Трубы Апокалипсиса. Так бы я назвала образы, созданные Андреем Рублевым.
Страшный суд русского мастера сильно отличается от западноевропейского его представления с разделением людей на праведников и грешников, одни из которых возлетают в Эмпирею, другие – низвергаются в ад и страшные мучения.
Трубы Апокалипсиса – это не пытки и не деление на хороших и плохих. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.
Из грозного события сцена Страшного суда превратилась под кистью Андрея Рублева в торжество человеколюбия.
Фрески находятся в Успенском соборе Владимира и является памятником культуры, взятым под охрану ЮНЕСКО. Глядя на удивительные фрески, сравнивая их с картинами Босха, понимаешь, чем русский национальный характер отличается от западно-европейского с его стремлением задавить, не дать, уничтожить, заставить.Столь же строги и образы страшного суда XII века на иконах и фресках того периода.
«Каждому воздастся по делам его» – было лозунгом того, что свершится в конце времен. Андрей Рублев жил на сто лет раньше Босха (родился в 1360 г.) и стал завершающей точкой в формировании образа русского национального характера и русской иконописной школы. Отличительная особенность рублевской школы - доброта, любовь и жертвенность.
Суд Божий не может быть справедливым и праведным, потому что несть человек, который поживет и не согрешит. Суд может быть только милостью Божией и ничем иным. Милость на Страшном суде значительно важнее и сильнее, чем наказание, важнее страха адских мучений, которыми полны картины Босха.«Никогда не говори, что Судья справедлив, ведь если бы Он был справедлив, мы все были бы осуждены».
Бог требует только любви и милости и Сам есть Любовь. Что есть человек перед силами стихии? Песчинка, червь, раздавить которого не составит никакого труда. И так ли уж будет велик Бог, если начнет расправляться с беззащитными? Сила Бога не в этом и не ждет Он от человека безгрешности. Судный день для всех воскресших – это встреча, встреча первого дня Нового мира и Нового неба, встреча с милостивым Судиёй.Так думал русский иконописец, когда приступал к росписи западной стены собора. Он опирался на образы живых русских людей, с которыми встречался, разговаривал, кто только что одолел татаро-монгольское иго на Куликовом поле. Страшный суд Андрея Рублева – это, прежде всего, память об ушедших поколениях, создавших землю русскую, воздаяние тем, кто уже никогда не вернется из боя.
Но это обращение не только к тем поколениям, что жило до Андрея, но и взгляд в будущее, навстречу грядущему поколению, которое еще будет жить после. Страшный суд - это ожидание встречи всех, кто в Судный день восстанет из гробов, кого отдаст Земля и Море, кого встретит Спаситель. Таким был замысел Андрея, когда он приступал к росписи сводов храма.
Нужно было показать единство и соборность всего человечества, идею, взятую у Сергия Радонежского. И он начинает. Начинает роспись с западной арки свода под хорами.На самом верху арки Андрей изображает круг, в который вписана огромная полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных.
В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).
В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них.
Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.
Ниже образов пророков изображены архангелы с трубами, возвещающими воскресение мертвых для Страшного суда. Под образом пророка Исайи – архангел Гавриил с поднятой кверху трубой; напротив, под царем Давидом, с опущенной к земле трубой - архангел Михаил. Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы.Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску именно с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда.
Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда. Главная фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами: херувимами и серафимами с добрыми глазами. Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.Над Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое небо и отживший мир со старыми светилой, луной и звездами, который должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.
Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки.
На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа. На южной - Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они идут на встречу, которая должна принести только радость и свет. Апостол Матфей под кистью Андрея - тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям. Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда. Андрея Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город . Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север, к славянам, в Новгород. Андрей у Рублева – крепкий с широкими плечами и крепкой шеей человек, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем. В в арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегущие по внутреннему кругу, опережая друг друга: медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу
Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.
Пройдя дальше, в южном своде перед иконостасом, Андрей Рублев создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. Праведников сопровождают Павел и Петр. Апостол любви, Павел, изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною…». Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. В толпе праведников можно различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Напротив «Шествия праведников в рай» размещен сам рай с восседающими в нем праотцами: Авраамом, Исааком и Иаковом.
Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым ложем мы видим благоразумного разбойника.
Из всех персонажей "Шествия..." особенно поражает лик апостола Петра, о котором много написано. Петр в изображении Андрея – это сама любовь, чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая. Это те черты, которые Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость, чистосердечие и открытость. Такими он словно завещал всем нам оставаться всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»
С этими чудными росписями Андрея Рублева резко контрастирует иконостас, пришедший совсем из другой эпохи, видя который монах и исихаст Андрей стоял бы в таком же изумлении и оторопи, в каком многие стоят, не понимая, как и когда произошел тот великий слом веры, в котором уже нет места Андрею...