Кто бы мог подумать, что один из известнейших и, безусловно, самых богатых людей 20-го века Карл Фаберже (более известный всем нам коллекцией пасхальных яиц) будет доживать последние годы своей жизни практически в нищете. И это при том, что одно из самых дорогих творений ювелира — «Зимнее яйцо» — было продано на аукционе за 9.579.500 долларов!
Карл Фаберже был не только талантливой личностью. За стариком современники замечали много чудаковатых привычек, которые рисуют портрет мастера гораздо ярче. Одна только покупка слона вызывает у биографов одновременно и восторг, и недоверие. Фаберже прямо перед своим домом в усадьбе Левашово построил огромный загон. Правда, удалось ли Карлу Густавовичу содержать в нем животное, с уверенностью утверждать нельзя. Еще пример - халатное отношение ювелира к своим бриллиантам. Их мастер мог оставить без присмотра на рабочем столе, не опасаясь слуг, и уйти из дома.
Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» в Москве. Фирма Фаберже впервые выставляет свои изделия и получает золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму, а также за ряд других ювелирных изделий. Изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III.
В 1885 г. Александр III заказал у ювелира первое пасхальное яйцо («Куриное»), как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.
К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Фаберже очень хорошо платил своим работникам, но рабочий день длился каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца. Он удовлетворял запросы публики нескончаемым потоком полезных вещей – портсигаров, ламп, звонков, часов, – превосходивших друг друга своей изобретательностью, изысканностью и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца.
Эти произведения уже сто лет занимают вершину антикварного ювелирного олимпа и никому свое почетное место уступать не собираются.
Пасха, главный праздник Православия, до революции был особенно любим народом, так как совпадал с приходом весны, тепла и пробуждением природы. На рубеже XIX - XX столетий Пасха приобрела универсальное значение: сложилась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Делали огромное количество пасхальных яиц из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, поделочных камней.
Матильда Кшесинская вспоминала, как на Пасху ей дарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было привязано маленькое драгоценное яичко, которое можно было носить как брелок. Или простое соломенное яйцо, внутри которого завернутыми в бумажки лежали «чудесные вещицы от Фаберже и пара бриллиантовых пряжек».
Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра. Так получилось, что они стали своеобразным символом эпохи. Редкая книга о Николае II или Александре III обходится без главы о придворном ювелире, изобразившем огромную империю в виде золотой мозаичной миниатюры.
Интерес к пасхальному заказу последние русские императоры пронесли через всю жизнь. Впервые Александр III заказал у Фаберже пасхальное яйцо в 1884 году. Результат настолько понравился, что с тех пор каждый год императрица Мария Федоровна получала подобный подарок. После смерти Александра III традицию продолжил Николай II, только делали уже два яйца: одно - для матери царя, а второе - для его супруги.
Яйца Фаберже ценятся и как произведения ювелирного искусства, и как чудеса механики. Многие из них имели музыкальные и часовые устройства, сюрпризы, например, золотой поезд, заводившийся ключиком и проезжавший несколько метров, или портшез с Екатериной II, который несли два шагающих мавра.
В 1900 году коллекция пасхальных яиц была показана на Всемирной выставке в Париже. Она шла вне конкурса, так как автор был членом жюри. В 1902 году в особняке барона фон Дервиза в Петербурге проходила благотворительная выставка, на которой коллекцию Фаберже представляли члены императорской фамилии, княгиня Юсупова, влиятельнейшие лица русской аристократии. Изделия фигурировали на выставке как уникальные произведения искусства, а не просто как товары из магазина.
Каждый год императорская семья с вожделением ожидала, что же еще придумает Фаберже. Однажды Мария Федоровна, получив очередное яйцо, сказала ювелиру: «Вы гений, вы несравненный гений нашего времени!»
В пасхальных яйцах запечатлены этапы русской истории. Например, яйцо 1891 года «Память Азова». В тот год цесаревич Николай совершал кругосветное путешествие: будущий царь должен был приехать на Дальний Восток и вернуться сухим путем в столицу, обозрев таким образом свои владения. Событию придавали большое государственное значение. В Японии на цесаревича было совершено покушение, смертельный удар удалось отвести чудом.
Яйцо подарили императрице, когда путешествие было в разгаре, и ничто не предвещало трагедии. А Фаберже сделал его из кровавой яшмы - зеленого камня с мелкими красными вкраплениями. Когда смотришь на это яйцо, зная историю, трудно отделаться от мысли, что мастер обладал даром предвидения.
Яйцо «Московский Кремль» было создано в память о посещении Николаем II и Александрой Федоровной Москвы на Пасху 1903 года. После коронации и Ходынки императорская чета Москву не жаловала, а тут царская семья провела в Первопрестольной и Страстную и Пасхальную недели. Русское общество - о чем тогда писали газеты - восприняло это как примирение с Москвой и москвичами. Память об этом также запечатлена в ювелирном пасхальном произведении, внутри которого помещен музыкальный механизм, играющий херувимские гимны.
В 1916 году яйцо для императрицы изготовили из стали. У него очень сдержанное оформление: ни бриллиантов, ни золота. Американские исследователи писали, что Фаберже в годы войны испытывал сложности с драгоценными металлами и камнями, поэтому яйца были простыми. Ничего подобного. Сложностей фирма не испытывала, и запас камней был. Но нужно учитывать этический момент: Николай II не считал возможным в сложных исторических условиях заказывать дорогие подарки.
За тридцать два года работы Карл Фаберже сделал для царской фамилии пятьдесят яиц. Точное их количество установили по счетам в Императорский Кабинет. Фаберже отправлял во дворец очередное яйцо и одновременно - счет к оплате. До наших дней сохранились 42 яйца, остальные исчезли в революционные годы. Императорский заказ считался уникальным, больше ничего подобного Фаберже ни для кого не делал. Хотя были некоторые исключения.
Одно пасхальное яйцо изготовили для княгини Зинаиды Юсуповой - супруг подарил его в честь 25-летия свадьбы. Еще одно - для герцогини Мальборо, в девичестве -- Консуэло Вандербильд. Одно яйцо Фаберже сделал Э. Нобелю - нефтяному магнату, племяннику знаменитого Альфреда Нобеля. И - до сих пор необъяснимый факт - семь яиц от Фаберже хранились в коллекции купчихи Варвары Базановой, в замужестве Кельх, которая владела Ленскими золотыми приисками, железными дорогами и пароходством и была одной из самых богатых женщин России. Она соединила деньги с титулом - вышла замуж за дворянина Александра Кельха.
Варвара Кельх обладала крутым нравом, и это был, вероятно, ее каприз - «хочу черевички не хуже царских». Некоторые принадлежавшие ей пасхальные яйца по своей композиции повторяли императорские. Позже купчиха бросила мужа, еще до революции уехала в Париж и увезла с собой всю коллекцию драгоценностей. Яйца Кельх в основном и продаются на аукционах. Стоят они дешевле императорских, но все равно цена доходит до 3,5 млн. долларов.
Из 42 царских яиц только десять остались в России, и те достаточно случайно. В 1917-м они как личное имущество императриц были национализированы. Керенский распорядился отвезти их в Москву, в Оружейную палату. До 1922 года сундуки с ценностями стояли нераспечатанными. В Гражданскую войну сотрудники музея голодали, но не было ни одного случая пропажи и хищений.
В 1922-м пасхальные яйца передали уполномоченному Совнаркома некоему Чинареву: началась беспрецедентная распродажа национального русского достояния. Считалось, что драгоценности не имели музейной ценности. Горький писал, что изделия Фаберже - это просто «художественно обработанное серебро».
Однако все распродать не удалось - рынок был перенасыщен, -- и в 1927 году двадцать четыре яйца вернулись в Оружейную палату. Через три года Наркомфин снова потребовал выделить одиннадцать яиц на продажу. Пытаясь это событие оттянуть, директор писал объяснительные записки: «Изъятие яиц затруднит марксистско-ленинскую реэкспозицию». Но ему ответили, что задержка будет расценена как саботаж.
По какому принципу отдавали экспонаты, неизвестно. Скорее всего, это было желание «купцов». Наиболее виртуозные в ювелирном плане вещи продали. Среди покупателей были Арманд Хаммер, супруга американского посла Марджори М. Пост, три яйца приобрела уроженка Нового Орлеана Матильда Геддингс Грей, еще несколько - Лилиан Томас Пратт, супруга президента «Дженерал моторс».
Последняя распродажа из Оружейной палаты состоялась в 1933 году. В частности, ушло великолепное мозаичное яйцо, где драгоценные камни имитировали вышивку по канве крестиком. Его придумала женщина-художница Альма Пиль в стиле дамского рукоделия. Это яйцо попало к английской королеве Мэри и сегодня принадлежит Елизавете II, в коллекции которой три яйца Фаберже.
Если учитывать высочайшее художественное качество, баснословную стоимость и ограниченное число пасхальных яиц, то становится ясно, какой интерес вызывали два последних произведения 1917 года.
То, что они были практически завершены, сомнений не вызывало, ведь государственный переворот случился в марте, а Пасха обычно в апреле. Куда исчезли пасхальные яйца 1917 года, никто не знал. Было огромное искушение выдать за них какую-либо подделку. Лишь сравнительно недавние архивные изыскания и российских ученых, в частности Валентина Скурлова, и Татьяны Фаберже, правнучки великого ювелира, живущей сейчас в Швейцарии, - расставили точки над i. Были найдены и опубликованы эскизы самого Карла Фаберже, а также словесные описания исчезнувших памятников.
«Мы делаем большое пасхальное яйцо из белого кварца и нефрита исключительной художественной работы», - так комментировал еще не завершенное произведение сам автор. В конце 1916 года на фирме сложилась непростая ситуация: художников и мастеров начали призывать в армию. Пытаясь уберечь их, Фаберже обратился к генералу Воейкову в канцелярию дворцового коменданта, объясняя, что высочайших заказов с него никто не снимал. В этом контексте он и упоминал пасхальное яйцо из нефрита и кварца.
В архивах Татьяны Фаберже хранится переписка 1922 года Евгения Фаберже, старшего сына ювелира, с главным мастером фирмы Францем Бирбаумом. Оба они находились в эмиграции, и на вопрос Евгения о последних пасхальных яйцах Бирбаум отвечал, что одно яйцо для царя он помнит точно: оно было из голубого стекла и инкрустировано созвездием, под которым родился цесаревич. Яйцо поддерживалось серебряными херувимами и облаками из горного хрусталя. Исполнение его было прервано войной: херувимы и облака закончены, но само яйцо с инкрустацией и пьедесталом - нет. Куда все исчезло, неизвестно.
Второе яйцо 17-го года было подчеркнуто простым: из карельской березы в золотой монтировке. Оно должно было быть подарено царю, но Керенский не разрешил. По одной гипотезе, яйцо попало к великому князю Владимиру Александровичу. При описи большевиками его имущества упоминалось некое деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Вещицу экспроприировали, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Но яйцо ищут, даже фильм в свое время сняли - «Тени Фаберже». Карла Фаберже в нем сыграл Анатолий Ромашин.
Агафон Фаберже, передавший детали незаконченного пасхального яйца в Музей Ферсмана, в отличие от других своих братьев эмигрировал не сразу. Он сотрудничал с советской властью -- его вынудили это сделать. Вместе с академиком А.Е. Ферсманом он работал над созданием знаменитой книги «Алмазный фонд РСФСР». Совместная работа и, очевидно, дружба и явились причиной того, что в 1925-м году Агафон подарил Музею минералогии уникальные вещи фирмы, например, роскошную коллекцию ограненных камней и вазу из горного хрусталя в золотой оправе.
В 1927 году Агафон тайно бежал из СССР. Говорят, за ним следили агенты ОГПУ, но он уехал в Петроград, там оторвался от слежки и перешел финскую границу.
Яйцо "300 летие дома Романовых", слелано на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже в 1913 году. Мастер - Генрих Вигстрем.Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913".
Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г.Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.Хранится в Государственных музеях Кремля.
Яйцо - часы "Букет лилий", сделано в 1899 году на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Мастер-ювелир - Михаил Перхин.Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899".
Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами.Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1899 г. Яйцо хранится в Государственных музеях Кремля.
Пасхальное яйцо"Петр Великий", работы императорской придворной фирмы Карла Фаберже 1903 год. Сделано мастером-ювелиром Михаилом Перхиным в 1903 году на ювелирной фирме его Императорского Величества Николая II. Посвящено юбилею Санкт-Петербурга, 200-летию со дня основания города. Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. Стиль рококо. Золото, бриллианты, рубины. Яйцо "Петр Великий" было подарено императором императрице Александре Федоровне на пасху 1903 года. Яйцо хранится в художественном музее Ричмонда, в штате Вирджиния, США.
Яйцо - "Павлин". На изделии стоит клеймо придворной ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сделано в 1908 году. Что касается мастера - изготовителя этого яйца, то в одних источниках он указан как - генрих Вигстрем, в других - Дорофеев. Вдохновлен знаменитыми часами-павлином в Эрмитаже. Сюрприз внутри яйца - павлин - механическая птичка, сидящая на ветке внутри яйца.Веточки из золота, усыпанные драгоценными камнями. Павлин вынимается.Если его завести и поставить на плоскую поверхность, он начинает расхаживать с важным видом, чинно переступая ножками.Он может поворачивать головку и время от времени распускает свой хвост.(Есть мнение, что именно эту часть работы выполнил Дорофеев). Яйцо было подарено императором своей матери вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1908 года. Яйцо хранится в частной коллекции наследников Мориса Синдоза. Лозанна, Швейцария.
Яйцо -"Анютины глазки" сделано в 1899 году , клеймо -Фаберже. Мастер-ювелир Михаил Перхин. Яйцо сделано из нефрита, золото, позолоченное серебро, бриллианты, эмаль. Размер - 14,6 см. Сюрприз яйца - золотой мольберт на котором стоит бриллиантовое сердечко в центре с эмалью. На сердце - мольберте одиннадцать овалов из красной эмали, где стоят инициалы семьи Романовых. Все овалы раскрываются и под ними находятся миниатюрные портреты семьи императора. Яйцо было подарено императором Николаем II его матери вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1899 года.Хранилось в 30 -ые годы в Галерее Хаммера, сейчас находится в Новом Орлеане в частной коллекции. США.
"Яйцо с лебедем". Изготовлено на ювелирной фирме Фаберже в 1906 году. Автор изготовления яйца - неизвестен. Скорлупа яйца открывается, и появляется фигурка лебедя, плавающая в миниатюрном озере с золотыми кувшинками. Если завести механизм, который находится под крылом лебедя, птица начинает скользить по воде, шевеля своими перепончатыми ножками. Лебедь совершает характерные движения хвостом. Голова лебедя и вытянутая шейка поднимаются и опускаются, крылья раскрываются и можно разглядеть каждое перышко на крыле птицы. Яйцо было подарено императором его жене императрицы Александре Федоровне. Хранится в частной коллекции наследников Мориса Сандоза. Швейцария.Хранится в частной коллекции наследников Мориса Сандоза. Швейцария.
Яйцо посвященное коронации императора Николая II -"Коронационное" Изготовлено на придворной ювелирной фирме Карла Фаберже а 1897 году. Мастер: Михаил Перхин и Генрих Вигстрем. Имя Вигстрема вырезано на внутренней стороне яйца. Яйцо - цветное золото, прозрачная желто-зеленая и непрозрачная черная эмаль, бриллианты, бархат; модель кареты - золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, горный хрусталь. Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты - сюрприз (мастер Георг Штайн), в которой император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию.Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам – императорские орлы, в центре ее – усыпанная алмазами императорская корона. Двери кареты открываются и закрываются миниатюрными ручками, а сама карета амортизирует при движении. Яйцо подарено императором супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 год.В настоящее время хранится в коллекции Вексельберга.
Яйцо "Ландыши" изготовлено на придворной императорской ювелирнй фирме Карла Фаберже в 1898 году. Мастер-ювелир - Михаил Перхин.Поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Любимое яйцо императрийцы.Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами.Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь три миниатюрных портрета, трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.). Фаберже выполнил это пасхальное яйцо в стиле модерн – излюбленном стиле императрицы. Яйцо «Ландыши» украшено любимыми цветами молодой императрицы и ее любимыми драгоценными камнями – жемчугом и бриллиантами. Без сомнения, из всех изделий российского ювелирных дел мастера она предпочитала именно это.Хранится в коллекция журнала "Форбс", Нью-Йорк. США.
Яйцо - часы "Петушок", сделано на придворной императорской фирме Карла Фаберже в 1903 году.Мастер: Михаил Перхин.Маленький золотой петушок, очень реалистично выполненный из золота и раскрашенный желтой, голубой и зеленой эмалью, с бриллиантовой россыпью на перышках появляется из-за золотой решетки, чтобы сообщить время в нужный час; при этом он кивает головкой и хлопает крылышками, и даже его маленький клюв легка шевелится. Насестом для этого замечательного гордого петушка служит второе по величине яйцо, созданное фирмой Фаберже для царского двора. Яйцо и четыре вогнутые пластины основания украшены ярко-синей эмалью на фоне золотых разводов. Гирлянды из переплетенных листьев свисают с золотых лент, обрамляющих решетку в верхней части яйца. Белый эмалевый циферблат имеет золотой ободок, в который вправляется хрустальное "стекло" часов; по краям ободка - мелкие жемчужины. Циферблат украшают гирлянды из бледно-зеленой эмали и синие цифры.Подарено императором Николаем II матери императрице Марии Федоровне в 1903 году. Хранится в коллекции журнала "Форбс", США
На яйце «Воскресение Христово» стоит раннее клеймо главного мастера Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое ставилось в петербургской ювелирной мастерской Фаберже до 1899 года. Это сочетание позволяет отнести яйцо к периоду от 1884 до 1894 года. С обратной стороны яйца перфорированная решетка закрывает часовой механизм, приводимый в действие большим серебряным ключом. На основании в виде четырехлистника, тщательно расписанном эмалью в духе Возрождения, большая натуральная жемчужина, на которой расположено совершенное по форме яйцо из горного хрусталя в золотой оправе. Внутри яйца, за хрустальной скорлупой предстает виртуозно выполненная сцена Воскресения: Христос, встающий из гроба и два ангела по обе стороны от него. Фигурки тщательно раскрашены эмалью в пастельных тонах.Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Федоровне, 1889 году на Пасху.Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США.
Яйцо "герцогини Мальборо» изготовлено в 1902 году на иператорской ювелирной фирме Карла Фаберже. Мастер - ювелир - Михаил Перхин. Повторяет тип императорского яйца «Часы с синей змеей». Также известно под названием «Часы с розовой змеей». Яйцо розовой прозрачной эмали фону представляет собой часы с опоясывающим кольцевым циферблатом, вращающимся горизонтально мимо неподвижной стрелки. Пояс циферблата, сверху и снизу окаймленный бордюром из мелкого жемчуга, покрыт белой эмалью, римские цифры выложены алмазами. Верх яйца украшен гирляндами цветного золота, свисающими с завязанными бантом лентами, выложенными алмазами. Навершие выполнено в виде желудя, покрытого алмазами; по бокам – из золотых бараньих масок поднимаются завитки ручек, декорированные акантовым листом. Снизу яйцо обвивает выложенная алмазами змея, чье жало заканчивается часовой стрелкой. Владельцем яйца была Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо, после развода с герцогом Мальборо герцогиня Консуэло Вандербильт Бальсан пожертвовала это яйцо на благотворительный аукцион 1926 года.
Пасхальное "Яйцо Ротшильдов" - часы. Работа фирмы Карла Фаберже.1902 год. Мастер Михаил Першин. На лицевой стороне находятся миниатюрные часы, "сюрприз" - автоматический петушок, который каждый час, с длительностью "выступления" в 15 секунд, расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза , три раза кланяется своей головой, раскрывает клюв и поет.Затем колокольчик отбивает часовые удары.Это яйцо было приобретено у фирмы Фаберже семьей Эфрусен в 1905 году и преподнесен в качестве подарка на помолвку Жермен Хальфен и младшего брата Беатриссы Эфрусен - Эдуарду Ротшвильду.
Пасхальное яйцо императорской семьи " Ренессанс". Работа фирмы придворного ювелира русских императоров - Карла Фаберже. 1894 год. Изготовлено из агата. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в "Зеленых сводах" в Дрездене, на родине Фаберже.
Ларец в форме яйца из просвечивающего голубовато- молочного агата, лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя половина, или «крышка», открывающаяся на шарнире, украшена накладной трельяжной решеткой белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на перекрещениях. Сверху – выложенная алмазами дата «1894» в овалe землянично-красной прозрачной эмали в обрамлении стилизованых раковин зеленой эмали, перемежающихся яйцевидным мотивом красной и белой эмали. . Принадлежало яйцо императорской семье, в частности - императрице Александре Федоровне.Хранится это яйцо в коллекции Вексельберга.
Яйцо "Гатчинский дворец" Изготовлено на императорской придворной фирме Карла Фаберже в 1901 году. Мастер - ювелир - Михаил Перхин. Изготовлено из гравированного и текстурированного золота четырех цветов. золото, цветное золото, жемчуг, зеленая, красная, желтая и белая эмаль. Размеры - 12,7 см.Пасхальное яйцо императорской семьи "Гатчинский дворец", это точная миниатюрная копия дворца с прилегаюшие терретории, с деревьями , фонарными столбами,главной загородной резиденцией вдовствующей императрицы - Марии Федоровны. Содержимое яйца не вынемается. Подарено императором Николаем II его матери, вдовствующей императрице, Марии Федоровне. 1901 год. Яйцо хранится в Художественной галереи Уолтерс, Балтимор, штат Мериленд, США.
Яйцо "Курочка".Пасхальное яйцо императорской семьи. Изготовлено в 1885 году. Яйцо, наиболее простое и классическое, яйцо просто белое, внутри желток с сюрпризом - курочка, внутри нее -- рубиновая корона и кольцо. В соответствии с царской волей, кольцо было позже заменено на цепочку с кулоном-яйцом из роскошного рубина, который Императрица Мария Федоровна могла носить как «символ императорской власти». Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.Яйцо изготовлено в 1885 году по заказу императора - Александра III , для супруги - Марии Федоровне по случаю пасхальных праздненств. В настоящее время яйцо находится в коллекции Вексельберга.
Яйцо "Гризайль" (Екатерины Великой). Яйцо известно и под другими названиями - "Розовые камеи". Яйцо изготовлено на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Дата изготовления -1914 год. Мастер- ювелир - Генрих Вигстрем.Еще один пример автоматической фигурки, предположительно считающейся сюрпризом данного яйца, - небольшой паланкин, в котором императрицу Екатерину Великую несут два придворных арапчонка. Императрица изображена в всем своем величии: с императорской короной на голове и в императорской мантии, отороченной горностаем (одежда выполнена из прозрачной эмали). Подарено Николаем II его матери Марии Федоровне на Пасху 1914 года. Хранится в Музее Хилвуд, Вашингтон, Округ Колумбия,США, в коллекции Марджори М.Пост.(Наследников Мак - Дональдса.
Пасхальное яйцо императорского двора - "Яйцо с вращающмися миниатюрами". Дата изготовления - 1896 год. Работа выполнена придворной императорской ювелирной фирмой - Карла Фаберже. Яйцо выполнено из горного хрусталя и окантовано полосой, усыпанной бриллиантами. Внутри яйца на золотом стержне укреплены четыре вращающиеся миниатюры в золотых рамках с видами императорских дворцов. Миниатюры выполнены Иоганнесом Зенграфом. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1896 года. Хранится в Музее Изящных искусств штата Вирджиния, Ричмонд,США, коллекция Лилиан Т.Прат.
Пасхальное яйцо императорской семьи - "Мозаичное". Дата изготовления - 1914 год. Яйцо сделано ювелиром Альбертом Хольстремом, работавшем в фирме Карла Фаберже - придворного ювелира императорского высочеста - Николая II.Сюрприз этого яйца держится на двух золотых застежках. Сюрприз представляет собой золотой с жемчугом пьедестал, покрытый прозрачной зеленой и непрозрачной белой эмалью. Пьедестал унизан бриллиантами и зелеными гранатами, увенчан императорской короной. На пьедестале стоит плакетка, на одной стороне которой изображены профили пяти императорских детей. Профили выполнены эмалью в сепии гризайль на фоне гравированных параллельных линий, покрытых опаловой розоватой эмалью. Яйцо было сделано как драгоценность. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне на Пасху 1914 г. Хранится в коллекции Ее Величества Королевы Елизаветы II.
Пасхальное яйцо императорской семьи. Дата изготовлени -1901 год . Яйцо - "Корзинка цветов". Изготовитель - фирма придворного ювелира русского императора - Карла Фаберже. Мастер, изготовивший это яйцо - неизвестен. Яйцо было подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года. Яйцо хранится в коллекции Английской королевы - Елизаветы II.
"Яйцо с решетками и розами" Сделано на ювелирной фирме Карла Фаберже в 1907 году. Мастер - ювелир Генрих Вигстрем. Сюрприз яйца неизвестен, он утерян. Есть предположение, что это был медальон с портретом царевича Алексея. Ленты, оплетающие яйцо в виде решетки, усыпаны мелкими бриллиантами. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне. Хранится в Художественной Галерее Уолтерс, Балтимор.США.
Яйцо "Шантеклер Кельха». В этом яйце используется мотив императорского яйца «Кукушка». Изготовлено на ювелирной фирме Карла Фаберже в 1905 году по заказу Кельха. Часы в форме пасхального яйца, покрытые ярко-синей, прозрачной эмалью поверх зигзагообразного гильоше, увенчанного провисающими лавровыми гирляндами, перевитыми лентами красного золота. Яйцо опоясано фризом, выложенным жемчугом. Циферблат белой эмали расписан замкнутым, огибающим каждую цифру красно-зеленым орнаментом из листьев и ягод. Яйцо завершено плоской, ажурно орнаментированной розеткой, под которой скрывается «сюрприз» – петушок- шантеклер пестрой и яркой эмали, усыпанный алмазами.Каждый час розетка откидывается и из- под нее поднимается шантеклер, который поет, взмахивая крыльями и открывая клюв. На оборотной стороне яйца имеется круглая ажурная дверка к сложному часовому механизму. Яйцо поставлено на ножку, опирающуюся на пьедестал четырехугольного сечения со срезанными углами.
Яйцо "Память Азова". Изготовлено в 1891 году на императорской ювелирной фирме Карла Фаберже. Мастера - ювелиры - Михаил Перхин и Юрий Николай. Яйцо из гелиотропа, состоящее из двух частей, соединенных шарниром, декорировано накладным узором золотых рокайльных завитков с бриллиантами. Замок-кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами. Модель крейсера - сюрприз яйца - выполнена из золота и платины, ее окна - из алмазов, ограненных розой. На корме крейсера резная надпись: "АЗОВ". Модель укреплена на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитирует морскую воду. На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги. Подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г. Хранится в Государственных музеях Кремля.
Яйцо - «Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)». Изготовлено на придворной императорской ювелирной фирме Карла Фаберже. Мастер, изготовивший яйцо, ювелир - Михаил Перхин.Сделано в 1895 году. Яйцо было заказано новым императором для своей вдовствующей матери - императрицы , привыкшей за десятилетие к подобным подаркам сына, и было подарено ей на Пасху 1895 года. Яйцо разделено на 12 секций и украшено инициалами Марии Федоровны и погибшего Александра III, которые повторены по 6 раз.Сюрприз был утерян. Хранится яйцо в музеи Хиллвуд, Вашингтон, США .
Яйцо "Скандинавское". Изготовлено на императорской придворной фирме Карла Фаберже в 1899 -1903 годах. Мастер-ювелир Михаил Перхин. Повторяет тип яйца "Курочка". Кому было подарено это яйцо неизвестно. Яйцо хранится в коллекции Вексельберга.
Яйцо - "Сосновая шишка" сделано на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже в 1900 году. Яйцо золотое покрыто синей эмалью, обрамлено полукругами, усыпанными бриллиантами и похоже на сосновую шишку. Сюрприз яйца слон с погонщиком, заводится золотым ключиком. Кому было подарено яйцо - неизвестно.
Яйцо с красным крестом.Изготовлено императорской ювелирной фирмой Карла Фаберже в 1915 году. Размер - 8, 8 см. Мастер-ювелир - Генрих Вингстрем. Яйцо обрамлено золотым кантом и находилось на золотой подставке. Сюрприз яйца - пятипанельная ширма с миниатюрными портретами женщин императорской семьи в формах сестер Милосердия Красного креста. Яйцо было подарено матери императора императрицы Марии Федоровне. Хранится яйцо в Музее Изящных Искусств, в коллекции Лилиан Прат. Штат - Вирджиния.США.
Яйцо с Красным Крестом и триптихом "Воскресенье". Изготовлено в 1915 году фирмой Фаберже. Яйцо скромное, меньше украшений, только оправа сделана из золота, очевидно из-за экономии военного времени. В закрытом виде, в центре крестов - портреты великих княжен Ольги и Татьяны. Центральная часть триптиха - картина " Сошествие в ад". Христос, окруженный пророками и патриархами стоит над дверьми в ад, которые он только что разбил. Он держит Адами за правую руку. "Сошествие в ад" в русской православной церкви традиционно счтитется символом Воскрессения. На левой стороне триптиха равноопостольная княгиня Ольга, первокрестительница на Руси. На правой стороне - святая великомученица Татьяна. Яйцо находилось в футляре, подставка, очевидно была изготовлена позже. Яйцо было подарено На Пасху 1915 года императором Александре Федоровне. Хранится яйцо в коллекции Индиии Эрли Миншалл.
На яйце «Весенние цветы» стоит «раннее» клеймо ведущего мастера фирмы Фаберже Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое применялось в Санкт-Петербурге до 1899 года. Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне на Пасху 1886 года.
Яйцо "Зимнее" Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовами (24 000 тыс. рублей). Яйцо изготовлено в 1913 году по заказу русского императора Николая II ювелирной фирмой Фаберже и предназначалось в подарок императрице Марии Федоровне. Яйцо из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз яйца - корзинка с анемонами, украшенное бриллиантами и изумрудами. В настоящее время находится в коллекции эмира Катара.
Яйцо с панелями.Яйцо изготовлено в 1899 году императорской ювелирной фирмой Карла Фаберже. Первый владелец - супруга известного русского предпринемателя Варвара Кельх - Базанова. Супруг часто заказывал в придворной императорской фирме ювелирные изделия для супруги. Известны 7 пасхальных яиц Кельха. Яйцо с панелями принадлежит к одному из них. Оно отделано 12 - ю панелями из эмали. Сюрприз был утерян. Яйцо содержится в частной коллекции английской королевы Елизаветы II.
Пасхальное яйцо императорской семьи - "Военное стальное". Работа исполнена на ювелирной придворной императорской фирме Карла Фаберже в 1916 году. Мастера: Генрих Вигстрем, миниатюрист - Василий Зуев. Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. Это последнее яйцо, полученное императрицей в подарок.
Недавно в запасниках Минералогического музея им. Ферсмана было обнаружено еще одно яйцо — «Созвездие цесаревича», много лет считавшееся утраченным. Вероятно, это последнее из императорских пасхальных яиц создавалось в 1917 году для цесаревича Алексея. Оно представляет собой небесный свод из горного хрусталя и сапфирово-синего стекла с созвездием зодиака из небольших бриллиантов. В основном яйцо закончено, мастера не успели только вмонтировать в него часовой механизм. Не хватает также циферблата и большинства звезд-бриллиантов.
Спрос на дорогие декоративные изделия падает, и в конце 1917 г. Карл Фаберже закрывает свой дом на Большой Морской улице, передав его содержимое директору Эрмитажа. Революция заставила Фаберже закрыть свою фирму в 1918 году. Ювелир перебрался в Ригу, а оттуда в Германию. Там он заболевает, и в июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс и старший сын Евгений перевозят ювелира в Лозанну.
В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. Карл Густавович скончался 24 сентября 1920 г. и по завещанию был кремирован. Похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.