Овладеть вниманием аудитории можно, только заранее зная, чем живет аудитория в данный момент, поэтому никогда не отказывайся "прощупать" аудиторию непосредственно перед началом доклада. Приходи на доклад за 10-15 минут до начала, проберись в самую гущу твоих будущих слушателей и проделай следующее:
Раньше всего прикинь на глаз, сколько человек собирается тебя сегодня послушать. Это тебе необходимо знать, чтобы заранее подумать о количестве минут, на которое ты можешь растянуть свой доклад, о тоне и темпе своей речи.
Затем определи также на глаз преобладающий возраст и пол своей аудитории - со стариками и молодыми, мужчинами и женщинами надо будет говорить по-разному (не по существу, а по форме).
Теперь от наблюдения перейди к выборочному опросу, к анонимной анкете. Присаживайся к одной, другой группе ожидающих и исподволь "выпытывай", как товарищи узнали о твоем сегодняшнем докладе, что их особено интересует в этом докладе, какова их точка зрения на такое-то разрешение вопроса. Спрашивай смело, не бойся, как бы ты преждевременно не "открылся" аудитории - ты не артист, тебе даже выгодно до доклада завести знакомство с аудиторией. Когда ты появишься на трибуне, несколько человек встретят тебя как старого знакомого и тебе легче будет связаться с аудиторией.
Самое трудное - овладеть вниманием аудитории в первые моменты. Подраздели свою аудиторию на несколько участков. Направь все свое внимание на 1-й участок, не своди с него глаз в течение 30-40 секунд. Первый участок успокоился. Проделай то же самое с другими участками. Не бойся, что у тебя на это уйдет много времени - каждый участок потребует у тебя не больше минуты, но зато через 3-4 минуты ты будешь иметь успокоившуюся аудиторию и начнешь доклад.
Помни о начале доклада - от него зависит многое.
Никогда не надейся на то, что начало доклада придет само собой - по электричской волне от аудитории к докладчику. Лучше всего, если у тебя для каждого доклада будет заранее приготовлено несколько начал - вступлений.
Мы различаем несколько типов вступлений к докладу:
1. Программа доклада. 2. Цели и задачи доклада. 3. Определение сущности вопроса. 4. Справка. 5. Исторического характера. 6. Полемического характера. 7. Политического характера. 8. Анекдотического характера. 9. Воспоминание. 10. Призыв.
Старое надоедает; интересует и волнует человека в первую очередь новое, неиспытанное - на этом зиждется стремление переменить образ жизни, завести новые знакомства, видеть новые места и слышать "новое слово". Но есть ряд тем и вопросов, по которым ничего нового уже не скажешь. Единственный выход в этом случае - старое содержание облекать в новые формы.
Время от времени "разряжай" слишком напряженную, сугубо-серьезную атмосферу, сложившуюся в аудитории:
а) приготовь заранее и расскажи к месту какой-нибудь интересный случай;
б) приведи кстати какой-нибудь яркий пример;
в) нарочно сделай совершенно неожиданный вывод из того или иного положения;
г) вызови аудиторию на реплику и тут же рагируй;
д) "отшлепай" остро и едко врага;
е) пожури отечески аудиторию (не делай этого, если ты моложе аудитории);
ж) мягко и осторожно, чтобы не обидеть, подтруни над кем-нибудь из твоих слушателей;
3) брось в гущу аудитори несколько таких воросов, на которые она сумеет дать коллективный ответ, и суммируй эти ответы.
Сдеди во время твоего выступления за настроением и поведением аудитории и в соответствии с этим сокращай или дополняй содержание, перестраивай план, меняя общий тон.
Об одном только помни - нельзя угодть всем, надо удовлетворять интересы и запросы большинства.
(И.В. Ребельский. Азбука умственного труда. Десятое издание дополненное и исправленное. - Издательство МНСПС "Труд и книга", 1929).
[458x700]