Это цитата сообщения
Сим Оригинальное сообщениеИзбранники Клио. Герои и злодеи русской истории
[200x295]
Вчера довелось мне оказаться в корпусе Бенуа Русского музея на выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». Оказался я там практически случайно, о выставке узнал минут за десять до того, как стоял у кассы музея. Ну а впечатление я получил очень сильное.
Клио, как известно, муза истории и эта экспозиция – она предельно историческая. На ней представлено отражение в живописи многовековой истории России, через сюжеты и портреты правителей, полководцев, бунтовщиков, святых и грешников. Выставка выстроена в хронологическом порядке и практически каждая картина снабжена обширным комментарием, причем не столько по истории самой картины, сколько по истории России.
Подборка картин мне очень понравилась, хотя бы потому, что многое я не видел. Работы были выставлены не только из коллекции Русского музея но и из Третьяковской галереи, Исторического музея, Музея истории религии, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Музея Суворова и т.д. Но все равно многие картины я не видел. Вообще было бы очень здорово если бы Русский музей выставил в одном из филиалов то, что у них храниться но не попадает в основную экспозицию. А то картин очень много интересных, а они спрятаны. Несправедливо.
То, что рядом оказались работы разных школ живописи сделало выставку еще лучше. Идешь и видишь как на одни и те же эпохи смотрели художники 18, 19 и 20 веков. Вообще эта выставка мне запомнилась тем, что понравилось очень много картин. Названия некоторых работ и фамилии некоторых художников я запомнил. Ниже репродукции самых впечатливших картин. Хотя в очередной раз я понимаю – никакая картинка, скан и т.д. не передадут те ощущения, которые испытываешь стоя перед полотном. Так что рекомендую на выставку сходить, проходить она будет по 15 апреля.
Началось все с древней Руси. Был тут Глазунов с его знаменитыми Рюриком, Трувором и Синеусом, был Васнецов... Сюжетов было много, в основном печальных, кто-то кого-то ослеплял, убивал, душил, покорял... Олег прибивал щит на ворота ЦарьГрада, княгиня Ольга изощренно мстила за мужа, Александр Невский бил немцев, Дмитрий Донской татар. Некоторые картины я видел, некоторые нет... Например работа Владимира Александровича Серова (не путать с более известным Валентином Александровичем) "Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища". Огромное полотно, производящее сильное впечатление. Красный плащ князя Александра ярко выделен... "просто как красный флаг" - подумал я. Почитал комментарий и действительно, картина была написана в 1945 году
[700x407]
Другая работа, которая так же врезалась в память - это полотно Михаила Ивановича Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле". Огромная картина, производит очень сильное впечатление.. и то же год написания - 1943 год.
[640x383]
Вообще на выставке было очень много больших полотен, которые производили впечатление и которых я до селе не видел. Отдельный зал был посвящен Ивану Грозному. Здесь же, кстати, был установлен экран, на котором беззвучно транслировался фильм Эйзенштейна. Смотрелось, кстати пугающе...
А вот, например картина Павла Петровича Соколова-Скаля "Взятие Иваном Грозным крепости Кокенгаузен" (год написания 1943)
[699x464]
И рядом же картина совсем иной стилистики (и сюжета) - Б. Д. Григорьев "Качалов Василий Иванович (в роли царя Федора Иоанновича)" (1923)
[550x438]
А вот эта картина, судя по подписи "живет" в Третьяковке.. но я ее там не видел. А полотно тоже впечатляет - Маковский К. Е. "Агенты лжедмитрия убивают сына Годунова"
[520x700]
Но постепенно смутное время закончилось. Были там и Минин и Пожарский... а вот работа отражающая связь эпох - А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886)
[569x699]
И не только цари были на холстах, вот, например, "самое поэтическое лицо русской истории" (по словам Пушкина) - "Степан Разин". Кустодиева (год написания 1918 год.)
[700x573]
Ну а больше всего места занимали холсты с Петром Первым. Каких только не было Петров.. от идеальных апполоно-подобных до вполне реальных, с даже утрированно подчеркнутыми изъянами фигуры. Но на всех картинах Петр был занят бурной деятельностью! Вот работа Штейбена К. К. "Петр великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов". Мне очень понравилась...
[450x384]
А вот Зауервейд Н. А. "Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году". (написана в 1859 и тоже вроде из Третьяковки)
[500x394]
А вот Петр задумывает рождение Петербурга. Лагорио Л. Ф. "На берегу пустынных волн...." (1897). Эту картину я видел в музее Суворова. Она мне очень нравится. Унылый пейзаж, сыро, мокро, грязно, понуро... а царь видит город....
[500x328]
Эпоха дворцовых переворотов тоже нашла свое отражение в живописи. Вот Якоби В. И. "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" (1872)
[640x396]
А вот Екатерины Второй было мало... Хотя были и интересные картины и гравюры и немного печальные истории о разрыдавшемся Потемкине, желающем умереть в поле. Зато была картина, которую я был ну очень рад увидеть. Василий Перов "Суд Пугачева". Дело в том, что я видел эскиз этой работы (кажется в Третьяковке" и мне он очень запомнился. Запомнились персонажи трусливый офицер, целующий руку Емельяну и суровая храбрая пожилая женщина, прижимающая к груди плачущую дочь. Эта старуха глядит на Пугачева с такой вызывающей храбростью... Очень эффектная картина..
[553x366]
А вот и сам Бенуа - "Парад при Павле I" (1907)
[600x409]
А потом была война 1812 года... Ее было достаточно. Устроители выставки обошлись без парадных портретов, предпочтя им несколько сюжетных картин. Например, А. Д. Кившенко. "Военный совет в Филях", где Кутузов единолично принимает решение сдавать Москву
[698x381]
А вот интересная работа Верещагина - "Мир во что бы то ни стало". Когда армия Наполеона осталась в Москве, российская армия сосредоточилась в лагере около деревни Тарутино Калужской губернии. Кутузов решил оставаться на месте и ждать пока «французская армия не разложится сама по себе». Французам не хватало продовольствия, моральный дух армии упал. Дальше вести войну было невозможно. Наполеон это ясно видел и понимал, что надо что-то предпринимать. Но что он мог сделать? Его надежды на то, что император Александр запросит мира, не оправдались. Время шло, и с каждым днем положение усугублялось. Наконец Наполеон решил сам просить мира. Он приказал генералу Лористону отправляться в главный штаб российской армии в Тарутино с его письмом. Перед поездкой Наполеон сказал:
«Я нуждаюсь в мире. Добудьте мне это любой ценой. Сохраните честь».
[600x500]
А вот уже друга картина, продолжение первой. Ульянов Н.П. "Лористон в ставке Кутузова". Она была написана в 1944-1945, когда события повторялись и советская армия теснила немцев. Мира Лористон, разумеется не добился
[699x480]
А вот и героический эпизод П.И. Бабаев. "Подвиг гренадера Леонтия Коренного". Свой подвиг, прославивший его в двух армиях, русской и французской, гренадер Леонтий Коренной совершил 4 октября 1813 года в ходе знаменитого сражения под Лейпцигом, названного «битвой народов». Атакующий батальон финляндцев оказался отрезанным от основных сил и вынужден был сражаться в полуокружении, прижатым к высокой каменной стене. Многие солдаты и большинство офицеров были ранены и не могли самостоятельно под огнем неприятеля преодолеть стену. Тогда Коренной помог перебраться через стену раненому командиру батальона и нескольким офицерам, а затем с горсткой солдат стал прикрывать отступление сослуживцев. Вскоре в живых остался он один. Патроны кончились, и солдат отбивался от наседавших французов штыком и прикладом. Французы не стали добивать тяжело раненого солдата, а отнесли его на перевязочный пункт. Об удивительной стойкости русского солдата узнал Наполеон. И поступил он весьма удивительно - приказал подготовить о подвиге русского гренадера Коренного приказ по войскам, в котором называл русского гвардейца героем, образцом для подражания и примером для французских солдат. Когда Коренной выздоровел, то был сопровожден французами до русских постов и вернулся в свой полк. Разумеется, о подвиге солдата узнал император. Героя произвели в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили полковым знаменосцем. А от императора ему была пожалована особая персональная серебряная медаль для ношения на шее с лаконичной надписью «За любовь к Отечеству», носить которую полагалось на шее - как высшие ордена Российской империи
[650x517]
Но не только солдат выделяет Клио Вот А. Наумов. "Дуэль Пушкина и Дантеса"
[600x369]
Вторая половина 19 века была представлена как-то куцо. Восстание декабристов с убийством Милорадовича, много Александра I... Потом как-то сразу портреты Александра III и Николая II кисти Репина.. и революция. Вообще советская живопись мне понравилась более всего... просто потому что я видел очень много классических картин, на классические сюжеты из русской истории. А тут - Ленин, Сталин, рабочие, крестьяне.. короче было интересно. Тут же было несколько видеоэкранов со старыми фильмами.
Ленина было больше всего, разного в разных ролях и исполнениях разных художников. Были, разумеется, картины
Исаака Бродского. А вот известное полотно П.Белоусова "Мы пойдем другим путем". (1951). По легенде эту фразу сказал 17-летний Володя Ульянов, узнав о казни старшего брата Александра, обвинённого в покушении на императора Александра III
[356x499]
А вот Е. М. Чепцов. "Ленин и Горький с рыбаками на Капри" (1932) (я бы тоже съездил на Капри)
[433x352]
И. Серебряный. "На 2м (Лондонском) съезде РСДРП"
[442x452]
М.М. Девятов. "Октябрьский ветер". И пускай на ней Ленин.. картина-то крутая...
[618x460]
А. Самохвалов. "Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде советов" - мега впечатляющее полотно. Монументальное, эффектное. Прямо к нему шел красный ковер (думаю его положили специально) и казалось, что Ленин шел прямо на меня... впечатляло.
[680x633]
А вот художник с забавной фамилием Сварог. Картина называется "Штаб октярбря"
[699x501]
Не не Лениным единым. Это полотно тоже запомнилось - Шегаль Г. М. "Бегство Керенского из Гатчины"
[500x418]
А вот мегаизвестный сюдет В. Иванов - "В. И. Ленин на субботнике в Кремле". Ленин действительно тащил бревно. Правда вот шел не впереди, как на картине, а сзади. Но хдожник нарисовал иначе - не может же вождь идти сзади?
[600x453]
А этого персонажа я узнал сразу - Павлик Морозов. Художник Н. Чебаков. (1959)
[528x408]
На выставке было много портретов Сталина, на многих он был молодой, красивый... А вот эта картина впечатляла более всего - Ю. Кугач, В. Нечитайло, В. Цыплаков. "Великому Сталину - слава". (1950). Огромное полотно, монументальное, аллегорическое... отсылающее к мифам древней греции... Пафосное настолько, что трудно описать. Картина не передает и десятой доли того, что исптываешь глядя на него в живую. Вождю хлопают представители всех народов... Кстати, рядом с вождем стоят два ученых - Вавилов и Лысенко. По печальной иронии судьбы через некоторое время Вавилов был репрессирован по сфабрикованному делу. И при содействие Лысенко....
[600x400]
А это художник Налбандян. "Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП(б)" (1949)
[542x400]
А этой картиной "Кукрыниксов" я хочу закончить. Она так и называется "Конец". Я вообще думал, что КукрЫниксы, это союз графиков и рисовали они только смешные плакаты. Но оказалось, что у них есть живописные работы, причем очень интересные. В том же корпусе Бенуа, не на выставке, но рядом с ней, я видел еще одну картину Кукрыниксов - "Бегство фашистов из Новгорода". И она мне тоже очень понравилась
[580x456]
Последние 50 лет на выставке были представлены в меру унылыми картинами. Брежнев, Хрущев, убого пасторальный портрет Гагарина. Историю 20 века отражает уже не живопись, а фотография..
Выставку очень рекомендую... Безумно интересно!