Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strad-tь «страдание») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях.
1 Вход Господень в Иерусалим
2 Вечеря в Вифании / Омовение ног Иисуса грешницей
3 Омовение ног ученикам
4 Тайная Вечеря
5 Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников
6 Моление о чаше
7 Поцелуй Иуды и арест Иисуса
8 Иисус перед Синедрионом (первосвященниками)
9 Отречение апостола Петра
10 Иисус перед Понтием Пилатом
11 Бичевание Христа
12 Поругание и увенчание терновым венцом
13 Крестный путь (Несение креста)
14 Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости
15 Голгофа — Распятие Христово
16 Снятие с креста
17 Положение во гроб
18 Сошествие в ад
— Воскресение Иисуса Христа
Фактически Страсти Христовы должны заканчиваться его смертью и последовавшими за ней оплакиванием и погребением тела Иисуса. Но религиозное искусство, опираясь на церковные каноны и толкования богословов, как в Западной Европе, так и в православии традиционно включало в страстной цикл две сцены его загробного существования: воскресение из мертвых и предшествовавшее ему путешествие в загробный мир и обратно (хотя сюжет Сошествия в ад, являющийся у православных одновременно и иконой Воскресения, у католиков пользовался гораздо меньшей популярностью). Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы».
Промежуточные эпизоды Страстей
В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах.
- Пилат показывает Христа народу — Се человек (Ecce homo),
- Восхождение на крест, Пригвождение ко Кресту,
- Испрошение тела Христа у Понтия Пилата,
- Оплакивание Христа (Не рыдай Мене, Мати, Pieta),
-Христос во гробе (Akra Tapeinosis),
-Жёны-мироносицы у гроба Господнего.
Примыкающие и апокрифические эпизоды:
- Муж скорбей (Vir dolorum),
-Stabat mater (Стояла мать скорбящая),
-Плоды страданий Христовых,
-Христос в темнице
-Святая Вероника даёт Иисусу ткань вытереть лицо, и его лик отпечатывается на нём — в православии так называемый эдесский Мандилион (Спас Нерукотворный).
- Благоразумный разбойник Рах, который сподобился спасения и первым вошёл в рай (православная иконография).
- Получение Иудой 30 серебренников, его самоубийство.