Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАCТЬ 65 - ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ УРСУЛЕ)
Take a bow
(часть 2)
Мартиролог первохристианских мучеников и мучениц, казненных посредством расстрела, невелик.
99% всех произведений изобразительного искусства, затрагивающих тему расстрела посредством лука или сходного с ним оружия, изображают одно единственное событие – наказание в период правления императора Диоклетиана нарушившего присягу и переметнувшегося к христианам римского военнослужащего Себастьяна.
Интересно, что данное событие в большинстве произведений имеет не религиозную, а явную сексуальную (точнее – гомосексуальную) окраску. Японский писатель Юкио Мисима, не скрывавший своих гомосексуальных пристрастий, сознавался, что самую сильную эрекцию он испытал, глядя на полотно Гвидо Рени «Святой Себастьян».
Гомосексуальные мотивы поступка Себастьяна прослеживаются и в фильме Дерека Джармена «Sebastiane» снятом в 1976 году на латинском (!) языке.
Картина работы Гвидо Рени (1575 –1642)
Постер фильма.
[показать]
[показать]
Иконография Св.Себастьяна огромна и насчитывает (по неполным данным) более 10000 (десяти тысяч) произведений изобразительного искусства.
Справедливости ради, следует заметить, что по официально признанной версии (см.: «Золотая Легенда» Якова Воррагинского), смерть Себастьяна последовала не от стрел – гуманные соратники не повредили ни один из жизненно важных органов прекрасного юноши, а несколько позднее, когда исцелившийся от ран, но не усвоивший преподанного ему урока, Себастьян явился в расположение своей воинской части, желая продолжить христианскую агитацию.
Как преступника-рецидивиста его забили до смерти дубинками, а тело утопили в канале для стока нечистот (см. Д.Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М. 2004).
Этот факт позволяет нам с легким сердцем проигнорировать личность Себастьяна, поскольку мы рассматриваем эпизоды, закончившиеся летальным исходом непосредственно от попадания стрел.
И здесь следует упомянуть некую Ирину Константинопольскую, чья смерть изображена на картине миланского художника Карло Франческо Нуволоне (1609-1662) (Париж, Лувр), казненную во время тех же антихристианских мероприятий Диоклетиана.
[показать]
На экспрессивном рисунке итальянца Алессандро Герардини (1655-1723) из собрания Лувра, изображающем то же событие, привязанную за руки к столбу женщину трое лучников расстреливают практически в упор, однако можно заметить, что несколько стрел валяется на земле. Это согласуется с легендой, сообщающей, что стрелки не смогли с первого выстрела попасть в приговоренную, но – «усердие все превозмогает», и казнь христианки продолжалась вплоть до благополучного завершения.
[показать]
Однако пора перейти к рассказу о главной героине нашего повествования
Ее постоянными атрибутами, как и богини Дианы, являются стрелы, но не как ее оружие, а как причина мучительной смерти.
Речь идет об одной из самых загадочных из христианских мучениц – девственной Урсуле, дочери британского короля, принявшей смерть вместе с 11000 (одиннадцатью тысячами) (sic!) девственниц, сопровождавших ее в путешествии по Германии.
«Золотая легенда» Якова Ворагинского (1275) относит эти события к середине V века н.э.
Я изложу краткую версию происшедшего, которая, смею надеяться, достаточно правдоподобна.
К дочери принявшего христианство короля Британии (имя этого глупца в вариантах истории различно) посватался некий сын Великого Языческого Короля, (по некоторым источникам его имя было… Конан).
Как и ряд других молодых девушек первых времен христианства, чей печальный конец зафиксировала «Золотая Легенда», британская Урсула была несколько «сдвинута» на сохранении своей девственности, предназначенной, по ее мнению, в дар только бродячему проповеднику и авантюристу из маленького иудейского городка Назарета, с позором казненному вечером «четырнадцатого дня весеннего месяца нисана» за антиобщественное поведение и антиримскую пропаганду, за четыреста с лишним лет до описываемых событий…
Решив, что живой принц-язычник (пусть даже – КОНАН) не идет ни в какое сравнение с распятым назаретским бродягой, предприимчивая Урсула уговорила своего папашу, у которого принятие христианской веры отняло последние остатки разума (или – наоборот, отсутствие разума толкнуло его к христианству), дать ей отсрочку и предоставить корабль и спутниц (исключительно хорошеньких девственниц) якобы для совершения предсвадебного круиза.
Щедрость слабоумного новообращенца превзошла все дочкины ожидания. Папаша предоставил Урсуле отсрочку от бракосочетания на три года, и дал ей в качестве сопровождения собранных по всей Британии самых красивых девственниц, возрастом не старше самой Урсулы, общим счетом в одиннадцать тысяч, для чего пришлось «мобилизовать» даже несовершеннолетних девочек.
[показать]
Мне кажется, что для придания этой истории большего правдоподобия, указанное количество девственниц следовало бы деноминировать в десять раз (как минимум), но, если все же принять число отправленных в путешествие красивых девственниц в 11000, то можно представить ущерб, нанесенных этим мероприятием британскому генофонду, и догадаться, почему понятия «английская леди» и «красивая женщина» – «две вещи несовместные».
Как бы то ни было, девственницы, руководимые Урсулой, погрузились на 11 кораблей (т.е. по 1000 – на каждый, что делает честь британским кораблестроителям того времени) и отправились с Корнуолла через Ла-Манш, а потом вверх по Рейну. Во время путешествия они регулярно приставали к берегу и посещали центры распространения христианского учения, которые подобно гнойным язвам, возникали на германской земле.
[показать]
Если судить по запечатленным на картинах работы «Мастера св. Урсулы» (Кельн, Музей Вальраф-Рихарц) сценам пребывания девиц в обществе «наставников», то не возникает сомнений в том, что довольно скоро драгоценный дар девственности, через посредство «святых отцов», был доставлен по назначению. Сообщается, что некоторые из пастырей, решив не расставаться с экс-девственницами, присоединились к их путешествию, продолжая по пути обучать тому «как загнать Дьявола в Ад».
[показать]
[показать]
Осчастливив своим пребыванием Германию, вошедшие во вкус Урсула и ее спутницы решили добраться до Рима, чтобы продолжить там свою богоугодную деятельность.
На свою беду, они оказались на территории, контролируемой высоконравственными гуннами, и, узнав о приближении плавучего борделя, их вождь (некоторые источники утверждают, что это был сам великий Атилла), отдал приказ, аналогичный тому, который спустя почти полторы тысячи лет, в августе 1919 года, в далекой России, отдал другой тиран: «Расстрелять… проституток, спаивающих солдат. Ни минуты промедления».
Корабли с девицами и присоединившимися к ним «святыми отцами» были захвачены, и началась массовая ликвидация. Этот момент и брали в качестве сюжета для своих картин художники в разных странах.
На миниатюре из собрания Национальной Библиотеки Франции мы видим Урсулу, пронзенную стрелой, в то время как ее спутниц и спутников солдаты подвергают аккуратному обезглавливанию.
[показать]
Аналогично происходит экзекуция и на картине из ранее упомянутого кельнского цикла, правда, художник предположил, что часть девиц была застрелена еще на кораблях.
[показать]
Поскольку экзекуция происходила в районе города Кельна, то в Музее Вальраф-Рихарц (Кельн) собрано значительное количество картин, посвященных этому событию.
Неизвестный немецкий мастер 1450-х годов
[показать]
Бартоломеус Брюн Старший ок. 1512 г
[показать]
Одной из вершин в иконографии Урсулы является цикл картин нидерландского художника Ханса Мемлинга (1430 – 1494), выполненный для ее реликвария (мощехранительницы) (Брюгге. Музей Мемлинга)
На картине, изображающей расстрел Урсулы, особенно достойны восхищения фигуры двух солдат у правого края, с неподдельным интересом взирающих на происходящее.
[показать]
Согласно большинству легенд, гунны сначала предали казни всех спутниц и спутников Урсулы, заставив ее любоваться этим поучительным зрелищем, и лишь затем расстреляли ее из луков.
Такая последовательность событий подразумевается, когда смотришь на чрезвычайно выразительный рисунок (Амстердам. Государственный Музей) одного из лучших нидерландских художников-романистов Яна ван Скореля (1495 –1562) на котором девиц пронзают мечами и копьями. Кроме весьма выразительного предводителя гуннов следует обратить внимание на солдата, с воодушевлением бьющего ногой поверженную женщину в низ живота.
[показать]
Столь же экспрессивно изображена экзекуция и на картине Лоренцо Пасинелли (1629 – 1700) из собрания Болонской Пинакотеки. (Сюжет так восхитил художника, что он обращался к нему неоднократно).
[показать]
Если на рисунке ван Скореля и болонской картине расправа с девственницами представлена как массовое неупорядоченное убийство, то на миниатюре XV века из собрания Королевской Библиотеки Нидерландов, она изображена как строгая официальная казнь, на которой приговоренным перед смертью завязывают глаза.
[показать]
Но вернемся от спутниц Урсулы к ней самой.
Сильное впечатление производит картина болонского живописца и гравера Камилло Прокаччини (1550 – 1629) на которой мрачный палач внимательно наблюдает за агонией привязанной за руки к дереву Урсулы, которой стрела пробила левую подмышку. (Берлин. Государственный Музей)
[показать]
В начале XVII века великий живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) создал наполненную мрачным трагизмом картину (США. Частное собрание), изображающую нашу героиню в момент, когда выпущенная с близкого расстояния стрела вонзилась ей в грудь. Урсула судорожно вцепилась пальцами в место удара стрелы, в то время как стоящий сзади воин в доспехах придерживает ее за «пониже спины», не давая сразу упасть.
[показать]
Младший современник Караваджо, находившийся под его влиянием, Бернардо Строцци (1581–1644) также обратился к этому сюжету, во многом позаимствовав у Караваджо композицию картины (Милан. Частное собрание). Однако у Строцци, эта сцена, хотя и выглядит более динамичной, приобрела некоторый налет слащавости и назидательности (сие не удивительно, поскольку Строцци имел духовный сан и даже был епископом Венеции).
[показать]
Великий фламандец Питер-Пауль Рубенс (1577 – 1640) несколько раз обращался в своем творчестве к истории Урсулы и ее спутниц, но всякий раз останавливался на уровне эскиза, пусть даже детально проработанного (Брюссель. Королевский музей изящных искусств; США. Kimbell Art Museum).
[показать]
[показать]
Страсть и экспрессия этих полотен ставит их на одно из первых мест в иконографии Урсулы, и заставляет сожалеть о том, что этот сюжет так и не был воплощен художником в большой картине. Следует заметить, что Рубенс существенно отходит от канона, изображая казнь самой Урсулы с применением колюще-режущего оружия.
Во второй половине XVII – XVIII веках художникам, бравшимся за рассматриваемый сюжет, не удается достигнуть уровня предшественников, и хотя картина Иоганна Хулсмана 1652 года (Берлин. Государственный Музей) или алтарный образ в Альдесбахе, выполненный Косма-Дамианом Асамом в 1720 году, представляют собой весьма приятное для глаз зрелище, им явно не достает мощи и выразительности.
[показать]
[показать]
В XIX веке, в связи с критическим отношением к Урсуле в среде руководства католической церковью (во многом определявшимся тем, что Рим с большим неодобрением воспринимал культы местных мучеников), ее история практически исчезает из изобразительного искусства.
А вместе с ней исчезают лук и стрелы, как орудие казни представительниц прекрасного пола.
Последней, но исключительной по своим достоинствам картиной, изображающей смерть обнаженных женщин от стрел, стало созданное в 1865 году полотно «Несчастья города Орлеана» (Париж. Лувр) молодого художника Эдгара Дега (1834 – 1917), будущего великого импрессиониста.
[показать]
Эта картина, запечатлевшая «эпизод средневековой войны» (так порой называют это произведение) завораживает сочетанием тонкого психологизма и эротичности (обратите внимание, как тонко и по разному передано предсмертное томление жертв в левом углу картины) с холодноватым отстранением в изображении всадников, деловито выбирающих цель для нового выстрела.
[показать]
[показать]
Пройдет лишь чуть больше двух недель со дня смерти Эдгара Дега, и ранним утром 15 октября 1917 года на стрельбище крепости Венсан в Париже красивая женщина с экзотическим именем встанет перед шеренгой французских солдат, чтобы принять мученическую смерть.
В руках солдат будут не античные луки и стрелы, а винтовки Бертье, заряженные свинцовыми пулями.
На другой день парижские газеты напишут: «Это знак настоящего равноправия мужчин и женщин: женщины заслуживают того, чтобы выполнять равную с мужчинами работу и получать такое же равное наказание»…
(С) В.В.Владимиров. 2006