До самого окончания 1-й мировой войны итальянские инженеры так и не научились проектировать боеспособные истребители – единственный принятый ими на вооружение отечественный самолет этого класса фактически не годился для маневренного боя, и из-за своих низких качеств использовался только во второй линии – в противовоздушной обороне тыловых объектов. Основу же истребительного парка итальянской авиации составляли французские машины – частично закупленные во Франции, частично построенные на итальянских авиазаводах по французским лицензиям.
Первым итальянским истребителем стал не предназначенный для такого применения двухместный полутораплан
НЬЮПОР-10. Этот самолет начали разрабатывать в 1914 году как спортивную машину, однако начало войны заставило французов завершить его создание в 1915 году уже как боевого самолета. Ньюпор получился для своего времени очень скоростным: при моторе всего в 80 л.с. он достигал скорости 140 км/ч! Поначалу Ньюпор-10 планировали использовать в качестве разведчика, поэтому и сделали его двухместным. Однако высокие летные данные аэроплана, его хорошие скорость, маневренность и легкость в управлении стали причиной того, что многие летчики начали использовать Ньюпор-10 как истребитель. Для облегчения машины некоторые энтузиасты переделывали его в одноместный аэроплан, самыми разными способами устанавливая на самолет оружие, из которого мог бы вести стрельбу сам пилот. Это ставшее почти повальным увлечение привело к тому, что и авиапредприятия тоже начали выпускать часть «десяток» в одноместном варианте – как истребитель. То же делали и итальянские авиастроители, приступившие к лицензионному производству Ньюпоров-10. Всего ВВС Италии получили 260 экземпляров этого самолета, большинство из которых итальянские летчики активно использовали в воздушных боях именно в качестве истребителя.
А с весны 1916 Ньюпоры-10 стали постепенно вытесняться из итальянских эскадрилий новым, теперь уже не самодельным, а специализированным истребителем
НЬЮПОР-11. Этот одноместный полутораплан представлял собой значительно уменьшенный и облегченный вариант «десятки» (из-за чего он получил прозвище «Бебе» - «Малыш»). Более скоростной и маневренный, чем Ньюпор-10, «Малыш» быстро обрел популярность среди летчиков. Именно благодаря «Малышу» пилотам Антанты в 1916 году удалось ликвидировать немецкое превосходство в воздухе, захваченное германцами летом 1915 при помощи своих «Айндеккеров». Несмотря на относительно маломощный мотор, Ньюпор-11 обладал неплохими скоростными качествами (при том же 80-сильном моторе «Малыш» разгонялся до 156 км/ч), отличной маневренностью, а главное - был очень прост в пилотировании. Вооружался «Бебе» одним пулеметом, жестко закрепленным на верхнем крыле. Такая установка осложняла прицеливание и перезарядку оружия, однако вынос пулемета вверх при стрельбе исключал возможность отстрела лопастей собственного винта. Ньюпор-11 быстро обрел популярность среди летчиков, и на нем летали многие итальянские асы. Всего ВВС Италии получили 646 «Малышей», 103 из которых поступили из Франции, а остальные 543 были построены самими итальянцами на своих предприятиях.
В начале 1917 года в итальянские авиачасти начала поступить новая версия французского истребителя –
НЬЮПОР-17. Это была модификация все того же истребителя-полутораплана «Бебе». Она отличалась от «Малыша» более мощным мотором (110 л.с. дали скорость до 165 км/ч), крылом увеличенной площади и усиленной конструкцией планера. Важным нововведением стало появление на «семнадцатом» синхронизатора, что позволило перейти к оптимальному для истребителя размещению вооружения – на капоте мотора, прямо перед пилотом. Такое положение пулемета позволяло летчику точно прицелиться, а при необходимости быстро перезарядить пулемет или даже устранить задержку в стрельбе. Правда, объем поставок этих самолетов из Франции был невелик – «семнадцатый» требовался в больших количествах французским ВВС; поэтому итальянцы наладили выпуск Ньюпоров-17 на своих предприятиях (построили 150 экземпляров). Так что общее число «семнадцатых» в ВВС Италии вряд ли превышало 200 единиц. Тем не менее, этого количества хватило для частичного вооружения Ньюпорами-17 11-ти итальянских эскадрилий. Но уже к концу лета эти машины перестали соответствовать требованиям войны, и их стали переводить в учебные, заменяя новыми, более совершенными истребителями.

В марте 1917 начались поставки из Франции в Италию скоростных истребителей
SPAD S.7C1; в течение весны итальянцам прислали 214 таких бипланов. Французы считали СПАДы своими лучшими истребителями (при моторе в 150 л.с. они достигали скорости в 192 км/ч). Однако итальянские пилоты не разделяли этого мнения. СПАДы не пользовались у итальянцев популярностью – они предпочитали пусть и менее скоростные, но более маневренные Ньюпоры и Анрио (о Анрио речь подробно пойдет ниже). Поэтому, хотя поначалу СПАДами были обеспечены девять истребительных эскадрилий, к зиме 1917-1918 гг на этом типе самолета продолжали летать уже только две эскадрильи. Да и те в это время перевооружались на более современную версию этого истребителя - на
SPAD S.13C1. «Тринадцатый» СПАД был оснащен более мощным мотором, давшим самолету прибавку в скорости на 30 км/ч (мощность мотора – 220 л.с., скорость самолета - 220 км/ч). К тому же он имел более сильное вооружение (2 синхронных пулемета против 1 на «семерке»). Французы отправили итальянцам 273 истребителя SPAD S.I3C1; но в Италии с ними повторилась та же история: поначалу этими самолетами итальянцы полностью или частично вооружили 11 эскадрилий, но к моменту окончания войны и эти СПАДы остались только в четырех эскадрильях.
А самым любимым и самым многочисленным истребителем в ВВС Италии стал французский истребитель
АНРИО HD-1. Этот самолет длительное время составлял основу итальянской истребительной авиации; к тому же он не был принят на вооружение во Франции, а из 1.145 произведенных истребителей HD-1 подавляющее большинство было построено именно в Италии. Так что Анрио HD-1 по праву можно назвать итальянской машиной, и ниже будет дана более подробная информация по этому истребителю.
Hanriot HD-1 (1916 г)
ТТХ Анрио HD-1:
Двигатель: 1х110 л.с., вес пустого: 400 кг, вес взлетный: 605 кг, скорость: 185 км/ч, потолок: 6.000 м, продолжительность полета: 2,5 часа. Вооружение: 1 синхронный пулемет. Экипаж: 1 человек.
HD-1 - первый серийный самолет собственной разработки французской фирмы «Анрио» (ранее «Анрио» строила самолеты, созданные другими фирмами). Самолет представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан, и принадлежал к тому же классу легких истребителей с ротативными двигателями, что и полуторапланы Ньюпор. При этом HD-1обладал более чистой аэродинамикой, чем Ньюпор, да и конструкция планера у него была прочнее. Тем не менее, руководство французской авиации отказалось от удачной новинки. Генералы продолжали делать ставку на массово выпускавшиеся и уже зарекомендовавшие себя в боях Ньюпоры. А так же рассчитывали на скорое появление истребителя SPAD с мотором жидкостного охлаждения, обеспечивавшим этой машине высокую скорость. Однако отвергнутым французами аэропланом заинтересовалось военное ведомство Италии, остро нуждавшееся в современных истребителях. Итальянцы купили лицензию на HD.1, и с ноября 1916 г начали серийное производство этой машины. До конца войны фирма «Ньюпор-Макки» построила 831 экземпляра HD-1 (некоторые издания говорят даже о 901 построенном итальянцами Анрио), да еще 100 таких истребителей прибыли в Италию из Франции, с завода фирмы «Анрио». Таким образом, ВВС Италии за время войны получили около 1.000 HD-1 - при общем выпуске этого самолета всего в 1.145 единиц!
Первые партии построенных итальянцами Анрио были отправлены в авиашколы – будущие летчики-истребители уже изначально готовились управлять именно этим самолетом. К началу лета 1917 года на Анрио HD-1 полностью перевооружились 6 истребительных эскадрилий, а за лето-осень 1917 Анрио стал основным истребителем ВВС Италии – из имевшихся у итальянцев 18 истребительных эскадрилий 16 летали на HD.1. Этот истребитель играл очень важную роль во многих воздушных сражениях, помогая своими высокими летными данными воевавшим на них летчикам одерживать все новые и новые победы. В общей сложности на самолетах Анрио HD.1 летало не менее 19 итальянских асов!
Правда, в 1918 году количество итальянских эскадрилий, вооруженных HD.1, несколько сократилось - часть летчиков пересела на новые, более скоростные СПАДы. Ведь отличная для 1916 года (когда она была создана) машина к началу 1918-го уже стала уступать по летным данным новейшим немецким и австрийским истребителям. Тем не менее, даже с появлением в ВВС Италии более современного и скоростного СПАДа, HD.1 несколько уступил, но не сдал свои позиции: и в 1918 году почти половину итальянского истребительного парка по-прежнему составляли Анрио, которые продолжали довольно успешно сражаться с врагом. Пусть и в уменьшившемся количестве, HD.1 оставался в строю авиации Италии не только до самого конца войны, но и после – вплоть до 1926 года! Такой долгий для тех лет срок службы аэроплана говорит о высоком уровне разработки этого самолета, созданного еще в середине войны. А ведь в то время бурного развития авиации значительная часть только что созданных истребителей устаревала и сходила со сцены в течение буквально нескольких месяцев после появления на фронте…
Ansaldo A.1 «Balilla» (1918)
ТТХ Ansaldo A.1 «Balilla»
Двигатель: 1х220 л.с., вес пустого: 640 кг, вес взлетный: 885 кг, скорость: 220 км/ч, потолок: 5000 м, продолжительность полета: 2 часа. Вооружение: 2 синхронных пулемета. Экипаж: 1 человек.
После того, как попытка оружейного концерна «Сосьета Джованни Ансальдо» создать истребитель провалилась, завершившись «перепрофилированием» аэроплана SVA в разведчик (об этом самолете будет рассказано в другой статье), за дело взялся инженер Джузеппе Брецци, решивший все-таки превратить неудавшийся аэроплан в воздушного бойца. Он полностью переработал бипланную коробку, значительно увеличив размах нижнего крыла (это превратило полутораплан в полный биплан), а так же усовершенствовал целый ряд других элементов самолета. Наиболее оригинальным его нововведением стал… сбрасываемый топливный бак. При угрозе возникновения пожара пилот мог поворотом рычага избавиться от основного 140-литрового бака, который вываливался через люк в днище, а самолет совершал в этом случае посадку на топливе, поступавшем в мотор несколько минут самотеком из маленького бачка в центроплане верхнего крыла.
Облет и доводка модернизированного самолета начались летом 1917, и продолжались до конца года. В декабре новый истребитель испытали лучшие итальянские асы, которые остались недовольны его маневренностью, а особенно – потерей высоты на виражах и глубокой просадкой при выходе из пикирования. Новые переделки почти не исправили положения – скоростной и высотный, самолет, несмотря на все старания инженеров, продолжал оставаться инертным и неповоротливым, трудным в управлении. Он был почти непригодным для маневренной схватки – главного в то время вида боя истребителей. Тем не менее, из-за отставания устаревавших итальянских Ньюпоров и Анрио от новых австрийских и немецких истребителей, а так же нехватки в частях более современных СПАДов, командование было вынуждено принять Ансальдо на вооружение, как «условно годный», и сделать заказ на серийное производство. Таким образом, Италия получила свой первый истребитель отечественной разработки.
Первая партия истребителей, обозначенных как Ансальдо А.1 «Балилла» (Балилла - имя итальянского героя 17 в), поступила в части только в июле 1918 г. Всего до конца войны было построено 200 «Балилл», из них 166 (по другим сведениям 186) успели поступить в авиачасти. Правда, из-за плохой маневренности эти самолеты применяли только в системе тыловой ПВО. Соответственно, и боевая эффективность истребителей Ансальдо за четыре месяца участия в 1-й мировой оказалась мизерной: на счету «Балилл» был всего один сбитый самолет-разведчик противника. Но после окончания войны благодаря умело поставленной рекламе самолеты Ансальдо были распроданы в разные страны. В частности, более 30 «Балилл» состояли на вооружении молодого польского государства и использовались в советско-польской войне (причем с обеих сторон – Красной Армии досталось от поляков несколько трофейных Ансальдо).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…