• Авторизация


Асы 1МВ: великолепная пятерка австрияков (асы Австро-Венгерской империи) 20-04-2021 06:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 заставка (550x375, 155Kb)

Летчики-истребители авиации Австро-Венгерской империи в Первой мировой войне показали себя умелыми и напористыми бойцами. За годы войны в ВВС Австро-Венгрии титула аса добились 49 австрийских пилотов, на их общем счету числится 477 уничтоженных вражеских самолетов. Из них 260 побед (фактически половину!) одержали 14 лучших асов, имевших по 10 и более побед. И более половины от этого числа побед лучших асов (141) приходится на «великолепную пятерку» - пятерых самых выдающихся летчиков Австро-Венгерской империи!
Австро-Венгрию в то время часто называли «Лоскутной империей», ведь она включала в себя множество народностей. Эта «лоскутность» полностью отразилась и на составе «великолепной пятерки»: в нее входят австриец, поляк, венгр, полуполяк – полуангличанин и получех – полуитальянец.
Что касается системы учета побед, то австрийцы просто скопировали ее у «старщих братьев» - немцев…

BRUMOWSKI Godwin (35 побед)
02 Брумовски самолеты (642x490, 178Kb)

Годвин Брумовски (1889-1936) – поляк, уроженец польских земель, в 18-м веке оказавшихся во владении Австро-Венгрии. Сын генерала австрийской армии, Годвин пошел по стопам отца, и встретил начало 1-й мировой войны кадровым офицером артиллерии. В сражениях против русских войск он выказал отвагу и стойкость, а весной 1915 года Брумовски перевелся в авиацию. Уже с июля он летал наблюдателем на самолете командира Flik-1 Отто Йинды, зарекомендовав себя одним из лучших наблюдателей австрийской авиации. А как истребитель Годвин впервые отличился 12 апреля 1916 года: во время наступления войск генерала Брусилова огнем своего бортового пулемета сбил подряд два российских Морана.
В конце 1916 года Брумовски с отличием окончил курс летной подготовки и стал пилотом. Сначала он в составе истребительного отряда Flik-12 воевал на итальянском фронте, а в феврале 1917 года Брумовски был назначен командиром отряда Flik-41J. Стажировку на командную должность Годвин проходил на Западном фронте в германской эскадрилье Jasta-24, причем несколько вылетов он совершил вместе со знаменитым «Красным бароном» - Манфредом фон Рихтгофеном.
Вернувшись в апреле со стажировки, Брумовски лично подобрал в свой отряд новые кадры, и вскоре его эскадрилья стала считаться лучшей австрийской авиачастью на итальянском фронте. Сам Годвин тоже быстро набирал свой личный счет, уничтожая один итальянский самолет за другим. К осени 1917 года его красный аэроплан уже был хорошо известен итальянцам, и одним своим видом повергал их в шок. За 16 месяцев непрерывной боевой работы Годвин Брумовски уничтожил 26 вражеских самолетов и 4 аэростата. Последнюю свою победу Брумовски одержал 20 июня 1918 года: сбил в районе Монтелло итальянский дальний разведчик Ансальдо SVA-5. Через пять дней Годвина отозвали с фронта, и больше участия в боях он не принимал, до конца войны проработав в штабе ВВС.
Всего за время участия в войне гауптман Годвин Брумовски совершил 439 боевых вылетов, в которых ему удалось одержать 35 подтвержденных и 8 неподтвержденных побед. Достигнутые успехи сделали Брумовски самым результативным асом Австро-Венгерской авиации.

ARIGI Julius (32 победы)
03 Ариги самолеты (640x439, 194Kb)

Юлиус Ариги (1895-1981) родился в семье чешки и итальянского эмигранта. В 1913 году Ариги завербовался в артиллерию австрийской армии, а вскоре перевелся в воздухоплавательную команду, став наблюдателем привязного аэростата. Одновременно Юлиус учился управлению аэропланами, и уже весной 1914 года рядовой Ариги стал пилотом разведывательного самолета (в то время должность «извозчика» – пилота - предназначалась для нижних чинов, для офицеров резервировалась «чистая» работа наблюдателя).
В начале войны пилот двухместного аэроплана «Лонер» отряла Flik-6 Юлиус Ариги совершил ряд глубокий рейдов в тыл противника. В одном из вылетов из-за поломки мотора ему пришлось совершить аварийную посадку на вражеской территории; экипаж попал в плен. Но через некоторое время Юлиусу, которого из-за его технических познаний черногорцы привлекли к работе в гараже, удалось бежать: в январе 1916 года Ариги вместе с пятью товарищами угнал лимузин самого принца Николая Черногорского. После стремительной гонки по горным дорогам беглецы прорвались через линию фронта, и оказались на австрийских позициях…
Истребительную карьеру Ариги начал необычно. 22 августа 1916 года он вопреки запрету начальства взлетел на перехват шестерки итальянских Фарманов, бомбивших порт Дураццо. В течение 30 минут он кружил на тяжелом двухместном Ганза-Бранденбурге вокруг медлительных итальянцев, поливая их пулями из закрепленного над верхним крылом пулемета; его стрелок сержант Йоганн Ласи так же вел огонь по врагу из бортового оружия. В результате было сбито 5 из 6 бомбардировщиков! Это был уникальный случай: в первом своем воздушном бою разведчики одержали сразу пять побед, став асами - и это на тяжелом двухместном аэроплане!
А в сентябре Ариги одержал победы еще над двумя итальянскими самолетами, и командование решило использовать этого пилота более рационально. Юлиуса направили в истребительную Flik-55J. Здесь за год участия в боях Юлиус довел свой счет до 25 воздушных побед - к концу 1917 года Ариги стал одним из лучших пилотов Австро-Венгрии. В апреле 1918 года Ариги перевели на албанский фронт - на этом фронте Юлиус и воевал до конца войны. Летом 1918 года император Австро-Венгрии при личной встрече присвоил сержанту Ариги офицерское звание – случай уникальный: в австро-венгерской армии система иерархии играла огромнейшую роль. Тому, кто не был офицером, трудно было сделать блестящую карьеру и невозможно получить высшие награды империи. Наградой же Ариги стал новейший истребитель Авиатик-Берг D.I, подаренный летчику императором. На этом самолете Юлиус и завершил войну, доведя свой счет до 32 воздушных побед.


FIALA-FRENBURG Benno (28 побед)
04 Фиала и самолеты (641x481, 233Kb)

Выпускник высшей технической школы австриец Бенно Фиала-Френбург (1890-1964) в 1910 году добровольцем вступил в артиллерийский полк австро-венгерской армии. На службе ему довелось познакомиться с командиром первой австрийской авиачасти Эмилем Уцелаца, который и сагитировал молодого человека перейти в авиацию. В результате начало 1-й Мировой войны Бенно Фиала встретил пилотом Flik-1, и с первого дня боев он занялся разведкой передвижения войск неприятеля.
Но впервые Бенно отличился в воздухе, а на земле. Когда российские войска в Галиции начали неудержимое наступление на Австрию, Фиала поручили руководить поездом, вывозившим в тыл запчасти для самолетов его подразделения. Однако из-за стремительного наступления русских поезд попал в окружение. Под обстрелом русской пехоты машинист был ранен, и поезд стал замедлять ход. Ситуация казалась безнадежной – русские солдаты уже бежали к составу. И тут Фиала выскочил из своего вагона и под свистящими вокруг пулями бросился к паровозу. Несмотря на полученное ранение, он добрался до будки машиниста и дал полный ход. Благодаря героизму Бенно поезду удалось вырваться из окружения…
После года с лишним полетов на разведку на Русском фронте Бенно Фиала перевели на Итальянский фронт - во Flik-19. И там Фиала, летая над самыми окопами противника, тоже быстро зарекомендовал себя прекрасным корректировщиком артиллерийского огня. В этот период он и одержал первую свою воздушную победу (29 апреля 1916 г.). А 4 мая Бено отличился особо: сбил огромны итальянский дирижабль М-4.
В 1917 году Фиала окончил курсы акробатического пилотажа и был направлен в истребительную эскадрилью Flik-41J. Теперь, занимаясь исключительно охотой за аэропланами, Бенно стал быстро наращивать свой счет. Одной из наиболее выдающихся его жертв стал пилот 66-го британского эскадрона лейтенант Алан Джерард, имевший высшую награду Великобритании – «Крест Виктории». Когда в сентябре 1918 обер-лейтенанта Фиала отозвали с фронта на штабную работу, на его счету было уже 28 воздушных побед, и он имел высшую награду Австрии - орден Леопольда.

LINKE-CRAWFORD Franciszek (27 побед)
05 Кроуфорд (641x447, 164Kb)

Франтишек Линке-Крауфорд (1893-1918) был сыном поляка Войцеха Линке и англичанки Люси Крауфорд. Начало Великой войны Франтишек встретил в должности офицера драгунского полка; в составе этой части Линке-Крауфорд принял участие в первых кавалерийской боях. Однако вскоре позиционная война превратила кавалеристов в пехотинцев; сидение в окопах не соответствовало характеру молодого офицера, и в марте 1916 года Линке-Крауфорд перевелся в авиацию. Первое время он служил наблюдателем в разведывательной Flik-12, а после переучивания на пилота Франтишек вступил в 1917 году в руководимую известным летчиком Годвином Брумовски Flik-41J. С августа по декабрь 1917 Линке-Крауфорд одержал 13 побед, и стал считаться одним из лучших асов австрийской авиации. Поэтому в начале 1918 года он был назначен командиром истребительной эскадрильи Flik-60J; и вскоре выяснилось, что Линке-Крауфорд может быть не только удачливым пилотом, но и толковым руководителем. Он пользовался огромной популярностью у летчиков, и одной из причин этой популярности было то, что Линке-Крауфорд смело выдвигал на повышение подающих надежды солдат и сержантов, что в те времена в австро-венгерской армии встречалось крайне редко.
Блестящая карьера выдающегося аса была внезапно прервана 31 июля 1918 года. В ходе воздушного патрулирования австрийским самолетам пришлось вступить в схватку с британскими истребителями из 45-го эскадрона, которых вскоре поддержали «Анрио» HD-1 81-й итальянской эскадрильи. При подавляющем превосходстве противника в силах Линке-Крауфорд уже ничего не мог поделать. Ему оставалось только крутиться в головокружительных виражах, не допуская к своему хвосту вражеские самолеты. И в самый разгар этого отчаянного маневренного боя Авиатик-Берг Франтишека внезапно развалился на части. Австрийцы до сих пор считают, что Линке-Крауфорд погиб из-за технической поломки конструкции аэроплана, не выдержавшего бешеных перегрузок маневрирования. Однако среди итальянцев нашелся летчик, заявивший, что это он сбил вражеского аса. Это заявление подал пилот Альдо Астольфие, и итальянское командование зачло летчику подтвержденную победу. Эта победа была единственной победой Альдо за все время войны.
Всего за время участия в войне Франтишек Линке-Крауфорд выполнил около 300 боевых вылетов и провел 150 боев, в которых одержал 27 воздушных побед.

KISS Josef (19 побед)
06 Кисс и самолеты (650x442, 144Kb)

Венгерский дворянин Йозеф Кисс (1896-1918) с началом 1-й Мировой войны оставил учебу в техническом институте и вступил добровольцем в пехотный полк, отправлявшийся на Восточный фронт. Но уже в январе 1915 года Кисс был тяжело ранен в бою в Карпатах; после лечения он перевелся в авиацию. Всего через месяц после начала обучения Йозеф получил диплом пилота, и в мае 1915 он прибыл в отряд Flik-24, воевавший на итальянском фронте. Совершая разведывательные и бомбардировочные рейды, Кисс не упускал случая атаковать и встретившегося в воздухе врага. В результате за лето-осень 1916 года он на тяжелой 2-местной машине сбил 3 итальянских бомбардировщика, и еще одна победа не была ему подтверждена (самолет был сбит далеко над вражеской территорией, и свидетелей его уничтожения не было).
Осенью 1916 года Flik-24 был переформирован в смешанную истребительно-бомбардировочную эскадрилью, и Йозеф Кисс получил в пользование одноместный истребитель Бранденбург D.I. Этот самолет и помог ему добиться звания аса: за лето 1917 Кисс уничтожил на истребителе еще 4 вражеских самолета.
В начале октября 1917 года Йозефа перевели в истребительную эскадрилью Flik-55J, большинство пилотов которой составляли венгры. Здесь же служил лучший на то время ас Австро-Венгрии Юлиус Ариги, с который Йозеф вскоре очень сдружился. Этих двух асов взял себе в ведомые командир отряда Йозеф фон Майер, имевший на счету 7 побед. И с тех пор трио «фон Майер - Ариги – Кисс», прозванное сослуживцами «императорским звеном», стало настоящим ужасом для итальянцев. Но и в одиночных вылетах эти летчики оставались очень опасными для противника. Так, Йозеф Кисс отличился в одиночном вылете 15 ноября 1917 года, когда он в одном бою ухитрился сбить сразу два тяжелых трехмоторных бомбардировщика Капрони. Уничтожение даже одного такого аэроплана считалось редкой удачей, но два Капрони в одном бою до этого вообще никто не сбивал! О Киссе заговорили по всей стране, его портреты обошли все австрийские и немецкие газеты.
А 27 января 1918 года в очередном одиночном вылете Йозеф попал под внезапный удар четырех итальянских истребителей, во главе которых был опытный ас Сильвио Скарони. В первой же их атаке венгр был тяжело ранен; тем не менее, истекающий кровью Кисс умудрился «на бреющем» оторваться от преследователей. Однако на посадке терявший от боли сознание летчик потерпел катастрофу. Израненному Йозефу срочно требовалась операция, которую было невозможно провести в полевых условиях. Тогда приятель Кисса Юлиус Ариги втиснул искалеченного пилота в маленькую кабину своего истребителя, и отвез его в центральный госпиталь. Операция прошла успешно, и Кисс остался жив.
Он вернулся в свою эскадрилью в мае 1918 года; Киссу требовалось некоторое время, чтобы восстановить былое летное мастерство после вынужденного длительного перерыва. Однако в воздухе шли напряженные бои, эскадрилья несла потери, каждый пилот был на счету, и поэтому уже 24 мая 1918 года Кисс вновь поднялся в воздух – во главе звена, ведомыми в котором были молодые неопытные пилоты. В районе Вал Сугана австрийцы встретили истребители противника и вступили в бой, в котором не успевший восстановить свои силы Йозеф был сбит и погиб.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Асы 1МВ: великолепная пятерка австрияков (асы Австро-Венгерской империи) | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»