• Авторизация


Сара Бернар. Эксцентричная и непревзойденная 25-10-2011 16:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leonsija Оригинальное сообщение

Эксцентричная и непревзойденная (актрисы прошлого)

Изобретение кинематографа подарило нам возможность сохранять на пленке образы великих актеров и актрис, видеть их игру, учиться у них. Одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино, стала Сара Бернар. Это произошло в 1900 году, в Париже: тогда была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была заснята в сцене "Дуэль Гамлета".  Но все же прославил ее театр и, по воспоминаниям современников, она играла необыкновенно талантливо. Так в 1908 году состоялись ее гастроли в России, здесь она была до этого еще  в 1881 и в 1898 годах. В репертуаре Сары Бернар были роли героинь из  классических пьес - Федра, Заира, Андромаха, Дездемона и конечно ее коронная роль Маргариты Готье в пьесе А.Дюма "Дама с камелиями". "Вы хотите знать мое мнение о Саре Бернар? Я нахожу, что она феноменальное явление в том отношении, что поборола время и сохранила обаятельную женственность", - заявила тогда журналистам актриса Мария Савина. В тот момент Саре Бернар было уже 64 года.

"Драматическое искусство преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравится и привлекать к себе внимание - слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность."

Сара Бернар

[показать]

Jules Bastien-Lepage  Sarah Bernhardt 1879

С именем Сары Бернар связано много интересного в мире искусства. Она до сих пор является непревзойденной актрисой, ей подражают, о ней снимают фильмы, ставят спектакли, пишут книги. Время действительно не властно над настоящим талантом. Ничего не изменилось с того времени, когда она царила на парижских подмостках и на подмостках известных театров мира. Биография Сары Бернар довольно популярна и ее легко можно найти на просторах Интернета, и поэтому не буду особенно в нее вдаваться. Просто несколько фактов из жизни актрисы и небольшая галерея фотографий и картин...

  [показать]

  [показать]

Карьеру актрисы Сара Бернар начала в "Комеди Франсез" 1 сентября 1862 года. Она дебютировала в роли Ифигении ("Ифигения в Авлиде" Расина).  Но характер, характер... уже в следующем году, в припадке гнева она ударила другую актрису, и ушла из "Комеди Франсез". Так началась ее сложная артистическая жизнь, она будет менять театры, страны, сама выбирать пьесы и роли, эпатировать публику. Сара имела огромный успех в драмах Шекспира и Расина. Она была кумиром студентов и получала от поклонников букетики фиалок, сонеты, поэмы…

[показать] 

[показать]

Во время войны 1870 года, вместо того чтобы уехать со своей семьей, Сара Бернар осталась в осажденном Париже, устроила в театре "Одеон" госпиталь, полностью посвятив себя раненым.  Однажды Сара Бернар приняла в госпитале раненого юношу, который попросил у нее фотографию с автографом. Было ему девятнадцать лет, и звали будущего маршала Франции Фердинанд Фош…

[показать]

Сара Бернар после окончания консерватории

[показать]

[показать]

В 1875 году на тихой зеленой и достаточно престижной авеню де Вилье Сара Бернар построила себе особняк. Архитектором был модный в те годы Феликс Эскалье, а к внутреннему убранству дома приложили руку и талант десятки художников и скульпторов. Соперничая друг с другом, они расписывали стены и потолки, украшали лестницу и зимний сад, придумывали оригинальные решения интерьеров. "Сара Бернар совершенно непохожа ни на одну актрису прошлого или настоящего, - вспоминал Эрнесто Росси. - Это абсолютно новый тип художника, странный, если угодно, но тем не менее новый. Все в ее творчестве и даже в личной жизни поражает эксцентричностью".

[показать] [показать]

Сара Бернар художник и Сара Бернар скульптор

[показать]

Джованни Болдини Сара Бернар

[показать] 

Она любила рисковать и получала от этого наслаждение. Так во время парижской выставки 1878 года Бернар каждый день поднималась в воздух в привязанном аэростате господина Жиффара. Затем вместе с ученым она совершила воздушное путешествие, аэростат поднимался на высоту 2600 метров от земли.

[показать]

[показать]

[показать]

Роль Маргариты Готье была одной из лучших в репертуаре актрисы. Известный русский критик А. Кугель писал об этом шедевре: "Он памятен по нежной женственности и грации первых актов, по изяществу и стилю ее объяснений с отцом Дюваля, по этой, какой-то совершенно исключительной выразительности ее плачущих рук и рыдающей спины и всего менее в сценах внутреннего переживания и великой скорби". Так же  Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана "Орлёнок". В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Игра актрисы была настолько блистательна, что восторженная публика 30 (!) раз вызывала Сару Бернар на бис. С этой ролью связано имя русской поэтессы Марины Цветаевой. Она была влюблена в образ Наполеона, но не посвятив ему ни одного стихотворения, избрала своим кумиром сына Наполеона юного Герцога Рейхштадтского, "Орленка" из пьесы Э. Ростана. Образ возвышенного и прекрасного юноши, мечтающего о подвигах и славе отца. Летом 1909 года, с разрешения отца, - в шестнадцать лет, совершенно одна - она едет в Париж: ей хотелось  поклониться наполеоновским местам, увидеть в "Орленке" Сару Бернар. Тогда же и появляется одно из стихотворений о Париже с упоминанием имени Сары Бернар.

[показать] [показать]

Сара Бернар в спектакле "Орленок"

В Париже

Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.

Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас,
Везде, везде всe пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.

Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.

Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара - все придут во сне!

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.

М.Цветаева Париж, июнь 1909

Кроме того в списке мужских ролей Сары Бернар значатся и принц датский в "Гамлете" Шекспира, Занетто в пьесе Франсуа Коппе "Прохожий", Лорензаччо в одноимённой пьесе Мюссе. Драматурги писали пьесы специально для нее, с учетом особенностей ее манеры игры. Начиная с 1890-х годов большое место в репертуаре актрисы занимали роли в неоромантических драмах Ростана, написанных специально для нее: "Принцесса Греза" (1895),  "Самаритянка" (1897).

[показать]

[показать] 

[показать] 

Сара Бернар в роли Гамлета

[показать] [показать]

[показать] 

Афиши для спектаклей Сары Бернар художника Альфонса Мухи 

Сарой Бернар восхищались Пруст и Джеймс, Диккенс и Уальд, Твен и Гюго. Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Но ее не любили А.П.Чехов, посвятивший ей едкий фельетон, и Бернард Шоу. Они считали ее игру ненатуральной, заученной, похожей на предсмертные конвульсии.

[показать]

[показать]

Сара Бернар была  экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была стремительного нрава, но как туалетами подчеркивала свою худобу, так, вооружившись хлыстом, случалось, доводила свою необузданность до бешеной грации. Толпы мужчин, были влюблены в ее ум и экзотическую ауру. Американский писатель Генри Джеймс назвал ее "гением саморекламы, воплощением женского успеха".

[показать]

Georges Jules Victor Clairin Sarah Bernhardt ,1876

[показать]

Она много любила, и каждый роман ее был сенсацией. Во время длительных гастролей по США 66-летняя актриса познакомилась с американцем голландского происхождения Луи Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их связь продолжалась четыре года. Позже Теллеген назвал это время лучшим в своей жизни!

[показать]

Луи Теллеген, последний возлюбленный Сары Бернар

[показать]

Сара Бернар в костюме Теодоры (Феодоры) 1893

[показать]

Кларин Д. Сара Бернар ("Теодора")

[показать]

Сара Бернар "Королева Рюи Блас" 1879

[показать]

Кларин Д. Сара Бернар ("Королева Рюи Блас")

Она очень своеобразно гримировалась. Это от нее пошла манера французских актрис сильно красить уши, чтобы оттенить бледность лица. Она гримировала многое, что не принято было гримировать, вроде кончиков пальцев, которые она красила, и тогда игра пальцев приобретала особую живописность.

[показать]

[показать]

8 января 1914 года  Сара Бернар была награждена орденом Почетного Легиона за то, что во время Первой мировой войны выступала на фронте. Причем с серьезной травмой ноги!  В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара неудачно упала и повредила ногу.  23 февраля 1915 года ногу пришлось ампутировать. Став инвалидом, Бернар не оставила театр. В ее репертуар вошли короткие одноактные пьесы и отдельные сцены, в которых она могла играть, находясь на одном месте, или же в которых её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. Да... были актрисы в свое время!!!

[показать]

[показать]

Она умерла, когда ей было 78 лет, ее последним  распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб.  Кстати, о гробе: гроб из красного дерева сопровождал ее всю жизнь. Иногда она спала в нем, в нем позировала фотографам, учила роли, и порой занималась любовью... Вот такая вот эксцентричность, до самого конца жизни.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сара Бернар. Эксцентричная и непревзойденная | Nika_Nikol - Дневник Nika_Nikol | Лента друзей Nika_Nikol / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»