• Авторизация


Логопедические занятия с детьми дома. Часть третья 01-10-2013 12:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Логопедические занятия с детьми дома. Часть третья

2-ой год

Занятие 1. Овощи


Задание 1.
Повторите с ребёнком задание №2 за прошлый год. Чётко проговорите с ним все выделенные предложения и словосочетания. Рассмотрите картинки в тетради. Пусть ребёнок ответит вам на вопросы из пункта 7 задания.

Задание 2.
Продолжаем работу над темой «Овощи». Выучите с ребёнком названия овощей: морковь,
картофель, свёкла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Нарисуйте эти овощи в толстой тетради или наклейте их изображения, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Задание 3.
Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много» с мячом (вы называете овощ в единственном числе
и бросаете ребёнку мяч, ребёнок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном числе):
огурец – огурцы
кабачок – кабачки
баклажан – баклажаны и т.п.

Задание 4.
Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»:
помидор – помидорчик
морковь – морковка
лук – лучок и т.п.

Задание 5.
Расскажите ребёнку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи, задайте вопрос: Какие овощи ты положишь в салат (суп, щи, борщ)?

Задание 6.
Найдите несколько загадок об овощах, выучите их с ребёнком.

Занятие 1. Звук и буква Б б (продолжение)

Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.
Бэллочка и Боря, сидя на заборе,
Булочки, баранки ели спозаранку.

Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [Б] в начале из этого стихотворения (Бэллочка, Боря, булочки, баранки).

Задание 3.

Возьмите веревочку и сложите из нее большую и маленькую буквы Б б. Обратите внимание ребенка на то, чем они отличаются друг от друга. Объясните, что буква Б б обозначает звуки [Б] и [Бь].

Задание 4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Б] (бант, бусы, бублик, бочка, банка) и со звука [Б'ь](бинокль, бинт, береза, билет, бисер).

Задание 5.
Предложите ребенку объяснить, гласными или согласны¬ми звуками являются звуки [Б] и [Б'ь], как это можно доказать.

Задание 6.
Поупражняйте ребенка в выкладывании большой и маленькой букв Б б из веревочки, в рисовании на бумаге и в воздухе.

Задание 7.
Пусть ребенок слепит букву Б б из пластилина.

Задание 8.
Нарисуйте (или приклейте) вместе с ребенком картинки, названия которых начинаются со звуков [Б] и [Б'], печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Б б в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает те слова, которые сможет.

Задание 9.
Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?». Она подготовит малыша к чтению слогов, слов, предложений с новой буквой. Б, А, К – ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? Бак.

Задание 10.
Крупно напишите фломастером:
ба бо бу би
бак бок боб Бим бук Боба бант бинт
У Томы бант. У Наты бинт.


Пусть ребенок читает эти слоги, слова, предложения. Можно выкладывать слова из букв на магнитной доске или из кубиков с буквами и читать. Этот вид работы особенно полезен и эффективен при обучении ребенка осознанному чтению.


Занятие 2. Сад. Фрукты

Задание 1.

Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за прошлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосочетания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду?

Задание 2.
Нарисуйте их в тетради или наклейте их изображения, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет их.

Задание 3.
Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).

Задание 4.
Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например: Лимон. — Лимоны. Груша. — Груши. Яблоко. — Яблоки. Апельсин. — Апельсинчик. Слива. — Сливка. Яблоко. — Яблочко.

Задание 5.
Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:
- Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон).
- Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)
- Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)

Задание 6.
Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например: Сок из яблок. — Яблочный сок. Пюре из слив. — Сливовое пюре. Запеканка из груш. — Грушевая запеканка.

Задание 7.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат и т.п.

Задание 8.
Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.

Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь.
И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.

Задание 9.
Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка». Выясните, что он думает о поступке мальчика.

Занятие 3. Лес. Грибы и ягоды

Задание 1.
Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, ежевика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, парить, готовить.

Задание 2.
Предложите ребенку придумать загадки-описания о лесных ягодах. Например: Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)

Задание 3.
Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например: Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)

Задание 4.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
- Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например: Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.

Задание 5.

Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.
ГРИБОК
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.


Задание 6.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
- Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например:
Два мухомора. — Пять мухоморов.
Два опенка. — Пять опят.
Две лисички. — Пять лисичек.
Две сыроежки. — Пять сыроежек. И т.п.

Занятие 3 (продолжение). ЗВУК И БУКВА Д д

Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.
Даня делом очень занят,
Дом для Даши строит Даня.

Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуками [Д] и [Д'] в начале из этого стихотворения (Даня, дом, для, Даши, делом).

Задание 3.
Помогите ребенку вспомнить имена, начинающиеся со звуков [Д] и [Д'] (Дора, Дарина, Давид, Дима, Денис).

Задание 4.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Д] и [Д'] (дом, дым, душ, дуб, дрова, дятел, дети, диван, дерево, дедушка). Можно сразу поупражнять ребенка в различении твердого и мягкого звуков, поиграть в игру «Сядь — встань»: ребенок встает, когда слышит слово, начинающееся со звука [Д], и приседает, услышав звук [Д'].

Задание 5.
Вырежьте полоски цветной бумаги разной длины и сложите из них большую и маленькую буквы Д д. Пусть ребенок подумает и скажет, какие звуки обозначает буква Д, чем отличаются друг от друга заглавная и строчная буквы Д д.

Задание 6.
Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звуков [Д] и [Д']. Подпишите их печатными буквами. Пусть ребенок показывает новую букву, а потом и все знакомые буквы, читает слова.

Задание 7.
Поупражняйте ребенка в выкладывании букв Д д из палочек, карандашей, спичек, в рисовании на бумаге и в воздухе, в лепке из пластилина.

Задание 8.
Не забудьте подготовить ребенка к чтению слогов и слов с новой буквой и поиграть в игру «Что получится?». Взрослый – Д ….А. Что получится? Ребенок – ДА. Называйте именно звук, а не букву ДЭ!!!

Задание 9.
Крупно печатными буквами напишите фломастером в тетради:

да до ду ди
дуб дом Дик Дина Дима мода дом идут туда
Там дом. Дима и Дик идут туда. Дима дома. Дик у дома.


Пусть ребенок читает слоги, слова, предложения.


Занятие 4. Одежда

Задание 1.
Повторите задание «Одежда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все вы-деленные слова и словосочетания. Выясните, помнит ли он, что летом носят легкую одежду, а осенью — более теплую. Пусть объяснит почему.

Задание 2.
Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из кото-рых она сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сделана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным при-лагательным и возвращает мяч вам.
Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер. Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки. Юбка из шелка. — Шелковая юбка. Блузка из льна. — Льняная блузка. Жилет из меха. — Меховой жилет. Пальто из кожи. — Кожаное пальто.

Задание 3.
Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.

Задание 4.
Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать развитию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы произносите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда.

Задание 5.
Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубашку; ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки.

Задание 6.
Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить.
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле — вошел.
(Рубашка)

Задание 7.
Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Пусть он расскажет, чего испугались дети, кто их напугал.

 

Занятие 5. Обувь

Задание 1.

Повторите задание «Обувь» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.

Задания 2.
Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть он рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки. Тапки из вельвета. — Вельветовые тапки. Ботинки из замши. — Замшевые ботинки.
Задание 3.
Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».

ЗВУК И БУКВА Г г

Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:
Галя и Гоша гусей стерегут,
Гуси гуськом на лужайку бегут.

Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [Г] из этого стихотворения (Галя, Гоша, гусей, стерегут, гуси, гуськом, бегут).

Задание 3.
Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звуков [Г] и [Г'] (Гаврила, Гриша, Гера, Гена).

Задание 4.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Г] и [Г'] (груша, гусь, гном, гриб, голубь, грабли, гиря, гимнастика).

Задание 5.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [Г] и [Г'], рассказать, гласные они или согласные, звонкие или глухие, твердые или мягкие.
• Звук [Г] — согласный твердый звонкий. Звук [Г'] — согласный мягкий звонкий.
Поупражняйте ребенка в различении этих звуков, поиграйте в игру «Хлопки»: пусть он хлопает в ладоши, услышав в слове твердый согласный [Г]. Для игры используйте ряд слов: гамак, гиря, голубь, голубой, загибать, гладить, погон, вагоны, сапоги.

Задание 6.
Вырежьте полоски разной длины из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы Г г. Пусть ребенок объяснит, чем они отличаются друг от друга, какие звуки обозначает буква Г.

Задание 7.
Поупражняйте ребенка в выкладывании большой и маленькой букв Г г из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы на бумаге и в воздухе, в лепке из пластилина.

Задание 8.
Для подготовки ребенка к чтению слогов и слов с новой буквой проведите игру «Что получится?»

Задание 9.
Предложите изобразить на магнитной доске или бумаге схемы слогов и слов: га, гу, ги, губа. Пусть ребенок подробно комментирует:
• В слоге га всего два звука; первый звук [Г], он твердый согласный, обозначу его синим кружком; второй звук [А], он гласный, обозначу его красным кружком.

Задание 10.
Нарисуйте или приклейте вместе с ребенком несколько картинок, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г']. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Г в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

Задание 11.
Поупражняйте ребенка в различении согласных звуков [К] и [Г]. Проведите игру «Хлопни»: пусть ребенок хлопает в ладоши, услышав звонкий согласный [Г]. Для игры используйте ряд слов: грабли, краб, горло, красить, ковать, грести, каблук, горох, красный, горький.

Задание 12.
Крупно напишите фломастером:

га го гу ги
год дог нога губа ноги доги гном Инга дуга
У Инги дог. У дома гном.


Поупражняйте ребенка в чтении слогов, слов и предложений с новой буквой. Пусть он выкладывает слоги и слова с этой буквой на магнитной доске.


 

Занятие 6. ЗВУК И БУКВА Ф

Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Фиолетовый фломастер все неправильно раскрасил,
Флаг, жираф, фонтан — фиолетового цвета.

Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуками [Ф] и [Ф'] из этого стихотворения (фиолетовый, фломастер, все, флаг, фонтан, жираф, фиолетового). Поупражняйте ребенка в определении места звука [Ф] в словах из этого стихотворения. Например, в словах фломастер, флаг, все (произносим [фее]), фонтан звук [Ф] слышится в начале, а в слове жираф — в конце. Предложите ребенку вспомнить слова, где этот звук слышится в середине (кофта, муфта).

Задание 3.
Помогите ребенку вспомнить имена, начинающиеся со звука [Ф'] (Феня, Федя, Фекла).

Задание 4.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Ф] и [Ф'] (флаг, футбол, фарш, фор¬ма, фигура, фиалка, фикус).

Задание 5.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [Ф] и [Ф'], рассказать, какие они.
• Звук [Ф] — согласный твердый глухой, звук [Ф'] — согласный мягкий глухой.

Задание 6.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [Ф] и [Ф']. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни»; ряд слов для них: фабрика, фартук, кефир, муфта, фигура, фиалка, фиолетовый, фарфоровый, флоксы, Марфа.

Задание 7.
Вырежьте полоски цветной бумаги и полукруги и сложите из них большую и маленькую буквы Ф ф. Пусть ребенок объяснит, чем они отличаются друг от друга.

Задание 8.
Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ф ф на бумаге и в воздухе.

Задание 9.
Нарисуйте или приклейте в тетрадь вместе с ребенком картинки, в названиях которых есть новые звуки. Подпишите их печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ф ф в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

Задание 10.
Подготовьте ребенка к чтению, предложите поиграть в игру «Что получится?»- АаааФ - АФ, Ф Оооо – ФО и т.п.

Задание 11.
Предложите ребенку внимательно послушать слоги и слова: фа, фи, пуф и изобразить их схемы на магнитной доске или листе бумаги, комментируя свои действия, например:
• В слове пуф всего три звука; первый звук [П] — согласный твердый, я отмечу его синим кружком; второй звук [У] — гласный, я отмечу его красным кружком; третий звук [Ф] — согласный твердый, я отмечу его синим кружком.

Задание 12.
Крупно напишите фломастером:

фа фо фу фи
пуф Пиф фото фата фант кофта муфта
У Кати муфта. Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.


Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

Посуда

Задание 1.

Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.

Задание 2.
Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.

Задание 3.
Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры словосочетаний:
Стакан из стекла. — Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. — Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. — Серебряная ложка. Миска из пластмассы. — Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. — Эмалированная кастрюля.

Задание 4.
Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например:
• Это чайник. Чайник — это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду.

Задание 5.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик. И назвать сколько слогов в этих словах.


Занятие 7. Домашние животные и их детеныши

Задание 1.
Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком
выделенные слова и словосочетания.

Задание 2.
Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и
приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему
домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.

Задание 3.
Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу.
Например:
Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.

Задание 4.
Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашнил животных, а затем поиграйте
в игру «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном
числе; ребенок ловит мяч. образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:
Ягненок. — Ягнята.
Поросенок. — Поросята.
Щенок. — Щенята.
Теленок. — Телята.
Крольчонок. — Крольчата.

Задание 5.
Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чьи? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и
называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным
прилагательным и возвращает мяч вам.'Например:
Уши кролика. - Кроличьи уши. Хвост собаки. - Собачий хвост. Голова коровы. - Коровья голова. Копыто лошади. — Лошадиное копыто и т.п.

Звук и буква В в.

Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:
В ванне Вовочку купают
И водою поливают.


Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [В] из этого стихотворения и определить место этого звука в словах (начало слова: ванне, Вовочку, водою; середина слова: поливают, Вовочку).

Задание 3.
Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звуков [В] и [В'] (Ваня, Вадик, Валера, Владик, Вера, Вика, Витя).

Задание 4.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [В] и [В'] (вата, вода, волосы, волк, ванна, ветка, вишня, ведро).

Задание 5.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [В] и [Вь], рассказать, какие они.
Звук [В] — согласный твердый звонкий, звук [В'] — согласный мягкий звонкий.

Задание 6.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [В] и [В'], [Ф] и [BJ. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни»; ряды слов для них: вишня, вилка, волосы, слива, кивать, ворковать, висеть, привет, рисовать, свистеть (для различения звуков [В] и [В']); ванна, форточка, ковры, кофта, рисовать, фотограф, бравый, (футболист, фонарь, столовая (для различения звуков [Ф] и [В]).

Задание 7.
Вырежьте одну полоску и полукруги из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы В в. Пусть ребенок расскажет, чем они отличаются друг от друга. Поупражняйте ребенка в рисовании новой буквы на бумаге и в воздухе.

Задание 8.
Крупно напишите фломастером:

ва во ву ви
вата ванна вода Вова Вика Вита буква диван вагон
У Вики вата.


Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

Занятие 8. Звук и буква Х х

Задание 1.
Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:
Хвостик длинный у тритона,
Что живет у Харитона.


Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [X] из этого двустишия (хвостик, Харитона).

Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [X] и [X'] (халат, хомяк, холм, хрю-хрю, хлеб, хижина).

Задание 4.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [X] и [X'], рассказать, какие они.
Звук [X] — согласный, твердый, глухой; звук [X'] — согласный, мягкий, глухой.

Задание 5.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [X] и [X'], [X] и [К]. Для этого используйте игру
"Разноцветные флажки". Пусть ребенок поднимает красный флажок, услышав звук [X], и синий флажок, услышав звук [X']. Или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [X], и зеленый флажок, услышав звук [К]. В игре используйте ряды слов:
хор, храбрый, хищник, хвост, хирург, пахать, пихта, хижина, похитить, хвастун (для различения звуков [X] и [X']);
крот, хватать, хвастать, кофта, круглый, художественный, ковать, худой, пихта, мохнатый (для различения звуков [X] и [К]).

Задание 6.
Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: ха, хо, мох, комментируя свои действия. Например:
В слове мох всего три звука; первый звук [М] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [X] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком.

Задание 7.
Предложите ребенку определить место звука [X] в словах мох, пихта, хвост.

Задание 8.
Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы X х. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоят эти буквы и чем отличаются друг от друга.

Задание 9.
Поупражняйте ребенка в рисовании буквы X х на бумаге и в воздухе.

Задание 10.
Нарисуйте/приклейте вместе с ребенком несколько картинок, в названиях которых есть звук Х. Пусть
ребенок покажет и подчеркнет букву X в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

Задание 11.
Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Для проверки правильности
ответов ребенка можете предложить ему выкладывать получившиеся слоги и слова из кубиков с буквами разрезной азбуки или из букв на магнитной доске.

Мебель.

Задание 1.

Повторите задание «Мебель» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания.

Задание 2.
Рассмотрите с ребенком Мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.

Задание 3.
Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.

Задание 4.
Предложите ребенку ответить на вопросы (полными ответами):
Где хранят одежду? — Одежду храпят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.
На чем спит бабушка? — Бабушка спит па кровати.
Где отдыхает дедушка? —Дедушка отдыхает в кресле.

Задание 5.
Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:
Если у стола нет ножки... — стол без ножки.
Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья... — стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы... - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки... — буфет без полки.

Задание 6.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.

Задание 7.
Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.

Занятие 9. Звук и буква Ы ы

Задание 1.

Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:
На глазах у детворы
Улетают ввысь шары.


Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ы] из этого стихотворения (детворы, ввысь, шары).

Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, содержащих звук [Ы] (дым, бык, мышь, рыба, коты, дубы, вагоны).

Задание 4.
Предложите ребенку подумать, каким звуком является звук [Ы] и почему.
• Звук [Ы] — гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы его произносим.

Задание 5.
Пусть ребенок определит место звука [Ы] в словах бык, мыть, коты. Объясните ребенку, что в русском язык нет слов, начинающихся со звука [Ы].

Задание б.
Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: бу, би, бык, комментируя свои действия. Например:
• В слове бык всего три звука; первый звук [Б] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй зву] [Ы] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [К] — твердый согласный, я обозначу его синил кружком.

Задание 7.
Вырежьте из цветной бумаги две палочки и полукруг и сложите буквуЫ. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоит буква Ы, как они расположены по отношению друг к другу.

Задание 8.
Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ы на бумаге и в воздухе.

Задание 9.
Вместе с ребенком приклейте картинки со звуком [Ы] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ы в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

Задание 10.
Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?»

Задание 11.
Крупно напишите фломастером:

ты пы мы мы ды бы вы
дым бык коты дубы батоны бидоны вагоны тын
Вот хата. У хаты тын.
У Никиты ноты. На, Нина, ноты.


Поупражняйте в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

Транспорт

Задание 1.

Повторите задание «Транспорт» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет о том, что он знает про транспорт. Если он затрудняется, помогите ему вопросами:
— Что называют транспортом?
— Для чего он предназначен?

Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?

Задание 2.
Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (самолет, вертолет), водным (теплоход, катер, баржа), подземным (метро). Во время прогулки по городским улицам предложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид.

Задание 3.
Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу? контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.

Задание 4.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма.

Задание 5. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку о паровозе и вагонах.
За дымком,
За свистком
Братья бегают бегом.


Задание 6.Прочитайте ребенку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.

 

Занятие 10. Профессии на транспорте

Задание 1.

Повторите задание «Профессии на транспорте» за прошлый год. Проговорите выделенные
слова и словосочетания. Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте.

Задание 2.
Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лст-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.

Задание 3.
Выучите с ребенком загадку:
Он в любую непогоду
И в любое время года
Крутит руль и жмет педали,
Чтобы вы не опоздали
На работу, в детский сад.
Подвезти всегда вас рад. (Шофер)


Задание 4.
Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?»
Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает
представитель этой профессии, и возвращает мяч вам. Например:
Шофер. - Крутит руль.
Летчик. — Держит штурвал.
Кондуктор. — Продает билеты.
Дежурный по станции. — Следит за порядком.
Контролер. — Проверяет билеты.
Капитан. — Управляет кораблем.

Задание 5.
Можно предложить ребенку поиграть в игру с мячом «Кто, чем управляет?» Это позволит
потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете
ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Шофер управляет... — машиной.
Летчик управляет... — самолетом.
Капитан управляет... — теплоходом.
Водитель управляет... — трамваем.
Машинист управляет... — поездом.

Задание 6. Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и побеседуйте о тех профессиях, о которых говорится в стихотворении.


Занятие 11. Времена года. Ранняя весна.

Задание 1.

Повторите с ребенком задание по теме «Весна» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания.

Задание 2.
Предложите ребенку ответить на вопросы;
- Какое время года мы провожаем?
- Мы провожаем зиму.
- Какое время года начинается?
- Начинается весна.

Задание 3.
Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:
• солнышко ярко светит и начинает пригревать;
• тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
• на крышах появились сосульки;
• дни становятся длиннее, а ночи — короче;
• весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелетные птицы;
• люди сняли теплую зимнюю одежду.

Задание 4. Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне. Предложите выучить его. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!


Задание 5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова вес-на, ка-нель, солн-це, кап-ли, про-та-ли-ны, грач, нод-снеж-ник, со-суль-ки.

Задание 6.
Загадайте ребенку загадку о сосульке и предложите объяснить, как ему удалось отгадать ее.
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и полон десной.


Задание 7.
Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка». Предложите пересказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.

 

Занятие 12. Времена года. Весна

Задание 1.

Побеседуйте с ребенком еще раз о времени года, которое наступило. Вспомните приметы весны. Подведите ребенка к тому, что весной природа просыпается; обратите его внимание на то, что:
• на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
• появилась первая травка;
• расцвели подснежники;
• возвращаются из жарких стран перелетные птицы;
• проснулись насекомые;
• поднялись после зимней спячки дикие животные.

Задание 2.

Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.

Задание 3.
Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются люди.

Задание 4.
Пусть ребенок разделит на слоги слова па-хать, ко-пать, са-жать, се-ять, бе-лить.

Задание 5.
Объясните ребенку пословицу о весне, а потом предложите выучить ее: «Весенний день весь год кормит».

 

Занятие 13. Родной город

Задание 1.

Повторите с ребенком задание «Родной город» за прошлый год.

Задание 2.
Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.

Задание 3.
Помогите ребенку запомнить название главной улицы родного города, главной площади, главной реки.

Задание 4.
Посетите с ребенком исторический центр города, познакомьте его с некоторыми достопримечательностями, музеями, театрами; вместе составьте рассказ о вашей экскурсии из трех-четырех предложений.

Занятие 14. Звук и буква 3

Задание 1.

Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.


Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуком [3] из этого стихотворения (зонтом, Зоя, зноя).

Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [3] и [3'] ([/i]замок, зонт, забор, зубы, зима, зелень).

Задание 4.
Предложите ребенку дать характеристику звуков [3] и [З'].
Звук [3] — согласный твердый звонкий. Звук [3'] - согласный мягкий звонкий.

Задание 5.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [3] и [З'], [3] и [С]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [3]. и синий флажок, услышав звук [3'], или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [3], и зеленый флажок, услышав звук [С]. В игре используйте ряды слов: зоя, зима, зеленеть, коза, корзина, возить, заноза, воздух, розовый, разевать (для различения звуков [3] и |3']); звон, стук, пастух, воздух, красный, познать, стучать, нос, ноздри, морозный (для различения звуков [3] и [С]).

Задание 6.
Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: зу, зи, ваза, комментируя свои действия. Например:
В слове ваза всего четыре звука; первый звук [В] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] - гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [3] - твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвертый звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком.

Задание 7.
Предложите ребенку определить место звука [3] в словах зубы, воздух, поезда. Напомните, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов.

Задание 8.

Вырежьте полукруги разного размера из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы 3 з. Обратите внимание, что «открытой стороной» буквы направлены влево. Пусть ребенок поупражняйся в складывании букв из полукругов, выкладывании из шнурка, печатании на бумаге и магнитной доске.

Задание 9.
приклейте с малышом картинки со звуками [3] и [3'J в названиях. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву 3 в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

Задание 10.
Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?», поупражняйте в выкладывании слогов и слов из букв на магнитной доске.

Задание 11.
Крупно напишите фломастером:

за зо зу зы
чуб таз воз ваза зима зош коза тазы заноза мимоза магазин
У Зины заноза. У Зои мимоза.


Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

Профессии на стройке.

Задание 1.
Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:
Каменщик (чти делает?) кладет стены.
Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.
Электрик (что делает?) проводит свет.
Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.


Задание 2.
Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто, чем пользуется?». Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Маляр пользуется... — кистью.
Штукатур пользуется... — мастерком.
Электрик пользуется... отверткой.
Сантехник пользуется... — плоскогубцами.
Стекольщик пользуется... - стеклорезом.

Задание 3.
Выучите с ребенком стихотворение:
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С кистью, краской и ведром.


Задание 4.
Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных, специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.

Задание 5.
Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.

Занятие 15. Звук и буква С с.

Задание 1.

Прочитайте ребенку стишок и выясните, какие звуки он слышит чаще других:
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.


Задание 2.
Попросите ребенка произнести слова со звуками [С] и [Сь] из этого двустишия (санки, Сашины, сломались, снегу, остались).

Задание 3.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [С] и [Сь] (стоя, стул, собака, сом, солнце, сено, синий).

Задание 4.
Поупражняйте ребенка в различении звуков [С] и [Сь]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [С],

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Логопедические занятия с детьми дома. Часть третья | Irene_Sadovska - Дневник Irene LVIVIANKA | Лента друзей Irene_Sadovska / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»