МАСТЕРА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ (1891-1967), ЧАСТЬ IV
В.В. Лебедев с портретом третьей жены А.С. Лазо. Фотография 1960 г.
Владимир Васильевич Лебедев - советский художник и график, известный своими исключительными иллюстрациями к стихам выдающегося поэта и переводчика Самуила Маршака. Работал в области театрально-декорационного искусства. В возрасте 19 лет он провел свою первую выставку в Академии художеств. В 1913 году начал работать карикатуристом в нескольких сатирических журналах, в том числе в знаменитом «Сатириконе». Лебедев работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) и Отделе агитации (Агитпроп), где разрабатывал пропагандистские плакаты. К 1920-м годам Лебедев подружился со многими выдающимися русскими авангардистами, такими как Владимир Татлин, Иван Пуни, Казимир Малевич и Владимир Маяковский. Он продолжал традиции нового искусства. Был признанным главой ленинградской школы книжной графики, объединил вокруг себя группу учеников и последователей. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Народный художник РСФСР (1966). Член-корреспондент Академии художеств (1967).
В.В. Лебедев (1891-1967). Автопортрет с бородой. 1939 г. Холст, масло. 44,8 х 34 см.
Частное собрание.
В 1936 году в газете «Правда» вышла редакционная статья «О художниках-пачкунах», в которой писалось о произведениях Владимира Лебедева: «Мазня вместо рисунков. Формалистическим выкрутасам не место в детской книге…Формализм забрался довольно глубоко в детскую книгу, пользуясь покровительством эстетствующих издателей…Всю эту мазню, которая не дает никакого реального представления о действительности, и все извращения в этой области надо беспощадно изгонять из детской литературы…Только борьба с левацким уродством в живописи откроет путь для подлинного и полноценного художественного оформления советской детской книги». Вскоре в издательстве «ДЕТГИЗ» созвали совещание, на которое, кроме Лебедева, пригласили иллюстраторов Льва Бруни и Владимира Конашевича. Художникам предложили остаться в издательстве, но изменить стиль своих работ и руководствоваться принципами соцреализма.
Редакционная статья «О художниках-пачкунах». Газета «Правда», 1 марта 1936 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет боксера Бакуна. 1936 г. Холст, масло. 99 х 74 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. В.И. Врубеля.
В.В. Лебедев (1891-1967). Девушка в коричневом. 1936 г. Холст, масло. 60,2 х 48,2 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет девушки с челкой в синем платье. 1936 г. Холст, масло.
Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Татьяны Ельциной. 1936 г.
В сети никакой информации об этой даме нет, но, с большой степенью вероятности,
к Борису Николаевичу Ельцину и его семье она никакого отношения не имеет.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет неизвестной. 1936 г. Холст, масло.
В.В. Лебедев (1891-1967). Спина. 1929 г. Бумага, ламповая копоть.
Собрание семьи Палеевых, СПб.
В.В. Лебедев (1891-1967). Натурщица. 1929 г. Бумага, соус. 45,3 х 31 см.
Собрание KGallery, СПб.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная натурщица с тазиком. 1936 г.
Холст, масло. 65 х 46 см. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная натурщица с тазиком. Фрагмент.
1936 г. Холст, масло. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Кассирша (Обнаженная). 1936 г. Холст, масло.
Собрание Ю.М. Носова.
Огюст Ренуар (1841-1919). Белокурая купальщица. 1881 г. Холст, масло. 81,8 х 65,7 см.
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильмстаун, штат Массачусетс, США.
По поводу сравнения обнаженных купальщиц В. Лебедева и Ренуара очень хорошо высказался Исаак Бродский, который на утверждение, что Лебедев не уступает Ренуару и в чем-то на него похож, сказал: «А по мне, Лебедев выше Ренуара: пишет так же, а рисует лучше». Спорное, конечно, утверждение. Но художник он правда мощный.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная натурщица. 1936 г. Холст, масло. 68,7 х 51,5 см.
Собрание семьи художника (ССХ)
В.В. Лебедев (1891-1967). Натурщица. 1937 г. Холст, масло. 76,8 x 60 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная со скрещенными перед грудью руками. 1937 г.
Холст, масло. 59 х 42 см. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная. 1936 г. Холст, масло. 67 x 53 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Пышка. Шарж на художницу Татьяну Маврину. 1936 г.
Бумага, акварель. 8,3 х 7,5 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.
«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата» (В.И. Курдов «Памятные дни и годы. Записки художника». СПб., «Арсис», 1994).
Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.
В.В. Лебедев (1891-1967). Краснофлотец. 1937 г. Холст, масло. 69 х 51 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет моряка-краснофлотца (с винтовкой). 1937 г.
Холст, масло. 67 х 52,7 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г.
Лот продан за GBP 326.500 фунтов.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет боксера Алексея Бакуна. 1937 г.
Картон, масло. 50 х 39 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 120.000 – 170.000 фунтов.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет К. Георгиевской. 1937 г. Холст, масло. 89 х 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Из собрания Б.Н. Окунева.
В сети данных о К. Георгиевской нет. Есть Сусанна Михайловна Георгиевская (урождённая Згут, 1910-е-1974)
- русская советская детская писательница, которая в 1930-е годы работала в Ленинграде.
В.В. Лебедев (1891-1967). Рабфаковка с портфелем. 1937 г. Холст, масло. 68 х 51,3 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
В.В. Лебедев (1891-1967). Женский портрет. 1937 г. Холст, масло. 62 х 41 см.
Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
В.В. Лебедев (1891-1967). Женский портрет. Кассирша. 1937 г. Холст, масло. 56,5 х 41 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет девочки. 1937 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет девушки с челкой. 1938 г. Холст, масло. 60 х 47,5 см.
Собрание И.Д. Афанасьева. В настоящее время в собрании KGallery, СПб.
В.В. Лебедев (1891-1967). Женщина в платье с крупными цветами. 1938 г.
Холст, масло. 61 х 48 см. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Цветы и яблоки. 1936 г. Холст, масло. 69,4 х 53 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В.В. Лебедев (1891-1967). Натюрморт. Полевые цветы. 1937 г. Холст, масло. 49 х 62 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Ада Сергеевна Лазо, третья жена В.В. Лебедева. Фотография 1958 г.
В 1940 году Лебедев женился в третий и последний раз на Аде Сергеевне Лазо (1919, Владивосток - 1993, Москва). Хотя трудно сказать, какой по счету - официально третья, но он очень увлекался всеми своими моделями, говорил: «Если женщину не любишь, зачем ее рисовать?». Ада Сергеевна - филолог, писательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля Сергея Лазо. Подготовила книгу о своём отце: «Лазо С. Дневники и письма» (Владивосток, 1959).
В конце 1930-х и начале 1940-х Лебедев продолжил работу в «ДЕТГИЗе». Он иллюстрировал выходившие там книги Самуила Маршака, Александра Куприна и Владимира Короленко.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет первой жены художника (С.Д. Лебедевой). 1943 г.
Холст, масло. 55 х 47 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2002 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет М.А. Асламазян. 1940 г. Холст, масло. 87 х 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Мариам Аршаковна Асламазян (1907-2006) - советский, армянский художник-живописец, график.
Народный художник СССР (1990).
В.В. Лебедев (1891-1967). Женский портрет. 1941 г. Холст, масло. 76,9 х 62,2 см.
Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет неизвестной с плюшевым мишкой.
Холст, масло. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Ирины Николаевны Кичановой-Лифшиц (1918-1999).
1940 г. Холст, масло. 64 х 50 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Ирина Николаевна Кичанова-Лифшиц (1918-1999) - советский и российский художник, литератор. В 1939-1941 годах занималась в мастерской Владимира Лебедева и в художественной студии у Николая Лапшина в Ленинграде. C 1945 года участвовала в выставках. Была замужем за композитором Никитой Богословским, художником Владимиром Лебедевым, затем за поэтом Владимиром Лифшицем. Автор книги воспоминаний «Прости меня за то, что я живу…».
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Ирины Николаевны Кичановой (1918-1999),
ученицы и гражданской жены художника. 1941 г. Холст, масло. 80 х 53 см.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Натурщица. 1939 г. Бумага, карандаш. 52х29 см. Частное собрание, Санкт-Петербург. 2. Портрет Ирины Кичановой. 1940 г. Холст, масло. 50,5х26,8 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 98.500 фунтов.
В.В. Лебедев (1891-1967). Две грации. 1. Девушка с копьем. 1937 г. Бумага, карандаш. 63х42 см. Частное собрание. 2. Обнажённая натурщица. 1940-1950-е гг. Бумага, угольный карандаш. 42х27 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная сзади. 1930-1940-е гг.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная натурщица. 1938 г. Холст, масло. 63,5 х 48,5 см.
Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная с кактусом. 1940 г. Холст, масло. 65,5 х 54 см.
Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Сидящая обнаженная с полотенцем на плечах. 1941 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет девушки. 1930-1940-е гг.
В.В. Лебедев (1891-1967). Иллюстрация к книге С.Я. Маршака «Живые буквы». 1941 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Букет. 1941 г. Холст, масло. 60 х 53,5 см. Галерея «Наши художники».
Собрание Н.Ф. Курниковой.
В.В. Лебедев (1891-1967). Автопортрет. 1941 г. Холст, масло. 56 x 45 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В годы войны Лебедев жил в Москве. Он стал редактором Московского отделения издательства «Искусство», где выпускали агитационные плакаты. Сотрудничая с С.Я. Маршаком участвовал в выпуске знаменитых «Окон ТАСС». За три года (1942-1945) Лебедев создал около 40 «Окон ТАСС», в т.ч. ТАСС № 521 «По их примеру», ТАСС № 524 «Заочный брак», ТАСС № 544 «Распродажа», ТАСС № 530 «Пауки в банке», ТАСС № 606 «Что день грядущий нам готовит?», все–1942 и др., иллюстрировал и оформлял книги. Создал патриотический плакат «Напоролся!» (1941). Вскоре вместе с труппой Большого драматического театра его эвакуировали в Киров. Там художник нарисовал эскизы декораций и костюмов для постановки военной пьесы Александра Корнейчука «Фронт».
В.В. Лебедев (1891-1967). Антивоенный плакат «Напоролся!». 1941 г.
Цветная литография. 89 х 59 см. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
(б. «Публичка» им. М.Е. Салтыкова-Щедрина)
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Свадебный подарок. Окно ТАСС № 507. 1942 г. Плакат. 235,8х93,4 см. Институт искусств, Чикаго. 2. Фашистская арифметика. Окно ТАСС № 515. 1942 г. Бумага, клеевая краска. 202х79 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Сказки Геббельса. Окно ТАСС № 516. Бумага, клеевая краска. 201х81 см. 2. Басня.
Окно ТАСС № 526. Бумага, клеевая краска. 214х81 см. Оба - Пермская государственная художественная галерея.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Пауки в банке. Окно ТАСС № 530. 1942 г. Плакат. 231,5х92 см. Институт искусств, Чикаго. 2. Что день грядущий мне готовит. Окно ТАСС № 606. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 151х87 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Наша азбука «Д». Окно ТАСС № 646. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 131х84 см. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. 2. Наша азбука «Р». Окно ТАСС № 651. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 128х88 см. Пермская государственная художественная галерея.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Наша азбука «Ц». Окно ТАСС № 652. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 122х89 см. Пермская государственная художественная галерея. 2. Наша азбука «Ы». Окно ТАСС № 681. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 182х86 см. Оба - Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Эскиз декорации к спектаклю «Фронт» А. Корнейчука. 1942 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.В. Лебедев. Фотография 1942 г.
В мае 1942 года Лебедева вызвали в Москву для работы в плакатной мастерской ТАСС. Вместе с Кукрыниксами, Николаем Радловым и Михаилом Черемных он разрабатывал серию агитационных плакатов «Окна ТАСС». Тексты к большинству произведений художника писал Самуил Маршак. Каждый плакат приходилось делать очень быстро - в течение дня, по свежим сводкам агентства. Всего для ТАСС Лебедев создал около 40 работ. Среди них были и сатирические плакаты, в которых художник высмеивал немецкую армию и Адольфа Гитлера, и героические, где призывал советские войска не отступать.
В.В. Лебедев (1891-1967). Антифашистский плакат «Муссолини. 1942 г.
Бумага, гуашь. 126 х 90 см. Галерея «Веллум», Москва.
В.В. Лебедев (1891-1967). Горе-мореплаватель. 1941-1945 гг. Бумага, акварель, карандаш.
32 х 22,7 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Министерский кризис в Риме или итальянские козлы.
Окно ТАСС № 668. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 160 х 142 см.
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Поджигатели горят. Окно ТАСС № 707. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 173х79 см. Институт искусств, Чикаго. 2. Наши котельные, топки и печи. Окно ТАСС № 758. 1943 г. Бумага, клеевая краска. 175х100 см. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Два бандита. Окно ТАСС № 923. 1944 г. Бумага, клеевая краска. 172х67 см. 2. Попался! Окно ТАСС № 912. 1944 г. Бумага, клеевая краска. 174х92 см. Оба - Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.
Художник Владимир Лебедев. Фотография 1946 г.
В советской критике плакаты Лебедева назвали «превосходными по простоте и выразительности рисунка». «В плакатную графику он <Лебедев> вносил принципы «живописного» реализма, возникшие и развивавшиеся в его творчестве 1930-х годов… В «Окнах ТАСС» уже нет ни деформаций, ни схематизации предмета…На плоскости плакатного листа развертываются монументальные, обобщенные, но всегда предметные, жизненно-конкретные и реалистически-выразительные формы» (Всеволод Петров, «Владимир Васильевич Лебедев»)
В.В. Лебедев (1891-1967). Опасное путешествие. Антивоенный плакат. 1944 г. Бумага, гуашь. 60 x 87 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Неосторожный стрелок. Окно ТАСС № 942. 1944 г. Плакат. 172,8 х 87,5 см. Институт искусств, Чикаго. 2. «Союзник с весом». Окно ТАСС № 955. 1944 г. Бумага, клеевая краска. 179х95 см. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Без названия. Окно ТАСС № 1005. 1944 г. Плакат. 166,9х97 см. 2. Белорусский пейзаж. Стихи Демьяна Бедный. Окно ТАСС № 1017. Оба - Институт искусств, Чикаго.
В.В. Лебедев (1891-1967). 1. Распродажа. Окно ТАСС № 544. 1942 г. Бумага, клеевая краска. 211х82 см. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. 2. Сила привычки. Окно ТАСС № 1132. Плакат. 197х85,5 см. Институт искусств, Чикаго.
В.В. Лебедев (1891-1967). Ветер с востока. Эскиз плаката. 1944-1945 гг. Бумага, акварель. 29 х 22,8 см.
Музей политической истории России, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Мы - военные. 1944 г. Цветная литография. 42,2 х 58,6 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет актрисы Тамары Макаровой. 1943 г.
Холст, масло. 55,5 х 45 см. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
Тамара Фёдоровна Макарова (1907-1997) - советская киноактриса, педагог, профессор. Герой Социалистического Труда (1982), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народная артистка СССР (1950). Кавалер двух орденов Ленина (1977, 1982). Была замужем за кинорежиссером Сергеем Герасимовым (1927-1985).
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет поэта Анатолия Мариенгофа. 1943 г.
Холст, масло. 62 х 51 см. Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет искусствоведа и коллекционера
Павла Давыдовича Эттингера (1866-1948). 1943 г. Холст, масло. 62 х 49 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет скульптора И.Г. Фрих-Хара. 1943 г. Холст, масло.
Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, г. Семей.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет мужчины с бородой. 1943 г. Холст на картоне,
масло. 46,7 х 37,7 см. LOT-ART.com
В.В. Лебедев (1891-1967). Спортсмен. 1940-е гг. Бумага, смешанная техника.
26 x 19 см. Галерея Леонида Шишкина.
В.В. Лебедев (1891-1967). Полевые цветы. 1946 г. Холст, масло. 72,7 х 54,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Огород. Оригинал рисунка к рассказу А.П. Чехова. 1945-1946 гг.
Бумага, тушь. 6.5 х 16 см. Северный аукционный дом, Санкт-Петербург, 2019 г.
Фотография художников Юрия Васнецова и Владимира Лебедева. Ленинград, 1948 г.
В 1950 году В.В. Лебедев вернулся из Москвы в Ленинград. Продолжил работу в книжной иллюстрации и живописи. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С.Я. Маршака, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1948). Однако картины этих лет он почти никому не показывал. Он был недоволен своими последними работами и считал, что его лучшие картины были выполнены в 1920-х. Отрицательно отзывалась о художнике и советская критика - Лебедева обвиняли в подражании французским импрессионистам, отходе от реализма. В журнале «Искусство» в 1950 году писали: «Лебедев затворился в своей мастерской и не выступал на выставках, не решаясь демонстрировать свои живописные опыты, представляющие подражание Ренуару».
С. Маршак. Откуда стол пришел? Рисунки В. Лебедева. Москва-Ленинград, Детгиз, 1946 г. – 12 стр. с илл. Обложка и титульный лист с автографом С. Маршака. (Более подробно «Откуда стол пришел?» см. здесь)
С. Маршак. Разноцветная книга. Рисунки В. Лебедева. Москва-Ленинград, Детгиз, 1947 г. -12 стр. с илл. Тираж 100.000 экз. Обложка и титульный лист. (Более подробно «Разноцветную книгу» см. здесь)
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Александры Латаш. 1948 г. Холст, масло. 36 х 28 см.
Аукцион Sotheby’s, 2008 г. Эстимейт GBP 100.000 - 150.000 фунтов.
Александра Натановна Латаш (1909-1972), художник из Санкт-Петербурга, создавала картины, литографии и графику, а также работала иллюстратором и художником по костюмам. Ее работы отличаются лирической поэтичностью и мягкостью изображений. Основными интересами были детские портреты и натюрморты. Большинство ее работ хранятся в музеях и частных коллекциях, в том числе в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Риты Рижак. 1948 г. Холст, масло. 34,2 х 27,5 см.
Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет девушки (в шляпке). 1949 г.
Бумага, автолитография. 41х32,5 (лист); 24,5х17,5 см. (р.и.).
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
В.В. Лебедев (1891-1967). Девушка в платье. 1949 г. Бумага, автолитография.
30 х 24,5 см. Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная, сидящая в профиль, с накинутым полотенцем.
1949 г. Бумага, автолитография. 41х32,7 (лист); 31,5х22,5 см. (р.и.).
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнажённая у зеркала. 1949 г. Бумага, автолитография.
47,3х29,8 (лист); 32,3х20,5 см. (р.и.). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). У зеркала. 1949 г. Бумага, автолитография.
32,5 х 23 см. Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная, стоящая спиной, с полотенцем.
1949 г. Бумага, автолитография. 43,4х32,7; 30,2х22 см. (р.и.).
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
В.В. Лебедев (1891-1967). Из серии автолитографий «Обнажённые». 1949 г.
Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная, стоящая спиной в ванне. 1949 г.
Бумага, автолитография. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнажённая с полотенцем. 1949 г.
Бумага, автолитография. 41,8х29,8 (лист); 28,8х20,5 см. (р.и.).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев. Фотография 1940-1950-е гг.
«Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь» (Владимир Лебедев, по книге «Художник В. Лебедев делает книгу» Юрия Герчука)
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет С.Я. Маршака. 1951 г.
Бумага, карандаш. 28,5 х 21 см. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Дама с моряком. Бумага, акварель, белила. 22,5 х 21,9 см.
Собрание А.А. Иванова.
В.В. Лебедев (1891-1967). Обнаженная с гитарой. Холст, масло. 46 х 65 см. Частное собрание.
В.В. Лебедев (1891-1967). Рита (Рижак). 1950 г. Холст, масло. 34,5 х 25,5 см.
Собрание А.А. Санович-Рогинской.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет третьей жены художника Ады Сергеевны Лазо. 1958 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Лебедева тяготило чувство духовного одиночества. Один за другим сходили с исторической сцены его сверстники и соратники. В период ленинградской блокады погибли Н.Ф. Лапшин и Н.А. Тырса, вслед за ними умер В.Е. Татлин , и трагически оборвалась деятельность Н.Н. Пунина. В 1963 году умер С.Я. Маршак. Незадолго до своей кончины Лебедев испытал еще один тяжелый удар судьбы: в 1966 году умерла Сарра Дмитриевна Лебедева, которая была первой большой любовью художника и его преданным другом в течение всей жизни.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Ады Адольфовны Салтыковой. 1954 г.
Холст, масло. 44 х 33 см. Частное собрание.
Ада Адольфовна Лазо (Салтыкова, 1942-2020), внучка героя Гражданской войны
Сергея Лазо. Окончила ВГИК, режиссер-документалист.
В.В. Лебедев (1891-1967). Девушка в зеленом платье. 1957 г.
Холст, масло. 49 х 32 см. Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Ани Патерсон. 1957 г. Холст, масло. 47 х 43 см.
Собрание Романа Бабичева.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет девочки Пасовской
с плюшевым медвежонком. 1957 г. Холст, масло. 49,5 х 33 см.
Художники Юрий Васнецов, Владимир Лебедев и Евгений Чарушин. Фотография начало 1960-х гг.
В 1950-х и 1960-х в «ДЕТГИЗе» вышло еще несколько книг с иллюстрациями Лебедева. Почти все из них написал Маршак, в том числе «Курочка ряба и десять утят» (1954), «Чего боялся Петя?» (1955) и «Тихая сказка» (1958). Создал художник и несколько новых версий своих иллюстраций 1920-х годов. Работы последних лет он стал оформлять по-новому: форзац делал красочным, украшал его орнаментами, экспериментировал со шрифтами.
С. Маршак. Курочка ряба и десять утят. Рисунки В. Лебедева. Москва, Детгиз, 1954 г. 12 стр. с илл. Тираж 500.000 экз. Обложка и задник. (Более подробно «Курочку рябу» см. здесь)
1.С. Маршак. Тихая сказка. Рисунки В. Лебедева. Москва-Ленинград, Детгиз, 1958 г. – 12 стр. с илл. 2. Журнал «Мурзилка». 1957 г. № 11. Здесь впервые была опубликована «Тихая сказка» С. Маршака с рисунками В. Лебедева. Обложка художника А. Варламова (Подробно о публикации в «Мурзилке» см. здесь)
1. С. Маршак. Кто колечко найдет. Рисунки В. Лебедева. Москва, Детгиз, 1962 г. 2. С. Маршак. О чем говорили лошади, хомяки и куры. Москва, Детгиз, 1962 г. Обложки.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Владимира Палеева. 1958 г.
Холст, масло. 60 х 48 см. Собрание семьи Палеевых, СПб.
Владимир Ильич Палеев (род. 1935) – потомственный российский коллекционер.
Физик-электронщик, кандидат физико-математических наук, всю жизнь работал
в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе.
В.В. Лебедев (1891-1967). Портрет Ольги. 1958 г. Ватман, тушь, уголь.
83 х 60 см. Аукцион «КупитьКартину», Москва.
В.В. Лебедев (1891-1967), атрибуция. Висконтиев мост. 1958 г. (?) Холст, масло. 24 х 33,5 см.
Государственный музей-заповедник «Павловск». Одна из последних картин художника.
В.В. Лебедев (1891-1967). Букет в глиняном горшке. 1957 г. Холст, масло. 50 х 32 см.
В.В. Лебедев (1891-1967). Цветы в кувшине. Открытка.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Лебедев (1891-1967). Цветы в стеклянной вазе. 1956 г.
Холст, масло. 47,5 х 31 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2020 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Цветы в вазе. 1957 г. Холст, масло. 55,5 х 34 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Владимир Лебедев и Юрий Васнецов. Фотография середины 1960-х гг.
В 1950-1960-е годы Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично. В конце 1950-х Лебедев нарисовал свои последние живописные работы, в том числе портрет третьей жены Ады Лазо и «Портрет молодой девушки в зеленом платке». Но и эти картины он не показывал на выставках. Творчество Лебедева оборвалось задолго до его кончины. В сознании художника еще рождались и созревали новые замыслы, но уже не было сил для их осуществления. Последний натурный рисунок датирован 1956 годом. Последняя работа масляными красками, оставшаяся незаконченной, сделана в 1958, последняя оформленная им книга вышла в свет в 1964 году. С 1960 года Лебедев уже тяжело болел. Позднее не могло быть и речи о какой-либо творческой работе.
В 1959 году Лебедев был награжден серебряной медалью на Международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге за работу в области детской книги. В 1960 году награжден Большой серебряной медалью ВДНХ.
В 1967 году еще при жизни художника в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялась последняя персональная выставка рисунков Лебедева «Натурщицы».
Незадолго до смерти, 30 апреля 1966 года ему присвоили звание Народного художника РСФСР, а в октябре 1967 года избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ В.В. ЛЕБЕДЕВА
В.В. Лебедев (1891-1967). Натюрморт с цветами. 1910-е гг.
Холст, масло. 48,2 x 27,9 см. Аукцион SKINNER, Бостон, США, 2015 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
Эскизы оформления Народного (Полицейского) моста в Петрограде.
В.В. Лебедев (1891-1967). За работу. Эскиз оформления Народного (Полицейского) моста в Петрограде.
В.В. Лебедев (1891-1967). Натюрморт. Завтрак на столе. Бумага, гуашь. 15 x 12 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2013 г.
В.В. Лебедев (1891-1967). Труадек. Эксцентричная оперетта по Жюль Ромену.
Афиша Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ). 1926 г.
Литография. 108 х 72 см. Агит-история / Agit-History.
В.В. Лебедев в мастерской. Фотография 1961 г.
Владимир Васильевич Лебедев умер 21 ноября 1967 года в Ленинграде в возрасте 76 лет.
Похоронен на Богословском кладбище.
Мемориальная доска В.В. Лебедеву в Санкт-Петербурге в доме
на ул. Белинского, 11, где мастер жил с 1922 по 1967 год.
После смерти Владимира Лебедева его друг композитор Дмитрий Шостакович написал: «Он был удивительно прекрасный художник. Я плохо понимаю в живописи, плохо чувствую живопись, но его творчество всегда производит на меня сильное впечатление».
Сегодня картины, плакаты и иллюстрации художника к детским книгам хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других музеях в России и за рубежом.
ИСТОЧНИКИ
Вс.Н. Петров. Владимир Васильевич ЛЕБЕДЕВ 1891-1967. Монография.
Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1972 г. - 304 стр., илл.