2-ой год
Занятие 1. Овощи
Задание 1.
Повторите с ребёнком задание №2 за прошлый год. Чётко проговорите с ним все выделенные предложения и словосочетания. Рассмотрите картинки в тетради. Пусть ребёнок ответит вам на вопросы из пункта 7 задания.
Задание 2.
Продолжаем работу над темой «Овощи». Выучите с ребёнком названия овощей: морковь,
картофель, свёкла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Нарисуйте эти овощи в толстой тетради или наклейте их изображения, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет их.
Задание 3.
Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много» с мячом (вы называете овощ в единственном числе
и бросаете ребёнку мяч, ребёнок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном числе):
огурец – огурцы
кабачок – кабачки
баклажан – баклажаны и т.п.
Задание 4.
Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»:
помидор – помидорчик
морковь – морковка
лук – лучок и т.п.
Задание 5.
Расскажите ребёнку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи, задайте вопрос: Какие овощи ты положишь в салат (суп, щи, борщ)?
Задание 6.
Найдите несколько загадок об овощах, выучите их с ребёнком.
Занятие 2. Сад. Фрукты
Задание 1.
Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за прошлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосочетания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду?
Задание 2.
Нарисуйте их в тетради или наклейте их изображения, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет их.
Задание 3.
Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
Задание 4.
Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например: Лимон. — Лимоны. Груша. — Груши. Яблоко. — Яблоки. Апельсин. — Апельсинчик. Слива. — Сливка. Яблоко. — Яблочко.
Задание 5.
Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:
- Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон).
- Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)
- Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)
Задание 6.
Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например: Сок из яблок. — Яблочный сок. Пюре из слив. — Сливовое пюре. Запеканка из груш. — Грушевая запеканка.
Задание 7.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат и т.п.
Задание 8.
Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.
Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь.
И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.
Задание 9.
Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка». Выясните, что он думает о поступке мальчика.
Занятие 3. Лес. Грибы и ягоды
Задание 1.
Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, ежевика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, парить, готовить.
Задание 2.
Предложите ребенку придумать загадки-описания о лесных ягодах. Например: Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)
Задание 3.
Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например: Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)
Задание 4.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например: Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.
Задание 5.
Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.
ГРИБОК
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
Задание 6.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например:
Два мухомора. — Пять мухоморов.
Два опенка. — Пять опят.
Две лисички. — Пять лисичек.
Две сыроежки. — Пять сыроежек. И т.п.
Занятие 7. Домашние животные и их детеныши
Задание 1.
Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком
выделенные слова и словосочетания.
Задание 2.
Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и
приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему
домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
Задание 3.
Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу.
Например:
Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
Задание 4.
Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашнил животных, а затем поиграйте
в игру «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном
числе; ребенок ловит мяч. образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:
Ягненок. — Ягнята.
Поросенок. — Поросята.
Щенок. — Щенята.
Теленок. — Телята.
Крольчонок. — Крольчата.
Задание 5.
Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чьи? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и
называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным
прилагательным и возвращает мяч вам.'Например:
Уши кролика. - Кроличьи уши. Хвост собаки. - Собачий хвост. Голова коровы. - Коровья голова. Копыто лошади. — Лошадиное копыто и т.п.
Звук и буква В в.
Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:
В ванне Вовочку купают
И водою поливают.
Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [В] из этого стихотворения и определить место этого звука в словах (начало слова: ванне, Вовочку, водою; середина слова: поливают, Вовочку).
Задание 3.
Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звуков [В] и [В'] (Ваня, Вадик, Валера, Владик, Вера, Вика, Витя).
Задание 4.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [В] и [В'] (вата, вода, волосы, волк, ванна, ветка, вишня, ведро).
Задание 5.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [В] и [Вь], рассказать, какие они.
• Звук [В] — согласный твердый звонкий, звук [В'] — согласный мягкий звонкий.
Задание 6.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [В] и [В'], [Ф] и [BJ. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни»; ряды слов для них: вишня, вилка, волосы, слива, кивать, ворковать, висеть, привет, рисовать, свистеть (для различения звуков [В] и [В']); ванна, форточка, ковры, кофта, рисовать, фотограф, бравый, (футболист, фонарь, столовая (для различения звуков [Ф] и [В]).
Задание 7.
Вырежьте одну полоску и полукруги из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы В в. Пусть ребенок расскажет, чем они отличаются друг от друга. Поупражняйте ребенка в рисовании новой буквы на бумаге и в воздухе.
Задание 8.
Крупно напишите фломастером:
ва во ву ви
вата ванна вода Вова Вика Вита буква диван вагон
У Вики вата.
Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.
Занятие 8. Звук и буква Х х
Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:
Хвостик длинный у тритона,
Что живет у Харитона.
Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [X] из этого двустишия (хвостик, Харитона).
Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [X] и [X'] (халат, хомяк, холм, хрю-хрю, хлеб, хижина).
Задание 4.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [X] и [X'], рассказать, какие они.
Звук [X] — согласный, твердый, глухой; звук [X'] — согласный, мягкий, глухой.
Задание 5.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [X] и [X'], [X] и [К]. Для этого используйте игру
"Разноцветные флажки". Пусть ребенок поднимает красный флажок, услышав звук [X], и синий флажок, услышав звук [X']. Или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [X], и зеленый флажок, услышав звук [К]. В игре используйте ряды слов:
хор, храбрый, хищник, хвост, хирург, пахать, пихта, хижина, похитить, хвастун (для различения звуков [X] и [X']);
крот, хватать, хвастать, кофта, круглый, художественный, ковать, худой, пихта, мохнатый (для различения звуков [X] и [К]).
Задание 6.
Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: ха, хо, мох, комментируя свои действия. Например:
В слове мох всего три звука; первый звук [М] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [X] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком.
Задание 7.
Предложите ребенку определить место звука [X] в словах мох, пихта, хвост.
Задание 8.
Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы X х. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоят эти буквы и чем отличаются друг от друга.
Задание 9.
Поупражняйте ребенка в рисовании буквы X х на бумаге и в воздухе.
Задание 10.
Нарисуйте/приклейте вместе с ребенком несколько картинок, в названиях которых есть звук Х. Пусть
ребенок покажет и подчеркнет букву X в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
Задание 11.
Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Для проверки правильности
ответов ребенка можете предложить ему выкладывать получившиеся слоги и слова из кубиков с буквами разрезной азбуки или из букв на магнитной доске.
Мебель.
Задание 1.
Повторите задание «Мебель» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания.
Задание 2.
Рассмотрите с ребенком Мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.
Задание 3.
Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Задание 4.
Предложите ребенку ответить на вопросы (полными ответами):
Где хранят одежду? — Одежду храпят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.
На чем спит бабушка? — Бабушка спит па кровати.
Где отдыхает дедушка? —Дедушка отдыхает в кресле.
Задание 5.
Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:
Если у стола нет ножки... — стол без ножки.
Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья... — стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы... - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки... — буфет без полки.
Задание 6.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.
Задание 7.
Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.
Занятие 11. Времена года. Ранняя весна.
Задание 1.
Повторите с ребенком задание по теме «Весна» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания.
Задание 2.
Предложите ребенку ответить на вопросы;
- Какое время года мы провожаем?
- Мы провожаем зиму.
- Какое время года начинается?
- Начинается весна.
Задание 3.
Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:
• солнышко ярко светит и начинает пригревать;
• тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
• на крышах появились сосульки;
• дни становятся длиннее, а ночи — короче;
• весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелетные птицы;
• люди сняли теплую зимнюю одежду.
Задание 4. Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне. Предложите выучить его. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
Задание 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова вес-на, ка-нель, солн-це, кап-ли, про-та-ли-ны, грач, нод-снеж-ник, со-суль-ки.
Задание 6.
Загадайте ребенку загадку о сосульке и предложите объяснить, как ему удалось отгадать ее.
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и полон десной.
Задание 7.
Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка». Предложите пересказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.
Занятие 14. Звук и буква 3
Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.
Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [3] из этого стихотворения (зонтом, Зоя, зноя).
Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [3] и [3'] ([/i]замок, зонт, забор, зубы, зима, зелень).
Задание 4.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [3] и [З'].
Звук [3] — согласный твердый звонкий. Звук [3'] - согласный мягкий звонкий.
Задание 5.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [3] и [З'], [3] и [С]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [3]. и синий флажок, услышав звук [3'], или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [3], и зеленый флажок, услышав звук [С]. В игре используйте ряды слов: зоя, зима, зеленеть, коза, корзина, возить, заноза, воздух, розовый, разевать (для различения звуков [3] и |3']); звон, стук, пастух, воздух, красный, познать, стучать, нос, ноздри, морозный (для различения звуков [3] и [С]).
Задание 6.
Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: зу, зи, ваза, комментируя свои действия. Например:
В слове ваза всего четыре звука; первый звук [В] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] - гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [3] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвертый звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком.
Задание 7.
Предложите ребенку определить место звука [3] в словах зубы, воздух, поезда. Напомните, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов.
Задание 8.
Вырежьте полукруги разного размера из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы 3 з. Обратите внимание, что «открытой стороной» буквы направлены влево. Пусть ребенок поупражняйся в складывании букв из полукругов, выкладывании из шнурка, печатании на бумаге и магнитной доске.
Задание 9.
приклейте с малышом картинки со звуками [3] и [3'J в названиях. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву 3 в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
Задание 10.
Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?», поупражняйте в выкладывании слогов и слов из букв на магнитной доске.
Задание 11.
Крупно напишите фломастером:
за зо зу зы
чуб таз воз ваза зима зош коза тазы заноза мимоза магазин
У Зины заноза. У Зои мимоза.
Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.
Профессии на стройке.
Задание 1.
Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:
Каменщик (чти делает?) кладет стены.
Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.
Электрик (что делает?) проводит свет.
Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.
Задание 2.
Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто, чем пользуется?». Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Маляр пользуется... — кистью.
Штукатур пользуется... — мастерком.
Электрик пользуется... отверткой.
Сантехник пользуется... — плоскогубцами.
Стекольщик пользуется... - стеклорезом.
Задание 3.
Выучите с ребенком стихотворение:
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С кистью, краской и ведром.
Задание 4.
Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных, специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.
Задание 5.
Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.
Занятие 15. Звук и буква С с.
Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какие звуки он слышит чаще других:
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуками [С] и [Сь] из этого двустишия (санки, Сашины, сломались, снегу, остались).
Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [С] и [Сь] (стоя, стул, собака, сом, солнце, сено, синий).
Задание 4.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [С] и [Сь]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [С],