• Авторизация


Дидактические игры по русскому языку в начальной школе 16-11-2020 02:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ Оригинальное сообщение

Игра «Буква заблудилась»

Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание. Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

 

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

 

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

 

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

 

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

 

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке!

 

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки –

На головах у нас щенки.

 

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Жучка будку не доела:

Неохота, надоело.

 

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

 

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание. Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание. В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели: развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание. С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание. Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели: учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание. В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель: расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание: можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

 

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

- Кот стремительно мчался на одной ноге.

- Она так испугалась, что бросилась в обморок.

- На картине изображен ученик средних лет.

- Его правая щека весело улыбалась.

- Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

- Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

- Он сел на коня и поехал пешком.

- Он лег в постель и уснул изо всех сил.

- Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

- У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

- Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

- Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

- Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

- Мы спали, но нам не спалось.

- Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

- Мальчик облизался до ушей.

- Мой любимый уголок природы - солнце.

- На крыше было много голубей, человек сорок.

- На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

- Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

- Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

- Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

- Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

- В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

- Северный океан очень ледовитый.

- Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

- Лицо у него было овальное, как прямой угол.

- В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

-У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

- У него была шпага с одним патроном.

- Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

- Я так люблю книги, что даже их читаю.

- Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

- Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

- Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

- У моего друга громкий голос и сломанный велосипед.

- Я быстро стоял на одном месте.

- За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

- У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дидактические игры по русскому языку в начальной школе | Ketevan - Дневник Ketevan | Лента друзей Ketevan / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»