Ян Велленс де Кок (нидерл. Jan Wellens de Cock, Jan de Cock; 1475/1480 — 1527/1528, Антверпен) — фламандский художник, представитель северного маньеризма. Данных о происхождении художника сохранилось мало. По одной из версий художник родом из Лейдена.
Вместе с художниками Питером Хейсом, Герри мет де Блесом и Яном Мандейном Яна де Кока относят к группе фламандских художников в Антверпене, продолживших традиции фантастической живописи Иеронима Босха и объединяемых термином «северный маньеризм» в отличие от итальянского маньеризма. В 1506 году де Кок стал мастером в гильдии Св. Луки в Антверпене, а в 1520 году — её деканом. Атрибуция работ Яна де Кока неоднозначна. Сыновья Яна де Кока Иероним и Маттис основали в Антверпене известное художественное издательство, печатный цех которого в частности выпускал рисунки и гравюры Питера Брейгеля Старшего.

Nativity. Рождение Христа (Галерея Штроссмайера, Загреб - Strossmayer's old masters gallery)

De Calvarieberg Голгофа

Drieluik met Kruisberg en stichters (Rijksmuseum Amsterdam) Attributed to Jan Wellens de Cock

Пейзаж с отшельником

Saint Christopher carrying the Infant Christ

Lot and his daughters (1523, Detroit Institute of Arts)

Lot and his daughters

Saint Jerome

The Stragglers (Rosenwald Collection)
Die Versuchung des heiligen Antonius (Gemäldegalerie, Berlin) Attributed to Jan Wellens de Cock
"Искушение святого Антония" было по, видимому, любимым сюжетом Яна Велленса де Кока.
Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.
Обычно Антония изображают бородатым старцем. Как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно бывает в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других ). Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.
Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой.

Las tentaciones de san Antonio, (c. 1520, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid)

The Temptation of Saint Anthony. (circa 1524, National Museum in Warsaw)
Tentation de Saint Antoine (1520, Musée d'art et d'histoire de Genève)

Temptation of St Anthony (circa 1525)

The Temptation of Saint Anthony (1522, Rosenwald Collection)
Landschaft mit den Eremiten Paulus und Antonius (Gemäldegalerie, Berlin)

St. Anthony and St. Paul. (National Museum in Warsaw)
Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA,_...D0%B5%D0%BD%D1%81_%D0%B4%D0%B5