Мы экономим место и человеческие ресурсы – детские книги живут недолго.
Даже не в том смысле, что гибнут, а просто перестают интересовать.
Конечно, есть книги долгоиграющие, но на сегодняшний день их мало. Оттого, и ещё по паре причин, мы давно уже берём книги в библиотеке.
Но вот как раз перед переездом, за несколько недель до, если быть точным, мы все книги вернули. Не хотели потерять среди коробок, да и платить штрафы тоже особо не хотелось.
Это, мудрое на первый взгляд, решение, обернулось сущим кошмаром. Мы бесконечно тасовали свои небольшие запасы, которые сын знал наизусть, чтобы выбрать историю перед сном. Из спальни и я и сын уходили измученные – он в страну снов, а я – прийти в себя.
Тем не менее, процесс отхода ко сну в те вечера,
когда им занимался папа, проходили на удивление мирно.
Мамская гордость бунтовала, но каждый вечер я терпела поражение, так что сие чувство было упаковано и засунуто в…, а я спросила мужа как ему это удаётся.
Ответ меня потряс: папа рассказывал истории сам. И не просто истории, истории про самого сына.
Сказительство, с гуслями или без, я всегда считала уделом персонажей сказочных.
Ведь надо и фантазию маленького слушателя стимулировать (книжки-то с картинками нет), и сюжет придумать свой, совпадающий с принципами воспитания, но при этом не занудно дидактический, а захватывающий внимание.
Я даже не сомневалась, что у меня не получиться: фантазия, терпение, воображение – где их в таких количествах взять.
А тут оказывается, искусством высшего пилотажа владеет муж.
И когда он мне рассказал свои секреты – жить стало легче всем, а я пополнила свою коллекцию умений.
Секрет в том, что секрета нет. Есть формула и её объяснение.
Первое, каждый ребёнок обожает слушать про себя, впрочем, как и каждый взрослый.
Попробуйте начать разговор фразой :
«Мне тут про тебя рассказывали…» Внимание собеседника обеспечено вам на 100 процентов.
Вот она, формула…
Кто ----- ваш ребёнок, конечно.
Где и с кем находится в начале сказки: живёт, гуляет и так далее ------ вариаций много, в зависимости от настроения и свободы от правил. Ведь это житьё-бытьё не должно абсолютно соответствовать несказочной реальности, у нас сказка, а потому могут оживать игрушки и приходить в гости чудеса.
Когда------- Выбирается время суток или внезапность происходящего, однажды… пошел куда?
Зачем-------можно придумать идею похода, лучше что-то из мира ребёнка. Пошёл заблудился и стал искать дорогу домой, решил подарить папе или маме на день рождения камушек с берега моря. Воруйте сюжеты знакомых мультов или книг без зазрения совести.
Там встретил кого? Там нашел что? ------ Надо создать напряжение и сопереживание.
Помог как? Кто помог герою, если что-то пошло не гладко?
Финал ----- победил, отыскал, разгадал
Вернулся домой и все зажили счастливо, это неизменный компонент.
Итак…
Мальчик [девочка / кукла]
жил в лесу [на ферме / в большом городе/ гостил у бабушки/ был в детском саду/ учил уроки в школе/ пошёл в магазин/ гулял в лесу]
с мамой-папой [сестрой / бабушкой-дедушкой/ друзьями / одноклассниками]. Однажды он пошел на ферму [в большой город / в лес/ за красивым шариком/ к полке с томатным соком]
и там встретил козу [робота / эльфа/ строгую продавщицу/ маленькую девочку].
У козы болели зубы [сломалась рука / потерялось крыло/ потерялись родители/ ключ от магазина]
и мальчик решил помощь козе. Вместе они пошли искать лекарство [волшебника/ космический корабль/ родителей/ чудесный колодец].
Потом они забрели в лес [заброшенный дом/ на пустынную улицу/ в цирковой шатёр].
И заблудились. Им показала дорогу белочка [суслик/ птичка/ Винни-Пух].
Они нашли лекарство от зубов в волшебном колодце [дупле/ гнезде/ под пеньком] ,
коза сказала: «Спасибееее». После этого мальчик вернулся домой и зажил счастливо вместе с мамой-папой до следующих приключений. Хэппи-энд.
Это, конечно, костяк, сухие факты. Помните, в школе учили писать план сочинение. На эту леску надо щедро нанизать событий, описаний, подробностей. Но поверьте, когда есть костях истории, задача эта не так уж сложна. Чем чаще рассказываешь, тем глаже начинает литься повествование, тем замысловатее становятся сюжеты, тем легче придумывать детали и повороты событий.
А уж более благодарного и, что самое главное, всепрощающего слушателя, чем ваш ребенок, найти вообще невозможно!
Постскриптум: можно сделать мини кукольный театр или куклы на пальцы, чтобы было легче рассказывать. Самое замечательно – со временем вы начинаете придумывать сюжет вместе, а значит задействуете воображение и фантазию чада.