Это цитата сообщения
Кив Оригинальное сообщениеКраткое описание Вед и их разделов
По материалам вводного курса, и семинара Пурначандры свами
Брихад -Араньяка Упанишада гласит:
«Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки самореализации – несчастнейший из людей»
1. Что такое Веды?
До этого времени мы много говорили о Ведах, цитировали их. Теперь пришло время подробнее узнать о них самих.
Перевод слова Веда - ? - знание.
Веды - это изначальное знание, явленное во время вселенского творения. Самые древние священные писания мира. Не существует такого знания, которого не существовало бы в Ведах. Все философии, религии которые существуют на востоке или на западе вытекают из знаний, содержащихся в Ведах.
Цель Вед: Основное назначение ведической литературы - поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше).
Кто я? В чём благо для меня?
В духовном мире Веды существуют вечно, в материальном мире знание время от времени утрачивается, потому существует необходимость периодически его восстановить. Были даны самим Господом Шри Кришной на заре творения самому первому живому существу - вложено в сердце Брахмы (о Брахме – Высший Разум, творец, Тваштар), он – поведал сыну Нараде, от него – Вьясе. (ОМ – 4 стиха – 108 – и т.д.). И затем оно расширилось и распространилось. Пять тысяч лет назад и все время до того периода ведическое знание передавалось через устную традицию. Но пять тысяч лет назад Шрила Вьясадева составил ведическую литературу, которая была бы понятна людям этого века Кали.
майа-мугдха дживера пахи сватах кришна джнана
дживере крипайа каила кришна веда-пурана
«Обусловленная душа не может собственными усилиями возродить в себе Сознание Кришны. Но чтобы помочь обусловленным душам, Господь Кришна по своей беспричинной милости дал человечеству Веды и в дополнение к ним Пураны ».
/Ч.Ч., М., 20.122/
Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие как Махабхарата) и Пураны - все это дыхание Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек". /Брихад-араньяка Упанишад 2.4.10/
карма брахмодбхавам виддхи брахмакшара-самудбхавам
тасмат сарва-гатам брахма нитйам йаджне пратиштхитам
Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые исходят непосредственно от Верховной Личности Бога. Поэтому вездесущее Божественное начало вечно присутствует в акте жертвоприношения.
/Бхагават-Гита 3.15/
Веды являются высшим авторитетом, так как они произошли от Самого Нараяны.
/Шридхара Свами, Бхавартха-дипика 6.1.20/
Ведическое Писание Мадхьяндина-шрути приписывает происхождение всех Вед (Риг, Яджур, Сама и Атхарва, а также Итихас и Пуран) дыханию Верховного существа.
/Джива Госвами /
Кришна, который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былые времена.
/ Атхарва-веда /
Шримад Бхагаватам
18. Шримад-Бхагаватам - это безупречная Пурана.
Он крайне дорог всем Ваишнавам, потому что он описывает чистое и высшее знание парамахамс. Этот Бхагаватам раскрывает средства к освобождению от всей материальной работы, и также процессы трансцендентального знания, отречения и преданности. Тот, кто серьезно пытается понять Шримад-Бхагаватам, кто должным образом слушает и повторяет его с преданностью, становится полностью освобожденным.
19. Я медитирую на ту чистую и безупречную Абсолютную Истину, которая свободна от страдания и смерти, и которая в начале лично раскрыла этот несравненный светоч знания Брахме. Брахма затем поведал его мудрецу Нараде, который рассказал его Кришне-дваипайане Вйасе. Вйасадева поведал этот Бхагаватам величайшему из мудрецов, Шукадеве Госвами, и Шукадева милостиво рассказал его преданному царю.
/Шримад-Бхагаватам 12.13.18-19/
15. Шримад-Бхагаватам определяется, как сущность всей философии Веданты. Тот, кто почувствовал удовольствие от его нектарной расы, никогда не привлечется никаким другим произведением.
/Шримад-Бхагаватам 12.13.15/
пурнах со ‘йам атишайах артхо ‘йам брахма-сутранам бхаратартха-винирнайах гаятри-бхашйа-рупо ‘сау ведартха-парибрмхитах нанам сама-рупах cакшад бхагаватодитах двадаша-скандха-йукто ‘йам шата-виччхеда-самйутах грантхо ‘штадаша-сахасрам шри-бхагаватабхитах
Эта пурана совершенный комментарий к «Веданта-cутре». Она раскрывает сокровенный смысл «Махабхараты» и объясняет значение мантры Гаятри. Эта пурана венчает учение Вед. Она — Сама-веда среди Пуран, поведанная Самим воплощением Бога, Вьясой. Это произведение, состоящее из двенадцати песен, сотен глав и восемнадцати тысяч стихов, называется «Шримад-Бхагаватам».
/Гаруда Пурана/
Шрила Прабхупада считал, что «Шримад-Бхагаватам» вместе с «Бхагавад-гитой» служат духовной основой Международного общества сознания Кришны.
Аватара пользователя
Dmitriy_Privalov
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 15:09
Вернуться к началу
Re: КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕД И ИХ РАЗДЕЛОВ
Сообщение Dmitriy_Privalov 31 дек 2008, 17:18
Ведические Писания сами говорят о своем происхождении. Слово апаурушея, которым они определяют себя, означают, что они произошли не от какого-то материально обусловленного человека, а от Самого Всевышнего, то есть из источника трансцендентного к двойственности этого мира.
История Вед.
Изначально была одна Веда, которую Ведавйаса разделил на 4 части. Слово Вьяса означает разделять.
Разделив Веды, Вьяса передал их своим ученикам, чтобы они их хорошо разработали: Риг Веду – Пайла Риши ; Сама Веду - Джаймини Риши; Яджур Веду – Вайшампаяна Риши; Атхарва Веду –Сумманте Муни Ангирасу; Ромахаршана Муни – Пураны и исторические повествования, которые называются «Пятой Ведой». Эти личности являются знатоками и хранителями Вед. Они знали их наизусть.
2. Общий обзор Вед.
Веды разбирают три вида деятельности (канды). Эти главные типы таковы:
1. Карма-канда, или благочестивая деятельность, которая постепенно поднимает человека к более выгодному материальному положению в этой жизни и в следующей; 96%.
Это – знания и науки о различных сферах деятельности человека: математика – Схулба-сутра, физика, химия – Расаяна-шастра, астрономия, астрология, устройство вселенной – Джьотиша-шастра, медицина – Аюр-Веда, воинское искусство – Дханур-Веда, политика и юриспруденция – Ману-самхита, градостроительство – Васту-шастра, архитектура – Стхапатья-Веда, искусство музыки и танца – Гандхарва-Веда, Шикша – учение о словах, Чхандас – метрика, Вьякарана – учение о грамматике, Нирукта – этимология, Кальпа – предписания об обрядах..
Предназначение: эти знания помогают человеку удовлетворить свои материальные нужды, развить свои физические и интеллектуальные способности и в итоге подняться на высоконравственный уровень.
2. Гьяна-канда, процесс познания Абсолютной Истины через спекулятивные рассуждения и философствование и отречение; 3% (к ней относятся Упанишады).
3. Упасана-канда, или поклонение Верховному Господу. Иногда также под этим понимается поклонение полубогам. Поклонение полубогам, рекомендованное в Ведах, описывается в духе понимания подчиненного положения полубогов по отношению к Личности Бога, 1%.
В ведической литературе можно найти как материальное, так и духовное. Существуют книги, описывающие религиозные ритуалы, медитацию и йогу, а также книги, посвященные таким темам, как медицина, социология, математика, архитектура, политика и философия. Это мирское знание дано для того, чтобы человеческое общество было устроено ради удовлетворения потребности людей, и в нем царила мирная атмосфера. Все это необходимо для духовной жизни, которая является конечной целью Вед.
В ведической литературе описаны четыре вида деятельности людей: религия, экономическое преуспевание, чувственное наслаждение и освобождение. Однако, наивысшей целью человеческой жизни является према _ любовь к Богу. Писания, такие как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, рассматривают исключительно этот, наиболее важный, религиозный принцип. Из этих писаний мы узнаем, что человек не будет полностью удовлетворен, пока не возродит свою изначальную любовь к Богу, сознание Кришны.
1. ШРУТИ ( то, что постигают путём слушания; ТО, ЧТО НАДО СЛУШАТЬ; то, что изошло из Нараяны; букв. – «то, что исходит» ):
• Риг Веда (Веда хвалебных речей; Риг=Речь)
Самая большая. Содержит 10 522 стиха. Состоит из 10 глав - Мандал. Первые 8 глав прославляют Индру и Агнидева, в 9 описываются ритуалы Сомы, Десятая Мандала - содержит мистические мантры и сукты (магические заклинания), читая которые люди способны производить магические эффекты. Давались только брахманам, так как люди более низких моральных качеств могут злоупотребить силой магических мантр.
• Сама Веда (Веда песнопения)
1549 стихов. Гимны для различных церемоний. Описание того, как использовать эти гимны и песни в различных ритуалах и церемониях .
• Яджур Веда (Веда жертвенных формул)
1017 стихов. Является руководством для священников по проведению жертвоприношений. Содержит описания ритуалов и указания для священников о правилах проведения жертвоприношений. Описывает различные формы и процедуры.
• Атхарва Веда (Веда магических формул)
Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва Веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин «Триведа» (т.е. «три Веды»). Атхарва веда содержит 6 000 стихов - о мудрости и различные практические наставления. Там также информация о произнесении различных звуков для получения мистических эффектов, также правила для проведения жертв, правила поклонения планетам, молитвы для спасения от дурных влияний и болезней, защитные мантры и для уничтожения (проклятия) своих врагов. Мы использовали эти мантры в своей борьбе с правительством Англии в споре за Бхактиведанта Менор, и это сработало.
В каждой Веде 4 раздела: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады.
Самхиты - набор всех стихов данной Веды. Самхиты - это мантры или молитвы, которые как правило воспевают брахмачари во время жертвоприношений. Содержит знания карма канды.
Брахманы - излагают истории и эзотерическое значение мантр и жертвоприношений. В брахманах содержится описание различных ритуалов, которые совершаются во время жертвоприношений и как правило, этим наставлениям следуют грихастхи. У грихастх есть материальные желания и они совершают ритуалы карма канды, описанные здесь.
Араньяки - скрытое, эзотерическое знание всех Вед. Аранйака - означает лес, где пребывают ванапрастхи (слишком могущественные реакции от неправильного произношения, поэтому изучались строго в лесу). Аранйаки - это комбинация философии и ритуалов, предназначенных для развития аскетизма и отреченности ванапрастхами. Это смесь карма канды и гйана канды.
Упанишады - философское значение стихов и ритуалов. Слово «Упанишады» переводится, как «сидеть вблизи» и указывает на ученика, воспринимающего знания от духовного учителя. Упанишады содержат философию гйана канды и как правило их изучают санйаси. Вот 11 основных упанишад ( из числа 108 ):
айтарейа = тайттириа = катха = брихадаранйака =
иша = кена = прашна = чхандогйа = мундака =
мандукйа и шветашвара =
Ачарйи различных сампрадай: Рамануджа, Нимбарка, Мадхвачарйа, Шанкарачарйа составляли свои комментарии на эти 11 Упанишад, а также на Бхагавад гиту и на Веданта сутру.
Каждая Веда состоит из этих 4-х подразделов. Обучают человека, как превзойти материальный мир и подняться выше материальной природы для достижения освобождения из круговорота рождений и смерти.
Также каждая Веда включает упаведу (прикладное знание):
В Риг Веде - Аюрведа Дханвантари; Сама Веда- Гандхарва Упаведа (пение, танцы, музыка, театральное искусство) Бхарат муни; Яджур Веда- Дханур Упаведа (военное искусство, экономика, политика) Парашурама Муни; Атхарва Веда- Стхапатья Упаведа (строительство, архитектура, живопись, скульптурное ваяние).
Практические знания для людей, чтобы они могли существовать в материальном мире. Сюда относятся: Сиупа шастра - как изготовлять божества; Ману – самхита – свод законов прародителя человечества Ману; Брахма – самхита – книга молитв Брахмы, обращённых к Господу Кришне; Артха – шастра – трактат о политике и другие книги.
2. СМРИТИ (ТО, ЧТО НАДО ЗАПОМНИТЬ; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, реализовано и объяснено):
• ИТИХАСЫ - эпос, такой, как «Рамайана» Вальмики или «Махабхарата», включающая Бхагавад-гиту;
Махабхарата – «Повествование о великом царстве Бхаратаварша» - выдающееся эпическое произведения наряду с Рамаяной. Эта книга является самой большой эпической поэмой в мире, состоящей примерно из 100 000 шлок. Махабхарата состоит из 18 книг. Бхагавад-гита, состоящая из 18 глав и насчитывающая 700 стихов, является частью шестой книги Махабхараты.
Бхагавад Гита (Гитопанишад) - жемчужина всего Ведического знания. Украшение Махабхараты. Завязка действия – вражда Пандавов и Кауравов. В битве за 18 дней гибнет 6.400.000 человек. Перед битвой – диалог. "БГ" = "Песнь Бога". Содержит в себе знание всех Упанишад. Гита описывает реинкарнацию, карму, процесс выхода из материального мира, все уровни йоги, Вселенскую форму, самое сокровенное знание – любовное преданное служение Кришне. Смысл Бхагавад-гиты заключается в понимании пяти основных истин. Прежде всего, в ней объясняется наука о Боге и затем истинное положение живых существ, джив. Существует ишвара, что означает контролирующий, и существуют дживы, живые существа, находящиеся под контролем. Если живое существо утверждает, что оно не под контролем, а свободно, то на самом деле оно безумно. Живое существо контролируется во всех отношениях, по крайней мере в своем обусловленном состоянии. Итак, предмет Бхагавад-гиты - ишвара, верховный контролирующий, и дживы, живые существа, находящиеся под контролем. Также обсуждаются в ней пракрити (материальная природа), кала - время (продолжительность существования всей вселенной или проявления материальной природы), а также карма (деятельность). В космическом проявлении происходит самая разнообразная деятельность. Из Бхагавад-гиты мы узнаем о том, кто такой Бог, кто такие живые существа, что такое пракрити, что такое космическое проявление, как оно контролируется временем и какова деятельность живых существ.
Чатуршлока: 10.8-11.
В человеческом обществе Гита существует 2.000.000 лет, поведана 305.300.000 лет назад (БГ 4.1, ком.).
• ПУРАНЫ («старый» или «древний»). Ромахаршана Муни.
Пураны – это эпические произведения, в аллегориях и историях излагающие суть Вед. Пураны - это больше, чем просто итихасы (истории - Махабхарата и Рамайана ), в Итихасах может не быть описания творения, но как правило они описывают каких-то великих героев, которые являются центральными фигурами повествования (Господь Рама-Сита или Пандавы).
Пураны - это истории, но кроме этого они должны иметь панча-лакшана, пять характеристик: эта информация дается в Таттва Сандарбхе Шрилы Дживы Госвами.
Там должна быть:
сарга -описание космического творения;
пратисарга - описание последующего творения Господа Брахмы;
вамша - перечисление великих царей;
манвантарани - предписания Ману всему человечеству;
вамси анучаритам - деяния великих царей =
Шримад-Бхагаватам состоит из 12 песен (17 989 стихов). Десятая песнь непосредственно описывает Самого Бога, Шри Кришну. Говорится, что Бхагавата – пурана – это жемчужина Вед. Бхагавата – пурана начинается там, где заканчивается Бхагавад-гита. Кроме того, Бхагавата – пурана является совершенным коментарием к Веданта – сутре, раскрывает её смысл и задачи.
Если в Пуране содержится 10 характеристик - это Маха Пурана: в ШБ есть 10 характеристик ( ШБ 2.10.1 ):
атра сарго висаргаш ча
стханам пошанам утайах
манвантарешанукатха
ниродхо муктир ашрайах ,
В этом стихе из Шримад-Бхагаватам перечисляются десять тем, которые раскрываются в текстах Бхагаватам. Из них десятая является субстанцией, а остальные девять _ категориями, вытекающими из субстанции. Эти десять тем таковы:
1. сарга: первичное творение Вишну, проявление пяти грубых материальных элементов, пяти объектов чувственного восприятия, десяти чувств, ума, разума, ложного эго и совокупной материальной энергии или вселенской формы;
2. висарга: вторичное творение, осуществляемое Брахмой _ создание движущихся и неподвижных тел во вселенной (брахманда);
3. стхана: поддержание вселенной Личностью Бога, Вишну. Функция Вишну гораздо более важна, и Его слава более велика, чем у Брахмы и Господа Шивы, ведь хотя Брахма творит, а Господь Шива разрушает, Вишну поддерживает все;
4. пошана: особая защита преданных Господа и забота о них. Царь заботится о своем государстве и подчиненных, и тем не менее он уделяет особое внимание членам своей семьи. Точно так же Личность Бога особо заботится о Своих преданных, полностью предавш хся Ему душах;
5. ути: движущая сила творения - необходимость в творении или изначальной силе, то есть причина всех изобретений, появляющихся в соответствии с необходимостью и учетом времени, места и целей;
6. манвантара: регулирующие принципы для живых существ, желающих достичь совершенства человеческой жизни. Законы Ману, содержащиеся в Ману-самхите, указывают путь к этому совершенству;
7. ишанукатха: сведения из писаний о Личности Бога, Его воплощениях на земле и деятельности Его преданных. Писания, которые содержат в себе эти темы, очень важны для прогрессивной человеческой жизни;
8. ниродха: свертывание всех энергий, задействованных в творении. Все эти энергии эманируют из Личности Бога, вечно возлежащего в океане Карана. Космические творения, появляющиеся вместе с Его дыханием, со временем опять исчезают;
9. мукти: освобождение обусловленных душ, заключенных в клетку грубого и тонкого покрытий тела и ума. Освободившись от всех материальных привязанностей, душа покидает грубое и тонкое материальные тела, получает доступ в духовное небо в своем изначальом духовном теле и начинает заниматься трансцендентным любовным служением Господу на Вайкунтхалоке или на Кришналоке. Когда душа находится в своем изначальном конституциональном положении в бытии, говорится, что она освобождена. Даже находясь в материальном теле, можно быть занятым трансцендентным любовным служением Господу и стать дживан-муктой, освобожденной душой.
10. ашрая: Трансцендентность, Высшее Благо, из которого все исходит, на котором все покоится и в котором все растворяется после разрушения. Оно является источником всего и все поддерживает. Ашрая также называется Высшим Брахманом, как указывается в Веданта-сутре (атхто брахма-джиджс, джанмди йасйа йатха). Шримад-Бхагаватам особо описывает Высший Брахман как ашраю. Шри Кришна _ это ашрая, и поэтому изучение науки о Кришне является величайшей необходимостью жизни.
Шримад-Бхагаватам признает в Шри Кришне прибежище всего проявленного, так как Господь Кришна, Верховная Личность Бога, _это изначальный источник всего и высшая цель всего.
Чатуршлока: ШБ 2.9.33-36.
Два принципа, которые следует здесь учесть, _ это ашрая, то, что дает прибежище, и ашрита, то есть те зависимые элементы, которые нуждаются в прибежище. Ашрита существует в зависимости от изначального принципа, ашраи. Первые девять категорий, описанные в первых девяти песнях Шримад-Бхагаватам, _ от творения до освобождения, включая пуруша-аватары, воплощения, пограничную энергию или живые существа, и внешнюю энергию или материальный мир, _ являются ашритой. Молитвы Шримад-Бхагаватам направлены на ашрая-таттву, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Великие души, искусные в изложении Шримад-Бхагаватам, очень подробно описали эти девять категорий, иногда в прямом повествовании, а иногда _ в
косвенном (например, в историях). Истинная цель этого _ овершенным образом познать Абсолютную Трансцендентность, Шри Кришну, поскольку все творение, как материальное, так и духовное, покоится на теле Шри Кришны.
Пураны включают:
А) 18 Маха-пуран:
6 – для тех, кто в благости: Саттва Пурана (поклонение Вишну) – Вишну Пурана, Нарадийа Пурана, Гаруда Пурана, Падма Пурана, Вараха Пурана и Маха Бхагавата Пурана (царь всех Пуран). Тема Пуран в саттве - Поклонение Верховной Личности Бога.
6 – для тех, кто в страсти: Раджа Пурана (поклонение Брахме) - Брахма Пурана, Брахма-вайварта Пурана, Брахманда Пурана – везде присутствует имя Брахма (поклонение Сваргхе – одно из имен Брахмы), Маркандейа Пурана, Бхавишйа Пурана, Вамана Пурана. В Бхавишйа Пуране имеются предсказания будущего.
6 – для тех, кто в невежестве: Тама Пурана: Шива Пурана, Линга Пурана, Матсья Пурана (Хираньягарбхи – золотая рыбка), Курма Пурана, Сканда Пурана, Агни Пурана – описывают поклонение Шиве.
Упомянуть о Библии и Коране – священные писания, но не в благости – преданные не читают.
Б) 18 Упапуран ( меньшие);
В) многочисленные Стхала-Пураны (региональные).
• ВЕДАНГИ (вспомогательные науки):
-шикша – фонетика, наука произношения
-чанда – размер
-вйакарана – грамматика
-нирукти - заключительное значение слов и комбинаций=
-джйотиша - астрономия и астрология
-калпа – правила проведения ритуалов жертвоприношения =
-кавйа - драмы =
• ПАНЧАРАТРЫ (процесс поклонение Божествам) : Хайаширша, Гаутамйа-тантра, Сат-Крийа-Сара-Дипика, Нарада-панчаратра, Хари-Бхакти-вилас, Бхакти-Расамрита-Синдху ( Нектар Преданности ).
3. НЙАЙА (ведическая логика, или обобщение шрути и смрити, изложенное в сжатом, сокращенном и упорядоченном виде в форме сутр – афоризмов):
Шраута- сутра, Гриха-сутра, Калпа-сутра, Дхарма-сутра, Шулва-сутра, Веданта-сутра (сутра – суть).
Подводя итог Упанишадам, Вьясадева написал Веданта-сутру, философский труд, состоящий из кратких афоризмов(сутр).
В е д а н т а - с у т р а (венец всего знания): состоит из 4 глав : 1-2 – самбандха - знание о взаимоотношениях Бога, дживы и м. мира; 3 - абхидейа - знание о практике преданного служения ( 9 видов ); 4 – прайоджана знание цели бхакти (чистая любовь к Кришне ).
В-С является НЬЯЯ-ПРАСТХАНОЙ, источником знания, основанным на логике.
Изучаем ли мы Веданта Сутру? Нет, однако ШБ является естественным комментарием к Веданта Сутре, поэтому ШБ должна содержать суть нйайи. Просто читая ШБ человек познает суть шрути и нйайи. Можно посмотреть на это с другой стороны: ШП говорит, что БГ также содержит Нйайа прастхан, потому что она очень логична. Гита - суть упанишад, и это также нйайа. Эти категории могут присутствовать одновременно в БГ и ШБ : шрути, смрити и нйайа прастхан.
Знание, которое может привести вас к абсолютной истине называется шрути прастхан. Знание, которое может вас привести на духовный уровень, в духовный мир, называется смрити прастхан. То же можно сказать и нйайа прастхан.
Основная ведическая литература написана на санскрите, древнейшем языке мира.
Однако ведическая литература не является чем – то застывшим. Из написанных в более позднее время книг к Ведической литературе относятся Чайтанья – чаритамрита Ковираджа даса Госвами и Бхакти - расамрита - синдху Шрилы Рупы Госвами.
4. Произведения и комментарии великих ачарьев традиции.
Можно сказать, что к Ведической литературе относится любая литература, не отклоняющаяся от смысла и содержания Ведических писаний и авторитетно раскрывающая их в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.
Книги же буддистов, джайнов, Общества Рерихов, Раджниша, Вивекананды, Сая Бабы, Блаватской, Йога Рамачараки и др к Ведической литературе не относятся.
Ведическая сиддханта
Слово сиддханта означает "заключение", "итог". Ясно, что таким обобщением Вед должна быть авторитетная работа, признаваемая всеми школами индийской мысли. И конечно, из всего существующего Бхагавад-гита лучше всего отвечает этим требованиям. Именно поэтому ее знают лучше других ведических произведений и переводят чаще. Это тот, действительно, редкий случай, когда академические ученые и ведические ачарьи согласны друг с другом. Шанкара называет Бхагавад-гиту "квинтэссенцией всего учения Вед". Рамануджа сделал краеугольным камнем всей своей философии Гита-бхашью (комментарии к Бхагавад-гите) "Надо как следует понять Гиту, сошедшую с лотосоподобных уст Самого Падманабхи (Бхагавана Шри Кришны). "Что толку от множества других Писаний?" - говорил Шридхара Свами. Томас Гопкинс отмечает: "Величие и непреходящая ценность Гиты в том, что в ней достигается сложный и многоцелевой синтез". Знаменитый коментатор Гиты Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабухпада пишет, что в ней содержится "...сущность ведического знания. Поскольку Бхагавад-гита поведана Верховной Личностью Бога, нет необходимости читать другие ведические произведения", Он добавляет, что тот, кому посчастливится прочесть Гиту, удержавшись от собственных предвзятых толкований, достигнет результатов неизмеримо высших, чем те, которые приносит изучение всех священных Писаний и всей мудрости Вед. Сиддханта: БГ 18.66 – срва дхарман паритьяджа.
Аватара пользователя
Dmitriy_Privalov
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 15:09
Вернуться к началу
Re: КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕД И ИХ РАЗДЕЛОВ
Сообщение Dmitriy_Privalov 31 дек 2008, 17:23
Таким образом, основная ведическая литература может быть сгруппирована следующим образом:
В Е Д И Ч Е С К А Я Л И Т Е Р А Т У Р А
Четыре Веды Веданта – сутра Итихасы Пураны
Упанишады
Араньяки
Брахманы
Самхиты
Как источник знания, ведическая литература подразделяется так:
В Е Д И Ч Е С К А Я М У Д Р О С Т Ь
Ш Р У Т И С М Р И Т И Н Ь Я Я
4 Веды Махабхарата Веданта - сутра
Упанишады Рамаяна
Пураны
Хотя эти три категории ведических произведений различны по форме и освещаемых в них темах, они объединены одной сиддхантой или главной темой:
кришнас ту бхагаван сваям
"Кришна - Верховная Личность Бога".
/ШБ 1.3.28/
Именно эта сиддханта выделяет из обширнейшей ведической литературы Шримад Бхагаватам, которая таким образом становится вершиной всей ведической мудрости. Просто изучая Шримад Бхагаватам можно постичь суть всего знания. Слава Аллаху милостивому и милосердному :), потому что это сильно облегчает жизнь! Господь Брахма понял сущность всех Вед лишь с третьего раза. Вряд ли мы совершеннее Господа Брахмы. При средней загрузке все двенадцать песен Шримад Бхагватам обычно удается прочитать года за два. Поэтому по милости Шрилы Вьясадевы и Шрилы Прабхупады есть шанс, что мы сможем что-то понять еще при этой жизни. :)
Мы поставим точку в этой главе, приведя блестящий сжатый анализ Ведической литературы, данный Шрилой Дживой Госвами в его Таттва-сандарбхе.
1. Поскольку человек обладает недостатками четырех видов, методы познания такие как непосредственное восприятие и логический вывод несовершенны, и тем более не способны дать знание о духовной реальности, трансцендентной к ним
2. Поэтому единственным надежным источником знания являются Веды, которые содержат и материальное и духовное знание, которое передается по парампаре.
3. Изучение Вед связано с сущестенными трудностями, среди которых выделяются:
а) Ныне доступны лишь менее 6% процентов самих Вед
б) Веды написаны на особом Ведическом санскрите, который требует многих лет изучения. И даже изучив его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя в парампаре
в) Перед изучением Вед необходимо изучить их шесть вспомогательных разделов, называемых ведангами. Все эти разделы обширны и требуют серьезного изучения.
г) В Кали-югу плохая память делает невозможным изучение даже 6% процентов Вед.
4. Можно было бы изучить Веданту, заключение Ведических произведений, но различные мыслители по разному ее толкуют. Кроме того есть и другие философии, и почему не изучать их?
5. Поэтому лучше изучать Пураны и Итихасы, которые проистекают из того же источника и следственно свободны от четырех недостатков, рассказаны в форме историй, и не требуют строго произношения, и могут изучаться кем угодно, которые специально предназначены в помощь постижения таинственного смысла Вед. Поскольку они исходят из Абсолютной Истины, они полны и не требуют дополнительных источников.
6. Пураны и Итихасы составляют Пятую Веду. Изначальна была одна веда - Яджур-веда. Затем Вьясадева выделил из нее четыре Веды. После этого остался еще миллиард стихов, которые составляли изначальную Пурану, которая до сих пор доступна на высших планетах. Из сострадания к обитателям Кали-юги, Вьясадева извлек из нее пятьсот тысяч стихов, из которых четыреста тысяч он разделил на восемнадцать Пуран, а оставшиеся стихи образовали Итихасу под названием Махабхарата.
7. Изучение Итихас и Пуран - это привилегия, ибо изучая их можно и вовсе обойтись без изучения самих Вед.
8. Пураны разделяются на три категории по шесть в соответствии с гунами природы.
9. Из них Бхагавата-пурана является чистейшей, поэтому можно все понять, просто изучая Шримад Бхагаватам
Не следует проявлять чрезмерного энтузиазма в чтении различных видов литературы, за исключение только той, которая способствует достижению прогресса в преданном служении. Фактически, если человек очень внимательно читает Бхагавад Гиту, Шримад Бхагаватам, учение Господа Чаитанйи и Нектар Преданности, это даст ему достаточно знания, чтобы понять науку сознания Кришны. Нет необходимости читать другие книги.
/Нектар Преданности/
Когда Шрила Прабхупада говорил, что преданному нет необходимости читать другие книги, он не имел ввиду, что человек не может читать другие книги вообще. Все, что необходимо для возвращения обратно к Богу человек может получить, читая эти 4 книги = однако если вы прочитали эти книги по крайней мере 3 раза, то по желанию вы можете приступить к чтению Махабхараты или других книг (например книги Госвами ).
Аватара пользователя
Dmitriy_Privalov
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 15:09
Вернуться к началу
Важность изучения шастр
Сообщение Dmitriy_Privalov 31 дек 2008, 17:31
Пурначандра Прабху
(Пермь, 11 Февраля 1997 г.)
Цитаты из книг Шрилы Прабхупады :
ЧЧ, Мадхйа, 25.278, комм: "Все преданные, связанные с движение СК, должны читать все переведенные нами книги (Бхагавад-Гиту, Шримад-Бхагаватам, Шри Чаитанйа-Чаритамриту и др.), в противном случае спустя некоторое время они просто будут есть, спать и упадут со своего положения. Таким образом они упустят возможность обрести вечную жизнь, исполненную трансцендентного блаженства."
Мы все должны читать книги Шрилы Прабхупады, и здесь Прабхупада говорит, что в противном случае вы просто падете. Это очень сильное высказывание. Это похоже на негативный импульс к изучению. Однако он также упоминает о позитивном импульсе: мы сможем таким образом обрести вечную и блаженную жизнь. В своих книгах ШП всегда указывает на конечную цель, которая заключается в обретении любви к Кришне и он описывает, как она выглядит в духовном мире : в "Источнике вечного наслаждения", в "Нектаре преданности", в "Чаитанйа чаритамрите" есть прекрасные описания того, как преданные поклоняются и служат Кришне, помогают друг другу. Это дает нам представление о духовной жизни. Таким образом, мы сможем сосредоточить свой ум на нашей цели. Мы можем заметить, что иногда мы делаем свое служение несколько механически, потому что делаем каждый день одно и тоже - так очень легко зациклиться и забыть, ради чего мы все находимся здесь. Изучение книг Шрила Прабхупада позволяет нам помнить, ради чего мы все находимся здесь: мы пришли сюда ради того, чтобы служить Кришне.
ЧЧ, Мадхйа, 22.118, комм: "Не следует изучать книги поверхностно, только для того, чтобы выдавать себя за великого ученого, пользуясь возможностью ссылаться на писания.
Поэтому мы ограничили знакомство с Ведами изучением БГ, ШБ, ЧЧ и Бхакти-расамрита-синдху. Этих четырех трудов достаточно для проповеднических целей, для понимания философии и миссионерской деятельности по всему миру. Если человек берется изучать какую-то книгу, он должен изучить ее досконально. Это принципиально важно. Именно благодаря такому тщательному изучению человек может понять философию".
Прабхупада здесь говорит, что мы не должны изучать книги только ради того, чтобы показать, какие мы разумные люди. Это не наша цель - показывать наши интеллектуальные способности. Наша цель - помочь другим с помощью этой философии прийти к СК и естественно помочь себе. Казалось бы, Прабхупада дал нам много книг, но на самом деле ведическая литература так обширна, что содержит тысячи и тысячи книг. Однако Прабхупада выделяет из них лишь несколько, для изучения в ИСККОН. Здесь Шрила Прабхупада говорит, что человек должен изучать книги скрупулезно, не поверхностно - это принцип. Даже если вы изучаете лишь несколько книг, но делаете это скрупулезно, то вы сможете понять философию. Это не то, что вы читаете все Пураны, все Упанишады и все Веды. Суть всех Пуран предстанет перед вами, если вы просто изучите ШБ. Точно так же, если вы понимаете БГ - вы понимаете всю философию Упанишад. Если вы досконально изучили эти 2 книги, то вы становитесь способными понять любые другие книги.
Когда Пурначандра дас жил в Гонконге, он учился играть на фисгармонии "Джайа Радха Мадхава" на разные мотивы и тональностию. Подыгрывая разным прабху, он в совершенстве овладел игрой и потом смог исполнять любую другую мелодию, изучив в совершенстве лишь одну. Таким образом, хорошо изучив философию БГ, мы сможем понять и все остальные книги.
ШБ 2.2.34Б комм: "Шри Шукадева Госвами ссылается на высший ведический авторитет, Господа Брахму, гуна аватару Бога. Брахмаджи изучил Веды на заре творения. Хотя Брахме довелось выслушать ведические наставления непосредственно от личности Бога, чтобы удовлетворить любопытство тех, кто в будущем захочет изучить их, он, как это принято среди ученых, проштудировал их трижды. Он изучил их с пристальным вниманием, сосредоточившись на цели Вед, и исследовав путь, предлагаемый Ведами, пришел к выводу: стать чистым, беспримесным преданным ВЛБ, Шри Кришны, значит достичь высшего совершенства религии."
Здесь говорится, что Господь Брахма трижды изучил Веды, а он - самое разумное существо во вселенной, что же можно сказать о нас. Чтобы нам понять эту философию, нам нужно повторять ее постоянно. Прабхупада говорит, что ученые обычно изучают литературу 3 раза, есть разные уровни изучения: первый уровень, это когда вы просто читаете что-то, вы просто знакомитесь с темой; затем вы снова начинаете изучать, делаете записи, сноски, пометки, выписываете шлоки и пытаетесь запомнить их, пытаетесь запомнить списки разных перечислений, например имена 12 махаджан - это уровень запоминания. Мы часто видим, как преданные ходят с карточками и пытаются запомнить стихи. Третий уровень - ассимиляции, или усвоения: это когда вы уже запомнили достаточно много, можете пользоваться цитатами из разных писаний, у вас в уме есть целая система разных уровней бхакти: шраддха, садху-санга, бхаджана крийа, анартха нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава и према. эту систему трехфазного изучения также прекрасно знают и в светском мире.
Существует 3 уровня изучения шастр:
1) Ознакомление (просто чтение);
2) Запоминание (попытка запомнить основные моменты);
3) Усвоение (знания выстраиваются в систему).
Таким образом, изучая снова и снова, человек переходит на третий уровень - усвоение.
ШБ 4.23.38, комм: "Слово 'шравает', употребленное в предыдущем стихе, указывает на то, что не следует читать только для самого себя, но также необходимо и других побуждать читать и слушать. это называется проповедью. Этот метод рекомендовал Чаитанйа махапрабху: йаре декхе таре каха кришна упадеша (ЧЧ, Мадхйа, 7.128) - кого бы ты ни встретил, просто поведай ему наставления Кришны или повествования о Кришне."
Это цитата относительно нашей мотивации к изучению, не просто стать учеными, но давать эти знания другим. Шринивасачарйа в Шри Шри Шад-госвамй-аштаке говорит, что шесть Госвами Вриндавана подробно изучили все писания, для того, чтобы принести благо всем живым существам в мире. Этот храм должен стать подобен монастырю, в котором люди могли бы проходить обучение, не правда ли? Не только работать, работать... Также должно быть и обучение, иначе все очень скоро начнут сомневаться: "А что я здесь делаю?"
Нам нужно поднимать наше сознание, а не количество нашей внешней деятельности, потому что подняв его, мы автоматически увеличим количество нашего служения. но если мы постоянно концентрируемся только на количестве и пренебрегаем качеством, то постепенно количество также будет уменьшаться.
ШБ 2.28.4, комм: "Свадхйайах - означает чтение авторитетных ведических писаний. Даже тот, кто не обладает СК, но занимается йогой, должен читать ведические писания, чтобы понять смысл того, что он делает. Духовный учитель говорит ученикам, какие авторитетные писания необходимо изучать в процессе практики йоги преданного служения и, давая наставления, сам всегда ссылается на священные писания. Таким образом, чтобы успешно заниматься йогой, необходимо читать авторитетные священные писания. Без их чтения все занятия йогой будут лишь напрасной тратой времени."
Слово свадхйайа - означает поклонение Божествам - это составная ступень панчаратры как часть процесса поклонения. та цитата означает, что любая система йоги имеет какие-то писания. к примеру аштанга-йоги изучают йога-сутру Патанджали, и у них также есть самбандха, абхидейа и прайоджана, также философия, описание практики и цели аштанги. если вы практикуете мистическую йогу, то вы должны изучать эту сутру, иначе вы просто тратите свое время, вы пытаетесь сидеть, дышать, но вы не знаете в чем смысл этого, и вас прогресс будет протекать очень медленно.
Слушание явленных писаний
Нектар Преданности: "По словам Шрилы Рупы Госвами, любая книга, которая освещает вопросы, касающиеся продвижения в преданном служении, должна считаться явленным писанием. Шрила Мадхвачарйа также дал определение явленным писаниям, ссылаясь на такие книги, как Рамайана, Махабхарата, Пураны, Упанишады, Веданта и любая другая литература, написанная на темы этих явленных писаний.
В Сканда Пуране содержится следующее утверждение: "Любой, кто постоянно занят чтением литературы, провозглашающей развитие ваишнавского преданного служения, всегда пользуется славой в человеческом обществе и конечно же, Господь Кришна очень доволен им. Тот, кто очень бережно хранит подобную литературу в своем доме и предлагает ей почтительные поклоны, освобождается от всех греховных реакций и в конечном счете полубоги начинают ему поклоняться."
Если вы кланяетесь перед священными писаниями, то через некоторое время вам начнут поклоняться полубоги, что уж говорить о том, если вы изучаете эти писания. Рупа Госвами говорит, что любая книга, которая помогает вам продвигаться по пути преданного служения - это явленное писание. Мадхвачарйа дает несколько примеров ведических писаний: книги,
которые он упоминает принадлежат к различным категориям.
В основном есть три категории ведических писаний : шрути-прастхана, смрити-прастхана, нйайа-прастхана. Прастхана означает "способ, метод" или "источник знания."
Шрути-прастхан. Состав 4-х Вед: Самхиты, Брахманы, Аранйаки и Упанишады.
Каждая из Вед делится на 4 части: Самхиты, Брахманы, Аранйаки и Упанишады.
Непосредственный текст каждой Веды представляет собой антологию гимнов или молитв, которая называется "самхита" (антология ). Т.е. когда мы говорим о стихах Риг-веды, то под этим, как правило, мы подразумеваем Риг-веда-самхиту. Брахманы, Араньяки и Упанишады, строго говоря, считаются дополнениями и расширениями Самхит.
Самхиты - относятся к разделу карма-канды. и содержат в себе гимны, мантры или молитвы, которые обычно воспевают брахмачари во время жертвоприношений.
Брахманы - это трактаты, написанные в прозе, в которых содержатся анализ ритуалов, описание смысла деталей ритуала: почему здесь надо прочитать эту мантру, а там сделать такой-то жест. Например, в Шатапатха Брахмане описывается космологическое значение огненного жертвоприношения. Брахманы, как правило, предназначены для грихастх, поскольку у них есть материальные желания и, поэтому они совершают ритуалы карма-канды, описанные здесь.
Аранйа - означает лес. В лесу живут ванапрастхи. Аранйаки - это комбинация философии и ритуалов, предназначенных для того, чтобы ванапрастхи развивали аскетизм и отрешенность. Это смесь карма-канды и гьяна-канды.
Раздел Упанишад считается особым: Каждая Веда - Риг, Сама, Йаджур и Атхарва содержат в себе Упанишады. Фактически каждая из Вед содержит в себе все эти 4 раздела: Самхиты, Брахманы, Аранйаки и Упанишады. Упанишады содержат философию гьяна-канды и как правило их изучают саннйаси.
Из 220 Упанишад, 108 - основные, из которых 11 считаются главными: Айтарейа, Тайттириа, Катха, Брихад-аранйака, Иша, Кена, Прашна, Чхандогйа, Мундака, Мандукйа и Шветашватара.
Как правило ачарьи различных сампрадай: Рамануджа, Нимбарка, Мадхвачарйа, Шанкарачарйа составляли свои комментарии на эти 11 Упанишад, а также на Бхагавад-Гиту и на Веданта-сутру.
Согласно Курма Пуране (52.19.20) 4 Веды были разделены на 1130 ветвей (или школ, которые называются шакха): Риг-веда состоит из 21 части, Яджур - из 100, Сама - из 1000 и Атхарва - из 9. Каждая ветвь имеет 4 подразделения: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Таким образом все Веды в сумме содержат: 1130 Самхит, 1130 Брахман, 1130 Араньяк и 1130 Упанишад, т.е. в сумме 4520 подразделений. Ныне доступны лишь 11 Самхит, 18 Брахман, 7 Араньяк и 220 Упанишад, т.е. менее 6% всех Вед.
Шрути-прастхан: 4 Веды: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
Вначале была только одна Веда: она называлась Йаджур (комм к ШБ 1.4.19). Но в другом месте ШП говорил, что первой Ведой была Атхарва (ШБ 9.40.48). Есть 2 мнения и, таким образом ШП упоминает оба мнения.
В любом случае существовала лишь одна Веда, которую Ведавйаса разделил на 4 части. На самом деле, само слово "вйаса" означает "разделять". В каждую кальпу приходит инкарнация Вйасы и разные личности занимают это положение, пост. В предыдущей кальпы Вйасой был Парашара Муни, который стал отцом теперешнего Вйасы: Кришна Дваипайана Вйасы.
Разделив Веды, Вйаса передал их для детальной разработки своим ученикам.
Он дал
Риг Веду - Пайла Риши;
Сама Веду - Джаймини Риши;
Йаджур Веду - Ваишампайане Риши;
Атхарва Веду - Ангира муни (Суманти);
Теперь немного подробнее расскажу об этих четырех Ведах. Мы часто говорим людям, что мы изучаем Веды, но мы не так уж много знаем об этих Ведах. Ученые-академики считают наидревнейшей Риг-веду, но на самом деле все Веды - ровесники, так как они одновременно появились из дыхания Нарайаны. Их называют шрути - так как их слушают.
Риг-веда состоит из 1017 гимнов, имеет 10 глав (10 мандал). Первые 8 глав прославляют Индру и Агнидева, в 9-ой описываются ритуалы Сомы, а в 10-ой - разные сукты и магические мантры. Эту часть изучали только брахманы, обладающие чистотой, в противном случае обычные люди могли злоупотребить этим знанием. Ригведа может быть переведена как "Веда хвалы". В ней мы найдем Пуруша-сукту. Мантра "ом тат сат", которая находится в некоторых стихах этой Веды объясняется в БГ 17.23.
Сама-веду называют Ведой гимнов, песен. Она состоит из 1549 стихов. Эти гимны, в основном, поются в определенных церемониях. Большая часть этих гимнов берет свое начало в Риг-веде, хотя в Сама-веде они поются по-другому. Сама-веда самая поэтичная из всех Вед. Кришна говорит в БГ 10.22: "веданам сама-ведо 'сми - из всех Вед, Я - Сама-веда." Также Сама-веда поется во время сома-ягьи.
Самая обширная из всех - Йаджур-веда (10522 стиха), Веда жертвоприношений. В ней содержатся много мантр, схожих с мантрами из Риг-веды. В Йаджур-веде дается руководство для брахманов по произношению мантр во время ведических жертвоприношения, и точное описание самого ритуала, т.е. наряду со стихами дается описание всех процедур ягьи. Йаджур-веда разделена на 2 части: 1) Черная (Кришна) Йаджур-веда (или Таиттирийа-самхита) названа так потому, что самхиты и брахманы, относящиеся к ней, перемешаны между собой; 2) Белая (Шукла) Йаджур-веда (или Ваджасанейа-самхита) названа так потому, что ее самхиты и брахманы, довольно четко разделены между собой. В Йаджур-веде мы найдем описание жертвоприношений Ашвамедха-ягьи и Дарша-пурна-ягьи.
Атхарва Веда. Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин "триведа". Атхарва-веда содержит 6 000 стихов - информация о мудрости, о произнесении различных звуков для получения мистических эффектов, правила для проведения жертв, правила поклонения планетам, молитвы для спасения от дурных влияний и болезней, защитные мантры и также мантры для уничтожения (проклятия) своих врагов. Мы использовали эти мантры в своей борьбе с правительством Англии в споре за Бхактиведанта Мэнор и это сработало. Главный истец умер, остальные разбежались.
Во время жертвоприношений используется 4 вида священников, сидящих с 4 сторон лицом в разных направлениях. Трое из них читают Риг, Сама и Йаджур Веды, но четвертый,
брахма или пурохита- это арбитр, наблюдающий за ходом проведения ягьи. Он сидит на юге лицом на восток. Адхварйу, который разжигает огонь с помощью мантры, ухаживает за алтарем и воспевает Йаджур Веду, сидит на северной стороне лицом на юг. Хота, который воспевает Ригведу и предлагает жертву, сидит на востоке лицом на запад. Удгата, который воспевает Сама Веду, сидит на западе лицом на восток. Таково описание шрути
Каждой Веде соответствуют Упаведы (см. сводную таблице 2). Айур-веда - это медицина; Гандхарва-веда - музыка и драма; Дханур-веда - военное искусство; Стхапатйа-веда - строительство, архитектура; Шилпа-шастры - живопись и изготовление Божеств.
Упаведы - это практические знания для жизни людей на земле. Шилпа-шастра - как изготовлять Божества - это очень точная наука - необходимо очень точно выдержать все пропорции. Например, пропорции уха должны соответствовать размеру головы и также голова должна составлять 1/7 часть тела. Лицо Божества должно выглядеть очень особым образом, не как у обычного человека. Все эти знания передавались из поколения в поколение - как изготавливать Божества.
Смрити-прастхан: Что включает в себя этот раздел.
Следующая часть называется смрити. В своей цитате Мадхвачарйа упоминает Упанишады, Махабхарату и Пураны - все они относятся к категории ведической литературы. Смрити состоят из Итихас, Пуран, Веданг, Панчаратры, Кавьи и др.
Смрити-прастхан: Пураны.
Пураны - значит "древние истории." Однако, Пураны - это не просто истории, они должны иметь пять характеристик (панча-лакшана). Эта информация содержится в "Таттва-сандарбхе" Шрилы Дживы Госвами (цитируется из комм. к ШБ 12.7.9-10):
саргаш ча притисаргаш ча вамшо манвантарани ча
вамшанучаритам чети пуранам панча-лакшанам
1. сарга - описание космического проявления;
2. пратисарга - описание последующего творения Господа Брахмы;
3. вамша - перечисление великих царей;
4. манвантара - периоды правления Ману и их предписания всему человечеству;
5. вамшанучарита - генеалогическое дерево великих царей и их деяния.
Пураны - это больше, чем просто Итихасы (истории: Махабхарата и Рамайана). В Итихасах может и не быть описания творения, хотя как правило они содержат в себе истории о каких-либо великих героях, которые являются центральными фигурами повествования (Господь Рама и Сита или Пандавы).
ШБ 12.7.9-10 говорит, что если Пурана содержит в себе 10 характеристик - это Маха-пурана.
Сам ШБ имеет 10 характеристик (ШБ 2.10.1)
Существует 18 Пуран, разделенных на три категории: по 6 Пуран для людей в трех гунах. Их классификация дается в таблице, приведенной в конце.
Из всех Пуран, лучше всего те, которые находится в добродетели, поскольку они последовательно объясняют цель жизни в гармонии с самбандхой (связью), абхидхеей (процессом) и прайоджаной (потребностью или целью). Но из всех саттвика-пуран Бхагавата-Пурана выше всех, потому что она выше всех гун. Обратите внимание, хотя Бхагавата-Пурана отнесена здесь к гуне добродетели, на самом деле она принадлежит к категории шуддха-саттва, чистой добродетели. ШБ - Амала-Пурана - беспримесная Пурана, выше уровня гун.
Многие Пураны были искажены. Шримад-Бхагаватам лучше всего сохранился и вызывает больше всего доверия даже у академических ученых.
Первый стих ШБ включает в себя Гайатри мантру и именно ШБ является естественным комментарием на Веданта-сутру, написанным тем же автором, Шрилой Вйасадевой, для того, чтобы защитить ее от неавторитетных комментариев.
Матсйа Пурана (53.20.22) подтверждает, что через свои 18,000 стихов Бхагавата Пурана описывает высочайшие религиозные принципы.
Падма Пурана (Уттара-кханда) подтверждает, что из всех Пуран, Бхагавата является наилучшей, ибо каждой своей строчкой она прославляет Господа Кришну.
Сканда Пурана (Вишну-кханда, 5.16.40-42) вопрошает: "Какой смысл иметь библиотеку (т.е. собрание книг), если в ней нет Бхагавата-Пураны?"
Даже Шанкарачарйа с помощью Бхагавата-Пураны прославил Кришну Говинду в своем произведении Говиндаштакам.
Сам Вйасадева сказал, что на дереве Вед Шримад-Бхагаватам является самым зрелым и сладким плодом:
нигама калпа тарор галитам пхалам шука мукхад амрита драва самйутам
пибата бхагаватам расам алайам мухур ахо расика бхуви бхавуках
Просто изучая Бхагавата-Пурану вы постигаете суть всех остальных Пуран: поэтому у вас уже нет необходимости изучать все остальные книги.
Смрити-прастхан: Итихасы.
Итихасы - это изначальная Рамайана и Махабхарата, внутри которой - Бхагавад-гита - драгоценный камень Махабхараты. Истории, содержащиеся в ней предназначены просто для того, чтобы привлечь людей, чтобы они смогли прочитать Гиту. Хотя Махабхарата относится к категории смрити, Бхагавад-гита была поведана самим Кришной - Верховным Господом и потому относится к категории шрути. Прабхупада сказал, что мы считаем ее шрути, но потом он сказал, что в каком-то смысле она и шрути и смрити. Бхагавад-Гита также называется Гитопанишад - это указывает на шрути. И в Гита-махатмйе (6) она прославляется как шрути. В конце введения к БГ можно прочитать эту молитву:
сарвопанишадо гаво догдха гопала-нанданах
партхо ватсах су-дхир бхокта дугдхам гатамритам махат
Упанишады считаются коровой, а Кришна - пастушок, доящий эту корову, Арджуна - это теленок, пьющий молоко: Бхагавад-гита уподобляется сливкам, снятым с этого молока Упанишад. Просто изучая Бхагавад-гиту можно извлечь суть всех 108 Упанишад - нет необходимости их изучать, или изучать Риг, Сама, Йаджур или Атхарва-веду - просто изучайте одну книгу - Бхагавад-гиту. Вот почему Шрила Прабхупада прежде всего перевел эту книгу и дал ее нам, потому что она включает в себя все ведическое знание.
Смрити-прастхан, Пураны и Итихасы, важнее, чем шрути, 4 Веды.
Эти смрити (Пураны и Итихасы) рассматриваются как Пятая Веда, но для нас они даже более важны, чем сами Веды, так как эти Пураны дают нам ясное понимание целей Вед. Поскольку они полны историй, людям нравится это, они сильнее погружаются в эти писания.
В Таттва-Сандарбхе Шрила Джива Госвами очень исчерпывающе объясняет место Пуран и Итихас, и в особенности Шримад Бхагаватам в Ведической литературе.
1. Поскольку человек обладает недостатками четырех видов, методы познания, такие как непосредственное восприятие и логический вывод. несовершенны, и тем более не способны дать знание о духовной реальности, трансцендентной к ним.
2. Поэтому единственным надежным источником знания являются Веды, которые содержат и материальное и духовное знание, которое передается по парампаре.
3. Изучение Вед связано с существенными трудностями, среди которых выделяются:
а) Ныне доступны лишь менее 6% процентов самих Вед. (4 Веды были разделены на 1130 частей: Риг-веда состоит из 21 части, Яджур - из 100, Сама - из 1000 и Атхарва - из 9. Каждая ветвь имеет 4 подразделения: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Таким образом все Веды в сумме содержат: 1130 Самхит, 1130 Брахман, 1130 Араньяк и 1130 Упанишад = 4520 подразделений. Ныне доступны лишь 11 Самхит, 18 Брахман, 7 Араньяк и 220 Упанишад, т.е. менее 6% всех Вед.)
б) Веды написаны на особом Ведическом санскрите (Ваидика санскрит), который требует многих лет изучения. И даже изучив его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя в парампаре.
в) Перед изучением Вед необходимо изучить их шесть вспомогательных разделов, называемых ведангами: шикша (наука произношения), калпа (процесс проведения жертвоприношений), вйакарана (правила грамматики), нирукта (значения трудных слов, используемых в Ведах, и их производные), джйотиша (астрономия и астрология) и чанды (Ведические размеры). Все эти разделы обширны и требуют серьезного изучения.
г) В Кали-югу плохая память делает невозможным изучение даже 6% процентов Вед.
4. Можно было бы изучить Веданту, заключение Ведических произведений, но различные мыслители по-разному ее толкуют. Кроме того есть и другие философии, и почему бы не изучать их?
5. Поэтому лучше изучать Пураны и Итихасы, которые проистекают из того же источника и следовательно свободны от четырех недостатков. К тому же, они рассказаны в форме историй и не требуют строго произношения, поскольку они были записаны на более простом языке (Лаукика санскрит). Пураны и Итихасы могут изучаться кем угодно, т.к. они специально были созданы с целью помочь постигнуть таинственный смысл Вед. Поскольку они исходят из Абсолютной Истины, они полны и не требуют дополнительных источников.
6. Пураны и Итихасы называются Пятой Ведой.
Изначальна была одна веда — Яджур-веда. Затем Вьясадева выделил из нее четыре Веды. После этого остался еще миллиард стихов, которые составляли изначальную Пурану, которая до сих пор доступна на высших планетах. Из сострадания к обитателям Кали-юги, Вьясадева извлек из нее пятьсот тысяч стихов, из которых четыреста тысяч он разделил на восемнадцать Пуран, а оставшиеся стихи образовали Итихасу под названием Махабхарата.
7. Изучение Итихас и Пуран—это привилегия, ибо изучая их можно и вовсе обойтись без изучения самих Вед.
8. Пураны разделяются на три категории по шесть в соответствии с гунами природы.
9. Из них Бхагавата-пурана является чистейшей, поэтому можно все понять, просто изучая Шримад-Бхагаватам.
Аватара пользователя
Dmitriy_Privalov
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 15:09
Вернуться к началу
Re: КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕД И ИХ РАЗДЕЛОВ
Сообщение Dmitriy_Privalov 31 дек 2008, 17:36
Пурначандра Прабху
(Пермь, 11 Февраля 1997 г.)
Смрити-прастхан, Панчаратры
К категории смрити также относятся Панчаратры - указания к поклонению в различных религиозных традициях. Гаудиа-ваишнавы изучают Нарада-панчаратру, Хайаширша-панчаратру и Гаутамйа-тантру. Эти три панчаратры были скомпилированы в одну книгу: Хари-бхакти-виласа, которую написал Санатана Госвами. Этой книгой в ИСККОН пользуются, как руководством по поклонению Божествам.
Панчаратра означает 5 ночей. В начале творения Господь дал Брахме ведическое знание, но в ум спящего Брахмы в тонкой форме вошли два демона, Мадху и Каитава, и украли это знание. Когда Брахма проснулся утром - знания уже не было: он забеспокоился и взмолился Господу. Господь явился перед ним и Брахма рассказал ему о пропаже знания. Господь заверил, что обязательно придет и вернет это знание, убив этих демонов. Однако Брахма спросил, что он будет сейчас делать без знания, пока Господь будет сражаться с демонами: "Дай мне суть всей ведической мудрости перед тем, как ты уйдешь." В течение пяти ночей Господь рассказал ему суть всего ведического знания - это называется Панчаратра. Существует много различных Панчаратр, но изначальная исходит от Господа Брахмы. Он передал это знание Шиве (это Шива-панчаратра).
Бхакти-расамрита-синдху также относится к категории описывающей методы поклонения (панчаратры). В ней (как и в "Нектаре преданности") описываются 64 принципа садхана-бхакти, дается определение чистой преданности, описываются различные уровни преданности и даются различные соответствующие им определения. "Нектар преданности" также можно считать сливками Панчаратры. В ИСККОН мы изучаем именно его. Нет необходимости изучать все эти различные панчаратры - мы просто изучаем "Нектар преданности."
Подлинность Панчаратр
Очень древнее учение Панчаратр связано с гимном из Риг-веды, под названием Пуруша-сукта. Этот гимн доказывает то, что философия Ваишнавов основано на изначальных Ведах. В Шатапатха Брахмане (13.6.1) записано, что Нарайана явил определенную форму жертвоприношения, под названием панчаратра, и Сам выполнил ее. Это произведение является частью Ведических Брахман, которые объясняют церемонии. Методы ритуалов, содержаащиеся в Панчаратрах невозмножно понять с помощью чувственного восприятия или умозаключений. Только Сам Бог может проявить предписания, заключенные в Панчаратрах. Более того, ритуалы Панчаратрики относятся к ведическим текстам.
Согласно Панчаратре, Нарайана является первопричиной всех экспансий Бога: Васудевы, Санкаршаны, Прадйумны и Анируддхи. Эти четыре Божества располагаются таким образом: Васудева и Санкаршана в центре слева и справа, Прадйумна - справа от Санкаршаны, а Анируддха - слева от Васудевы. Их называют четырьмя адъютантами Господа Шри Кришны" (ШБ 1.5.37, комм). Шанкарачарйа яростно нападал на тех, кто следует Панчаратрам, поскольку, как об этом снова и снова говорится в Шри Чайтанйа-Чаритамрите, эти произведения очень расстраивают монистов, атеистов и нигилистов.
"Панчаратра-шастры являются признанными Ведическими писаниями, которых принимали великие ачарьи. Эти писания не являются продуктами гун страсти и невежества. Поэтому, сведущие ученые и брахманы всегда обращаются к ним, как к саттвата-самхитам. Изначальным рассказчиком этих писаний является Нарайана, ВЛБ. В особенности об этом говорится в Мокша-дхарме (349.68), которая является частью Шанти-парвы Махабхараты. Проповедниками этих писаний являются освобожденные мудрецы, свободные от 4-ех недостатков обусловленных душ, такие как Нарада и Вйаса. ... Нет больших мерзавцев, чем злонамеренные редакторы и ученые, которые пытаются выставить Панчаратра-шастры в ложном свете, для того, чтобы опровергнуть ее предписания" (ЧЧ, Ади, 5.41, комм).
Комментарии Шрилы Прабхупады на ЧЧ хорошо показывают, что описания чатур-вйухи, данные в Панчаратрах, являются огромным камнем преткновения для монистов. Шрила Прабхупада шаг за шагом разбирает и уничтожает аргументы Шанкарачарьи на эту тему. В своем комментарии на Веданта-сутру, под названием Шри-бхашья, Шрипада Рамануджачарья также опровергает утверждения Шанкарачарьи. Там он объясняет, как Шанкара, для того, чтобы доказать. что Панчаратры противоречат ведическим предписаниям, попытался приравнять их к философии атеиста Капилы.
Саттвата-панчаратры являются дополнениями к Ведам, которые также изошли из дыхания Нарайаны, Бога. Панчаратры и Веданта-сутра выражают те же самые идеи. Поэтому Шри Чайтанйа Махапрабху подтверждает, что между этими двумя произведениями нет никакого различия во мнении. (См. ЧЧ, Ади, 5.41, комм).
Панчаратры были приняты Рамануджачарйей, Мадхвачарйей и Чайтаньей Махапрабху. Описывая различные экспансии Вишну. Панчаратры утверждают Его верховенство. Они также объясняют дикшу вайшнава и поведение вайшнава, правила для поклонения и установления форм Господа арча-виграха, возведение храмов и т.д.
Тот факт, что Панчаратры рекомендуют другие ритуалы и церемонии, в дополнение к тем, которые описаны в Ведах, ни коим образом не означают, что эти ритуалы не являются ведическими. Некоторые (включая смарта-брахманов) попытались поставить под сомнение достоверность Панчаратр, выдвигая такой аргумент, что Вьясадева сам критиковал их в Веданта-сутрах. Этот аргумент является ничем иным как обманом, ибо Панчаратры рекомендуются и в Махабхарате, и в Шримад-Бхагаватам (естественный комментарий на Веданта-сутру), который также был записан Вьясадевой. Это не так, что единственной целью Вед является четко установить что следует делать и чего не следует. Веды также учат, что Абсолютная Истина - это личность. Те, кто отвергают Панчаратры, опираются на тот факт, что некоторые Пураны их критикуют. Однако, при этом они забывают о тех писаниях, которые рекомендуют Панчаратры, а именно саттвика Пураны, 6 Пуран в гуне благости, которые являются наиважнейшими среди Пуран.
Нарада является автором Нарада-панчаратры, которая является изложением Вед в свете преданного служения Господу. Эта Нарада-панчаратра может освободить из рабства кармы даже тех, кто заботится только о деятельности ради плодов. Там он дает указание людям всего мира, как их нынешняя деятельность может привести из на путь духовного освобождения. Это и есть путь Панчаратрики, как об этом говорит Шрила Прабхупада: "Больному, у которого из-за употребления молочной пищи нарушено пищеварение, врач прописывает другой молочный продукт - простоквашу."(ШБ 1.3.8, комм.)
Агамы и Тантры
Слово агама означает "традиция" и относится к текстам определенных школ. Это технические трактаты, посвященные описанию ритуалов и т.д. В ним мы найдем мантры, мудры, как чертить йантры и мандалы, которые вообще не отражены в ритуалах, упомянутых в Ведах. Часто думают, что агамы имеют шиваитское происхождение, однако это вовсе не так. Они имеют вайшнавское происхождение и некоторые из них связаны с Панчаратрами. Это можно сравнить с тем, что, хотя говорится, что Самхиты имеют вайшнавское происхождение, при этом существует например Шива-самхита.
В Паушкара-самхите говорится: "Писания, которые содержат рекомендации брахманам, в том, как поклоняться четверичной форме ВЛБ, называются агамами."(ЧЧ, Ади, 5.41, комм.)
Слово тантра означает "шнур", "плетение", "ткань", подобно тому, как тантры сплетают, собирают воедино знание. Тантры расширяют традиционные учения. Подобно агамам, тантры являются практическим руководством, которое приглашает нас скорее испытать, чем созерцать. Они предназначены для практического применения. На самом деле, между агамами и тантрами есть лишь очень небольшая разница. И те, и другие более или менее определяют один и тот же вид деятельности, но похоже, что слово агама было просто замещено словом тантра. Таким образом, Панчаратра является тантрической формой вишнуизма и духовные преемники шестерых Госвами Вриндавана следуют обои путям: Бхагавата-видхи и Панчаратрика-видхи (путь поклонения).
То, что сейчас называется тантризмом, фактически является религиозной доктриной, описанной в определенных тантрах и основанной на двух принципах: мужском принципе (связываемом с Шивой) и женском (связываемом с Шакти), которые считаются взаимодополняющими. Тантристы стремятся к единению, думая о том, что они являются Шивой и Шакти. Они ищут божественного единства, имитируя Бога. Это также путь сахаджий (которые вместо того, чтобы думать, что они являются Шивой и Шакти, думают о себе как о Радхе и Кришне). Они происходят от Бенгальской школы буддистов, которые существовали между 8-ым и 12-ым столетиями. Баулы исходят из этой школы.
Тантризм - это новое слово. Также как в наши дни, когда мы говорим о йоге, мы на самом деле имеем ввиду хатха-йогу. Однако, существует так много других систем йоги.
Смрити-прастхан: Веданги.
Перед тем, как приступить к изучению Вед, человек должен выучить санскрит. Прежде в самом начале обучения в гурукуле, ученик изучал шесть Веданг (три пары).
Первая пара, Шикша (произношение, фонетика) и Чанда (метрика, размер и ритм).
Вторая пара предназначена для понимания значения санскрита: Вйакарана (грамматика) и Нирукти (заключительное значение слов и комбинаций). Словосочетания могут менять изначальных смысл слов. Например, чистый русский язык и чистый преданный - 2 значения слова "чистый".
Последняя пара Веданг говорит о том, кто, каким образом и когда использует эти знания. Брахманы как правило изучают астрономию или астрологию, чтобы узнать подходящее время для проведения жертвоприношений - это Джйотиша. Также есть Калпа - правила и предписания для проведения жертвоприношений - все это входит в категорию смрити.
Нйайа-прастхан: Веданта-сутра.
Следующая категория - это нйайа, логика. Это Веданта-сутра (Брахма-сутра).
Слово веда означает "знание" и анта означает "конец." Таким образом, Веданта означает "заключение Вед" или "конечное учение Вед". Веданта-сутры являются дополнением Вед и заключает в себе комментарий к Упанишадам.
Сутры - это последовательность предельно лаконичных наставлений для запоминания и краткого обзора учения, которое самоочевидно для тех, кто его знает. Собрание сутр напоминает памятную записку. Часто бывает так, что сутры довольно трудно усвоить, поскольку для этого требуется иметь большой объем предварительного знания и культуры. Если у нас недостает такого знания, нам будет очень трудно расшифровывать сутры. Сутры должны иметь форму собрания наставлений (кодов), которые выражают суть всего знания минимумом слов. Они должны иметь универсальное применение и быть безупречными в с точки зрения лингвистического представления. Сутры или коды как правило предназначались для того, чтобы учить наизусть и затем комментировать.
Сутры Бадарайаны настолько лаконичны, и смысл их так трудно постичь, что их невозможно понять без комментария духовного авторитета. Именно Баладеве Видйабхушане мы обязаны тем, что у нас есть "Говинда-бхашйа", самый известный вайшнавский комментарий к Веданта-сутре. Со времен Шанкарачарйи существует традиция (стандарт), что вновь приходящий ачарья, прежде чем основать сампрадаю, должен написать свой комментарий на