ГЕРМАНСКАЯ ЛЕГКАЯ ПРОТИВОТАНКОВАЯ САУ «HETZER»
(продолжение)
Первые серийные самоходки «Jagdpanzer 38» были выпущены заводом «ВММ» в апреле 1944 года. Но уже очень скоро стало понятно, что производственных мощностей пражского предприятия не хватит для выполнения армейского заказа на постройку за 1944 год 1000 боевых машин этого типа. Поэтому в июле к выпуску «Хетцеров» был подключен завод «Skoda» в Плзене. Но обстановка на фронтах (на востоке советские войска освободили всю оккупированную прежде территорию Советского Союза и вышли за границы СССР, а на западе союзнические войска высадились в Нормандии) заставляла немцев значительно расширять производство самоходок.
Командование Вермахта стало требовать от чешских заводов выпуска 1000 САУ уже не в год, а за каждый месяц! Однако скромные производственные мощности «ВММ» и «Шкоды» позволяли им построить за месяц (вместе!) максимум 100-110 «Хетцеров». Самым успешным для чехов стал январь 1945 года, за который они невероятным напряжением сил сумели выпустить 434 «Ягдпанцера 38» (289 «ВММ» и 145 – «Шкода»).
Цех завода фирмы «ВММ». Серийное производство «Хетцеров»
А затем начались массовые бомбежки Чехословакии американской авиацией, и темп выпуска боевых машин резко снизился. Например, в апреле из-за этого удалось изготовить только 117 «Хетцеров». Всего же до конца войны, за год производства, заводы «ВММ» и «Шкода» выпустили 2.584 самоходных установки «Хетцер» (в противотанковом варианте). Кроме того, на базе этой САУ было изготовлено 20 огнеметных машин «Flammpanzer 38», 30 САУ «Hetzer-Bison» со 150-мм пехотным орудием sIG 33, и более 180 невооруженных БРЭМ (бронированных ремонтно-эвакуационных машин) «Bergepanzer 38». Таким образом, общее число произведенных самоходок этого типа составило 2.827 единиц.

Огнеметная версия «Хетцера» - «Flammpanzer 38» (произведено 20 машин)
БРЭМ (бронированных ремонтно-эвакуационных машин) «Bergepanzer 38»
было построено на базе «Хетцера» более 180 экземпляров
Первыми «Ягдпанцеры 38» получили 731-й и 743-й противотанковые батальоны Резерва Главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung); каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и 3 самоходки в штабе батальона. Эти батальоны вступили в сражения с противником в июле 1944 года; именно тогда новенькие «Хетцеры» прошли боевое крещение (после которого дульные тормоза их пушек и «полетели в корзину»). В августе 1944 года «Хетцеры» начали поступать на вооружение противотанковых рот пехотных и егерских дивизий Вермахта, и войск СС. Кроме того, до конца войны «Ягдпанцерами 38» были вооружены еще несколько сформированных противотанковых батальонов Резерва Главного командования. С начала 1945 стали формироваться отдельные противотанковые взводы и роты «Хетцеров», входившие в импровизированные «соединения отчаяния», создаваемые из сошедших на берег моряков и гражданских людей - ополченцев (фольксштурма). Так же часто эти боевые машины заменяли собой недостающие «Тигры» в отдельных батальонах тяжелых танков.
Фактически почти все выпускавшиеся из цехов «Хетцеры» шли на вооружение Вермахта; в отличие от других образцов техники, истребителями танков немцы с союзниками не делились. Лишь наиболее верная союзница Германии – Венгрия – получила в декабре 1944 – январе 1945 годов 75 «Хетцеров»; да и то, вероятно, только потому, что сражение за Будапешт было жизненно важно для немцев – оно отвлекало значительные силы Красной Армии от наступления на Берлинском направлении. Любопытно так же, что две роты легких истребителей танков этого типа (28 машин) находилось в составе РОА - власовской Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта против Красной Армии.
Кроме сражения за Венгрию САУ «Хетцер» широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также на Западе - во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони и низкому силуэту, эта маленькая боевая машина являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад и быстро менять позицию. Юркий «Ягдпанцер 38» оказался практически идеальным оружием ближнего боя. Обычной тактикой этой самоходки был внезапный удар по противнику с замаскированной позиции, стрельба из-за укрытия, стремительный отход на новую позицию, вновь внезапное появление из-за нового укрытия, точный выстрел, и очередная смена укрытия. Такая тактика в соединении с малыми размерами, хорошей скоростью и камуфлированным покрытием самоходки приводили к тому, что противник терял несколько танков прежде, чем вообще понимал, кто же ему противостоит и откуда идет стрельба. Недаром советские танкисты, не зная названия «Хетцера», дали ему свое прозвище: «Оса».
Немалую роль в успехе этих дуэлей играло бронирование «Хетцера»: экипаж внутри закрытого боевого отделения был надежно укрыт от пуль и осколков, а расположенная под большими углами броня самоходки способствовала рикошетам многих попадающих в машину снарядов. Конечно, удар вражеского снаряда в более тонкий борт или корму становился для «Ягдпанцера» фатальным. Но самоходчики в бою старались не подставлять противнику эти стороны, удерживая врага на лобовых ракурсах. Лобовая же броня «Хетцера», расположенная под большим углом, достаточно хорошо «держала» попадания. Даже мощные 85-мм пушки советских КВ-85 и Т-34-85 начинали пробивать лоб «Хетцера» только с 400 метров, «Охотник» же поражал эти машины уже с 700. А танки англичан и американцев не пробивали лоб «Хетцера» даже на малых дистанциях, в то время, как «немец» бил их на расстоянии уже около километра! Лишь тяжелый британский «Черчилль» выдерживал на этой дистанции удары «Ягдпанцера», но и его броня «кололась» уже с 600 метров…
«Хетцеры» во время немецкого наступления зимой 1944-1945 гг в Арденнах
нанесли союзническим танковым войскам огромный урон
«Хетцер», признанный сегодня специалистами по бронетехнике лучшей легкой противотанковой самоходкой Второй мировой войны, активно использовался немцами на всех фронтах вплоть до последних дней боёв. Большинство «Ягдпанцеров 38» были брошены на борьбу с мощными танками Красной Армии, представлявшими собой серьезную опасность для Вермахта; для противостояния более уязвимым танкам американцев и англичан привлекалось намного меньше «истребителей». Так, например, на 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС имелось 915 САУ «Хетцер»; из этого числа 827 участвовали в боях: 726 воевали на Восточном, и только 101 — на Западном фронте. Однако остановить бронированные армады противника немецкие Панцерваффе так и не смогли, и война Германией была проиграна…
Конец войны. «Хетцеры», брошенные своими экипажами…
Интересно, что окончание войны не стало окончанием карьеры «Охотника». Эту самоходку осенью 1945 года официально приняла на вооружение своих бронетанковых войск чехословацкая армия. Конфисковав сдавшиеся в плен, собрав по полям сражений и отремонтировав, достроив из деталей, оставшихся на заводах, чехи и словаки получили 246 САУ «Хетцер» и 3 БРЭМ «Bergepanzer 38». Обозначенные безликим индексом ST-I, бывшие «Ягдпанцеры» поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, в 1948 году переформированных в 351-й и 352-й полки самоходной артиллерии. В этих частях истребители танков ST-I эксплуатировались до начала 1950-х годов, а затем - по мере поступления в Чехословацкую народную армию боевой техники советского производства - немецкие машины переводились в резерв и списывались. Кроме того, с 1946 года бывшие «Хетцеры» состояли на вооружении Швейцарии (под обозначением G-13). При этом швейцарские «Ягдпанцеры» в большинстве своем были не старыми изношенными самоходками Вермахта, а новенькими, только что построенными машинами. Пражский завод, вернувший себе довоенное обозначение «ЧКД», ради получения прибыли (швейцарцы платили валютой!) наладил массовое производство «Хетцеров», используя задел, оставшийся от немцев. Всего Швейцария купила 178 самоходок G-13, которые состояли на вооружении швейцарской армии до 1968 года.