В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел, ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развились акробатические прыжки.
Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже
[показать]
в Древнем Египте,
Древней Греции,
Древнем Риме,
Византии.
Первый известный нам стационарный цирк – Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима.
В июле 46 года д. н. э. в. Риме в честь одержанных побед над Галлией, Египтом, Понтом и Нумидией Юлий Цезарь собирался показать гражданам навмахию: вбольшом здании, окружавшем искусственный водоем и оборудованное галереями для зрителей, плавали самые настоящие боевые суда с двумя, тремя и даже четырьмя рядами весел. Палубы кораблей были заполнены вооруженными людьми в незнакомых одеждах. Там была инсценирована морская битва.
В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.
Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции — жонглеры, в Германии — шпильманы, в России — скоморохи, в Польше — франты, в Средней Азии — дорбозы и масхарабозы.
На балконе балагана. Зазыв публики.
Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессированных животных, в том числе лошадей. В 1619 году царя Михаила Федоровича развлекал рязанец Григорий Иванов, приручивший льва. В 1625 году царю и его приближенным показывали «слоновую потеху».
Бродячие артисты везде преследовались государственной властью и церковью. Выходцы из народной среды, эти артисты в своих выступлениях не щадили власть имущих и нередко жестоко издевались над ними.Они прославляли человека сильного, смелого, ловкого. Это вызывало гонения со стороны господствующих классов и церкви, принимались меры, чтобы запретить представления и даже физически уничтожить артистов. Но так как искусство поддерживалось народом, осуществить это никогда не удавалось.
В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Наездникам был необходим специальный манеж — около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки.
Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр.
С этого документа началась история российского цирка.
До 1873 года в России существовали только передвижные цирки. Заведовали ими иностранцы. Один из них летом 1873 года приехал в Саратов. Дела у Эмануэля Беранека шли плохо. И он решил продать заведение цирка. В декабре 1873 года братья-акробаты Никитины - Дмитрий, Аким и Петр - оформили историческую сделку с австрийским подданным . Эта дата - 5 декабря - стала днем рождения российского цирка.В том же году они основали цирк и в Пензе.
Цирк на Фонтанке
Первый стационарный цирк в Петербурге был открыт 11 декабря 1827 года.
Первый в Европе двухэтажный цирк построен в Киеве известным дрессировщиком лошадей Петром Крутиковым в 1903 году
Первый стационарный цирк в Казани. Построен в 1890 году
Ижевский цирк, 1926 г.
Цирк можно не любить, можно ходить с ребенком раз в год, но все равно где-то далеко кочуют расписные фургоны трюкачей и циркачей, девочка Суок и гимнаст Тибулл, бродячие артисты и бременские музыканты.
Старые цирковые фотографииконца XIX- начала XX века, цирковые суеверия и курьезы:
"В русском цирке клоуну никогда не позволят показывать метлу. Это суеверие замечательно тем, что происходит от арабов, которые называют эту вещь "очистителем". Кларнет из светлого дерева и подзорная труба - предметы, носящие плохие предзнаменования. Хороший признак, если выходишь на арену со сжатыми в кулак руками, причем большой палец обязательно должен быть загнут внутрь, очень хорошо также, когда удается перекреститься, переходя через барьер".
Объявление в ялтинской газете "Русская ривьера" от 24 сентября 1913 года
Нельзя садиться спиной к манежу или есть семечки – сборов не будет. Нельзя переступать через реквизит.
"В цирке верят, что повесить костюм на спинку кровати значит на шесть месяцев остаться без ангажемента, а разбить бутылку для масла -верный признак гибели"
"Первые Пьеро покрывали лицо не белой, а зеленоватой пудрой, придавашей им устращающий не от мира сего вид. Арлекин носил черную бархатную маску, теперь забытую. Первые клоуны гримировались в черный цвет, их лица были лишены всякого выражения."
Мальчишки не смогли купить билиет и подглядывают, подняв полог
Цирковой фургон въезжает в город
Воспоминания клоуна: "Однажды при переправе через Балтийское море Франсуа, моя великолепная ученая собачка левретка, гвоздь номера и друг, упала в воду.
Я побежал на капитанский мостик.
"-Капитан, моя собака тонет. Спустите, пожалуйста шлюпку!"
"- Это невозможно, болван. Пароход останавливают, только если человек за бортом, но не из за собаки."
-"Хорошо. Так остановите теперь".
И я сделал шаг за борт. Пароход остановился, меня и собаку спасли."
Капитан дал мне зуботычину: "Чертов клоун!" Мы пили вместе всю ночь, я показывал ему карточные фокусы..."
"Фрателлини работали под полотняным куполом, и, как это часто бывает в странствующих цирках, арена была не покрыта ковром, а помещалась прямо на земле. В данном случае это был род чернозема, который очень пачкал костюмы. Франсуа упал во время номера и сильно расшиб руку каким-то твердым предметом, выступавшим из земли. Стали разглядывать и Франсуа в испуге вытащил человеческую челюсть. Когда арену стали разравнивать, обнаружили массу останков, несомненно человеческих. Артисты пришли в ужас, разыскали подрядчика, привезшего землю, он сообщил, что она взята со старого кладбища и другой не будет. Четыре представления отыграли на этой черной арене."
Греческий акробат и флейтист.
Воспоминания клоуна: "... Я был еще очень молод и к тому же влюблен. Моя Дульцинея играла со мной, как кошка с мышью. Когда мы остались одни, за кулисами одного цирка, где гастролировали, я начал говорить о своей любви и описал со всем пылом, на который способны влюбленные, свои отчаянные надежды. Никогда еще речь моя не звучала так убедительно. Наездница удивленно посмотрела на меня, замахала руками и вдруг убежала, давясь от хохота. Безмолвный, обескураженный, я остался на своем месте. Я не мог объяснить ее веселье. Я вернулся в гримуборную, взглянул в зеркало и понял все. Оказалось, что свои признания, я делал в гриме и костюме. Этот скалящий зубы рот, произносящий слова любви и разодетый в лоскутья и рюшки человек, умоляющий о понимании и признании должны были произвести на женщину комическое впечатление..."