Хочется завершить эту неделю, тем человеком, который в корне изменил понятие "мода". Тому, кому бы исполнилось 1 августа 75 лет, - Иву-Сен Лорану.
Русский Vogue и, в частности, Дарья Косарева написала небольшую заметку для сайта, которая рассказывает "основные вехи его жизненного и творческого пути".
«Ваш любимый цвет? — Черный. Качество, которое Вы больше всего цените в людях? — Терпимость. Ваш главный недостаток? - Застенчивость. Что вы всегда готовы простить? — Предательство».
Посетителей прошлогодней ретроспективной выставки в парижском Музее Изобразительных Искусств, посвященной творчеству Ива Сен Лорана, встречал меланхоличный голос самого дизайнера, отвечающего на вопросы легендарной анкеты Марселя Пруста. В любви к этому французскому романисту Сен Лоран был постоянен, своим затворничеством во второй половине жизни невольно повторил его судьбу, и никогда не переставал — к месту и нет — цитировать любимого автора: прощальную речь после последнего в своего карьере показа в 2002 году Лоран тоже закончил словами Пруста. «Настоящий рай — потерянный рай».
[показать]
[показать]
[показать]
фотографии с последнего показа, сделанные Эди Слиманом
В поисках этого потерянного рая и утраченного времени Сен Лоран, кажется, и провел всю свою жизнь, отгородившись от скучной повседневности папками с эскизами, рулонами тканей, предметами искусства, которые неистово коллекционировал, и наркотиками. Малейшие попытки проникнуть в его башню из слоновой кости и вывести на прогулку в реальный мир он воспринимал с праведным возмущением дошкольника, только что обнаружившего, что Санта-Клауса не существует. И оборонялся как мог. В этом смысле показательна история с любимым псом дизайнера, французским бульдогом по кличке Мужик, а вернее с целой чередой домашних питомцев этой породы: после того, как в 1983 году от укуса скорпиона умер первый, «аутентичный» Мужик, Сен Лоран завел еще одного такого же и назвал Мужик II. После смерти второго в доме появился третий, а спустя какое-то время — и четвертый. Первый был запечатлен Энди Уорхолом, последний попал в объектив Эди Слимана.
Мать Сен Лорана вспоминает, что с самого детства Ив был очень восприимчив к красоте, внимателен к деталям и всегда замечал, как одеты окружающие его люди. Однажды ему не понравился наряд родной тети и он вежливо, но настойчиво попросил ее переодеться в то, что было бы ей действительно к лицу. Если верить семейным преданиям, маленький Ив с самого начала был тверд в выборе будущей профессии: мальчик хотел шить красивые платья и точка.
В 16 лет, покинув Алжир, в котором родился и вырос, Сен Лоран отправился завоевывать Париж. Поначалу новая родина была благосклонна к талантливому юноше: после краткого учебного курса в Ecole de la Chambre Syndicale, Сен Лоран завоевывает первое место в конкурсе молодых дизайнеров, заткнув за пояс другого подающего большие надежды участника по имени Карл Лагерфельд, а затем становится ассистентом в Доме Dior. Спустя два года глава модного учреждения, месье Диор, приглашает мать своего подмастерья в кабинет для конфиденциальной беседы, в ходе которой выясняется, что в качестве своего единственного преемника кутюрье видит ее застенчивого сына. По странному стечению обстоятельств Диор умирает от сердечного приступа спустя четыре дня и Сен Лоран в возрасте 21 года становится во главе Дома. Первая же созданная им коллекция, во время работы над которой Ив не постеснялся проявить свои новаторские навыки и продемонстрировал публике революционный по тем временам фасон платья-трапеции, оказывается очень успешной и помогает Dior выбраться из финансовой пропасти, в которой бренд очутился незадолго до смерти своего основателя. Однако последующие две коллекции были приняты более чем сдержанно, и в отношениях инвесторов и дизайнера повеяло ощутимой прохладцей: трудовой контракт был расторгнут.
В 1960 году в жизни Сен Лорана случилось то, что послужило благодатной почвой для последующих многочисленных истерик, припадков необоснованной агрессии, неконтролируемой социопатии и мизантропии, которые на протяжении всей жизни выматывали и самого дизайнера, и близких ему людей: Франция решила, что портных в стране достаточно, а вот солдат не хватает. Сен Лоран был призван на военную службу и отправлен на линию фронта в Африку — война за независимость Алжира была в самом разгаре. Через 20 дней его демобилизовали: с ним случился страшнейший нервный припадок, последствия которого пришлось залечивать в психиатрической больнице. С помощью электросудорожной терапии.
Впрочем, Пьер Берже, партнер, лучший друг, меценат и менеджер, который помог Сен Лорану основать в 1961-м собственный бренд, и с которым дизайнер провел бок о бок всю свою сознательную жизнь, утверждал, что Ив «родился в состоянии нервного срыва». Как водится, трагический надлом и надсадность, свойственные Иву, стали залогом его необычайной продуктивности. Ни один модный Дом не может похвастаться столь богатыми архивами: в среднем «домашний» музей включает в себя не больше 400 моделей. В Yves Saint Laurent их пять тысяч. Сам Сен Лоран утверждал, что за две недели способен набросать около 1000 эскизов, 200 из которых гарантированно пойдут в работу. Помимо основной профессиональной деятельности, дизайнер успевал шить сценические костюмы для Марго Фонтейн, Сильви Вартан, Джонни Халлидея, актеров балетной труппы Ролана Пети, одевать кинематографических героинь Катрин Денев («Дневная красавица»), Клаудии Кардинале («Розовая пантера»), Изабель Аджани («Подземка»). Тем, кому сейчас не больше двадцати пяти, Сен Лоран запомнился стариком с блуждающим взглядом, в 60–70-х же он являл собой эталон сексуальности — задумчивый вихрастый меланхолик с поджарым, рельефным телом олимпийца, которое он не постеснялся продемонстрировать в рекламе мужского парфюма Yves Saint Laurent Pour Homme.