• Авторизация


Без заголовка 06-09-2010 01:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Лаборатория рисунка - 2


Представляю фрагменты иллюстраций из книги
«Учебный рисунок в Академии художеств».
Москва.
«Изобразительное искусство»
1990 год.


 
Это не факсимильное издание, но  в качестве отбора самих рисунков для альбома сомневаться не приходится, особенно если вспомнить безликие импортные учебники по рисованию с механически зализанными в цифровых редакторах картинками.
Публикации в книгах, как правило, не соответствуют оригиналам. Они съедают детали, и могут дать только общее представление о графике (компоновка, тональность, движение), скрывая фактуру поверхности, моделирование формы штриховкой карандаша. Вот почему мне кажется важным показать начинающим рисовальщикам крупные планы. Только так можно пощупать своими глазами работы мастеров, и разобраться в тонкостях техники учебного рисунка. Часто кажется, что высшим мастерством обладает тот, кто способен  рисовать гладко, без контуров и видимых следов руки. И слепые иллюстрации, скрывающие фактуру графики, только укрепляют подобные иллюзии у новичков. Даже те, у кого есть возможность смотреть в музеях оригиналы, не часто утруждают себя детальным анализом увиденного.
 
Каждый фрагмент иллюстрации имеет свои фрагменты для детального знакомства с «устройством» графики. 

[530x699]
 

 

[688x610]
 

 

[688x562]
 

 

[673x699]


 

[530x699]
 

 

[688x544]
 

 

[688x563]
 



[560x700]


 

[688x647]
 


[688x505]
 

 

[530x699]
 

 

[688x583]
 


[651x699]
 

 

[537x699]
 

 

[688x522]
 


[688x453]
 


[530x699]
 

 

[688x560]
 


[688x584]
 

 

[592x699]
 


[688x598]
 

 

[688x568]
 


Чтобы как-то оживить наш разговор, поделюсь своими замечаниями о роли ластика в тональной проработки натуры. Мы привыкли к тому, что ластиком можно легко удалять ошибочные линии. На самом деле, ластик создан не только для исправления, он полноправный инструмент рисования.
Часто, всё начинается с размашистой штриховки теневых планов, с лёгкого смазывания этой штриховки ладонью, с  последующей выборкой светлых мест ластиком, и проработкой плотным штрихом смазанных участков рисунка.
Объясняю подробней. Прямоугольник ластика режется пополам по диагонали, чтобы получить два ластика с острыми углами для тонкой работы. Теперь можно острым уголком ластика аккуратно выбирать (лёгким прикосновением или стиранием) тени, так, чтобы они смотрелись чуть светлее общих мест. Если получилось очень светло, пальцем приглушаем пятно, и дорабатываем его форму штриховкой. Так можно выбирать светлые пряди из общей массы волос, тонкие рефлексы в тенях и многое другое. Повторяю, - широкая штриховка теневой части рисунка (1), её смазывание, но  не обязательное (2), осветление в нужных местах ластиком (3), углубление тени там, где это требуется (4).

[543x390]

[543x390]

 

[543x390]

 

[543x390]


Не знаю, что вы из всего сказанного поняли, но посмотрите на иллюстрации внимательнее, и определите, в каких местах поработал ластик. Почти везде, где тёмное граничит со светлым (краевой контраст), можно найти его следы. Это так называемая подрезка. Рядом с тёмным краем, кончиком ластика, тон слегка ослабляется, а  граница соприкосновения с тёмным усиливается.
Кроме того, широким ребром ластика можно размашисто смазать нужное место тени, как плоской кистью, можно  надавливать ластиком (лучше клячкой или мякишем сухого чёрного хлеба) на бумагу, ослабляя черноту и т. Д.

 


Следующие рисунки не из книги. Это мои юношеские учебные работы (16-17 лет).
Они не образцовые, просто, мне кажется вам будет интересно сравнить два черепа нарисованные с разницей в один год. Ну, и сократ, как же без него обойтись.

[688x635]


[665x699]

 

[688x552]

[688x544]


[688x684]

 

[673x699]


В те годы работал известный партийный художник-график Жуков, специализировавшийся на рисовании Ленина и детей. 
На одно из занятий он появился в мастерской со свитой (проверка). Большой грузный, одет в чёрный костюм с белой рубашкой, в галстуке, что не свойственно художнику. Признаться, я и не понял, кого к нам принесло. Он молча уселся за мой мольберт и начал рисовать, приговаривая добродушно, - теперь надо тараканчиком, тараканчиком ползать по рисунку. Совершенно не помню его действия, он рукой всё загораживал, но тараканчики из головы и сейчас не вылезают. И только после ухода комиссии мне сказали с кем я рисовал за одним стулом!

Со вторым черепом в памяти остались мало приятные ощущения. На подмену пришёл новый художник (наш заболел) и стал высокомерно делать мне замечания по рисунку гипса. Всё говорилось туманно и в общих чертах. Когда он спросил, вам всё понятно, я твердо сказал, нет. Его это вывело из себя.Он стал громко всем жаловаться, - мои студенты меня всегда понимали, не знаю... Прошло полчаса, мы оба успокоились, и разобрались в чём дело. А дело в штриховке. Он настаивал на работе штрихом и по форме. Должен сознаться, перестраивался с трудом, страшно волновался, показывая на следующем занятии готовый рисунок. Лицо старика расплылось от удовольствия, - вам надо заниматься серьёзно, молодцом, молодцом. Так я поддержал его марку, как преподавателя.


[528x699]
 

 

[688x537]
 


Эта страничка для молодых и азартных, для тех, кого рисунок захватил с потрахами и не даёт спокойно жить ни днём ни ночью!.  
 


 Начало по ссылке - http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post112339740/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | rat-lion - МОЙ интерфейс | Лента друзей rat-lion / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»