Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщение


Архитектурный стиль и внешние особенности Исаакиевского собора
Храм является самым поздним в России зданием, построенным в классическом стиле, его ампирном варианте. В многочисленных элементах декора просматриваются неоренессанс и даже возврат к барокко. Скульптурные композиции портиков и статуи – это веяние западных христианских традиций. Они символизируют прославление Господа Иисуса Христа, его учеников и последователей, выполнены знаменитыми скульпторами – Витали, Клодтом, Логановским, Лемером.
Северный фасад, обращенный к Неве и Медному всаднику, – символ торжества христианства и, одновременно, величия государства. Фраза «Господи, силою твоею возвеселится царь» на фризе портика подчеркивает обе идеи. Фронтон портика – относится к Светлому Воскресению. Над ним скульптуры Апостолов Петра, Павла и Иоанна. В арочных нишах по бокам дверей – Страсти Христовы – несение Креста и положение во гроб, на воротах – вход в Иерусалим и бичевание Христа.
Северный фронтон. «Воскресение Христа»
Апостол Пётр
Апостол Павел
Евангелист Иоанн
Правая ниша «Положение в гроб»
Северная дверь собора
Южный фасад выходит на Исаакиевскую площадь (с конным памятником Николаю I по проекту Монферрана в исполнении Клодта). Все его символы относятся к Рождеству Христову: на фронтоне – поклонение волхвов, в придверных нишах – Благовещение и избиение младенцев, на дверях – Сретение и бегство Святого Семейства в Египет. Апостолы на крыше портика – Андрей, Филипп и Матфей.
Вид на южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов»
Левая ниша. «Благовещение»
Апостол Андрей
Апостол Филипп
Апостол Матфей
Правая ниша. «Избиение младенцев»
Южные двери
Западный фасад – главный вход в собор. Он посвящен Исаакию Далматскому. На фронтоне – поклонение святому византийского императора Феодосия и его супруги. Современники связывали этих персонажей с императорской четой – Николаем I и Александрой Федоровной. В левом углу полулежащая фигура с макетом собора в руках – сам архитектор Монферран. На воротах – символы чудес Христовых – Нагорная проповедь, воскрешение Лазаря и исцеление расслабленного. Апостолы наверху – Фома, Марк и Варфоломей.
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
Барельеф с изображением Монферрана
Фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
Апостол Фома
Апостол Варфоломей
Евангелист Марк
Западные двери
Восточный фасад – алтарная часть. Символизирует борьбу за чистоту учения Христова. На фронтоне изображен Исаакий Далматский, преграждающий путь императору-отступнику Валенту. Апостолы над портиком – Иаков, Лука и Симон. Коленопреклоненные ангелы на углах крыши держат факелы, зажигавшиеся по великим праздникам.
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
Апостол Иаков
Апостол Симон
Евангелист Лука
Колоннада

На смотровую площадку с колоннадой (уровень настоящего птичьего полета) ведут 200 ступеней. Ее окна – основной источник естественного света для помещения храма. Винтовые внутренние лестницы для подъема и спуска – разные. Выше колоннады – балюстрада с 24 скульптурами ангелов.
Малые купола
Колонны Исаакиевского собора
Продолжение следует ...
https://www.spbmuzei.ru/isaakievskiy.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Исаакиевский_собор
https://www.citywalls.ru/house9239.html?s=97dpcji9fj9sa9n0npauj4prd8
![]()
Серия сообщений "***Петербург 1":
Часть 1 - Петропавловская крепость.
Часть 2 - Храм Спаса на Крови, памятник русской архитектуры.
...
Часть 40 - Смольный собор Воскресения Христова. Санкт-Петербург.
Часть 41 - Исаакиевский собор-крупнейший православный храм Северной столицы./1
Часть 42 - Исаакиевский собор-крупнейший православный храм Северной столицы./ 2.
Часть 43 - Исаакиевский собор-крупнейший православный храм Северной столицы./ 3.
Часть 44 - Дом Н. И. Чичерина - Дом купцов Елисеевых - Гостиница "Taleon Imperial Hotel"
...
Часть 47 - Дом-особняк фабриканта Ф. К. Сан-Галли — прелестный ренессанс в Санкт-Петербурге.
Часть 48 - Особняк княгини В. Ф. Гагариной - Дом композиторов
Часть 49 - Знаменитые доходные дома Петербурга