• Авторизация


ДВА НАРОДА 26-11-2013 13:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Российский блоггер Алексей Широпаев - О двух разных народах

[260x195]

[показать]

Все-таки в отношении русских к украинцам, к Украине таится что-то ключевое, судьбоносное – для нас, русских. Для украинцев Россия тоже значима, но только как точка отталкивания, помогающая осознанию своей, украинской, инаковости. Для русских же Украина, напротив, точка постоянного притяжения, ревнивого внимания, объект поглощения как чего-то «исконно своего» и переделки по собственному образу и подобию. Ничто так не раздражает русских, как очевидные различия с украинцами в языке, менталитете, культуре, историческом опыте. Если русские и признают эти различия, то лишь на уровне различий, скажем, между Владимирщиной и Рязаньщиной, но никак не на уровне отношений двух разных народов.

Известно мнение, что Россия без Украины в имперском плане ущербна. Что-то в этом же духе говорил Бжезинский, да и не только он. Эта мысль верна. Но дело даже не столько в экономическом и геополитическом значении Украины для Москвы. Дело прежде всего в том, что на традиционном русском отношении к Украине, по сути, держится русское имперское сознание, благодаря которому российская империя, пусть и в урезанном виде, все еще существует. Подчеркиваю: именно отношение к Украине – не к Балтии, не к Кавказу – является определяющим для русского имперского сознания. Как только русские откроют для себя, что украинцы это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другой народ – российский имперский миф рухнет, а с ним неизбежно кончится и империя.

Надо сказать, что на словах русские всегда готовы признать, что украинцы – народ, но – внимание! – «братский народ». За этой лукавой формулой кроется твердое убеждение, что мы – русские и украинцы – ОДИН народ, призванный жить в одном государстве со столицей в Москве. Говоря о «братском украинском народе», большинство русских воспринимают украинский язык и само украинство как досадное историческое недоразумение, исторический вывих, возникший благодаря зловредному влиянию Литвы и Польши. И при этом русские не задаются вопросом: а может, вывихом-то являются они сами?

Исторически вывихнуты как раз-то мы, русские. Нас вывихнула татарщина. Еще в ХIII веке наметились два противоположных исторических вектора, определивших дальнейшее формирование украинского и русского народов. Первый вектор – борьба с Ордой в союзе с Европой, второй – борьба с Европой в союзе с Ордой. Персонифицировались они соответственно в личностях Даниила Галицкого и Александра Невского. Первый вектор – естественен и логичен в культурно-историческом плане. Второй вектор – глубочайшее извращение с далеко идущими последствиями: культурными, государственными, историческими, психологическими, нравственными. И если король Даниил – знаковая фигура Украины, то приемный ханский сын Александр Невский – знаковая фигура России, ее «имя». Таков исток нынешних русско-украинских отношений. Уже после этого говорить о «двух братских народах» не приходится. Цивилизационная вражда предопределена уже этими двумя историческими личностями.

Их можно назвать народообразующими. Насколько Даниил Галицкий непохож на Александра Невского, настолько украинцы непохожи на русских – в своем отношении к праву, свободе, собственности. Если украинское самосознание исторически тяготеет к Европе, то традиционное русское самосознание воспринимает Европу с большей или меньшей степенью враждебности, недоверья и зависти, оборотной стороной которой выступает мессианская кичливость и обличительный пафос в отношении «прогнившего Запада». Европа для русских – это «потерянный рай», откуда их вырвали татарским арканом. Именно конфликт между изначальной европейской природой и навязанным азиатизмом истории и государственности определил русский психотип, все его комплексы и фобии. Все русские неврозы – от пьянства до большевизма – отсюда. Утратив Европу, русские захотели ее не просто забыть – они решили ее возненавидеть, возлюбив при этом свое историческое несчастье, весь этот навязанный им судьбой азиатизм. Это психологическое и умственное извращение называется русским патриотизмом. Украина же, благодаря Литве и – да, да!- Речи Посполитой, сохранила в себе причастность к Европе, сохранилась как Русь в подлинном смысле этого понятия. А мы переродились в Московию, утратив исконную цивилизационную идентичность. И вот это-то и является предметом нашей русской, точнее московитской ревности, определяющей наше отношение к Украине.

Еще на Переяславской раде (1654), на пресловутом «воссоединении», надо сказать, весьма вынужденном со стороны казаков, встретились два разных народа, говорившие на языках разных культур. Мало кто знает, что в Переяславле казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей. То есть казаки заявляли себя носителями типично ЗАПАДНОЙ правовой культуры. Разумеется, это вызвало негодование московской стороны, заявившей, что «у нас не повелось, чтобы цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут». Видать, веры Москве у казаков особой не было: четыре полка царю в Переяславле так и не присягнули…

Как Россия «соблюла» казачьи вольности, хорошо известно: всеми силами она старалась устранить украинское «историческое недоразумение». Уже вскоре после Переяславской рады началась московизация Украины: насаждение воевод, сворачивание городского самоуправления, притеснение казачества, поощрение доносительства и т.д. В 1662 году был создан Малороссийский приказ, находившийся в непосредственном подчинении у царя. Через него царь утверждал претендентов на гетманство, сажал воевод по украинским городам, строил крепости в Украине, направлял действия московских и казацких войск. Кроме того, это ведомство надзирало за деятельностью гетмана и контролировало все контакты украинцев с Московией. О Переяславских соглашениях в кремле уже и не вспоминали.

Потом был показательный геноцид в Батурине (1708) – ответ Петра Первого на попытку гетмана Мазепы отстоять остатки суверенитета Украины. Потом последовали два уничтожения Запорожской Сечи – Петром и, окончательное, Екатериной. Потом было превращение Украины в набор типовых губерний, царская политика русификации и, наконец, сталинский Голодомор как средство подавления украинского национально-освободительного сопротивления. А совсем недавно, во времена Виктора Ющенко, мы видели, как Москва боролась с украинским «историческим недоразумением» путем манипуляций с газпромовскими заглушками.

Конечно, казакам в ХVII веке не стоило вступать в столь острую конфронтацию с поляками, которые в цивилизационном плане были гораздо ближе казачеству, чем московиты, несмотря на их православие. В свою очередь и гордым полякам надо было понимать, что от их конфликта с казачеством выиграет только Москва. Конечно, требовалась федеративная и правовая реформа Речи Посполитой, состоявшей лишь из двух субъектов – Польши и Литвы. Требовалось признать третий субъект – Украину (Русь). Так и произошло при заключении Гадячской унии (1658). Но, увы, поздно: ненависть казаков к «ляхам» была уже слишком велика, и проект провалился. Возникни он пораньше – и у Украины были бы все шансы существовать сегодня в качестве полноценного европейского государства. Да и наша, русская, судьба сложилась бы иначе, поскольку без Украины Россия вряд ли превратилась бы в монструозную империю, в конце концов разродившуюся большевизмом. Московия неизбежно вошла бы в состав более цивилизованного и сильного соседа. И мы, русские, жили бы сейчас в Европе, не имея за спиной ГУЛАГа и прочего гнусного исторического опыта. И сама история Европы была бы иной…

Итак, «два братских народа». Но, как видим, в конечном счете культурно-исторические генезисы русских и украинцев совершенно различны, даже противоположны. Мы, русские, конечно, братья украинцам, но братья, подвергшиеся некой неприятной мутации. Мы опасны, как будто несем в себе какую-то разрушительную заразу, и потому нас инстинктивно сторонятся все, кто живет западнее: украинцы, прибалты, а теперь и белорусы. Зато Китай приваливается к нам все плотнее…

Наряду с идеей «двух братских народа», существует уж совсем оголтелая ура-патриотическая «концепция» «триединого русского народа», якобы состоящего из великороссов, малороссов и белорусов. Эта мифологема рассыпается при первом же внимательном рассмотрении. Языковая близость? Уверен, что большинство из адептов идеи «триединого русского народа» не смогут понять большую часть разговорных фраз на украинском языке. Языковые различия между русскими и украинцами очевидны и значительны. Языки у них, конечно, родственные, но, скажем, сербский язык тоже весьма родствен русскому, однако никому из нормальных людей не приходит в голову считать сербов и русских одним народом. Кстати, у сербов и хорватов язык вообще один и тот же, но народы эти, несмотря на общий славянский корень, отнюдь не братские, а цивилизационно разнонаправленные. Скажут: их разделила религия. Хорошо, возьмем сербов и черногорцев – один язык, одна вера. Различий между ними в сотни раз меньше, чем между русскими и украинцами. Тем не менее, несмотря на великодержавное стремление Сербии рассматривать Черногорию как свое продолжение – не более! – черногорцы считают себя отдельным народом с собственной историей и культурой. Не буду здесь вдаваться в подробности, но, вероятно, мало кто знает, что примерно в 1920-26 гг. черногорцы вели партизанскую национально-освободительную войну против сербской армии, оккупировавшей Черногорию под предлогом братской помощи. И если уж такие «близнецы-братья» как Сербия и Черногория в конце концов расселились по отдельным квартирам, то что говорить о России и Украине?!

В заключение нельзя не затронуть еще один момент. Жаркий русско-украинский спор разворачивается на историософском, экономическом, политическом полях. Это большой спор об Украине как таковой, о ее суверенитете и состоятельности. Идет он и на поле культуры. Здесь, пожалуй, главной стратегической «высоткой», за которую борются русские, является имя и наследие Гоголя. Аргументация русских ура-патриотов такова: Гоголь писал на русском языке, называл себя русским – значит, никакой особой украинской идентичности не существует, можно говорить лишь о неком «областном» малоросском своеобразии, эдаком этнографическом оттенке. Разумеется, это обычная уловка, призванная оправдать имперскую политику в отношении Украины и само существование империи. Пора, наконец, сказать правду: Гоголь типологически (я уж не говорю о происхождении) чисто украинский писатель, имевший еще и польские корни, да, писавший на русском языке – в силу исторических и политических обстоятельств. Судьбу Гоголя предопределила судьба Украины в империи. Как еще мог сделать литературную карьеру талант, родившийся в колониальной провинции? Разумеется, надо было ехать в имперский центр, в Питер, писать по-русски, причем идеологически выдержанно. Скажем, на «Тарасе Бульбе» - козырной карте наших ура-патриотов – лежит явная печать политического приспособленчества. Как известно, было два варианта повести, и патетические слова о «русском царе» в предсмертном монологе Тараса появились лишь во второй редакции – по сути, Гоголь создал яркий, поэтичный псевдоисторический лубок, внеся весомый вклад в имперскую мифологему «воссоединения Украины с Россией». Но душевного комфорта Гоголю это не принесло. В России он мучился, изнывал. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это бегство в уже несуществующую Украину. По сути это плач об Украине, упрятанный в смех, в яркие южные краски, в сказочность, в полет стиля. Вспомним, как кузнец Вакула попал на прием к Екатерине II в составе делегации запорожцев, которые, предчувствуя свой скорый конец, прибыли в Петербург в надежде умилостивить «матушку государыню». Далеко не случайно Николай Васильевич свел вместе эти противоположные начала: ледяной имперский Петербург и огненных посланцев Сечи. В рождественскую пастораль Гоголь упрятал свою скорбь о погибшей казачьей вольности, об Украине…

Россия душила Гоголя, он рвался из нее, но куда ему было податься? В Украину, превращенную в Малороссию? Там он был обречен на убогое провинциальное прозябание. И тогда новой, идеальной Украиной для Гоголя стала Италия. В Италии он воскресал духовно, оттуда он писал откровенные письма, в которых «Россия, Петербург, снега, подлецы» шли в одну строку, через запятую. В Италии он «просыпался на родине». И чем все кончилось? Россия в лице попа-мракобеса Матвея задушила-таки Гоголя. Вот и вся его история вкратце.

Гоголь не смог или побоялся разобраться в себе, и это его сгубило. Жившее в нем украинско-польское самосознание (характерны его откровенные беседы с поляками в Италии) он старательно, но тщетно давил надстроечным русским самосознанием. Россию, ее холода, обывателей, чиновников, странную, безысходную историю Гоголь не любил, хоть и боялся в этом себе признаться. Отсюда и «Мертвые души» - эта фантасмагорическая фреска становится понятной именно в таком ракурсе. Создав ее, Гоголь испугался самого себя и шарахнулся в покаяние, к попам, в морализаторство, стал проповедником и убил в себе художника. Гоголь – это жертва России, она сожрала его. Украинский писатель, запутавшийся в своей русской судьбе, как птица в силках…

Что ж, подытожим. Нам, русским, пора осознать, что обретение Украиной независимости глубоко закономерно. Это историческая справедливость, с которой необходимо не просто смириться – нам надо ее понять и принять. Понимание, что Украина действительно другая страна, настоящая заграница – вот ключ к нашему самопознанию, самокритике и самоосвобождению, предпосылка зарождения новой русской ментальности без имперских и антизападных стереотипов. Если это произойдет, все наше видение истории и мира изменится. Украина как бы ставит перед нами, русскими, зеркало. Надо честно и бесстрашно вглядеться в него. И, как сказано в нашей же, русской, поговорке, «на зеркало неча пенять…».

Источник http://shiropaev.livejournal.com/306475.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
Росіяни це не читають.
А хто читав, ніколи не сприйме...
santa3 26-11-2013-13:46 удалить
большое спасибо) процитирую Пусть читают, что не все русские глупы, зазомбированы ихней пропагандой
Добрый день! Замечательная статья! Правильная! А отвечая первому комментатору, скажу - читаем! Еще как читаем! Благодарю тебя!
Nika_Nikol 26-11-2013-15:00 удалить
Олечка,сейчас на Украине не простые времена,но народное восстание за право жить достойно,должно только приветствоваться!
Сама не могу быть в гуще событий,но очень болею за исход...
Благодарю тебя за отзыв и внимание.
[700x525]
Nika_Nikol 26-11-2013-15:02 удалить
santa3, «Єднаймося ж, брати мої!
Ми заслужили кращого майбуття,
І доля наша не в руках чужих -
А в наших вчинках та у думках.»
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Знаешь, у нас тоже зреет бунт... И я рада этому! Наступит время, обязательно буду в гуще... Такая уж я..)
Nika_Nikol 26-11-2013-15:07 удалить
Не_титан, Умные люди читают.Мне очень понравилась статья белорусского блогера и комментарии белорусских друзей. Позитивные и доброжелательные.
http://charter97.org/ru/news/2013/11/25/80479/comments/

"Янукович играл между Европой и Россией, но появился новый игрок – народ...."
Nika_Nikol 26-11-2013-15:10 удалить
Ольга_Кулакова, Достойная цель . Всегда поддержу!
Как точно написано! Жаль, немногие это понимают и принимают. Цитирую. Спасибо.
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Благодарю за поддержку!
Nika_Nikol 26-11-2013-15:20 удалить
Аноним, Ну,что так - "Аноним" ? Очередное "психотропное оружие" в виде пасквеля проплаченного СМИ?
А послушной быдломассой на услужении царей-батюшек лучше ? И чего же от такого "рая" на земле сбежали жить в Европу дочь Путина,Ельцина,Азарова ?Список продолжить?..
Отож!
Nika_Nikol 26-11-2013-15:23 удалить
Юлиса_Шпилева, Спасибо за поддержку! Уважение должно быть друг к другу,прежде всего.Всё правильно!
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Абсолютно согласна! Только так выживем.
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Читала. Дякую.
Nika_Nikol 26-11-2013-16:53 удалить
Ми самі творимо свою історію і обираємо наше майбутнє!
ПИТАННЯ ЧАСУ.
[600x480]
JAXEDRA 27-11-2013-03:21 удалить
Ответ на комментарий Не_руссссская # Не_титан, а мені здається, росіяни в інших країнах інакше на світ дивляться і їм багатьом гірко,що такий менталітет у їхніх на родіне
Nika_Nikol 27-11-2013-10:10 удалить
JAXEDRA, Безперечно!Є НА ЩО РІВНЯТИСЯ!
santa3 28-11-2013-12:39 удалить
Ответ на комментарий Nika_Nikol # точно!
продьяк 05-12-2013-14:33 удалить
Привет Николь!
Очень одностороннее и очень "заинтересованное" прочтение исторических событий Российской истории. Не знаю кто он (блогер) по национальности... Да это и не важно. В любой нации, в любом народе есть полный набор личностей по характерам, уровням развития и амбиций.
В истории можно сделать и иную подборку сюжетов. Можно. Но дело в том, что на эту "иную подборку", в подобном недоброжелательном тоне, порядочный россиянин по пойдёт (ума на подобный пассаж много не надо). У него просто нет причины и желания не уважать украинский народ.
Как быть - ваш выбор.
Одно замечание - этот выбор нельзя делать в полёте чувств и настроений...
Ты-то как выбираешь?
Кстати, последний пост более достоен внимания и уважения.
Nika_Nikol 08-12-2013-00:08 удалить
продьяк, Привет! Всегда с большим трудом сдерживалась от размещения в своём блоге статей о политике...Хотя этот аспект бытия всегда был очень волнителен лично для меня.Тема неблагодарная и ,мягко говоря,спорная...А уж история (как в устном народном творчестве) - писалась,переписывалась,да не перевЫписалась...
Кто сейчас даст гарантию объективности и честности?Привыкли наши самодержцы кроить под себя,подтасовывать...Сейчас такие документы всплывают из архивов,что "мама не горюй !!!".
продьяк 08-12-2013-21:19 удалить
ПРИВЕТ!!
Ты права. Копаться в истории - дело не благодарное. Её надо знать, а не ковырять.
Что бы там ни было, а отношения следует строить по принципу доброго соседа (с любой стороны, а лучше с обеих) и взаимной выгоды. Ведь экономика это, на Верное единственная сфера, в которой не абсолютен закон физики о сохранении энергии (если у одного партнёра прибыло, то у другого обязательно убыло). При честных отношениях в прибытке оба партнёра.
А вашу ситуацию я понимаю так:
ЕЭС это не значит быть в Европе, СНГ - не значит быть в России. Вам предлагают разные варианты экономических отношений, всего лишь. С одной стороны неоднозначные экономические , правовые и социальные условия, с другой таких условий нет. А вся эта европейская суета по поводу «...достоинства украинского народа, его независимости...» от кого-то и чего-то, очень и очень подозрительна. Какая-то не здоровая истерика.
При любом вашем выборе и Европа никуда не убежит, и Украина, и Россия останутся на своих местах. А вот жизнь может измениться. Где лучше - не знаю.
Из всего, что я знаю по этому "Делу ЕЭС", единственное положительное в нём - перспектива безвизового режима. Но... принимать решение украинцу ради того, чтобы иметь возможность быстрее и легче уехать из Украины в Европу.........!?
Nika_Nikol 13-12-2013-11:54 удалить
продьяк, Скажу о себе.
Панически боюсь и не хочу жить "под Путиным",при его абсолютной диктатуре и полнейшей анемии судебно-правовой системы.
RemDomTeh 13-12-2013-17:42 удалить
Благодарю за материал, прочитал с удовольствием. Автор в спокойном, рассудительном тоне говорит о вещах, которые лежат на поверхности, но из-за слюны и желчи великоросов этого не видно или сознательно выделениями покрыто... Если России так пофиг Украина и она её содержит, то почему не скинуть балласт? Почему глазьева человеком гада (не подчеркнуло как ошибку!) выбрали с красноречивой формулировкой. Всё правильно написано и об отношении к Украине и исторические события правильно рассмотрены. У меня очень мало времени, но после этой статьи, наверное, зарегистрируюсь на ЖЖ.
Ваш последний комментарий ..."Панически боюсь и не хочу жить "под Путиным"... Поверьте, что под Януковичем и его тихом беспределе, где ВСЁ куплено и продано, где простого человека за человека не считают, где.... много ещё чего, тоже нелегко... Вот за то, чтобы это хоть как то изменить и остановить и нужна Европа...
[700x466]
Nika_Nikol 13-12-2013-18:19 удалить
RemDomTeh, Благодарю Вас за комментарий!
Вы правы!Это очевидно,что нынешняя криминально-олигархическая власть на Украине-это высокие налоги, которые необязательно платить. Жестокие законы, которые по знакомству можно не выполнять. Риски отъема собственности с участием правоохранительных органов. Госзакупки — исключительно у родных, близких и знакомых. Необъективная судебная система. Гигантское влияние чиновников на любой бизнес. Плохо работают все госуслуги для бизнеса – получение разрешений, лицензий, аренды. «Весь малый и средний бизнес — прокурорский!А если к этому букету добавить Таможенный союз,то это орда на 300 лет!
Так что Майдан и попытка переучредить государство на новых основаниях — это вполне рациональное экономическое поведение. Иначе с дороги, ведущей к пропасти, не свернуть.
Я верю,что Европейский вектор развития Украины может и должен что-то изменить.Иначе ...
Отдельная благодарность за фотографию -впечатлила!Вспомнилась вторая ночная осада Беркутом Майдана,когда вдруг,среди ночи, неожиданно зазвонили колокола близлежащих храмов и священники стали читать молитву! Бойцы Беркута вдруг остановились!!!
продьяк 13-12-2013-21:29 удалить
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Мне трудно понять ваш страх. Как и чем он мог вас напугать? Может быть не он, а им? А по поводу диктатуры, я позволю себе сказать с позиции человека прожившего "с Путиным" все его политические годы - это гениальный, самый масштабный и ответственный политик последних десятилетий. До него мы жили в стране воров и бандитов. Ему уйти- значит власть просто бросить. Передать некому. Это тебе говорит человек, который постоянно "ворочает головой" в поисках "Кому", и не находит. Да Путин многих раздражает. Слишком долго у власти, слишком энергичный и волевой, очень успешный, стал богатым... Критиковать очень легко, а вот чтобы понять, надо приложить немало усилий. Понять - чего стоит менять огромную страну не "через колено", а спокойно и поступательно.
И почему "под Путиным"...? Ты знаешь, мне это "под Путиным" напоминает нарисованный "кем-то" смайлик, что под комментарием.
И ещё, по поводу того блогера, который рассказывал с историческими выкладками какие мы разные, враждебные и чужие. Почему-то, когда я посещаю страничку одной украинки, я отдыхаю душой.
Nika_Nikol 13-12-2013-21:50 удалить
продьяк, Ты - чудо!
Прости,я слабый спорщик и предпочитаю уважать чужое мнение.
Путин - гениальный политик!И именно из-за его гениальности и без европейского выбора Украина превратится в «серую зону», полигон бесконечных геополитических баталий, в результате чего Россия поглотит страну экономически и политически.
А к простым людям-добрым,честным,талантливым-отношусь с огромной симпатией,не смотря кто они-русские,татары,евреи или украинцы.
К сожалению политики живут по другим законам...
продьяк 15-12-2013-17:10 удалить
Ответ на комментарий Nika_Nikol # А я не хочу спорить.
Но, ради бога извини, не могу удержаться. Одно и последнее "китайское" замечание:- "серая и безликая зона", - это как раз ЕЭС, где все пляшут под чью-то дудку. Причём всё так хитро устроено, что простым людям не видно кто играет. Ну ладно бы звучала приличная музыка, а то ведь визг извращенцев (последние события в евро парламенте меня просто вывели из равновесия)...
Прости..прости..прости....
Всё... Здесь никакой политики.
Чудо-Юдо-рыба кит.


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДВА НАРОДА | Nika_Nikol - Дневник Nika_Nikol | Лента друзей Nika_Nikol / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»