• Авторизация


ХУДОЖНИК ОЛЬГА ГИЛЬДЕБРАНДТ-АРБЕНИНА (1897-1980) 05-12-2022 12:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

ХУДОЖНИК ОЛЬГА ГИЛЬДЕБРАНДТ-АРБЕНИНА (1897-1980)

ФОТО Ольга Гильдебрандт. 1922. Фото М. Наппельбаума (492x700, 45Kb)
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. 1922 г. Фотография М.С. Наппельбаума.

Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980) – русская советская актриса, художник. Член и экспонент общества художников «Тринадцать» (1929 и 1931). Жена прозаика и художника Юрия Юркуна. Автор книги мемуаров «Девочка, катящая серсо» (2007).

ФОТО Ольга Гильдебрандт. 1920-е годы. Музей А. А. Ахматовой в Фонтанном доме (С.-Петербург) (700x504, 103Kb)
Ольга Гильдебрандт. 1920-е годы. Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

О жизни и любовных романах Ольги Гильдебрандт-Арбениной с Hиколаем Гумилёвым, Осипом Мандельштамом и Леонидом Каннегисером, написаны сотни статей, десятки книг и воспоминаний. Но адресат стихотворных посвящений поэтов Серебряного века, «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы», красавица, актриса, которую Гумилёв назвал «царь-ребенок», прежде всего была еще и необычайно интересным художником. А вот какая она на самом деле была «интересный художник»: дилетант или профессионал, член общества художников «Тринадцать» – нам сегодня и предстоит выяснить. И в этом нам помогут её собственные воспоминания «Девочка, катящая серсо», опубликованные в Москве в 2007 году и откуда взято большинство репродукций ее картин и фото.

ФОТО Ольга Гильдебрандт — гимназистка. 1910-е гг. (442x700, 75Kb)
Ольга Гильдебрандт - гимназистка. Фотография 1910-х гг.

Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина родилась 25 декабря 1897 года (7 января 1898 года по новому стилю) в Санкт-Петербурге в семье артиста Императорских театров Николая Фёдоровича Арбенина (настоящая фамилия — Гильдебрандт) и Глафиры Викторовны Пановой, выступавших на подмостках Малого театра в Москве, а затем Александринского театра в Петербурге.
Далее цитирую воспоминания О. Гильдебраандт из ее книги: «Родители приехали из Москвы — артисты Малого театра Москвы…Если может это интересовать, крестные моей старшей сестры — Ермолова и Станиславский. Ермолова в роли Жанны д’Арк была кумиром моего отца. У мамы любимой актрисой была Элеонора Дузе».

Ю.И. Юркун. Портрет Ольги Гильдебрандт. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 1930-е гг. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (427x700, 109Kb)
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт. 1930-е гг.
Бумага, акварель, тушь, карандаш. Музей-квартира Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

Ольга окончила с золотой медалью одну из лучших петербургских гимназий - Лохвицкой-Скалон. Затем в 1919 г. окончила Петроградские театральные курсы при Александринском театре и была зачислена в его труппу. После ухода из театра в 1923 г. выступала в других ленинградских театральных коллективах.
В молодости в Петрограде Ольга была близка с поэтами Серебряного века: в 1915-1917 годах у неё был близкий к помолвке роман с поэтом Леонидом Каннегисером. Пробовала себя в поэзии, входила в среду литературно-художественной молодежи последних предреволюционных лет - В. Чернявского, В. Курдюмова, К. Ляндау и др. Дружила с Николаем Гумилёвым и его второй женой А.Н. Энгельгардт, Михаилом Кузминым, писателем и художником Юрием Юркуном, за которого позже вышла замуж. Ольге Гильдебрандт посвящали стихи Н. Гумилёв, называя её «царь-ребенок», О. Мандельштам, М. Кузмин, Б. Лившиц и другие поэты.

ФОТО 20 лет Кузмину (700x516, 142Kb)
Празднование 20-летия литературной деятельности М.А. Кузмина. Слева направо, нижний ряд: Евсей Старосельский, Ида Наппельбаум, Антон Шварц, Ольга Черемшанова, Юрий Юркун, Александр Введенский, С. Челнов. Сидят, второй ряд: Лиля Наппельбаум, Фредерика Наппельбаум, Константин Вагинов, Павел Медведев, Анна Радлова, Михаил Кузмин, Всеволод Рождественский, неизвестная, Нина Шишкина, Владимир Чернявский, Николай Клюев, Константин Федин. Стоят: Александра Федорова, Тамара Данилова, Василий Калужнин, Михаил Фроман, Валентина Баршева, Анна Ахматова, Михаил Лозинский, Сергей Радлов, Евгений Шварц, Николай Чуковский, Захар Хацревин. Верхний ряд: Николай Баршев, Ф.Бунина, Наталья Сурина. Ленинград, 1925 г. Фотография М.С. Наппельбаума. Собрание Музея-квартиры Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

О дальнейшей судьбе многих друзей О. Гильдебрандт-Арбениной мы все хорошо знаем. Леонид Каннегисер был расстрелян в 1918 г. за убийство председателя Петроградского ЧК М.С. Урицкого. Николай Гумилев расстрелян в 1921 г. по делу «Таганцевского заговора» (всего 61 человек). Михаил Кузмин умер от воспаления легких в 1936 г. Бенедикт Лившиц расстрелян в 1938 г. по «ленинградскому писательскому делу». Юрий Юркун расстрелян в 1938 г. по «ленинградскому писательскому делу». И только Ольга Гильдебрандт-Арбенина доживет до глубокой старости в целости и сохранности. Она умрет своей смертью в 1980 г. в Ленинграде.

ФОТО Михаил Кузмин и Юрий Юркун. Середина 1910-х гг. (496x700, 102Kb)
Михаил Кузмин и Юрий Юркун. Фото середины 1910-х гг.

Ольга очаровывала мужчин, пленяла их своей красотой. Во время короткого её романа с О. Мандельштамом, он создал цикл любовных стихотворений: «Мне жалко, что теперь зима», «Возьми на радость», «За то, что я руки твои не сумел удержать», «Я наравне с другими хочу тебе служить» и, возможно, «Я в хоровод теней». Её называли «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы». По воспоминаниям современников её считали красавицей.

ФОТО Ольга Гильдебрандт-Арбенина Начало 1920-х гг. Фото М. Наппельбаума (454x700, 61Kb)
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Начало 1920-х гг. Фото М. Наппельбаума.

«Прежде Олечка находилась в орбите Гумилева и часто сопровождала его, пока под новый 21-й год не познакомилась с Юрочкой Юркуном и не стала неотъемлемой частью окружения Кузмина. С тех пор они всюду и везде появлялись втроем» (Ирина Одоевцева «На берегах Невы»)

ФОТО Юрий Юркун и Ольга Гильдебрандт. 1930-е гг. Фрагмент фото (473x700, 86Kb)
Юрий Юркун и Ольга Гильдебрандт. Фрагмент фото 1930-х гг.

С новогодней вечеринки в Доме литераторов в честь нового 1921 года Юркун ушел в компании Ольги Гильдебрандт-Арбениной, за сердце которой тогда спорили Гумилёв и Мандельштам. Так начался в истории русской литературы «самый странный брак втроём» (термин Н. А. Богомолова и Дж. Малмстада).
Хотя современники считали Юркуна и Арбенину семейной парой, их отношения не были официально оформлены. «Мистер Дориан» (домашнее прозвище сохранявшего юношескую внешность Юрия Юркуна) и его мать продолжали жить в квартире Мих. Кузмина на Спасской, куда позднее подселили ещё и «многолюдное и многодетное еврейское семейство». Между тем у Юркуна продолжались романы «на стороне». Так, на рубеже 1923 и 1924 гг. он находился в близких отношениях со студентом Львом Раковым.

Юрий Юркун. Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной. Начало 1920-х. Из собрания музея Анны Ахматовой (602x700, 122Kb)
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной. Начало 1920-х гг.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

В 1920 году Ольга Гильдебрандт-Арбенина вышла замуж за писателя и художника Юрия Юркуна. И в 1920–1921 годах под его влиянием начала работать как художник, живописец и акварелист. Профессионального художественного образования она не получила. Пользовалась советами В.В. Лебедева и В.А. Милашевского.
Ольга Гильдебрандт начала рисовать в начале 1920-х гг., но как она вспоминала, никогда не хотела сделать рисование своей профессией. Хорошо знакомая с такими блистательными художниками, как В. Лебедев, В. Дмитриев, Н. Тырса, А. Головин, Д. Митрохин, она словно стеснялась своих рисунков, как когда-то своих стихов. Стихи она еще отправляла на рецензию Валерию Брюсову, а показывать кому-либо картины решалась редко: «Я обожала А.Я. Головина, но ему я очень стеснялась показывать работы, и так и не показала!» Писала пейзажи. В 1925 году совершила поездку на Север.
При этом даже ранние ее живописные опыты вовсе не оценивались современниками как дилетантские. Известны высокие отзывы о них А. Эфроса, М. Кузмина, В. Лебедева, Д. Митрохина; да и многие коллекционеры стремились иметь у себя ее работы. Художник Николай Кузьмин советовал Ольге Гильдебрандт попробовать себя в иллюстрации, Константин Станиславский предложил оформить оперу «Виндзорские кумушки»… «Что-то из картинок показали Добужинскому. Он хвалил. Но я сама не видала Добужинского».

1920-е Портрет Юрия Юркуна. (573x700, 99Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Портрет Юрия Юркуна. 1920-е гг.

О. Н. Гильдебрандт. В аллее. Набросок на обороте библиотечной карточки. Чернила, перо. Собрание Р. (481x700, 99Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В аллее. Набросок на обороте
библиотечной карточки. Бумага, чернила, перо. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)

О. Н. Гильдебрандт. Две дамы на прогулке. Набросок на обороте библиотечной карточки. Чернила, перо. (511x700, 97Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). О. Н. Гильдебрандт. Две дамы на прогулке.
Набросок на обороте библиотечной карточки. Чернила, перо. Собрание Р. Б. Попова
(Санкт-Петербург) сюжета видятся автором откуда-то со стороны, словно из другой вселенной.

О. Н. Гильдебрандт. Пейзаж с озером. Набросок на обороте библиотечной карточки. Чернила, перо. Собр (700x393, 88Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Пейзаж с озером. Набросок на обороте библиотечной карточки.
Чернила, перо. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)

1915 Женщина в белом платье. Бум, акв.  Музей АА (323x700, 69Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Женщина в белом платье. 1915 г.
Бумага, акварель. Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме,
Санкт-Петербург.

1926 В Африке. (700x569, 130Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В Африке. 1926 г. Бумага, акварель. 18,4 х 22 см. Галеев Галерея, Москва.

1920-е гг. Мавританский пейзаж. Фанера, масло (700x480, 125Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Мавританский пейзаж. 1920-е гг. Фанера, масло. Из фотографий
несохранившихся работ художницы 1920-1930-х гг. в собрании Рюрика Борисовича Попова, Санкт-Петербург.

1926 Железная дорога. Бумага, акварель Размер 18 х 26,5 см Аук дом Три века, Москва (700x470, 76Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Железная дорога. 1926 г. Бумага, акварель. 18 х 26,5 см.
Аукционный дом «Три века», Москва.

1926 У реки. Бум, акв. 17,6х21,3 см. Вологодская обл КГ (700x544, 69Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). У реки. 1926 г. Бумага, акварель. 17,6 х 21,3 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1920-е Девочки на берегу моря. Фанера, масло (700x447, 106Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочки на берегу моря. 1920-е гг. Фанера, масло.

1920-е Сцена в таверне. Фанера, масло. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (700x496, 140Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Сцена в таверне. 1920-е гг. Фанера, масло.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1928 Африканская хижина. Август 1928 г. Фанера, масло. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (700x463, 151Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Африканская хижина. Август 1928 г. Фанера, масло.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1928 12 октября. Бумага, масло. 21 Х 36 см (в свету). Аук дом Литфонд 2019 (700x425, 120Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). «12 октября 1928 года. Бумага, масло. 21 х 36 см (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1928 В гостях у герцогини. Картон, масло. 26,2 х 34,2 см. Галеев Галерея, Москва. (700x549, 129Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В гостях у герцогини. 1928 г.

1928 В комнате. Картон, масло. 26,5 х 34,4 см. Галеев Галерея, Москва. (700x541, 116Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В комнате. 1928 г.

1928 В комнате. Картон, масло. 26×34. ЧС Р.Бабичева (700x528, 165Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В комнате. 1928 г. Картон, масло. 26 х 34 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.

1920-е У окна.  Фанера, масло (477x700, 88Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). У окна. 1920-е гг. Фанера, масло.

1928-1929 Девочка в черной шляпе. Фанера, масло. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (433x700, 109Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочка в черной шляпе. 1928-1929 гг.
Фанера, масло. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1928 Девочка с кошкой. Фанера, масло. Надпись на обороте «7 апреля 1928. Юрочке, чтоб не сердился. Оля. 1935 г., 22 октября». (529x700, 152Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочка с кошкой. 1928 г. Фанера, масло.
Надпись на обороте «7 апреля 1928. Юрочке, чтоб не сердился. Оля. 1935 г., 22 октября».

ФОТО См. на БИО 2. Конец 1920-х гг. Фото М. Наппельбаума (700x427, 80Kb)
Слева направо: М. Кузмин, Ф. Наппельбаум, О. Грудцова (Наппельбаум), С. Спасский, С. Спасская-Каплун,
выше - Каплун (ее племянник), Ю. Юркун, О. Гильдебрандт. Ленинград. Конец 1920-х гг. Фото М.Наппельбаума.

С 1929 г. Ольга Гильдебрандт-Арбенина входила в группу художников «Тринадцать». Группа названа по количеству участников: Б. Даран, Л.Я. Зевин, Надежда Кашина, Нина Кашина, Н.В. Кузьмин, Т.А. Лебедева (Маврина), В.А. Милашевский, М.И. Надбайло, С.Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, В.М. Юстицкий, Ю.И. Юркун.

Группа «13», возникшая в Москве в 1929 году, была одним из наиболее удачных примеров сознательного совмещения «наивности» и высокой художественной культуры, и приглашение в ее состав Ольги Гильдебрандт никак нельзя считать случайностью.
Впрочем, элемент случайности все же был. Владимир Милашевский — глава и «идеолог» группы «13» — был хорошо знаком с поэтом Михаилом Кузминым (в частности, в 1920 году иллюстрировал его книгу «Занавешенные картинки») и до своего переезда в Москву часто бывал в его квартире на Кирочной улице, где Кузмин жил со своим другом Юрием Юркуном. Ольга Гильдебрандт, которая появилась в этом доме зимой 1920-1921 гг., вспоминает, что Юркун начал создавать свои виртуозные рисунки под впечатлением от быстрой и артистичной манеры Милашевского, уже тогда настроенного против академизма. Постепенно Гильдебрандт сама стала рисовать, и Милашевский, вернувшись в 1927 году из поездки в Сердобск с уже готовыми теориями «свободного рисунка», пробуждающего «некие тайные узлы психики, подсознательные, интуитивные пристрастия», обрел таким образом в Ленинграде уже вполне сложившихся художников-единомышленников…
После 1923 года у Юркуна перестают печатать стихи. Не без поддержки Ольги Гильдебрандт-Арбениной и её друзей он реализуется как художник в составе группы «Тринадцать».

Юрий Юркун. Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной. 1920-1930-е (525x700, 132Kb)
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной. 1920-1930-е гг.

ФОТО Выставка 13- 1 (473x700, 122Kb)
Афиша Первой выставки группы «Тринадцать». Москва, 1929 г.

В 1929 году О. Гильдебрандт-Арбенина участвовала в первой выставке группы «Тринадцать», прошедшей
17 февраля - 17 марта в Москве, в помещении Дома Печати, Никитский бульвар, дом 8а.

1929 Портрет Юрия Юркуна в костюме китаянки. Музей АА в Фогт доме (2) (700x679, 151Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Портрет Юрия Юркуна в костюме китаянки. 1929 г.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1929 Аллея в Спасске (700x527, 135Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Аллея в Спасске. 1929 г.

1929 В порту южного города. Бум, акв, тушь. 24Ю6х33,5 см. Вологодская обл КГ (700x504, 57Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В порту южного города. 1929 г. Бумага, акварель, тушь.
24,6 х 33,5 см. Вологодская областная картинная галерея.

1929 Яхты. Бум, акв.17,8 х 21,8. Вологодская обл КГ (700x544, 70Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Яхты. 1929 г. Бумага, акварель. 17,8 х 21,8 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1920-1930-е На вокзале. Бумага, акварель. Мкзей АА (700x576, 142Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). На вокзале. 1920-1930-е гг. Бумага, акварель.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1930 Две девушки. Акварель на бумаге, 21,5 на 30 см. Аук МакДуглас Лондон 2010 (700x496, 223Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Две девушки. 1930 г. Бумага, акварель. 21,5 х 30 см.
Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.

1930 Матрос на прогулке. Фотоснимок акварели 1930 г., раскрашенный автором 8 июля 1951 г. Собрание А. Л. Дмитренко (Санкт-Петербург (700x556, 158Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Матрос на прогулке. 1930 г. Фотоснимок акварели 1930 г.,
раскрашенный автором 8 июля 1951 г. Собрание А.Л. Дмитренко, Санкт-Петербург.

1930 На островах. 17 августа. Бумага, акварель, карандаш, тушь. Собрание А. В. Петрова (Москва) (700x508, 150Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). На островах. 17 августа 1930 г. Бумага, акварель, карандаш, тушь.
Собрание А.В. Петрова, Москва.

1930-е Девочка в саду. Бумага, тушь, акварель. Собрание P. Б. Попова (Санкт-Петербург) (700x576, 175Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девочка в саду.1930-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1930-е Пейзаж с рекой.  годы. Бумага, акварель. Музей АА (Из собр. Мих.Кузмина) (700x494, 121Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Пейзаж с рекой. 1930-е гг. Бумага, акварель. Из собрания
Михаила Кузмина. Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1930-е Сестры. Бумага, уголь, мел. Собрание P. Б. Попова (Санкт-Петербург) (700x515, 156Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Сестры. 1930-е гг. Бумага, уголь, мел. Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1930-е нач. Дорога. Фанера, масло. 26 х 35 см.  Галеев Галерея, Москва (1920-е, конец) (700x544, 172Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дорога (Дождь). Конец 1920-х - начало 1930-х гг. Картон, масло.
26 х 35 см. Галеев Галерея, Москва.

1931 парусная лодка. Акварель на бумаге, 23 на 35,5 см. Аук МакДуглас Лондон 2010 (700x452, 159Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Парусная лодка. 1931 г. Бумага, акварель. 23 х 35,5 см.
Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.

1932 На набережной. 1932. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (700x540, 142Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). На набережной. 1932 г. Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова,
Санкт-Петербург.

ФОТО Ольга Гильдебрандт. Начало 1930-х гг. (489x700, 79Kb)
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Фотография начало 1930-х гг.

Ю. Гильдебрандт-Арбенина также участвовала в Третьей выставке группы, прошедшей 18 апреля - 30 апреля 1931 года, в Москве, в Актовом зале № 1 МГУ, Моховая улица дом 11.
Помимо пера и акварели, в 1920-е годы Гильдебрандт много работала маслом: как правило, без грунта на небольших фанерных листах (вслед за акварелями, несколько ее картин были показаны на последней выставке группы «13» в 1931 году). Судя по сохранившимся фотографиям довоенных «фанерок», вариации на темы детства были очень разнообразными, и именно работы маслом она вспоминала как самые удачные — «кажется, это было из моего „творчества“ самое сильное»
«Легкая отстраненность от собственного же придуманного мира могла быть унаследована Ольгой Гильдебрандт еще в детстве от К. Сомова и А. Бенуа. Как и поэты серебряного века, мирискусники оказали на нее ощутимое влияние, и она не раз подчеркивает это в воспоминаниях. «В период моего „второго“ детства (т. е. лет 13–14) я дышала и думала „Аполлоном“, как воздухом, — и на мои позднейшие годы этот журнал наложил какой-то светлый отпечаток, а ко всему „анти-Аполлоновскому“ я была, невольно, враждебна».
Романтизация детства у Гильдебрандт (воспетая Бенедиктом Лившицем «девочка, катящая серсо») действительно имеет свои аналогии с «сочиненными» боскетами и конфетти сомовского XVIII века. Но более определенным источником ее живописи все-таки будут не мирискусники, а художники объединения «Голубая Роза» (1907), которые, сохранив все ту же волнующую театральность, поставили в своем искусстве задачу неопримитивизма»
(Надежда Плунгян. Из предисловия к книге О. Гильдебрандт-Арбениной «Девочка, катящая серсо…», М., 2007)

Бенедикт Лившиц
«Что это: заумная Флорида?..»
О.Н. Арбениной-Гильдебрандт

«Что это: заумная Флорида?
Сон, приснившийся Анри Руссо? —
Край, куда ведет нас, вместо гида,
Девочка, катящая серсо.
Слишком зыбок профиль пальмы тонкой,
Розоватый воздух слишком тих,
Слишком хрупки эти квартеронки,
Чтобы мы могли поверить в них.
На каком земном меридиане,
Под какой земною широтой
Есть такая легкость очертаний
И такой немыслимый покой?
Знаю, знаю: с каждым днем возможней
Видимого мира передел,
Если контрабанды на таможне
Сам Руссо и тот не разглядел!
Если обруч девочки, с разгона
Выскользнув за грань заумных Анд,
Новым спектром вспыхнул беззаконно
В живописи Ольги Гильдебрандт!»
12. XII.1931

ФОТО Выставка 13- 3 (547x700, 145Kb)
Афиша Третьей выставки группы «Тринадцать». Москва, 1931 г.

1932 Набережная. Бум, акв. 33 х 23,5 см. ЧС Москва (700x515, 148Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Набережная. 1932 г. Бумага, акварель. 32 х 23,5 см.
Частное собрание, Москва. Репродукция из книги О. Ройтенберг. М., 2008 г.

1932 Белая ночь. Пейзаж с яхтами. Бум, акв. Музей АА (700x451, 108Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Белая ночь. Пейзаж с яхтами. 1932 г. Бумага, акварель.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1932, 27 июня  Крестовский остров. Бумага, акварель. Собрание А. Л. Дмитренко (Санкт-Петербург) (700x515, 118Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Крестовский остров. 27 июня 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание А.Л. Дмитренко, Санкт-Петербург.

1933 Венеция. Бумага, акварель. (700x487, 66Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Венеция. 1933 г. Бумага, акварель.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1932 Одалиска. 1932. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (700x503, 122Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Одалиска. 1932 г. Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова,
Санкт-Петербург.

1932 Таврический сад. (700x540, 105Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Таврический сад. 1932 г.

1933 Дамы в кринолинах. Бумага, акварель. Работа была подарена автором Д. Б. Дарану. На полях надпись «Дарану-французу от Гил (700x576, 149Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дамы в кринолинах. Бумага, акварель. 1933 г. Работа была подарена
автором художнику Д.Б. Дарану. На полях надпись «Дарану-французу от Гильдебрандт-англичанки. 1933 г.».
Собрание В.Г. Иванюка, Москва.

1934, 19 июня. девушка в красном платье. карандашом и акварелью на бумаге, 24 на 32 см. Аук МакДуглас Лондон 2010 (700x526, 199Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девушка в красном платье. 19 июня 1934 г. Бумага, карандаш, акварель.
24 х 32 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.

1935 Прогулка. Бумага, акварель. Собрание P.Б. Попова (Санкт-Петербург) (473x700, 141Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Прогулка. Бумага, акварель. 1935 г.
Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1935 женщина у моря. Акварель и черные чернила на бумаге, 31 на 27 см.Аук МакДуглас Лондон 2010 (610x700, 182Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Женщина у моря. 1935 г. Бумага, акварель,
черные чернила. 31 х 27 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.

1935 дама в бальном платье, Карандаш и акварель на бумаге, 33,5 на 23,5 см. Аук МакДуглас Лондон 2016 (492x700, 129Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дама в бальном платье. 1935 г.
Бумага, карандаш, акварель. 33,5 х 23,5 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2010 г.

1930-е конец. Рельсы. Место неизвестно. (700x501, 151Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Рельсы. Конец 1930-х гг. Местонахождение неизвестно.
Репродукция из книги О. Ройтенберг. М., 2008 г.

1936 Экслибрис Юрия Юркуна. 1936. Бумага, тушь, перо. Музей Анны Ахматовой в Фонтанн (700x401, 76Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Экслибрис Юрия Юркуна. 1936 г. Бумага, тушь, перо.
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

Ю. И. Юркун. Портрет Ольги Гильдебрандт. 1920–1930-е гг. Бумага, тушь, перо. Собрание Р. Б. Попова (598x700, 79Kb)
Юрий Юркун (1895-1938). Портрет Ольги Гильдебрандт. 1920-1930-е гг. Бумага, тушь, перо.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

Портрет Юрия Юркуна. Бумага, карандаш, акварель. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (422x700, 116Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Портрет Юрия Юркуна.
Бумага, карандаш, акварель. Музей-квартира Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

ФОТО Ю.Юркун, Вл. Милашевский и Г-А в Новогиреево под Москвой. Весна 1937 г. (700x614, 142Kb)
Юрий Юркун, Владимир Милашевский и Ольга Гильдебрандт-Арбенина в Новогиреево под Москвой.
Фотография - весна 1937 г.

Далее в творчестве Ольги Гильдебрандт-Арбениной следует большой перерыв, связанный с трагической гибелью её друзей. После исполнения приговора Ю. Юркуну родственникам было объявлено о «высылке» и была проведена конфискация имущества. В январе 1940 года Военная прокуратура Ленинграда «оставила без удовлетворения» жалобу О.Н. Гильдебрандт «о пересмотре дела в отношении ее мужа Юркун<а> Осипа Ивановича». В годовщину гибели Юркуна, 21 сентября 1945 года, Гильдебрандт отмечает в дневнике: «Вчера было 7 лет, как не знаю о Юрочке точно, жив он или погиб» (ЦГАЛИ). И в течение сорока двух лет после ареста Ю. Юркуна в 1938 году, в день его рождения она дарила ему (складывала в шкатулку) подарки, свои акварельные картиночки или понятную им обоим милую мелочь.

Сохранился пронзительный документ времени, документ человеческой веры и верности – письмо, написанное в 1946-м году Юрию Юркуну, который был расстрелян восемь лет назад: «Больше всего хочу я узнать, что Вы живы – и умереть… Юрочка мой, пишу Вам, потому что думаю, что долго не проживу. Я люблю Вас, верила в Вас и ждала Вас – много лет. Теперь силы мои иссякли… Я сделала все, что могла – мне удалось спасти очень многое из наших писем, рисунков, рукописей… Л. Д. Блок сказала мне как-то: "Я восхищаюсь Вашей энергией, Олечка! Я не ожидала ее от Вас. Я думала, что Вы только Сильфида…"». В 1953 году Гильдебрандт начала вести тетрадь воспоминаний «О Юрочке». Последняя запись в них была сделана 27 апреля 1974 года:
Мой бедный Мальчик,
Ты стал мне Сыном,
Неясным смыслом
Прощальных дней…

Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 22 марта 1958 года О.И. Юркун по данному делу реабилитирован.

ФОТОГруп фото. Слева направо Е. Кржижановская, О. Гильдебрандт, А. Савинов, Н. Васильева, Т. Саламатина, Ю. Юркун и др. 1933 МузА (473x700, 94Kb)
Слева направо: Е. Кршижановская, О. Гильдебрандт, А. Савинов, Н. Васильева (?), Т. Саламатина, Ю. Юркун,
А. Гоголицын, К. Козьмин, М. Кузмин, Е. Чернова, П. Богданова-Бельская (?), Г. Панова. Ленинград. 8 декабря 1933 г.
Фото Ю. Бахрушина. Из архива Музея-квартиры Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1949 Девушка у стены. Август. Бумага, акварель. Собрание А. Л. Дмитренко (Санкт-Петербург) (700x510, 148Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девушка у стены. Август 1949 г. Бумага, акварель.
Собрание А.Л. Дмитренко, Санкт-Петербург.

1955, 2 апреля.  Китайский пейзаж. Карандаш и акварель на бумаге, 20,5 на 29,5 см. Аук МакДуглас Лондон 2016 (700x479, 86Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Китайский пейзаж. 2 апреля 1955 г. Бумага, карандаш и акварель.
20,5 х 29,5 см. Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2016 г.

1957 В бамбуковом лесу. 22 февраля.  Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург (470x700, 161Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В бамбуковом лесу. 22 февраля 1957 г.
Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1957 Дорога. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (449x700, 129Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дорога. Бумага, акварель. 1957 г.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

Дорога, Акварель на бумаге, 40,5 на 31,5 см. Аук МакДуглас Лондон 2016 (553x700, 180Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дорога. Бумага, акварель. 40,5 х 31,5 см.
Аукцион MacDougall’s, Лондон, 2016 г.

1957 В поле. Бум, акв. 40,5×30 см.  «The Auction house of the Russian Federation» (516x700, 144Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). В поле. 1957 г. Бумага, акварель. 40,5 х 30 см.
The Auction house of the Russian Federation.

1957 Девушка в парке. 1 февраля.  Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (436x700, 130Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Девушка в парке. 1 февраля 1957 г.
Бумага, акварель. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

olga-dami (485x640, 65Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Семья в парке.

1950-1960-е Пейзаж с деревьями. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (700x428, 125Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Пейзаж с деревьями. 1950-1960-е гг. Бумага, акварель.
Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1950-1960-е Дом у озера. Бумага, тушь, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург) (530x700, 122Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Дом у озера. 1950-1960-е гг.
Бумага, тушь, акварель. Собрание Р.Б. Попова, Санкт-Петербург.

ФОТО Ольга Гильдебрандт. 1950-е гг. (506x700, 108Kb)
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Фотография 1950-х гг.

О. Гильдебрандт-Арбенина «Все время жила в Ленинграде, а за один месяц до (Великой Отечественной) войны уехала с мамой на Урал, и пришлось там пробыть много лет, и вернулась в 1949 г. Я переписывалась с Мавриной, Кузьминым и Дараном, которых видела в 1948 г. в Москве, возвращаясь в Ленинград, там я за войну потеряла квартиру и все имущество…Я, к сожалению, очень непрактична, и даже все документы растренькала…» (Из письма О. Гильдебрандт-Арбенина к М.А. Немировской от 31 января 1979 г.)
После войны вновь жила в Ленинграде по адресу Невский проспект, д. 32/35, кв. 108.
В 1950-х годах О. Гильдебрандт-Арбенина работала в библиотеке Эрмитажа.

1960-е Букет.  Бумага, акварель. Этот лист долгое время висел на двери в комнате автора. Собрание P. Б. Попова (Санкт-Пет (492x700, 157Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Букет. 1960-е гг. Бумага, акварель. Этот лист
долгое время висел на двери в комнате автора. Собрание P.Б. Попова, Санкт-Петербург.

1962 Цветы. Бум, акв. 41,8×30,1 см.  «The Auction house of the Russian Federation» (499x700, 168Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Цветы. 1962 г. Бумага, акварель.
41,8 х 30,1 см. The Auction house of the Russian Federation.

img (4) (494x700, 120Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Цветы. 1960-е гг.

1963 Цветы в вазе. Бум, акв. 41,5×29,7 см. «The Auction house of the Russian Federation» (500x700, 218Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Цветы в вазе. 1963 г. Бумага, акварель.
41,5 х 29,7 см. The Auction house of the Russian Federation.

img (3) (519x700, 113Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Букет.

Бело-розовые цветы в широком кашпо. Бумага, акварель, тушь, кисть. #МузейныйБукет (500x700, 85Kb)
О. Гильдебрандт-Арбенина (1897-1980). Бело-розовые цветы в широком кашпо.
Бумага, акварель, тушь, кисть.

Ну а теперь, после того как вы просмотрели почти все из сохранившихся работ О. Гильдебрандт-Арбениной, можете ли вы сказать – настоящий она художник, дилетант или её опусы на уровни рисунков из детского сада? На этот вопрос не могут ответить даже профессиональные искусствоведы или стесняются сказать из уважения к ее трагическому прошлому. Тогда почему же продаются ее акварели и гуаши на международных арт-аукционах и недешево ценятся. Послушаем специалиста: «Вопрос взаимодействия дилетантства и профессионализма для русского искусства 1920–1930-х годов был одним из самых острых. И отдельные художники, и художественные объединения в этот период стремились уйти от излишней тщательности рисования, вырабатывая новый - живой и легкий - живописный язык. Так же как в 1910-е, многие художники этого времени обращались к поэтике наивного искусства, к вывеске, детскому рисунку, фольклору» (Н.Плунгян).

ФОТО Ольга Гильдебрандт на даче в Юкках под Ленинградом. 1970-е гг. (700x527, 105Kb)
Ольга Гильдебрандт на даче в Юкках под Ленинградом. Фотография 1970-х гг.

Ольга Гильдебрандт-Арбенина умерла 13 ноября 1980 года в Ленинграде. Похоронена на Казанском кладбище в Пушкине.

Работы О. Гильдебрандт-Арбениной экспонировались на коллективных выставках: 1933 – «Художники РСФСР за XV лет» (Москва), 1934 – Филадельфия, США, 1978 – Графика из частных собраний (Ленинград, Гос. музей истории Санкт-Петербурга), 1982 – Новые поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, 1989 – Выставка группы «13», Москва, Выставочный зал «Арбат».
Первая персональная выставка О.Н. Гильдебрандт была организована художниками С.Н. Спицыным и Р.Б. Поповым в Ленинграде, в Доме писателей им. В. В. Маяковского в 1985 году.
Работы художницы хранятся во многих музеях России, а также в музее «Царскосельская коллекция».

ФОТО Могила О.Н. Гильдебрандт-Арбениной на Казанском клажбище в СПб. (470x700, 192Kb)
Могила О.Н. Гильдебрандт-Арбениной на Казанском кладбище в Санкт-Петербурге.

ИСТОЧНИКИ:

ФОТО Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни. 1925-1935.Москва, Издательство «Галарт», 2008 (504x700, 156Kb)
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 99, 289, 291,492.

ФОТО Ольга Гильдебрандт-Арбенина - Девочка, катящая серсо…» М, МГ, 2007 г. (1) (466x700, 86Kb)
Ольга Гильдебрандт-Арбенина «Девочка, катящая серсо…» Москва, Издательство
«Молодая гвардия», 2007 г.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гильдебрандт-Арбенина,_Ольга_Николаевна
2. oldserdobsk.ru›index.php/1039.html
3. Читать: Ольга Гильдебрандт-Арбенина «Девочка, катящая серсо…»


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК ОЛЬГА ГИЛЬДЕБРАНДТ-АРБЕНИНА (1897-1980) | Andre_Art - Дневник Andre_Art | Лента друзей Andre_Art / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»