Ольга Гильдебрандт-Арбенина. 1922 г. Фотография М.С. Наппельбаума.
Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980) – русская советская актриса, художник. Член и экспонент общества художников «Тринадцать» (1929 и 1931). Жена прозаика и художника Юрия Юркуна. Автор книги мемуаров «Девочка, катящая серсо» (2007).
Ольга Гильдебрандт. 1920-е годы. Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О жизни и любовных романах Ольги Гильдебрандт-Арбениной с Hиколаем Гумилёвым, Осипом Мандельштамом и Леонидом Каннегисером, написаны сотни статей, десятки книг и воспоминаний. Но адресат стихотворных посвящений поэтов Серебряного века, «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы», красавица, актриса, которую Гумилёв назвал «царь-ребенок», прежде всего была еще и необычайно интересным художником. А вот какая она на самом деле была «интересный художник»: дилетант или профессионал, член общества художников «Тринадцать» – нам сегодня и предстоит выяснить. И в этом нам помогут её собственные воспоминания «Девочка, катящая серсо», опубликованные в Москве в 2007 году и откуда взято большинство репродукций ее картин и фото.
Ольга Гильдебрандт - гимназистка. Фотография 1910-х гг.
Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина родилась 25 декабря 1897 года (7 января 1898 года по новому стилю) в Санкт-Петербурге в семье артиста Императорских театров Николая Фёдоровича Арбенина (настоящая фамилия — Гильдебрандт) и Глафиры Викторовны Пановой, выступавших на подмостках Малого театра в Москве, а затем Александринского театра в Петербурге.
Далее цитирую воспоминания О. Гильдебраандт из ее книги: «Родители приехали из Москвы — артисты Малого театра Москвы…Если может это интересовать, крестные моей старшей сестры — Ермолова и Станиславский. Ермолова в роли Жанны д’Арк была кумиром моего отца. У мамы любимой актрисой была Элеонора Дузе».
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт. 1930-е гг.
Бумага, акварель, тушь, карандаш. Музей-квартира Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Ольга окончила с золотой медалью одну из лучших петербургских гимназий - Лохвицкой-Скалон. Затем в 1919 г. окончила Петроградские театральные курсы при Александринском театре и была зачислена в его труппу. После ухода из театра в 1923 г. выступала в других ленинградских театральных коллективах.
В молодости в Петрограде Ольга была близка с поэтами Серебряного века: в 1915-1917 годах у неё был близкий к помолвке роман с поэтом Леонидом Каннегисером. Пробовала себя в поэзии, входила в среду литературно-художественной молодежи последних предреволюционных лет - В. Чернявского, В. Курдюмова, К. Ляндау и др. Дружила с Николаем Гумилёвым и его второй женой А.Н. Энгельгардт, Михаилом Кузминым, писателем и художником Юрием Юркуном, за которого позже вышла замуж. Ольге Гильдебрандт посвящали стихи Н. Гумилёв, называя её «царь-ребенок», О. Мандельштам, М. Кузмин, Б. Лившиц и другие поэты.
Празднование 20-летия литературной деятельности М.А. Кузмина. Слева направо, нижний ряд: Евсей Старосельский, Ида Наппельбаум, Антон Шварц, Ольга Черемшанова, Юрий Юркун, Александр Введенский, С. Челнов. Сидят, второй ряд: Лиля Наппельбаум, Фредерика Наппельбаум, Константин Вагинов, Павел Медведев, Анна Радлова, Михаил Кузмин, Всеволод Рождественский, неизвестная, Нина Шишкина, Владимир Чернявский, Николай Клюев, Константин Федин. Стоят: Александра Федорова, Тамара Данилова, Василий Калужнин, Михаил Фроман, Валентина Баршева, Анна Ахматова, Михаил Лозинский, Сергей Радлов, Евгений Шварц, Николай Чуковский, Захар Хацревин. Верхний ряд: Николай Баршев, Ф.Бунина, Наталья Сурина. Ленинград, 1925 г. Фотография М.С. Наппельбаума. Собрание Музея-квартиры Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О дальнейшей судьбе многих друзей О. Гильдебрандт-Арбениной мы все хорошо знаем. Леонид Каннегисер был расстрелян в 1918 г. за убийство председателя Петроградского ЧК М.С. Урицкого. Николай Гумилев расстрелян в 1921 г. по делу «Таганцевского заговора» (всего 61 человек). Михаил Кузмин умер от воспаления легких в 1936 г. Бенедикт Лившиц расстрелян в 1938 г. по «ленинградскому писательскому делу». Юрий Юркун расстрелян в 1938 г. по «ленинградскому писательскому делу». И только Ольга Гильдебрандт-Арбенина доживет до глубокой старости в целости и сохранности. Она умрет своей смертью в 1980 г. в Ленинграде.
Михаил Кузмин и Юрий Юркун. Фото середины 1910-х гг.
Ольга очаровывала мужчин, пленяла их своей красотой. Во время короткого её романа с О. Мандельштамом, он создал цикл любовных стихотворений: «Мне жалко, что теперь зима», «Возьми на радость», «За то, что я руки твои не сумел удержать», «Я наравне с другими хочу тебе служить» и, возможно, «Я в хоровод теней». Её называли «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы». По воспоминаниям современников её считали красавицей.
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Начало 1920-х гг. Фото М. Наппельбаума.
«Прежде Олечка находилась в орбите Гумилева и часто сопровождала его, пока под новый 21-й год не познакомилась с Юрочкой Юркуном и не стала неотъемлемой частью окружения Кузмина. С тех пор они всюду и везде появлялись втроем» (Ирина Одоевцева «На берегах Невы»)
Юрий Юркун и Ольга Гильдебрандт. Фрагмент фото 1930-х гг.
С новогодней вечеринки в Доме литераторов в честь нового 1921 года Юркун ушел в компании Ольги Гильдебрандт-Арбениной, за сердце которой тогда спорили Гумилёв и Мандельштам. Так начался в истории русской литературы «самый странный брак втроём» (термин Н. А. Богомолова и Дж. Малмстада).
Хотя современники считали Юркуна и Арбенину семейной парой, их отношения не были официально оформлены. «Мистер Дориан» (домашнее прозвище сохранявшего юношескую внешность Юрия Юркуна) и его мать продолжали жить в квартире Мих. Кузмина на Спасской, куда позднее подселили ещё и «многолюдное и многодетное еврейское семейство». Между тем у Юркуна продолжались романы «на стороне». Так, на рубеже 1923 и 1924 гг. он находился в близких отношениях со студентом Львом Раковым.
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной. Начало 1920-х гг.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
В 1920 году Ольга Гильдебрандт-Арбенина вышла замуж за писателя и художника Юрия Юркуна. И в 1920–1921 годах под его влиянием начала работать как художник, живописец и акварелист. Профессионального художественного образования она не получила. Пользовалась советами В.В. Лебедева и В.А. Милашевского.
Ольга Гильдебрандт начала рисовать в начале 1920-х гг., но как она вспоминала, никогда не хотела сделать рисование своей профессией. Хорошо знакомая с такими блистательными художниками, как В. Лебедев, В. Дмитриев, Н. Тырса, А. Головин, Д. Митрохин, она словно стеснялась своих рисунков, как когда-то своих стихов. Стихи она еще отправляла на рецензию Валерию Брюсову, а показывать кому-либо картины решалась редко: «Я обожала А.Я. Головина, но ему я очень стеснялась показывать работы, и так и не показала!» Писала пейзажи. В 1925 году совершила поездку на Север.
При этом даже ранние ее живописные опыты вовсе не оценивались современниками как дилетантские. Известны высокие отзывы о них А. Эфроса, М. Кузмина, В. Лебедева, Д. Митрохина; да и многие коллекционеры стремились иметь у себя ее работы. Художник Николай Кузьмин советовал Ольге Гильдебрандт попробовать себя в иллюстрации, Константин Станиславский предложил оформить оперу «Виндзорские кумушки»… «Что-то из картинок показали Добужинскому. Он хвалил. Но я сама не видала Добужинского».
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Портрет Юрия Юркуна. 1920-е гг.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В аллее. Набросок на обороте
библиотечной карточки. Бумага, чернила, перо. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). О. Н. Гильдебрандт. Две дамы на прогулке.
Набросок на обороте библиотечной карточки. Чернила, перо. Собрание Р. Б. Попова
(Санкт-Петербург) сюжета видятся автором откуда-то со стороны, словно из другой вселенной.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Пейзаж с озером. Набросок на обороте библиотечной карточки.
Чернила, перо. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Женщина в белом платье. 1915 г.
Бумага, акварель. Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме,
Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В Африке. 1926 г. Бумага, акварель. 18,4 х 22 см. Галеев Галерея, Москва.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Мавританский пейзаж. 1920-е гг. Фанера, масло. Из фотографий
несохранившихся работ художницы 1920-1930-х гг. в собрании Рюрика Борисовича Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Железная дорога. 1926 г. Бумага, акварель. 18 х 26,5 см.
Аукционный дом «Три века», Москва.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). У реки. 1926 г. Бумага, акварель. 17,6 х 21,3 см.
Вологодская областная картинная галерея.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочки на берегу моря. 1920-е гг. Фанера, масло.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Сцена в таверне. 1920-е гг. Фанера, масло.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Африканская хижина. Август 1928 г. Фанера, масло.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). «12 октября 1928 года. Бумага, масло. 21 х 36 см (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В гостях у герцогини. 1928 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В комнате. 1928 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В комнате. 1928 г. Картон, масло. 26 х 34 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). У окна. 1920-е гг. Фанера, масло.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочка в черной шляпе. 1928-1929 гг.
Фанера, масло. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочка с кошкой. 1928 г. Фанера, масло.
Надпись на обороте «7 апреля 1928. Юрочке, чтоб не сердился. Оля. 1935 г., 22 октября».
Слева направо: М. Кузмин, Ф. Наппельбаум, О. Грудцова (Наппельбаум), С. Спасский, С. Спасская-Каплун,
выше - Каплун (ее племянник), Ю. Юркун, О. Гильдебрандт. Ленинград. Конец 1920-х гг. Фото М.Наппельбаума.
С 1929 г. Ольга Гильдебрандт-Арбенина входила в группу художников «Тринадцать». Группа названа по количеству участников: Б. Даран, Л.Я. Зевин, Надежда Кашина, Нина Кашина, Н.В. Кузьмин, Т.А. Лебедева (Маврина), В.А. Милашевский, М.И. Надбайло, С.Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, В.М. Юстицкий, Ю.И. Юркун.
Группа «13», возникшая в Москве в 1929 году, была одним из наиболее удачных примеров сознательного совмещения «наивности» и высокой художественной культуры, и приглашение в ее состав Ольги Гильдебрандт никак нельзя считать случайностью.
Впрочем, элемент случайности все же был. Владимир Милашевский — глава и «идеолог» группы «13» — был хорошо знаком с поэтом Михаилом Кузминым (в частности, в 1920 году иллюстрировал его книгу «Занавешенные картинки») и до своего переезда в Москву часто бывал в его квартире на Кирочной улице, где Кузмин жил со своим другом Юрием Юркуном. Ольга Гильдебрандт, которая появилась в этом доме зимой 1920-1921 гг., вспоминает, что Юркун начал создавать свои виртуозные рисунки под впечатлением от быстрой и артистичной манеры Милашевского, уже тогда настроенного против академизма. Постепенно Гильдебрандт сама стала рисовать, и Милашевский, вернувшись в 1927 году из поездки в Сердобск с уже готовыми теориями «свободного рисунка», пробуждающего «некие тайные узлы психики, подсознательные, интуитивные пристрастия», обрел таким образом в Ленинграде уже вполне сложившихся художников-единомышленников…
После 1923 года у Юркуна перестают печатать стихи. Не без поддержки Ольги Гильдебрандт-Арбениной и её друзей он реализуется как художник в составе группы «Тринадцать».
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной. 1920-1930-е гг.
Афиша Первой выставки группы «Тринадцать». Москва, 1929 г.
В 1929 году О. Гильдебрандт-Арбенина участвовала в первой выставке группы «Тринадцать», прошедшей
17 февраля - 17 марта в Москве, в помещении Дома Печати, Никитский бульвар, дом 8а.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Портрет Юрия Юркуна в костюме китаянки. 1929 г.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Аллея в Спасске. 1929 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В порту южного города. 1929 г. Бумага, акварель, тушь.
24,6 х 33,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Яхты. 1929 г. Бумага, акварель. 17,8 х 21,8 см.
Вологодская областная картинная галерея.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). На вокзале. 1920-1930-е гг. Бумага, акварель.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Две девушки. 1930 г. Бумага, акварель. 21,5 х 30 см.
Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Матрос на прогулке. 1930 г. Фотоснимок акварели 1930 г.,
раскрашенный автором 8 июля 1951 г. Собрание А.Л. Дмитренко, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). На островах. 17 августа 1930 г. Бумага, акварель, карандаш, тушь.
Собрание А.В. Петрова, Москва.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочка в саду.1930-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Пейзаж с рекой. 1930-е гг. Бумага, акварель. Из собрания
Михаила Кузмина. Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Сестры. 1930-е гг. Бумага, уголь, мел. Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дорога (Дождь). Конец 1920-х - начало 1930-х гг. Картон, масло.
26 х 35 см. Галеев Галерея, Москва.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Парусная лодка. 1931 г. Бумага, акварель. 23 х 35,5 см.
Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). На набережной. 1932 г. Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова,
Санкт-Петербург.
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Фотография начало 1930-х гг.
Ю. Гильдебрандт-Арбенина также участвовала в Третьей выставке группы, прошедшей 18 апреля - 30 апреля 1931 года, в Москве, в Актовом зале № 1 МГУ, Моховая улица дом 11.
Помимо пера и акварели, в 1920-е годы Гильдебрандт много работала маслом: как правило, без грунта на небольших фанерных листах (вслед за акварелями, несколько ее картин были показаны на последней выставке группы «13» в 1931 году). Судя по сохранившимся фотографиям довоенных «фанерок», вариации на темы детства были очень разнообразными, и именно работы маслом она вспоминала как самые удачные — «кажется, это было из моего „творчества“ самое сильное»
«Легкая отстраненность от собственного же придуманного мира могла быть унаследована Ольгой Гильдебрандт еще в детстве от К. Сомова и А. Бенуа. Как и поэты серебряного века, мирискусники оказали на нее ощутимое влияние, и она не раз подчеркивает это в воспоминаниях. «В период моего „второго“ детства (т. е. лет 13–14) я дышала и думала „Аполлоном“, как воздухом, — и на мои позднейшие годы этот журнал наложил какой-то светлый отпечаток, а ко всему „анти-Аполлоновскому“ я была, невольно, враждебна».
Романтизация детства у Гильдебрандт (воспетая Бенедиктом Лившицем «девочка, катящая серсо») действительно имеет свои аналогии с «сочиненными» боскетами и конфетти сомовского XVIII века. Но более определенным источником ее живописи все-таки будут не мирискусники, а художники объединения «Голубая Роза» (1907), которые, сохранив все ту же волнующую театральность, поставили в своем искусстве задачу неопримитивизма»
(Надежда Плунгян. Из предисловия к книге О. Гильдебрандт-Арбениной «Девочка, катящая серсо…», М., 2007)
«Что это: заумная Флорида?
Сон, приснившийся Анри Руссо? —
Край, куда ведет нас, вместо гида,
Девочка, катящая серсо.
Слишком зыбок профиль пальмы тонкой,
Розоватый воздух слишком тих,
Слишком хрупки эти квартеронки,
Чтобы мы могли поверить в них.
На каком земном меридиане,
Под какой земною широтой
Есть такая легкость очертаний
И такой немыслимый покой?
Знаю, знаю: с каждым днем возможней
Видимого мира передел,
Если контрабанды на таможне
Сам Руссо и тот не разглядел!
Если обруч девочки, с разгона
Выскользнув за грань заумных Анд,
Новым спектром вспыхнул беззаконно
В живописи Ольги Гильдебрандт!»
12. XII.1931
Афиша Третьей выставки группы «Тринадцать». Москва, 1931 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Набережная. 1932 г. Бумага, акварель. 32 х 23,5 см.
Частное собрание, Москва. Репродукция из книги О. Ройтенберг. М., 2008 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Белая ночь. Пейзаж с яхтами. 1932 г. Бумага, акварель.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Крестовский остров. 27 июня 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание А.Л. Дмитренко, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Венеция. 1933 г. Бумага, акварель.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Одалиска. 1932 г. Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова,
Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Таврический сад. 1932 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дамы в кринолинах. Бумага, акварель. 1933 г. Работа была подарена
автором художнику Д.Б. Дарану. На полях надпись «Дарану-французу от Гильдебрандт-англичанки. 1933 г.».
Собрание В.Г. Иванюка, Москва.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девушка в красном платье. 19 июня 1934 г. Бумага, карандаш, акварель.
24 х 32 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Прогулка. Бумага, акварель. 1935 г.
Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Женщина у моря. 1935 г. Бумага, акварель,
черные чернила. 31 х 27 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дама в бальном платье. 1935 г.
Бумага, карандаш, акварель. 33,5 х 23,5 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Рельсы. Конец 1930-х гг. Местонахождение неизвестно.
Репродукция из книги О. Ройтенберг. М., 2008 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Экслибрис Юрия Юркуна. 1936 г. Бумага, тушь, перо.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт. 1920-1930-е гг. Бумага, тушь, перо.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Портрет Юрия Юркуна.
Бумага, карандаш, акварель. Музей-квартира Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Юрий Юркун, Владимир Милашевский и Ольга Гильдебрандт-Арбенина в Новогиреево под Москвой.
Фотография - весна 1937 г.
Далее в творчестве Ольги Гильдебрандт-Арбениной следует большой перерыв, связанный с трагической гибелью её друзей. После исполнения приговора Ю. Юркуну родственникам было объявлено о «высылке» и была проведена конфискация имущества. В январе 1940 года Военная прокуратура Ленинграда «оставила без удовлетворения» жалобу О.Н. Гильдебрандт «о пересмотре дела в отношении ее мужа Юркун<а> Осипа Ивановича». В годовщину гибели Юркуна, 21 сентября 1945 года, Гильдебрандт отмечает в дневнике: «Вчера было 7 лет, как не знаю о Юрочке точно, жив он или погиб» (ЦГАЛИ). И в течение сорока двух лет после ареста Ю. Юркуна в 1938 году, в день его рождения она дарила ему (складывала в шкатулку) подарки, свои акварельные картиночки или понятную им обоим милую мелочь.
Сохранился пронзительный документ времени, документ человеческой веры и верности – письмо, написанное в 1946-м году Юрию Юркуну, который был расстрелян восемь лет назад: «Больше всего хочу я узнать, что Вы живы – и умереть… Юрочка мой, пишу Вам, потому что думаю, что долго не проживу. Я люблю Вас, верила в Вас и ждала Вас – много лет. Теперь силы мои иссякли… Я сделала все, что могла – мне удалось спасти очень многое из наших писем, рисунков, рукописей… Л. Д. Блок сказала мне как-то: "Я восхищаюсь Вашей энергией, Олечка! Я не ожидала ее от Вас. Я думала, что Вы только Сильфида…"». В 1953 году Гильдебрандт начала вести тетрадь воспоминаний «О Юрочке». Последняя запись в них была сделана 27 апреля 1974 года:
Мой бедный Мальчик,
Ты стал мне Сыном,
Неясным смыслом
Прощальных дней…
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 22 марта 1958 года О.И. Юркун по данному делу реабилитирован.
Слева направо: Е. Кршижановская, О. Гильдебрандт, А. Савинов, Н. Васильева (?), Т. Саламатина, Ю. Юркун,
А. Гоголицын, К. Козьмин, М. Кузмин, Е. Чернова, П. Богданова-Бельская (?), Г. Панова. Ленинград. 8 декабря 1933 г.
Фото Ю. Бахрушина. Из архива Музея-квартиры Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девушка у стены. Август 1949 г. Бумага, акварель.
Собрание А.Л. Дмитренко, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Китайский пейзаж. 2 апреля 1955 г. Бумага, карандаш и акварель.
20,5 х 29,5 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2016 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В бамбуковом лесу. 22 февраля 1957 г.
Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дорога. Бумага, акварель. 1957 г.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дорога. Бумага, акварель. 40,5 х 31,5 см.
Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2016 г.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В поле. 1957 г. Бумага, акварель. 40,5 х 30 см.
The Auction house of the Russian Federation.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девушка в парке. 1 февраля 1957 г.
Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Семья в парке.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Пейзаж с деревьями. 1950-1960-е гг. Бумага, акварель.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дом у озера. 1950-1960-е гг.
Бумага, тушь, акварель. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Фотография 1950-х гг.
О. Гильдебрандт-Арбенина «Все время жила в Ленинграде, а за один месяц до (Великой Отечественной) войны уехала с мамой на Урал, и пришлось там пробыть много лет, и вернулась в 1949 г. Я переписывалась с Мавриной, Кузьминым и Дараном, которых видела в 1948 г. в Москве, возвращаясь в Ленинград, там я за войну потеряла квартиру и все имущество…Я, к сожалению, очень непрактична, и даже все документы растренькала…» (Из письма О. Гильдебрандт-Арбенина к М.А. Немировской от 31 января 1979 г.)
После войны вновь жила в Ленинграде по адресу Невский проспект, д. 32/35, кв. 108.
В 1950-х годах О. Гильдебрандт-Арбенина работала в библиотеке Эрмитажа.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Букет. 1960-е гг. Бумага, акварель. Этот лист
долгое время висел на двери в комнате автора. Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Цветы. 1962 г. Бумага, акварель.
41,8 х 30,1 см. The Auction house of the Russian Federation.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Цветы. 1960-е гг.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Цветы в вазе. 1963 г. Бумага, акварель.
41,5 х 29,7 см. The Auction house of the Russian Federation.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Букет.
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Бело-розовые цветы в широком кашпо.
Бумага, акварель, тушь, кисть.
Ну а теперь, после того как вы просмотрели почти все из сохранившихся работ О. Гильдебрандт-Арбениной, можете ли вы сказать – настоящий она художник, дилетант или её опусы на уровни рисунков из детского сада? На этот вопрос не могут ответить даже профессиональные искусствоведы или стесняются сказать из уважения к ее трагическому прошлому. Тогда почему же продаются ее акварели и гуаши на международных арт-аукционах и недешево ценятся. Послушаем специалиста: «Вопрос взаимодействия дилетантства и профессионализма для русского искусства 1920–1930-х годов был одним из самых острых. И отдельные художники, и художественные объединения в этот период стремились уйти от излишней тщательности рисования, вырабатывая новый - живой и легкий - живописный язык. Так же как в 1910-е, многие художники этого времени обращались к поэтике наивного искусства, к вывеске, детскому рисунку, фольклору» (Н.Плунгян).
Ольга Гильдебрандт на даче в Юкках под Ленинградом. Фотография 1970-х гг.
Ольга Гильдебрандт-Арбенина умерла 13 ноября 1980 года в Ленинграде. Похоронена на Казанском кладбище в Пушкине.
Работы О. Гильдебрандт-Арбениной экспонировались на коллективных выставках: 1933 – «Художники РСФСР за XV лет» (Москва), 1934 – Филадельфия, США, 1978 – Графика из частных собраний (Ленинград, Гос. музей истории Санкт-Петербурга), 1982 – Новые поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, 1989 – Выставка группы «13», Москва, Выставочный зал «Арбат».
Первая персональная выставка О.Н. Гильдебрандт была организована художниками С.Н. Спицыным и Р.Б. Поповым в Ленинграде, в Доме писателей им. В. В. Маяковского в 1985 году.
Работы художницы хранятся во многих музеях России, а также в музее «Царскосельская коллекция».
Могила О.Н. Гильдебрандт-Арбениной на Казанском кладбище в Санкт-Петербурге.
ИСТОЧНИКИ:
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 99, 289, 291,492.
Ольга Гильдебрандт-Арбенина «Девочка, катящая серсо…» Москва, Издательство
«Молодая гвардия», 2007 г.