• Авторизация


«Капитал Тур» Прохорова - что за туроператор достанется олигарху? 19-11-2010 02:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ирина Мокроусова

18.11.10 | 21:24

Банк Михаила Прохорова МФК станет акционером третьего по размеру туроператора. Руководителя «Капитал Тура» Инну Бельтюкову можно поздравить. Наконец-то в ее компании будет серьезный инвестор, которого она ждала, можно сказать, с момента создания этого оператора: в туристическом бизнесе все знают, что «Капитал Тур» формировался для дальнейшей продажи. И, кстати, если бы не этот факт, то кризисной ситуации, от которой пострадали клиенты туроператора, возможно, и не было бы.

Какой обычно представляется компания, у которой нет денег выполнять обязательства перед контрагентами и клиентами? На двери – амбарный замок, помещение пустое, компьютеры вынесены, руководителей и сотрудников след простыл, а в судах – пачки исков от пострадавших. С туроператором «Капитал Тур» вышло все немного иначе. Директор компании, очень опытная в туристическом деле бизнес-вумен Инна Бельтюкова, ходит на совещания в Минспорттуризма, сотрудники «Капитал Тура» участвуют в работе оперативного штаба, созданного для «разруливания» ситуации с застрявшими заграницей клиентами. Попавший в беду туроператор продажи путевок приостановил, но офис компании работает: там создали специальную службу по работе с клиентами и приему заявлений на возврат денег.

И вроде бы, судя по поведению туроператора, никто никого «кидать» не собирается: деятельность «Капитал Тура», по сути, остановил банк, заблокировав счета компании. Вчера Бельтюкова говорила, что ведет переговоры с комитетом банков-кредиторов, но процесс разблокировки счетов может занять еще пару дней. А это значит, что до конца этой недели с мест отдыха не смогут вернуться сотни туристов. По прогнозам самой Бельтюковой, в четверг – около 300 человек, а в пятницу – еще 500 человек.

Но это еще не все: по данным информационной службы «Банко», на момент ареста счетов за границей находилось 10 000 – 15 000 туристов «Капитал Тура». «Ведомости» пишут, что если «Капитал Тур» полностью остановит деятельность, пострадает до 40 000 человек, уже купивших туры, предупредил «Российский союз туриндустрии». А для туристических властей это очень большая проблема: сидящие на чемоданах по всему миру российские подданные – это же такой позор!

И вот сегодня конфликтующие стороны провозгласили решение финансовой проблемы туроператора: Прохоров станет совладельцем «Капитал Тура». В его пользу выпустят допэмиссию, в компанию олигарх пообещал инвестировать $15 млн. Но у банка Прохорова есть условие: он даст деньги при наличии детального бизнес-плана и согласия остальных кредиторов на реструктуризацию долгов. Впрочем, теперь, когда у «Капитал Тура» появился такой состоятельный покровитель, за кредиторов можно порадоваться: шансы на возврат долгов теперь весьма высоки.

Почему «Капитал Тур» оказался в такой ситуации? Его коллеги по туристическому цеху говорят, что этот бизнес – сам по себе рисковый: обороты гигантские, маржа мизерная: 2–3%. А туроператор Инны Бельтюковой вел еще более рискованную политику. Продав свою первую компанию – «Инну тур», – Бельтюкова создавала «Капитал Тур» для дальнейшей перепродажи. Что делает компания, которая хочет продаться подороже? Конечно, сумасшедшими темпами наращивает размеры бизнеса и обороты. По оценкам моих источников, в случае с «Капитал Туром» в ход шли демпинг, создание переизбытка предложения на рынке, агрессивное наращивание сети продаж. «Капитал Тур» раздавал высокие комиссионные агентам – они доходили до 20%, тогда как другие туроператоры платили 14%.

За 8 лет «Капитал Тур» сделал то, что другие совершают за 15–20 лет существования на рынке: эксперты оценивают его ежедневный оборот в 30–40 млн руб.

Спринтерские темпы развития подразумевают адекватную финансовую подпитку. Бельтюкова, разумеется, сделала ставку на заемные средства. И все бы ничего, кабы не кризис. Чтобы без стратегического инвестора продержать бизнес на плаву, в кризисные годы ей пришлось кредитоваться под сумасшедшие 28%. Для любого бизнеса это убийственные проценты. Но как иначе, ведь активов у туроператора никаких нет: компания, по сути, – это менеджеры, арендованные помещения, компьютеры и большая вывеска на двери офиса.

Сейчас ставки, конечно, упали. Но «Капитал Тур», исходя из его финансовой политики, банкротом был фактически с первого дня своего существования. И проценты, под которые кредитовалась Бельтюкова в кризис, явно обострили болезнь, приведшую к сегодняшней ситуации с приостановкой деятельности. Ну и, конечно, если бы года два назад «Капитал Тур» смог привлечь стратегического инвестора, ничего того, что сейчас происходит с ним, не случилось бы. Впрочем, нельзя сказать, что Прохорову достанется никчемный товар. «Капитал Тур» – все-таки один из лидеров рынка. Конкуренты оценивают его как технологичный проект, адапритрованный для франчайзинга и розницы. Неизвестно только, что получит с этого сама Бельтюкова. Прохоров-то намерен инвестировать свои деньги в бизнес, а не в гендиректора и совладельца «Капитал Тура».

А вот на отрасли история с «Капитал Туром» еще скажется. Кризисная ситуация в третьем по размеру туроператоре страны может привести к закручиванию гаек со стороны тех, от кого зависит туристический бизнес: отельеров, авиакомпаний, регуляторов. Последние хотят иметь возможность приостанавливать деятельность операторов, если возникнут подозрения в их неплатежеспособности. В авиации такая практика уже действует: авиакомпании регулярно пишут отчеты о своем финансовом состоянии в «Росавиацию».

Крупнейший игрок на рынке чартерных перевозок, «Аэрофлот», задумывается о переоформлении банковских гарантий для туроператоров, напрямую контактирующих с авиакомпанией. Сумма необходимого финансового обеспечения для крупных игроков билетного рынка будет поднята в разы: «Аэрофлот» будет работать только с гарантией IATA, которая с 1 января 2011 года поднимется до €2,5 млн. Скорее всего, вырастут затраты на страхование. Могут вырасти и размеры депозитов за отели – чтобы не гоняться потом за туристами с полицией, выбивая из них деньги. Все это неминуемо отразится на стоимости турпродукта. Но все это – вопросы весенне-летнего сезона 2011 года: зимний сезон уже давно запланирован и забронирован.

http://slon.ru/blogs/lullamay/post/494961/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Капитал Тур» Прохорова - что за туроператор достанется олигарху? | мэн_экономик - Дневник мэн_экономик | Лента друзей мэн_экономик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»