Собор Святой Софии в Стамбуле. Часть 1.
Святая София Константинопольская, Собор Святой Софии – Премудрости Божией, соборная церковь Святой Софии, Айя-София, Великая церковь – у этой интереснейшей постройки существует множество названий.
Бывший патриарший православный собор, впоследствии – мечеть, ныне – музей. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София.
Под цифрой 3 – Айя-София, 2 – Голубая мечеть, 4 – дворец Топкапы.
На площади между Айя-Софией и Голубой мечетью всегда многолюдно. И зимой и летом здесь работают фонтаны, цветут цветы.
Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: "Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет".
Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали.
Вход в Айя-Софию с запада. Так вышло, что мы сюда явились не с самого утра, когда нет народу, а в полдень, уже была огромная очередь, пришлось постоять.
Это удивительное сооружение – продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия Тралльского. Оба они выходцы из Малой Азии. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев.
Предназначался этот храм прежде всего для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.
Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса – зеленый мрамор, из Ясоса – красный, из Фригии – розовый.
Применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде. Но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное – жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней – мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.
Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. Айя-София – самая ресурсозатратная византийская постройка.
В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.
Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. По велению Махмеда II Фатиха он был превращен в мечеть Айя-София. Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана.
Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы.
На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 году Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.
Наконец-то мы вошли во двор храма.
Немного отталкивающе выглядят четыре гигантских грубых контрфорса, пристроенных в X веке. Но их необходимо было соорудить, они остановили расползание стен наружу.
Перед входом – археологический раскоп 1935 года. Здесь виден портал предыдущего храма Святой Софии, построенного в 415 году.
За свою историю храм неоднократно разрушался. 553 год – землетрясение; 577 – землетрясение; 558 – купол и часть стен обрушились, уничтожив при этом все внутреннее убранство.
859 – пожар; 869 – землетрясение; 989 – землетрясение...
998 – сильнейший пожар. 1453 год – к зданию храма пристроили минареты, одновременно служившие стабилизаторами-подпорками.
В XVI веке Мимар Синан укрепил здание храма дополнительными контрфорсами, остановившими расползание здания.
1847 год – угроза обрушения. Была проведена первая реставрация итальянскими архитекторами.
При дворе есть уютное кафе, в него мы заглянем после осмотра. А сейчас – в храм.
Софиевский собор Стамбула – одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением.
Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Сразу хочу извиниться за наши не совсем удачные снимки. Для лучшего восприятия в пост будут вставлены несколько фотографий из интернета.
Вместе с апсидой длина здания составляет 100 метров, а ширина – 69,5 метров. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи.
Огромный купол храма имеет 31 метр в диаметре, высоту 55,6 метров. В барабане купола прорезаны 40 окон, свет из которых заливает все внутреннее пространство.
В данный момент в соборе проводится реставрация, левая сторона главного нефа закрыта строительными лесами.
На парусах под куполом мы видим шестекрылых византийских серафимов VI века. Их лики скрыты, так как изображения людей в исламе не допускается. Мусульмане надели на них маски.
И все-таки лик одного открыт.
В центре купола в византийский период находилось изображение Иисуса.
После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
На восьми круглых щитах из верблюжьей кожи (диаметром 7,5 метров) позолотой выведено имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии.
В апсиде выполнено изображение Богоматери с Иисусом. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора.
Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту.
В соборе находилась одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница). Впоследствии она была вывезена в Европу.
Поражает невесомость и визуальная легкость храма, создается впечатление, что купола не опираются на колонны, а парят в пространстве.
Разноцветные порфировые и яшмовые колонны украшены тончайшей работы резными капителями с монограммами Юстиниана и Феодоры.
Интересен способ установки колонн. Они закреплялись на мраморных подножиях с помощью металлических соединительных конструкций, попросту вставляясь в них. Это обеспечивало гибкое соединение и предотвращало ломку колонн в случае землетрясения.
Мы вошли в нартекс – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Он предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
Нартекс сохранил изначальный, юстиниановский декор – потолки выложены золотой мозаикой.
На стенах – уникальный византийский мрамор с зеркальным узором.
Полюбуемся картинами из арабской вязи.
Своды в "Вестибюле воинов". Когда-то здесь был вход в храм для простого византийского люда.
Мозаика над входом изображает Богоматерь с младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Святой Софии, подносящий этот собор.
Знаменитая колонна исполнения желаний – колонна святого Григория. Ее все называют "плачущей" колонной. По неизвестной причине на колонне постоянно конденсируется влага.
К ней стоит большая очередь. Надо вставить в отверстие в медном листе большой палец, повернуть ладонь на 360 градусов и загадать желания.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа Айя-Софии.
Вид на внутренние пространство с хоров потрясает своим могучим и возвышенным образом. Жалко, что одна четверть внутреннего объема собора закрыта конструкциями для реставрации.
Вот как выглядел собор без строительных лесов, шикарно!
На хоры ведет пандус, то есть подъем без ступеней. Это было сделано для императрицы, чтобы, когда ее заносили наверх на паланкине, ей было удобно, и она не испытывала бы никаких сотрясений. Пандусы довольно крутые, закручиваются по спирали.
Айя-София – свидетельница давно ушедших веков, гибели одних цивилизаций и возникновения новых, волею Провидения она всегда была в самой гуще событий.
Можно заметить, что стены здания немного перекорежены, окружности арок искривлены, они уже не полукруглые – на них сверху давит колоссальная масса камня, заставляя сплющиваться и разъезжаться в стороны.
В стенах образовывались огромные трещины.
Собор всегда украшали великолепные мозаики.
Мозаичное искусство достигло своего наивысшего расцвета в Византии, и конечно же в столичном Константинополе создавались его лучшие образцы.
Некогда собор встречал своих посетителей ослепительным сиянием своих золотых мозаик – все те огромные пространства стен и куполов, которые сегодня мы видим закрашенными желтой краской с нарисованными на ней узорами, когда-то были сплошь покрыты золотой мозаикой.
Мозаики страдали от стихийных бедствий – землетрясений и протечек, а также многие из них пали жертвой варварского разграбления собора в 1204 году, учиненного крестоносцами.
Но даже и того, что дожило до наших дней, вполне достаточно, чтобы понять – внутреннее мозаичное убранство собора было не просто красивым, оно было ослепительным.
Мраморные парапеты южной галереи.
За мраморным парапетом – красочное металлическое ограждение хоров южной галереи с характерным орнаментальным узором.
На парапетах можно обнаружить высеченные рунические надписи.
Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века.
Самая красивая из древних уникальных мозаик – великолепный Деисус. ("Деисус" – моление святых за человеческий род – каноническая композиция иконописи, включающая Христа в центре и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя). Нижняя часть мозаики, к сожалению, разрушена.
Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным.
Потрясает образ Богородицы. Сколько боли, принятия в этих глазах и во всем образе Девы Марии.
Иисус как будто видит тебя, твою истинную суть, а в его глазах глубочайший эмоциональный посыл принятия и веры в наш бренный Мир.
Образ Иоанна Крестителя также одухотворен пониманием, что ждет этот Мир, и принятием его роли в божьем промысле.
Справа совсем небольшая мозаичная икона.