Даррен Аронофски
режиссер, 42 года
Почему балет?
Это всегда интересно окунуться во что-то новое, что-то неизвестное. За всей той легкостью и непринужденностью, которая происходит на сцене, стоит насилие и жесткая конкуренция. Я думаю, люди даже не догадывались, как сложно быть танцором – сколько нужно дисциплины, самоотверженности.
Вы проводили какие-нибудь исследования для этого фильма?
Да и это было очень сложно. Обычно, когда снимаешь фильм, все двери открываются. Но балет – совсем другой мир. Потребовалось много времени, прежде чем люди начали к нам привыкать и поддерживать. Натали Портман на протяжении всего фильма находится в окружении реальных балетных танцоров.
«Рестлер» и «Черный лебедь» очень похожие друг на друга истории. Это преднамеренный шаг?
Оба проекта были разработаны еще десять лет назад и некоторые одинаковые идеи действительно есть в «Рестлере» и в «Черном лебеде». Но это очень, очень разные фильмы. Возможно, существует только тематическая схожесть – не более.
Это ваша цель сделать так, чтобы публика чувствовала себя некомфортно?
Конечно, мне определенно не безразличен зритель и я хочу, чтобы он испытывал эмоции. Я всегда стараюсь предать фильму интенсивность, сделать его на грани.
Элемент лесбийской любви был необходим?
Фильм о потери идентичности. На самом раннем этапе у меня вообще была идея, чтобы Натали Портман занималась любовью с Натали Портман. Но все говорили о Натали и Миле. Я думаю, что мой вариант все-таки лучше – никто никогда такого не делал и это лучше всего подходит для раскрытия темы.
Вы говорили о том, что с маленьким бюджетом снять «Черного лебедя» было очень тяжело. Как вы думаете, если бы денег было больше – было бы по-другому?
Как только вы начинает возиться с деньгами – вы теряете время, а от него зависит очень многое. Да, это был бы совершенно другой фильм. Но я не знаю – какой.
Какие фильмы вы смотрите в свободное время? Мне кажется, вы не смотрите комедий.
Я смотрю столько комедий, сколько могу. Больше всего, конечно, я смотрю мультиков, потому что у меня ребенок. Иногда ночью я натыкаюсь на какой-нибудь иностранный фильм. А вообще я предпочитаю ходить в кино.
Какие фильмы вдохновили вас, что вы стали режиссером.
Я вырос в эпоху Спилберга и Лукаса. То есть я смотрел «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега», «Инопланетянин», «Звездные войны» – это было по-настоящему удивительное время. Мне нравилось и альтернативное кино, например, фильмы Спайка Ли и Джима Джармуша.
Ни один из ваших фильмов не назовешь «блокбастером». Есть в планах снять кино для широкой аудитории?
Я не специально снимаю такое кино. Понимаете? Для меня все зависит от характера главного героя – ведь мне иногда приходится работать с ним по два года. И я не считаю, что главное – это деньги.
Мне кажется, ваши фильмы о попытках прийти к совершенству. Вы сами одержимы этим?
Я так не думаю. Я верю в персонажи и в то, что они должны бросать вызов. Моя задача создать им как можно больше проблем, чтобы они сами, я и зритель увидели чего они стоят на самом деле, из чего они сделаны.
times.com / Максим Вечкин