МАСТЕРА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ МАШКОВ (1881-1944), ЧАСТЬ II
Илья Иванович Машков. Фотография 1930-е гг.
Искусство Ильи Ивановича Машкова получило признание еще до Октябрьской революции 1917 года: о нем сочувственно писали выдающиеся критики 1910-х годов А.Н. Бенуа, М.А. Волошин, С.К. Маковский, Я.А. Тугендхольд, А.М. Эфрос. Илью Машкова называли русским Сезанном. Две его картины «Натюрморт. Камелия» и «Натюрморт. Тыква» уже в 1915 году были приобретены Третьяковской галереей. Но не следует думать, что путь Машкова был прост и безоблачен, а его живопись всегда встречала горячее одобрение. Не только самые первые его шаги в искусстве вызывали резкое неприятие публики и подавляющей части критики – они сопровождались «шумным скандальным успехом», по выражению самого Машкова, но и многие последующие его выступления на выставках встречались в штыки, в том числе даже и художниками одного с ним круга.
И.И. Машков в своей мастерской, Москва. Фотография 1914 г.
Осенью 1914 года И.И. Машков вместе с другими художниками «Бубнового валета» начинает работать в Комиссии помощи «Художники - товарищам воинам». С этой выставки два натюрморта Машкова «Натюрморт. Камелия» (1913, ГТГ), «Натюрморт. Тыква» (1914, ГТГ) были приобретены в городскую галерею Павла и Сергея Третьяковых. Работает над серией лубков на военную тему со стихами В.В. Маяковского для издательства «Сегодняшний лубок».
И.И. Машков (1881-1944), под псевдонимом Иван Горскин. Текст В.В. Маяковского. Антивоенный плакат.
«У Вильгельма Гогенцолерно / Размалюем рожу колерно. Наша пика - та же кисть, Если смажем - нука счисть!».
1914-1915 гг. Лубок. Бумага, хромолитография. 53,5 х 70,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
И.И. Машков (1881-1944), под псевдонимом Иван Горскин. Текст В.В. Маяковского. Карикатура на
германского императора Вильгельма II «Отвалилось у Вильгельма штыковое рыжеусие…». Лубок.
Москва, Издательство «Сегодняшний лубок», 1914-1915 гг. Бумага, хромолитография. 51,3 х 70,5 см.
И.И. Машков (1881-1944). Святой Георгий убивает дракона. Эскиз плаката. 1918 г.
Бумага, гуашь. 24,1 x 20,6 см. Галерея Modernism Inc., Сан-Франциско, США.
И.И. Машков (1881-1944). Дама с контрабасом (Портрет жены Е.Ф. Федоровой).
1915 г. Холст, масло. 250 х 196 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Пейзаж с крышами домов. 1914 г. Холст, масло. 70 х 97 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Тыква (Натюрморт с тыквой). 1914 г. Холст, масло. 97 х 115,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Овощи. Натюрморт. 1915 г. Холст, масло. 105 x 154 см.
Одесский художественный музей, Украина.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с овощами и фруктами. Холст, масло. 20,3 х 116,8 см. Частное собрание.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с дынями и тыквами. 1915-1916 гг. Холст, масло. 50 х 85 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
«Натюрморт с дынями и тыквами» - самая дорогая картина И. Машкова в основных фондах минского музея. У полотна непростая судьба - впервые его выставляли в витебской галерее по рекомендации Марка Шагала, а во время войны похитили нацисты. Шедевр вернулся домой только в конце 1950-х годов, и, по утверждению одного из источников, стартовая аукционная цена работы составляла около 4 млн. долларов.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. Мясо, кувшин, деревянная ложка. 1914-1915 гг. Холст, масло. 88 х 108 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с хлебами и тыквой. 1915 г. Холст, масло. 71 х 120,5 см.
Киевский национальный музей русского искусства.
И.И. Машков (1881-1944). Розы. 1914 г. Холст, масло. 90 х 91 см. (круг).
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с камелиями. 1914-1915 гг.
Холст, масло. 120 х 90 см. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с растениями и фруктами. 1914-1915 гг.
Холст, масло. 121,9 х 89,5 см. Аукционный дом Heritage Auction, Даллас, США.
И.И. Машков (1881-1944). Цветы. 1914 г. Дерево, масло.
И.И. Машков на крыше дома, где помещалась мастерская. Фотография 1914 г.
из созданного художником. Прирождённое понимание цвета и формы и национальный темперамент соединились с опытом изучения нового французского искусства. В результате этого синтеза родилась живопись, которую уместно назвать русским фовизмом («Автопортрет». 1911; «Натюрморт. Хлебы». 1912; «Натюрморт». 1912–1913; «Русская Венера (Россия и Наполеон)». Ок.1914. Коллекция Петра Авена). На картине натурщица написана на фоне ковра, изображающего Наполеона в санях, и сюжет воспринимается так, как будто тройка с Наполеоном наезжает на обнаженную натурщицу.
И.И. Машков (1881-1944). Русская Венера (Россия и Наполеон). 1914 г. Холст, масло. 151 х 225 см.
Собрание Петра Авена.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет Натальи Михайловны Усовой. 1915 г.
Холст, масло. 128 х 108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. Неубранный стол. 1915 г. Холст, масло. 140 х 180 см.
Азербайджанский национальный музей искусств, Баку.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с грибами. 1915 г. Холст, масло. 97 х 126 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с цветами и фруктами (на черном фоне). 1915 г. Холст, масло. 90 x 120 см.
Киевский национальный музей русского искусства.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с георгинами и фруктами. 1915-1916 гг. Холст, масло. 71,2 х 89,2 см.
Тверская областная картинная галерея.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с веером. 1915 г.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт (Рыбы, овощи, фрукты). 1915-1916 гг. Холст, масло. 88 х 138 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
И.И. Машков (1881-1944). Дичь, рыба, маринады (Натюрморт с фазаном). 1915-1916 см. Холст, масло. 87 х 130 см.
Собрание П.П. Павлинова, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с рыбами. 1916 г. Холст, масло. 89,5 х 71 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с глухарем и рыбами. 1917 г. Холст, масло. 99,5 х 122 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
И.И. Машков (1881-1944). Фрукты и ягоды. 1916 г. Холст, масло.
И.И. Машков (1881-1944). Букет в чёрном кувшине на синем фоне. 1916 г.
Холст, масло. 101 х 69,5 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
И.И. Машков с учениками перед своим панно «Всевобуч» (в центре И.И. Машков, справа С. Колыбанов,
слева стоит А. Гончаров, сидит Г. Лазарев). Фотография 1919 г.
В 1915 году И.И. Машков вступает в брак со своей ученицей, художницей Еленой Федоровной Федоровой, обучавшейся в его студии.
В марте 1916 года Машков и П.П. Кончаловский были приняты в объединение «Мир искусства» и вышли из «Бубнового валета» (это событие было ознаменовано статьёй А.Н. Бенуа «Машков и Кончаловский» в газете «Речь»). Участие в апреле 1916 в «Выставке современной русской живописи» (Петроград) стало по существу персональной выставкой Машкова (около семидесяти картин).
В апреле 1916 г. Машков экспонирует более 70 работ на «Выставке современной русской живописи», ставшей самой большой прижизненной экспозицией художника.
И.И. Машков (1881-1944). Эскиз панно «Всевобуч» для парада Всевобуча на Красной площади в Москве.
1919 г. Бумага, уголь, пастель, карандаш. 25 х 29 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет художника А.И. Мильмана (1886-1930). 1916-1917 гг.
Холст, масло. 167,5 х 142,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Крым. Судак. 1916 г. Холст, масло. 72 х 91 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
И.И. Машков (1881-1944). Крым. Начало ХХ в. Холст, масло. 58 х 78 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
И.И. Машков (1881-1944). Крымский пейзаж. 1916 г. Холст, масло. 42,4 x 68,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Судак. Вид города. 1916 г. Холст, масло. 46,6 х 80 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
И.И. Машков (1881-1944). Крымский пейзаж. Судак. 1916 г. Холст, масло. 61,5 x 93 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
И.И. Машков (1881-1944). Вид Генуэзской крепости в Судаке. 1917 г. Холст, масло. 82 х 90 см.
Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.
И.И. Машков (1881-1944). Цветы на окне с видом на море. 1916 г.
Холст, масло. 73 х 54 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
Эстимейт GBP 400–600 тыс. фунтов.
И.И. Машков (1881-1944). Интерьер. Натюрморт с женской фигурой. 1918 г. Холст, масло. 182 х 260 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
И.И. Машков (1881-1944). Женский портрет с зеркалом. 1918 г. Холст, масло. 181 х 139 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1918 г. Холст, масло. 96,5 х 106 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. Зеркало и лошадиный череп. 1919 г. Холст, масло. 109 х 135,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с самоваром. 1919 г. Холст, масло. 142 х 180 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Фрукты и тюльпаны. 1918 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Студия И.И. Машкова (во втором ряду в центре). Фотография 1919 г.
После Февральской революции 1917 г. И.И. Машков включился в общественную деятельность, прежде всего по организации Профессионального союза художников Москвы, и вошёл в его Совет от центральной федерации.
После Октябрьской революции состоял в различных союзах, комиссиях и кружках, работал над реформой МУЖВЗ (продолжал эту работу с июня 1918 до мая 1919) и получил диплом училища со званием классного художника.
В сентябре 1918 года художника избрали членом коллегии ИЗО Наркомпроса, призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. Состоял в коллегии до июня 1919 г., преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе. Работал над живописными панно для украшения Москвы в дни революционных празднеств.
И.И. Машков (1881-1944). Натурщицы в мастерской. 1916 г. Холст, масло. 147 х 156 см.
Собрание Владимира и Екатерины Семенихиных.
И.И. Машков (1881-1944). Натурщицы в мастерской. 1916 г. Холст, масло. 147 х 156 см.
Собрание Владимира и Екатерины Семенихиных.
Другая репродукция, но цветопередача, как говорят французы, «ближе к телу».
И.И. Машков (1881-1944). Натурщицы. Холст, масло. 1918 г. 178,5 х 140,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Натурщица (с медным кувшином). 1918 г.
Холст, масло. 140 х 115 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Сидящая обнаженная. 1918 г.
Холст, масло. 143 х 92 см. Частное собрание.
И.И. Машков (1881-1944). Сидящая натурщица. Холст, масло. 120 х 95 см.
Частное собрание.
И.И. Машков (1881-1944). Обнаженная натурщица, стоящая на коленях. 1918 г.
Серая бумага, пастель, сангина, уголь. 55,5 х 46,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Натурщица. 1918 г. Рисунок.
И.И. Машков (1881-1944). Лежащая натурщица. 1918 г. Желтоватая бумага на картоне, уголь, пастель. 43 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Лежащая женщина. 1918 г. Собрание Н.Д. Лобанова-Ростовского.
И.И. Машков (1881-1944). Натурщица с красным бантом. 1922 г.
Бумага на картоне, уголь, пастель. 99 х 65,6 см. Государственный музей
изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.И. Машков (1881-1944). Стоящая натурщица. 1920-е гг. Серая бумага,
накл. на картон, пастель, уголь. 71,1 х 46,6 см. Государственный музей
изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.И. Машков (1881-1944). Этюд натурщицы. 1920-е гг. Бумага, уголь.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Обнаженная со спины. 1920-е гг. Бумага, уголь.
35,2х25,4 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
II Государственные свободные художественные мастерские. Ученики И.И. Машкова на выставке.
Плакат держит А.Д. Гончаров. Фотография 13 августа 1919 г.
В сентябре 1918 года И.И. Машков начал преподавание во II Государственных свободных художественных мастерских (II ГСХМ), затеи продолжил во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе, где оставался работать до 1929 г. как профессор живописного факультета. Свою мастерскую, где проходили занятия, он воспринимал как «храм искусства», в котором царил культ ремесла (растирались краски и делались специальные грунты), мэтр передавал секреты мастерства подмастерьям, царили строгая дисциплина и здоровый образ жизни. Это была система художественного и физического воспитания, но она отличалась утопизмом. Среди его учеников Вера Рохлина, Павел Петрович Соколов-Скаля, М.Б. Вериго, А.И. Деньшин.
В 1921 г. Машков избран председателем московского отделения общества «Мир искусства». В октябре–ноябре того же года состоялась выставка «Мира искусства», куда Машков пригласил для участия своих учеников. Выставка вызвала негативную реакцию критики. А.М. Эфрос назвал её «распродажей остатков».
И.И. Машков (1881-1944). Портрет Николая Ивановича Скаткина. 1921-1923 гг.
Холст, масло. 97,2 х 90,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Портрет Николая Скаткина» экспонировался на выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 г. и был высоко оценен американской публикой. «Он написал "Мужcкой портрет", который при достаточной обобщенности образа прекрасен и тонко подмеченными чертами характера. Блики на стеклах так сияют, что только с близкого расстояния убеждаешься, что очки не были прикреплены на законченную картину», - писали в SPUR magazine.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет писательницы Эммы Рибарик (Emma Ribarik).
1920 г. Холст, масло. 85 х 65 см. Частное собрание.
И.И. Машков (1881-1944). Женский портрет. 1920 г. Дерево, масло. 55 x 43 см.
Частное собрание.
И.И. Машков (1881-1944). Парк. 1921-1922 гг. Холст, масло. 70 х 79 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
И.И. Машков (1881-1944). Пейзаж с купальщицами. 1922 г. Холст, масло. 62,2 x 70,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Пейзаж с купальщицами. Вариант. 1922 г.
И.И. Машков (1881-1944). Пейзаж с прудом. 1921 г. Холст, масло. 99,7 х 79,5 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с самоваром. 1922 г. Холст, масло. 115 х 139,5 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. 1922 г. Холст, масло. 145 х 127 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт со статуэткой. 1922 г. Холст, масло. 58 х 78 см.
Пермская государственная художественная галерея.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с фарфоровыми фигурками. 1922 г. Холст, масло. 97,9 х 113,3 см.
Ярославский художественный музей.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с фарфоровой фигуркой. 1922 г. Холст, масло. 76 х 80 см.
Ярославский художественный музей.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с веером. 1922 г. Холст, масло. 145 х 127,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1-й выпуск художественной мастерской И.И. Машкова (в центре) во ВХУТЕМАСе. Фотография 1920 г.
С 1917 по 1921 гг. у Машкова относительно мало времени оставалось для занятий живописью, он много рисовал (известна его большая серия «Натурщиц», исполненная пастелью и углём). Картины этого периода – «Натурщица (с медным кувшином)» (1918. ГРМ), «Женский портрет (с зеркалом)» (Около 1918. ЕМИИ), «Натюрморт с самоваром (медная посуда)» (1919. ГРМ) – свидетельствуют об изменении живописной манеры: на смену цветовой резкости фовизма приходит сглаженность сезаннизма.
В 1921 году Машков был избран членом Советской Российской Академии художественных наук.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет А.Б. Шимановского. 1922 г. Холст, масло. 125 х 102 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Антон Борисович Шимановский, художник и коллекционер, родственник Ильи Машкова. В 1922 году
Машков женился на М.И. Даниловой, Шимановский был мужем ее родной сестры.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет пионерки. 1922 г. Картон, пастель, 74 х 49 см.
Тульский областной художественный музей.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет девушки в малиновом берете и красном галстуке.
В профиль. 1922 г. Картон, уголь, карандаш, пастель. 73,5 х 50 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с фарфоровой головкой. 1921-1922 гг. Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с куклой (Фарфоровая головка). 1922 г.
Холст, масло. 96 х 76 см. Киевский национальный музей русского искусства.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с зеркалом, тарелкой и фруктами в классической
стальной урне. Март 1922 г.
И.И. Машков (1881-1944). Искусственные фрукты. 1922-1923 гг. Частное собрание, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с фруктами. Арбуз и виноград. 1923 г. Холст, масло. 55 х 76 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. Виноград, дыня, персики. 1923 г. Холст, масло. 58 х 78 см.
Пермская государственная художественная галерея.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с красной рыбой (Натюрморт с сигом). 1923 г. Холст, масло. 67 х 89 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с овощами. 1920-е гг. Холст, масло. 52 х 61 см.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином. 1923 г.
Холст, масло. 56,5 х 70,5 см. Аукцион Christies, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 456.000 фунтов.
И.И. Машков со своей женой Марией Ивановной Даниловой. Фотография 1922 г.
В 1922 году И.И. Машков женился в третий раз на Марии Ивановне Даниловой.
С этого года Машков начинает больше работать в области станкового искусства. Вместе с другими бывшими бубновалетцами участвует в «Выставке картин» (1923), расценённой критиками как «провозглашение и утверждение прав станковой живописи» (Я.А. Тугендхольд). В картинах Машкова возрастают неореалистические тенденции («Натюрморт с веером». 1922, ГРМ) и уже полностью побеждают в знаменитых натюрмортах «Снедь московская. Хлебы» и «Снедь московская. Мясо, дичь» (оба – 1924. ГТГ), ставших классикой советской живописи. С этого времени живописная эволюция Машкова развивается в реалистическом направлении, но даже в картинах на пионерские темы 1930-х гг. сама живопись, местами утончённая и изысканная, демонстрирует остатки сезаннизма.
И.И. Машков (1881-1944). После грозы. 1922 г. Холст, масло. 54 х 78 см.
Тверская областная картинная галерея.
И.И. Машков (1881-1944). Берег Невы. Вечер. 1923 г. Холст, масло. 47,5 х 56,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Пейзаж. Местечко Островки. Дворик. 1923 г. Холст, масло. 49 х 53,5 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
И.И. Машков (1881-1944). Нева. Островки. Дом отдыха. 1923 г. Холст, масло. 55 х 86,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Нева. Островки. 1923 г. Холст, масло. 30 х 58,5 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
И.И. Машков (1881-1944). Гористый пейзаж. Пасмурный день. Холст, масло. 57 х 76,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.И. Машков (1881-1944). Крым. Парк в Алупке. 1923 г. Холст, масло. 56 х 77 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Деревья у подножия Ай-Петри. 1923 г. Холст, масло. 51 x 64,5 см.
Собрание И.Б. Баженовой, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Алупка. Парк отдыха. 1923 г.
И.И. Машков (1881-1944). Алупка. Парк, стоянка извозчиков. 1923 г.
И.И. Машков (1881-1944). Ленинград. Луга. Берег реки с купающимися. 1923 г. Холст, масло. 55,3 x 63 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
И.И. Машков (1881-1944). Пляж в Симеизе. 1923 г. Холст, масло. Частное собрание.
И.И. Машков (1881-1944). Солнечные ванны в Крыму. 1923 г. Холст, масло.
И.И. Машков (1881-1944). Купальщицы. 1920-е гг. Дерево, масло. 18 х 30 см. Частное собрание.
И.И. Машков. Фотография середины 1920-х гг.
В 1923 г. И.И. Машков принял участие в «Выставке картин», организованной художниками, прежде входившими в общество «Бубновый валет». Провёл лето на даче в Островках (Сарвела) под Петроградом. Осенью посетил Крым, работал на пленэре. Среди многочисленных крымских картин художника - «Пляж в Симеизе», «Санаторий „Красные зори“», «Солнечные ванны в Крыму», «Судак. Вид на море и мыс Ай-Тодор», серия работ «Женский пляж».
В 1924 году работы Машкова экспонировались на Выставке русского искусства в Америке и на XIV Международной выставке искусств в Венеции (Венецианская биеннале). Пишет натюрморты: «Снедь московская. Мясо. Дичь» и «Снедь московская. Хлебы». Пишет ряд пейзажей на пленэре в Луге.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет жены художника Марии Ивановны Машковой.
1923 г. Холст, масло. 91 х 70 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет Екатерины Ивановны Коган в красном кардигане.
1923 г. Холст, масло. 50 х 40 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г.
Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.
И.И. Машков (1881-1944). Обнаженная натурщица (Фрося). 1924 г.
Холст, масло. 73 х 51 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
И.И. Машков (1881-1944). Девушка в парке. 1924 г. Холст, масло.
Сумской областной художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина.
И.И. Машков (1881-1944). Луга. Купальщицы на реке. 1924 г. Холст, масло. 48 х 46,7 см.
Собрание А.И. Орлова, Абрамцево.
И.И. Машков (1881-1944). Пейзаж с фигурами. 1924-1925 гг. Холст на картоне, масло. 24,5 х 33 см.
И.И. Машков (1881-1944). Луга. Пейзаж с дачей. 1924 г. Холст, масло. 46 х 60 см.
Собрание О.В. Яхонта, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Луга. В парке. 1924 г. Холст, масло. 34 х 26 см.
Собрание семьи художника.
И.И. Машков. Фотография 1925 г.
В 1925 г. И.И. Машков становится членом общества «Московские живописцы» и одновременно вступает в Ассоциацию художников революционной РОссии (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Машков стал руководителем Центральной студии АХРР, пробыл им до сентября 1929 г. В 1930–1932 гг. временно ее покидает, а в 1932 г., накануне его роспуска, возвращается. Именно на VII выставке АХРР в 1924 г. появились его натюрморты «Московская снедь. Хлебы» и «Московская снедь. Мясо, дичь». Одна из газет писала: «Его выступление с «Московской снедью» произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов». В июне-октябре 1925 г. Машков живет в Крыму, работает над пейзажами, видами здравниц, портретными рисунками.
И.И. Машков (1881-1944). Снедь московская. Хлебы. 1924 г. Холст, масло. 129 х 145 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Снедь московская - мясо, дичь. 1924 г. Холст, масло. 87 х 120 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Завтрак (Натюрморт). 1924 г.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. (Виноград, лимон и рак). 1924 г. Холст, масло. 69 х 84,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт. 1924 г.
И.И. Машков (1881-1944). Полевые цветы в стеклянном кувшине. 1923 г.
Холст, масло. 67 х 46,5 см. Собственность Е.И. Бражниковой, Москва.
И.И. Машков. Фотография 1930-х гг.
В этот период в середине 1920-х гг. И.И. Машков пишет революционные картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, портреты красных партизан, колхозные пейзажи и натюрморты, демонстрирующие изобилие жизни. В 1925 г. Машков пишет картину «Ливадийский крестьянский курорт».
И.И. Машков (1881-1944). Портрет М.И. Машковой. 1925-1929 гг.
Холст, масло. 83 х 64 см. Собрание О.В. Яхонта, Москва.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет прядильщицы П.Г. Зеленковой. 1925 г.
Бумага серая, угольный карандаш, пастель. 67,5 х 52,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Портрет старика. Сторож ВХУТЕМАСа. 1925 г.
Холст, масло. 71 х 59 см. Киевский национальный музей русского искусства.
И.И. Машков (1881-1944). Садовник и смотритель Бахчисарайского ханского дворца
Владимир Францевич. 1925 г. Бумага, пастель. 48 х 42 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.И. Машков (1881-1944). Дюльбер. Санаторий «Красные зори». 1920-е гг.
И.И. Машков (1881-1944). Бахчисарай. Ханский дворец. 1925 г. Холст, масло. 64,5 х 104 см.
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина.
И.И. Машков (1881-1944). Бахчисарай. Ханский дворец. 1925 г. Картон, пастель. 54 х 70 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Бахчисарай (Вид на ущелье и татарское кладбище). 1925 г. Холст, масло. 61 х 73 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Машков (1881-1944). Гурзуф. Вид на Чеховский домик и пляж. 1925 г. Открытка.
И.И. Машков (1881-1944). Крым. Чеховский пляж в Гурзуфе. 1925 г. Холст, масло. 66 х 82 см.
Собрание Юрия Носова.
И.И. Машков (1881-1944). Гурзуф. Генуэзская крепость. 1925 г. Холст, масло. 81 х 108 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.И. Машков (1881-1944). Гурзуф. Женский пляж (с двумя фигурами). 1925 г. Холст, масло. 65,5 х 81,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.И. Машков (1881-1944). Натюрморт с крабами. Гурзуф. 1925 г. Холст, масло. 49 х 71 см.
Вологодская областная картинная галерея.
В 1926 году И.И. Машков по заказу Наркомздрава получает творческую командировку в Крым, в Гурзуф.
Пишет работы о жизни пионерского лагеря «Артек», виды Гузуфской военно- курортной станции.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 119-121, 164-165.
Г.С. Арбузов, В.А. Пушкарев. Илья Машков. Альбом. Издательство «Аврора».
Ленинград, 1973 г. 200 стр., илл. (Серия «Мастера советской живописи»).
Илья Машков. Избранные произведения. Альбом. Автор вступительной статьи И.С. Болотина.
Составитель И.В. Щербаков. Москва, Издательство «Советский художник», 1984 г. 30 стр., 120 илл.