• Авторизация


Европейское барокко в ДУБРОВИЦАХ 07-07-2012 23:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня мы посетили удивительное место — усадьбу Голицыных в Подольском районе в посёлке Дубровицы. На дорогу ушло часа полтора, но мы нисколько не пожалели, потому что та невероятная красота, которая ждала нас, превзошла самые смелые ожидания!
[523x700]
Информацию о храме Знамения в Дубровицах я нашла в интернете совершенно случайно и сразу же поняла, что эту роскошь должна увидеть вживую своими собственными глазами. Храм производит невероятное впечатление! Кажется, что кто-то по мановению волшебной палочки забрал его откуда-то из Италии, западной Германии или Австрии, и перенёс на юг Подмосковья, на окраину Подольска. Невозможно поверять, что это чудо конца XVII — начала XVIII века появилось здесь три с половиной столетия тому назад и УЦЕЛЕЛО до наших дней!
[350x469] [350x469]
Храм Знамения в Дубровицах — безусловный шедевр барочного строительства, причём, аналогов которого нет ни в Москве, ни в Подмосковье (я плохо знаю Петербург, чтобы утверждать, что и там его нет, хотя это очевидно хотя бы потому, что столица на Неве строилась позже активного применения этого стиля в искусстве).
[700x525]
По сути, эта церковь — редчайший пример западноевропейского (вероятнее всего, итальянского) барокко на русской земле!
[700x525]
[700x525]
Точной информации о строителях и скульпторах, работавших над этим храмом, на данный момент нет. Единственным адекватным свидетельством, которое можно расценивать как фундамент для дальнейших исследований, является «Вероятное известие о знаменитом храме…», написанное священником Сергием Романовским более двухсот лет тому назад, в эпоху, когда Дубровицами владел князь Григорий Александрович Потёмкин. Ориентировочное время написание этой работы — 1874-1887 годы.
[700x525]

В своём труде Романовский не указывает ни имени архитектора, проектировавшего и строившего храм, не имён мастеров, работавших на его отделке, уточняя лишь, что это были итальянцы. Со своей стороны, я не могу не согласиться с этим мнением, по крайней мере, относительно интерьеров храма. Внутреннее убранство совершенно точно сделано итальянцами, поскольку работы такого высочайшего уровня могли выполнить в то время только их мастера. Глядя на фотографии фасадов храма до поездки, мне казалось, что к ним мог иметь отношение и восточно-европейский мастер, но теперь, после натурного взгляда, я бы «поставила» на итальянца или француза. Вернее, группу итальянцев или французов, разумеется, так как работы такого масштаба осуществляло множество людей...
[522x700]
Сложно сказать, почему Сергей Романовский не называет имён строителей шедевра. Для этого, на мой взгляд, есть два объяснения — либо он просто не знал их, либо строители принадлежали к иной церковной концессии и их имена были умышленно «запамятованы». Не со зла, а просто потому, что сама церковь как дом Бога значила для священника времени князя Потёмкина больше, чем какие-то там иноверцы (что можно, в принципе, понять).
[350x469] [350x469]
Современная исследовательница, принявшая постриг, Елена Филипович (в миру Эльвира) ратует за российских мастеров и утверждает, что резчики по дереву Подольского района славились своим искусством. Однако, как бы ни была привлекательна эта позиция с точки зрения патриотических настроений, с точки зрения архитектуры она не имеет под собой абсолютно никаких доказательств и основания, поскольку, какими бы искусными не были резчики (в большинстве своём, заметим, крепостные), они просто не могли видеть аналогов подобной скульптурной сказки в Италии/Германии/Франции, т.к. знаменитое «окно в Европу» было прорублено Петром I позже начала строительства храма, а церковь представляет собой творение абсолютно западно-барочное.
[700x525]
Заложен Дубровицкий храм был 22 июля (по старому стилю) 1690-го года во имя чудотворной иконы Знамения Божией Матери (как утверждает всё та же Елена Филипович), однако, в отношении имени храма тоже возникает ряд вопросов. Во-первых, первая деревянная церковь, которая появилась на месте нынешней в 1662-м году, была освящена во имя пророка Божия Илии, а, как правило, имя храма передавалось и более поздним его воплощениям; во-вторых, в интерьерах церкви, помимо местночтимой иконы Божией Матери Знамение, отсутствует всякий намёк на Знамение, что, учитывая богатейший декор храма, не может быть упущением.
[700x525]
Чудесный храм, которым мы с вами восхищаемся сегодня, был построен при князе Борисе Алексеевиче Голицыне и при содействии самого императора Пётра Первого, который даже присутствовал при освящении храма в 1704-м году вместе со своим сыном Алексеем Петровичем. Уровень князя Голицына и его приближённость к Петру также свидетельствуют в пользу западного мастера. С. Романовский по этому поводу пишет: «…доставив самого в знании превосходнейшего архитектора, родом итальянца».
[700x525]
Внутри храма снимать нельзя, но мы втихаря сделали несколько кадров, поскольку службы не было и многие туристки заходили внутрь даже и без платков (мы свои привезли с собой и вошли как полагается), так что некоторое представление об интерьерах необыкновенной церкви вы из моего поста получить можете. Спасибо моему дорогому другу Виктору, который сумел наснимать столько интерьеров!;)
[700x525]
[350x467] [350x467]
[350x467] [350x467]
Весь храм декорирован скульптурой, так что за одну поездку не представляется возможным даже просто рассмотреть и осознать всю его масштабность! Удивительно богато декорирована нижняя часть храма, нигде в России я не видела подобного. Причём, мелкие элементы вырезаны с удивительной точностью и скрупулёзностью, не обобщённо, что опять-таки показывает руку уверенных мастеров, а не любителей. По верху основного объёма храма стоят скульптуры ангелов с атрибутами страстей Господних: лестницей, терновым венком, копьём…
[350x469] [350x469]
[350x469] [350x469]
[700x525]
Внизу храма также расположены скульптуры, но определить, кто это, с первого взгляда невозможно. Мне кажется, сочетание фигур взрослого человека и ребёнка (маленькие фигуры сохранились весьма фрагментарно, но всё-таки угадываются) говорит о том, что речь идёт о преемничестве Старого и Нового заветов, особенно, принимая во внимание то, что Взрослый кладёт книгу или руку на голову Ребёнка.
[350x469] [350x469]
Венчает храм массивная, но выглядящая очень воздушной, корона.
[700x525]
Е. Филипович опять-таки видит в этой короне символ шапки-Мономаха, упуская из виду тот факт, что в период строительства храма подобные «вольности», так же, как и богатое скульптурное убранство как внутри, так и снаружи храма, могли себе позволить только «свободомыслящие» европейцы. Русские мастера ни по менталитету, ни по факту не могли установить на куполе храма корону, тем более, что в православной традиции это не применялось. Даже спустя полвека официальная православная церковь не разрешила архитектору Д.В. Ухтомскому декорировать Троице-Сергиеву Лавру скульптурами куда более «скромными», чем путти, во множестве украшающие этот храм, а уж корона и вовсе вызвала бы бурную реакцию в среде церковников. Подобный храм мог появиться только в провинции, на частной земле и благодаря рукам западных мастеров. ИМХО.
[350x469] [350x467]
В общем, не буду утомлять вас и далее своими мыслями по поводу авторства храма в Дубровицах, а просто порекомендую обязательно съездить туда самим и увидеть этот шедевр своими глазами!
[700x525]

Продолжение следует...
В следующем посте будет рассказ о главном доме усадьбы в Дубровицах и симпатичные виды природы. Спасибо за внимание!!!

P.S. Фотографии ©мои, ©Е.В. Ухановой и ©В.В. Мурзина-Гундорова.

P.S.S. Добраться до Дубровниц можно следующими способами:
* электропоездом с Курского вокзала до станции Подольск, далее автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы;
* от станции метро «Южная» автобусом № 417 до пос. Дубровицы;
* автотранспортом по Варшавскому шоссе через г. Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская» (указатель установлен около Центрального архива Министерства обороны РФ), далее поворот направо и ехать прямо до пос. Дубровицы.
Адрес: 142132, Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Тел./факс: + 7(4967) 65–16–44

Официальный сайт храма: http://www.dubrovitsy-hram.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
И-В-А 09-07-2012-10:20 удалить
В Питере своё "Петровское" борокко.
По моему необычная для барокко воздушная красота. А в Питере своё барокко: и петровское, и елизаветинское (русское, растреллиевское) :clapping
Only_Kivet 10-07-2012-09:41 удалить
вау я тоже не слышала и не видела )) интересно
RIGHT 10-07-2012-21:18 удалить
церковь восхитительная... и внешний декор, и купол в виде короны.. и интерьер! сносит крышу - не большие ни меньше :)
Прочитал, и обратил внимание, что фундаментальное в тебя - "УЦЕЛЕЛО". Как приехал, маман оставил книги и показал часть фоток. У неё тоже неоднократно сорвалось: "УЦЕЛЕЛО?!" Обратил внимание в одной из книг на дореволюционные фотографии иконостаса. Учитывая фото-фиксацию, он подлежит реставрации. Видимо за годы советской власти, накладная резьба подверглась частичным утратам.
Убранство, конечно, выше всех восторгов... Символика сочетает мотивы библейских сюжетов, так и элементы частного характера в изображении ктиторов из семьи князей Голицыных. На второй день после возвращения, просматривая весь совместно отснятый материал, у меня мелькнула догадка об авторстве памятника. Почти уверен, что направление мысли указало откуда был, если ни автор, то уж мастера точно... Пока кричать об этом рано, необходимо всё сопоставить. Ещё раз спасибо, там замечательно и продуктивно съездили. Голова продолжала варить и после шампанского, когда я нёс осмысленный бред.
Polina_Ukhanova 11-07-2012-23:03 удалить
Ответ на комментарий И-В-А # И-Р-И-Н-К-А, это да, но, полагаю, оно всё-таки иное, ближе к классицизму, хотя тоже роскошное!
Polina_Ukhanova 11-07-2012-23:07 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Образцов # Владимир_Образцов, расстрелиевское одно из самых красивых, на мой взгляд!
Polina_Ukhanova 11-07-2012-23:08 удалить
Ответ на комментарий Only_Kivet # Only_Kivet, и очень красиво!!!
Polina_Ukhanova 11-07-2012-23:08 удалить
Ответ на комментарий RIGHT # RIGHT, это точно! Сносит в прямом смысле! Невозможно оторвать взгляд...
Polina_Ukhanova 11-07-2012-23:10 удалить
Ответ на комментарий Поручикъ_Мирославский # Поручикъ_Мирославский, ты не нёс никакого бреда! А шампанское, иногда, очень даже помогает варить голове;)))
Ответ на комментарий Polina_Ukhanova # Возможно, это надуманое. Когда смотрю на Зимний дворец, вспоминанаю ритмичный ряд берёзовых колок на границе Алтайского края и Новосибирской области. По моему, в расстреллиевском барокко много от российских просторов.
Polina_Ukhanova 12-07-2012-00:35 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Образцов # Владимир_Образцов, почему же надуманно? Я думаю, что он, как человек творческий, не мог не перерабатывать, не сублимировать в архитектуру свои личные эмоции, своё восприятие России...
Ответ на комментарий Polina_Ukhanova # Хорошо, если так...
Кое-что придумал, потом поделюсь.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Европейское барокко в ДУБРОВИЦАХ | Polina_Ukhanova - Дневник Polina_Ukhanova | Лента друзей Polina_Ukhanova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»