Воронежское водохранилище... Каким видел его Н.Троицкий? Сбылись ли мечты великого зодчего?
Как мы все знаем, «Воронежское море» (между прочим, первое в СССР), было затоплено на месте реки Воронеж и торжественно открыто 31 марта 1972 г.
Моя мама всё детство и юность бегала купаться на эту реку, а бабушка рассказывала про еще более старые времена, когда ходили стирать там бельё. Однако река Воронеж мелела, а город рос, и ему нужна была вода.
Вот как описал будущее водохранилище наш земляк – талантливый архитектор, профессор Николай Троицкий…
Отрывок из "Вот он, наш город" (1967).
Существует проект благоустройства реки Воронежа, ее поймы и набережных путем полного затопления поймы реки с постройкой плотины недалеко от впадения Воронежа в Дон. Проект утвержден Советом Министров СССР. Строительство водохранилища намечено провести в сжатые сроки – в 1968 - 1970 гг.
При строительстве плотины и затоплении поймы река разольется широким зеркалом, образовав большое водохранилище "Воронежское море".
Огромное водное зеркало в 1,5-2 км шириной расчленит город на две части, но и свяжет их, как связывает Нева острова Ленинграда. У Чернавского моста уровень воды поднимется на 5 метров. Берега водохранилища оденутся в бетон, и вдоль парапетов из гранита протянутся асфальтированные набережные с рядами деревьев и цепочками фонарей. По набережным пойдут троллейбусы и автобусы; по лестничным спускам можно будет подойти к причалам, водными трамваями переправиться с одного берега на другой; проехать в пригородные районы и в зоны отдыха.
По реке смогут курсировать большие суда и свободно подходить к речному вокзалу и к товарным пристаням.
В определенных местах как на правом, так и на левом берегах вдоль набережных разместятся пляжи, водные станции, спортивные базы, пристани яхт-клубов.
В этих местах набережные свяжутся с верхней частью города специальными дорогами-спусками, приподнятыми над склонами берегов, фуникулерами, а может быть, и подвесными дорогами.
Напротив выхода из парка в Стрелецком логу во всех конкурсных проектах намечается устроить центральную спортивную базу и зону отдыха для жителей правобережья со стадионом на 50 тысяч зрителей, со спортивным дворцом и другими устройствами. Дл этого предполагается путём намыва грунта несколько поднять уровень берега и по границе его устроить водную станцию и пляжи. Подобную же зону предполагается устроить и на левом берегу, а в проекте, разработанном московским Гипрогором, даётся предложение намыть два больших острова посредине реки в районе Чернавской дамбы и устроить на них озёра, пляжи, небольшие рощи и всё, что нужно для отдыха на лоне природы без выезда за пределы города.
На месте исторических корабельных верфей, в районе памятника архитектуры петровской эпохи – Успенской церкви, должен быть сооружен монумент строителям первого военного русского флота.
Фасады многоэтажных домов, отражаясь в зеркале водохранилища, будут возвышаться вдоль набережных, чередуясь с зеленью парков и облысёнными крутыми склонами правого берега, на которых будут сохранены исторические, архитектурные памятники и воздвигнуты новые монументы в память о событиях гражданской и Великой Отечественной войн.
В летнее время после работы десятки тысяч граждан города заполнят многокилометровые солнечные пляжи, прибрежные сады и парки.
Первое время пляжей и правда было много. Я тоже захватила те времена, когда не было Адмиралтейской площади, когда был пляж и мы с дядькой плавали «до острова» наперегонки.
Собственно, много из планов осуществилось, но, конечно же, не всё.
Например, недавно появилась информация о проекте канатной дороги (над Адмиралтейской и Советской площадями, акваторией водохранилища до парка «Алые паруса»). Но власти проект не одобрили, а частных инвесторов пока не нашлось.
И вот уже который год идут разговоры о «чистке» водохранилища, о пользе и вреде этой процедуры. Да только воз и ныне там.
Но чайки летают, рыбаки, несмотря на все предупреждения, рыбу ловят, жизнь идёт своим чередом…
Все-таки надеюсь, что когда-нибудь проекты воплотятся в жизнь, а мы снова сможем купаться и загорать в собственном «море».
.
.