Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание. Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке!
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Мы собирали васильки –
На головах у нас щенки.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело.
На пожелтевшую листву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Л. Шибаев
Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.
Примечание. Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.
Описание. В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.
Цели: развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.
Примечание. С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.
Описание. Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.
После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.
Цели: учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.
Описание. В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.
Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.
Цель: расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.
Примечание: можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.
Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.
- Кот стремительно мчался на одной ноге.
- Она так испугалась, что бросилась в обморок.
- На картине изображен ученик средних лет.
- Его правая щека весело улыбалась.
- Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.
- Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.
- Он сел на коня и поехал пешком.
- Он лег в постель и уснул изо всех сил.
- Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
- У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.
- Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.
- Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.
- Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.
- Мы спали, но нам не спалось.
- Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
- Мальчик облизался до ушей.
- Мой любимый уголок природы - солнце.
- На крыше было много голубей, человек сорок.
- На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.
- Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
- Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
- Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
- Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.
- В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.
- Северный океан очень ледовитый.
- Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.
- Лицо у него было овальное, как прямой угол.
- В своих сапогах я чувствовал себя как дома.
-У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.
- У него была шпага с одним патроном.
- Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.
- Я так люблю книги, что даже их читаю.
- Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.
- Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.
- Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.
- У моего друга громкий голос и сломанный велосипед.
- Я быстро стоял на одном месте.
- За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.
- У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.