый экспериментальный самолет – на этот раз СПАД S.XII, оснащенный 37-мм пушкой! При помощи этого необычного для авиации того времени оружия Жорж в одном бою разнес в щепки два вражеских аэроплана, после чего… успешно «угробил» свой экспериментальный самолет: ему «приспичило» совершить посадку рядом с упавшей жертвой - прямо на замерзшую пашню! Естественно, аэроплан Гинемера скапотировал и перевернулся, но сам пилот при этом отделался лишь «легким испугом»...
8 февраля 1917 Гинемер добился необычной победы: сбил редкий для того времени живучий двухмоторный бомбардировщик «Гота» G.III. При уничтожении 4 мая 1917 своей 38-й жертвы Жорж вновь едва не погиб: атакуя двухместный «Альбатрос», он слишком близко подошел к уже горящему противнику и получил тяжелое повреждение от огня бортстрелка, после чего с трудом дотянул на «ковыляющей» машине до аэродрома. В тот раз в его самолете насчитали 89 пробоин...
Рекордным для французского аса стал день 25 мая 1917: за три вылета Гинемер уничтожил 4 самолета, доведя свой счет до 42 побед. За это Гинемер был награжден орденом Почетного Легиона офицерской степени. Однако длительное участие в боях привело к сильному переутомлению, что сказалось на и без того слабом здоровье Жоржа; в результате в июле летчик попал в госпиталь. После госпиталя Жорж вернулся к боевой деятельности, и за август довел свой счет до 53 побед; но за это время он сам дважды был подбит, да еще попал в аварию, врезавшись на посадке в стоявший на земле самолет. После этого Гинемером овладела депрессия; летчика стало преследовать предчувствие близкой смерти. А 11 сентября 1917 Жорж не вернулся из боевого вылета. Позже стали известны подробности гибели знаменитого аса. Оказалось, что в момент атаки на самолет-разведчик Гинемер сам подвергся нападению целой группы немецких истребителей, и после короткой схватки его пылающий СПАД рухнул в расположении 413-го германского пехотного полка. Немецкие пехотинцы по документам установили личность погибшего. Пилот был убит 3-мя пулями, попавшими в голову, сердце и ногу...
После гибели аса парламент Франции постановил занести имя капитана Гинемера в Пантеон Славы. До самой своей смерти Гинемер оставался асом Франции №1 - Фонк обогнал Гинемера по количеству побед только после его гибели. Всего же за время участия в боях Жорж Гинемер совершил свыше 600 боевых вылетов, в которых ему удалось одержать 53 официально подтвержденные победы.
Шарль Ненжессер (1892-1927) был профессиональным автогонщиком. Узнав о начале Мировой войны, Ненжессер сразу же добровольцем вступил во французскую армию. Став гусаром, Шарль уже вскоре продемонстрировал свое мужество, в одиночку захватив в плен вражеский автомобиль марки «Морс». С этого момента у него и появилось прозвище «Hussard de la Mors» («Гусар автомобиля «Морс»), перешедшее постепенно в «Hussard de la mort» («Гусар смерти»).
В начале 1915 года Ненжессер перевелся в военную авиацию. Получив диплом военного летчика, Шарль с апреля стал участвовать в боевых вылетах на 2-местном аэроплане. Занимаясь разведкой и бомбежками противника, Шарль в июле 1915 ухитрился на своем неповоротливом тихоходе сбить вражеский аэроплан. После этого случая Ненжессер стал проситься в истребители, и в декабре 1915 г его перевели в истребительную эскадрилью N-65. Здесь Шарль сразу же изобразил на борту своего Ньюпора ставшую впоследствии знаменитой личную эмблему - черное сердце с белым черепом в центре.
В январе 1916 г Шарль потерпел катастрофу: разбил машину и сам с тяжелыми повреждениями попал в госпиталь. Но через 2 месяца он на костылях вернулся на фронт, и приступил к боевым вылетам, одержав за апрель 5 побед. В мае су-лейтенант Ненжессер принял участие в боях над Верденом, где он вновь был подбит. Шарль с трудом сел «на вынужденную», и вновь с ранением угодил в госпиталь. Но когда его эскадрилья перебазировалась в район Соммы, недолечившийся Ненжессер опять сбежал из госпиталя и вернулся в свою часть. Летая в бой, несмотря на незажившие раны, Шарль к концу 1916 года довел свой личный счет до 21 победы.
Азартный и тщеславный, Ненжессер жил только тем, что стремился возглавить список асов Франции. Именно ради этой гонки за победами Шарль пренебрегал своим здоровьем и полученными ранами, что очень быстро сказалось на его состоянии: серьезно заболевшего летчика врачи даже хотели совсем комиссовать! Болезнь была настолько серьезна, что Шарль теперь обычно постоянно находился в госпиталях. Тем не менее, время от времени, как только ему становилось чуть лучше, Ненжессер прерывал свое лечение и отправлялся на фронт. Там ему вскоре вновь становилось плохо от перегрузок и нервного напряжения. Для пилотов N-65 стала привычной ситуация, когда Шарля на руках несли к самолету, на котором он собирался делать очередной боевой вылет. Тем не менее, несмотря на тяжелое физическое состояние, Ненжессер ухитрялся в этих вылазках на фронт одерживать все новые и новые победы: в августе 1917 года он сбил 30-й немецкий самолет. Но тут Шарль попал в автомобильную аварию и получил тяжелое ранение, из-за которого Ненжессер вновь на много месяцев угодил в госпиталь, страдая не только от ран, но и от того, что другие летчики в это время превышают его победный счет. Шарль смог вернуться на фронт только в марте 1918 г; яростно гоняясь за противником, он до конца года довел свой счет до 43 побед. Однако, несмотря на все его усилия, Ненжессер так и не удалось обойти своего главного соперника: лучшим асом Франции был признан не Ненжессер, а Рене Фонк, одержавший 75 воздушных побед…
Жорж Мадо (1892-1923) был уроженцем Бизерты (Тунис являлся тогда колонией Франции). В 1912 юноша вступил в армию, а в следующем году капрал Мадо получил диплом пилота. Уже тогда Жорж отличался крайней рискованностью пилотирования, выполняя на своем аэроплане трюки, считавшиеся до того невозможными. Так, он совершил полет «на спине» в перевернутом кверху колесами самолете, и поднялся на «невероятную» (для того времени) высоту в 3.800 метров. Так как в то время воздушная акробатика среди военных летчиков была строго запрещена, командование признано «художества» Мадо воздушным хулиганством и строго наказало капрала за недисциплинированность.
С началом Великой войны Жорж приступил к разведывательным полетам, и даже попытался провести несколько ночных бомбардировок противника. В апреле 1915 года капрал Мадо заблудился в густом тумане и совершил вынужденную посадку... в нейтральной Швейцарии! Местные власти интернировали летчика, однако Жоржу удалось сбежать, и в декабре 1915 года он вернулся во Францию. Здесь Мадо прошел переучивание на истребителя и в сентябре 1916 он был зачислен в истребительную эскадрилью N.38 (впоследствии она стала SPA.38).
Буквально через день после прибытия на фронт в качестве истребителя Жорж одержал свою первую воздушную победу, за что был награжден «Военной медалью». В январе 1917 летчик сбил 5-й самолет, заработав титул аса. В марте Мадо едва не попал в плен: над вражеской территорией у него отказал двигатель. Жорж совершил вынужденную посадку и занялся ремонтом, успев исправить неполадку и запустить двигатель до того, как на месте посадки появились немцы. Француз взлетел прямо перед бегущими к нему солдатами, под прицельными выстрелами врагов… За этот подвиг ажюдан (старшина) Мадо был удостоен звания кавалера ордена Почетного Легиона. А в апреле 1917 Мадо вступил в схватку с братом знаменитого «Красного барона» Лотаром фон Рихтгофеном (тот тоже был выдающимся асом). Победителем в том ожесточенном бою оказался француз - Лотар фон Рихтгофен был ранен и попал в госпиталь. На следующий день Мадо добился нового успеха: сбил 6 самолетов. Однако из-за отсутствия принятых во французской авиации доказательств руководство записало на его счет только одну победу – одержанную над своей территорией.
К началу 1918 года на счету Жоржа Мадо числилось 19 официальных побед. Практически в каждом своем бою Мадо смертельно рисковал: подобно многим французским пилотам, Жорж совершенно не признавал группового боя, часто летал в одиночку, атакуя при этом целые группы немецких самолетов. Его полностью красный СПАД был хорошо известен по обе линии фронта. В августе 1918 Жорж довел свой счет до 40 побед; а последнюю, 41 победу Мадо одержал 30 сентября 1918 г. К моменту заключения мира он был уже капитаном и имел 19 благодарностей в приказах по армии. В то время, как потери летчиков за один год боев составляли 100% (!), Жорж Мадо участвовал в боевых вылетах всю войну, не получив ни одного ранения! При этом француз никогда не уклонялся от боя, не считаясь с количеством встреченных противников; выжить и победить летчику помогали молниеносность его атак, быстрота и точность маневра, и снайперская стрельба…
Морис Буайо (1888-1918) родился в Алжире; его семья перебралась во Францию в 1907 году. Еще до войны Морис отслужил срочную службу в армии, а затем стал известным спортсменом, лучшим во Франции капитаном команды по регби. После начала боевых действий Морис был вновь мобилизован, и стал водителем военно-транспортного автомобиля. В конце 1915 г Буайо перевелся в авиацию; после обучения он был оставлен в школе инструктором. Оскорбленный этим Морис добился отправки на фронт и получил назначение в эскадрилью N-77, сформированную из бывших спортсменов.
Первую воздушную победу Морис Буайо одержал 16 марта 1917 г: уничтожил германский «Авиатик». А через неделю Морис провел блестящую бомбежку с малой высоты немецкого аэродрома, за которую получил благодарность в приказе по армии. В мае Буайо провел свой первый бой с шаром-наблюдателем, однако его атака закончилась безуспешно: немцы успели спустить шар на землю. Тогда Морис занялся тренировками, которые помогли летчику начать блестящую серию побед над шарами.
Одновременно Буайо совершенствовался и в деле бомбардировок с малой высоты. Он придумал и изготовил для своего Ньюпора подвеску на пять бомб, такие же подвески Морис закрепил и на других самолетах эскадрильи. Так Буайо стал фактически «отцом французской штурмовой авиации», превратив аэроплан в скоростной истребитель-бомбардировщик. Он же и проверил эффективность «первых штурмовиков» в бою: 23 августа 1917 во главе пятерки Ньюпоров разгромил бомбами вокзал Френ-ан-Сонуа, а на следующий день эти же самолеты буквально разнесли вдребезги вокзал Ампон и аэродром Фрескати... Во всех этих операциях бомбометание проводилось с высоты 200-300 метров на максимальной скорости, после чего следовал второй заход, в котором пулеметным огнем уничтожалась живая сила врага. Особо Морис отличился 29 мая 1918, когда в течение одного боя он одержал тройную победу (сбил 1 аэростат и 2 истребителя прикрытия). Однако этот бой чуть не закончился для Буайо катастрофой: две разрывные пули пробили его топливный бак и едва не пронзили самого Мориса...
За многочисленные успехи французский летчик был удостоен высшей награды Франции - ордена Почетного легиона. Но 16 сентября 1918 ас погиб: после уничтожения очередного аэростата Буайо был перехвачен семью германскими истребителями и в неравном бою сбит. К этому моменту на счету аса числилось 35 подтвержденных побед (20 аэростатов и 15 самолетов), что выдвинуло Мориса в число самых удачливых и прославленных асов Франции времен Великой войны.