“Музыкант и его встречи в искусстве”.
Осенью 1978-го ГМИИ им. Пушкина устроил выставку “Музыкант и его встречи в искусстве”.
В экспозиции было выставлено 28 портретов. К каждому Святослав Теофилович написал комментарий.
Фальк Роберт Рафаилович
Рихтер. Набросок
“К сожалению, был только один сеанс: первый эскиз к портрету. Это было время, когда Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать. От замысла написать мой портрет остался только этот набросок.
Вспоминается прохладное ателье – мансарда Роберта Рафаиловича в доме с “павлинами” на набережной с видом на Кремль и Москву-реку.”
Фальк Роберт Рафаилович
Нарышкина. Набросок
“Париж. Начало тридцатых годов. Они познакомились в ресторане. Фальк пришел перекусить, официантка спросила: “Вы, наверное, русский, месье?”
Она была красивая. Фальк сказал: “Мне очень хотелось бы написать Ваш портрет”.
- Зачем? Я теперь совсем нехороша.
- Но в Вас чувствуется порода.
- Еще бы, я ведь Нарышкина…
Мне же этот набросок напоминает знакомый образ артистки Малого театра Елены Николаевны Гоголевой.”
Фальк Роберт Рафаилович
Раиса Вениаминовна Идельсон. Набросок. 1923
“Раиса Вениаминовна Идельсон – вторая жена и модель Фалька. Набросок, относящийся к 1922-1923 годам, как бы пропитан остротой того времени. Вспоминаю одно или два своих посещения Раисы Вениаминовны и ее сестры Александры Вениаминовны в их квартире на Кировской. Они обе очаровали меня своей простотой, которая и есть, по-моему, признак подлинной интеллигентности.”
Серов Валентин Александрович
1865-1911
Портрет Н.Н.Гучковой. 1902
Я жил в доме Надежды Николаевны Прохоровой (Гучковой) в тяжелые дни войны и был принят там просто и по-родственному. Это был дом со старыми московскими традициями – добрый, русский, готовый поделиться всем, что есть.
…Неожиданно с фронта на один день пришел младший сын Надежды Николаевны и поздно вечером ушел, чтобы больше не вернуться. Она провожала его через затемненную кухню. Я никогда не забуду, как она смотрела вслед уходящему мальчику…
…До последнего дня ее жизни я был рядом с ней.
Серов Валентин Александрович
1865-1911
Портрет Л.Н.Гучковой. 1902
Любовь Николаевна Гучкова – сестра Надежды Николаевны. Глядя на рисунок Серова, мне трудно узнать в этой девочке ту Любовь Николаевну, с которой я был знаком. В ней угадывалась, несмотря на преклонный возраст, женщина начала столетия, la belle epoque – Северянин, Принцесса Греза и т.д. Милейший человек не от мира сего, фантазерка…
Обе сестры – представительницы ушедшей России, ушедшей эпохи.
Что же можно сказать о Серове? В Японии есть камни, на которых высечен предельно лаконичный текст. Например: “О дружбе нечего говорить”. Вот так и здесь.
Шухаев Василий Иванович
1887-1974
Портрет молодого грузина. 1950
Шухаев личность особенная, один из самых легких людей, встречавшихся мне. Человек с несгибаемым и счастливым характером.
В конце сороковых годов в Тбилиси была у меня чудная жизнь. Мы были очень дружны все: Шухаевы – Василий Иванович и Вера Федоровна, художница Елена Ахвледиани и Кэто Магалашвили, Куфтины, Нейгауз, Нина Долиак и я.
Мне не надо было готовиться к концертам, и наше утро с Василием Ивановичем начиналось по-парижски, с бутылки шампанского. Он писал мой портрет, а я позировал, почти засыпая. Портрет получился не очень удачным. Василий Иванович сказал с улыбкой: “А Вы сами виноваты, так позировали. Я пишу только то, что вижу”.
Он никогда не льстил в портретах, так же как и в жизни. Он часто говорил “гадости” – делал это очень мило и без злобы (некоторые не понимали и обижались). Одной известнейшей грузинской актрисе он сказал: “А знаете, когда Вы думаете, у Вас лицо становится глупым”. Портрет молодого грузина и Надежды Харадзе я у него купил в то время. Они мне понравились меткостью и остротой характеристик.
О молодом грузине знаю только, что он художник.
Шухаев Василий Иванович 1887-1974
Портрет певицы Надежды Харадзе. 1949
Надежда Харадзе – известная оперная певица, талантливая актриса, одна из признанных красавиц Тбилиси. Портрет – пример послевоенной элегантности грузинской столицы.
Шухаев Василий Иванович
1887-1974
Портрет Валентины Константиновны Куфтиной. 1952
Куфтина Валентина Константиновна – пианистка, вдова очень известного талантливого археолога академика Бориса Алексеевича Куфтина. Встреча с этими особенными людьми – одна из самых значительных в моей жизни. Это – герои, и он, и она. Вся их судьба необычайна, было в ней какое-то предначертание, и трагический конец как будто определен заранее.
В портрете, в котором Шухаев не польстил Валентине Константиновне, выражена зато ее страстная требовательность к себе, к другим и к миру. Полная цельность. Если она и бывает в тягость – это все же одно из самых ценных качеств человека. Во взгляде ее на портрете почти обвинение. Она как бы смотрит в глубину вашей совестью.
Пианистка, ученица Блуменфельда, женщина с тонким изысканным вкусом и своим стилем. Однажды в Тбилисской консерватории я аккомпанировал Валентине Константиновне на втором рояле Второй концерт Прокофьева. Это было только для студентов, было утром, но она была в вечернем черном газовом платье, подчеркивая этим торжественность и серьезность происходящего.
Ульянов Николай Павлович
1875-1949
Портрет О.Л.Книппер-Чеховой в роли Раневской. 1904
Одно из мои первых общественных выступлений после переезда из Одессы в Москву состоялось в ВТО. В артистической я вдруг увидел грустный портрет, в котором угадал О.Л.Книппер-Чехову. Это и было мое первое знакомство с Ольгой Леонардовной (Раневская, 3 акт “Вишнеаого сада” – “Продан вишневый сад?”).
Потом я уже имел счастье лично познакомиться с Ольгой Леонардовной и беру на себя смелость сказать – был ее другом… Ежегодние встречи Нового года, Гурзуф, Николина гора… Слов нет, чтобы выразить мое восхищение перед этой замечательной женщиной. Портрет, мне кажется, одна из лучших вещей Ульянова.
Ульянов Николай Павлович
1875-1949
Журавлев-Лермонтов. Эскиз
Дмитрий Николаевич Журавлев – артист, из моих любимых артистов, дорогой Дмитрий Николаевич, “Пася”. Чтец – Пушкин, Чехов, Толстой. Московский любимец и страстно влюбленный в искусство человек.
Конечно, на этом портрете это не совсем он и не совсем Лермонтов, но разве это не удача художника?
Габричевский Александр Георгиевич 1891-1968
Портрет Максимилиана Волошина
Собственность О.Северцевой
“Волошин” – работа А.Г.Габричевского, известнейшего искусствоведа, его портрет работы Фалька экспонирован на выставке. Для меня Волошин – это его дом, дом-музей с башней, его вдова, Мария Степановна-Марципановна (это ее так звали Габричевские), картины Остроумовой-Лебедевой, Богаевского, Коктебель, рассказы о Максе, слышанные в семье Габричевских-Северцевых. И один момент – когда ночью в башне было темно и царила одна голова царевны Таиах в лунном свете.
А о Волошине-поэте все знают.
Кончаловский Петр Петрович
1876—1956
Портрет Веригиных. 1918
Портрет 1918 года. Кажется, никогда не выставлялся в России. Интересна история этой картины. В Париже на одном из моих кон¬цертов я получил ветви белой сирени, на другом — опять белую сирень с письмом, в котором было написано, что эти цветы от одной пианистки в память ее матери, посылавшей всегда белую сирень на концерты С. В. Рахманинова и как-то даже вошедшей в историю Рахманинова.
Потом мы познакомились — я пришел поблагодарить за цветы. Это было часов 12 дня, и когда я спросил: «Дома ли Александра Львов¬на?» (потом мы ее звали Шурочка), — ее муж весело сказал: — «Дома, но она в обмороке, потому что Вы пришли». С тех пор у нас завязалась дружба. Будучи весьма богатыми, они ездили за мной повсюду на мои концерты. Шурочка всячески старалась баловать меня. Она и завещала мне этот портрет, где она изображена со своим первым мужем — пианистом Веригиным.
П. П. Кончаловского я встречал, когда жил у А. И. Трояновской в Буграх, в «поместье» Кончаловского. Изредка слышал прекрасный баритон Петра Петровича, напевавшего итальянские каватины во вре¬мя работы. Помню его и в ложе на своих концертах (кстати, он страш¬но любил вариации на тему Диабелли Бетховена). В нем были могучесть, богатство, щедрость, легкость, артистизм таланта.
Магалашвили Кэтэвана Константиновна
1894-1974
Генрих Нейгауз. 1952
Я очень дружил с Кэтэваной Константиновной Магалашвили с 1943 года, когда пришел к ней прямо с гор в альпинистском костюме. У нее было ателье с видом на весь Тбилиси, и по вечерам можно было видеть Казбек, розовый. Она типичная представительница Грузии, с наружностью Медеи, с горящими черными глазами, истинная кахетинка, сердечная и гостеприимная. Жила в своей ‘башне” как царица, и в то же время очень просто. До сих пор слышу ее голос, спрашивающий у дверей: “Винари?” (Кто там?).
В этом портрете Генриха Густавовича, сделанном, по-видимому, во время его гастролей, когда он перед концертом повторял у Кэто программу, на редкость поразительная удача сходства. Тут передано состояние полного слияния с музыкой, момент полного слияния со звуком, буквально слышимым. (Может быть, это одно из интермеццо Брамса?)
Магалашвили Кэтэвана Константиновна
1894-1974
Портрет певицы Нины Дорлиак
Когда я впервые пришел на Арбат, в дом замечательной певицы Нины Дорлиак, я сразу же увидел над роялем, рядом с оригиналом этот портрет, который поражает сходством облика, но при ближайшем рассмотрении видно, что привнесено что-то во взгляде и в выражении южно-пассивное, свойственное женщинам Кавказа, но никак не свойственное оригиналу.
Конечно, это портрет как бы на эстраде, портрет артистки, портрет красивый.
Кэтэвана Константиновна очень жаловалась, что ее излюбленная модель была чрезвычайно неаккуратна и систематически опаздывала на сеансы, что не способствовало вдохновению художницы.
Фальк Роберт Рафаилович
1886—1958
Портрет Александра Георгиевича Габричевского. 1951
Портрет А. Г. Габричевского, искусствоведа, страстного любителя искусства, музыки, вообще всех искусств, колоссального эрудита, покорителя сердец, всегда ребенка и - атлета. В этом портрете, конечно, он уже низверженный атлет, атлет, который не может дать волю своим желаниям, и поэтому в нем доля трагизма. В каком-то смысле он перекликается с рембрандтовскими автопортретами. Портрет в Москве знаменитый, одна из лучших вещей Фалька.
Фальк Роберт Рафаилович
1886-1958
Рузя Шерешевский
Арон Соломонович Шерешевский – друг Нины Львовны Дорлиак и мой. Мы были связаны долголетней дружбой. Прекрасный музыкант, дирижер (он вел оперную студию при консерватории), моцартианец, умница, циник. Человек, прошедший в ополчении войну, предельно скромный, высокий профессионал. На этом портрете, который, кстати, никогда не выставлялся, Шерешевскому 16 лет. Написан он в Витебске.
Фальк Роберт Рафаилович
1886-1958
Портрет жены (Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой). 1953
Портрет жены художника Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой, Гели, его вдохновительницы и музы. Портрет обладает необычайным очарованием, большим сходством. Геля – в позе задумавшейся учительницы (так мне кажется).
С 1942 года я бывал в доме Фалька. Помню его советы, спокойно-мудрые – никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего – и для музыки тоже.
Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство… Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше вы находите в них богатства. Но не спешите!!!
Все, кто бывал у него в мастерской на его показах – коцертах живописи, никогда их не забудут.
Корин Павел Дмитриевич
1892-1967
Константин Николаевич Игумнов. 1941 ГТГ
В этой вещи я вижу конфликт внутреннего мира артиста и внешней официальной обстановки, в которой он находится. Игумнов был человеком нежной лирической души, скрытой за внешней сдержанностью, придававшей порой его облику некоторую сухость и призрачность. Если долго вглядываться в его лицо на портрете – кажется, что он внутренне вслушивается в музыку. Пальцы рук почти двигаются, как бы воспроизводя близкие всем мелодии Чайковского.
Это – “двойной портрет” – человек и рояль.
Павел Дмитриевич Корин – художник блестящего мастерства и острого реального видения. Его портреты предельно досказаны, они, если можно так выразиться, архитектурны, поэтому так убеждают.
Я никогда не забуду мою встречу с ним в его мастерской.
Андреев Николай Андреевич
1873-1932
Екатерина Андреевна Кост
Николай Андреевич Андреев – такой известный москвичам по старому памятнику Гоголя, который стоит сейчас в скверике перед домом, где умер писатель. Екатирина Андреевна Кост – это представительница могучего рыцарского воинства русской медицины. Врач-гематолог, заведующая кафедрой ЦИУВ, профессор, старейший работник Боткинской больницы.
Портрет написан в дни ее молодости в счастливой манере художников-эстетов “Мира искусств”, портрет, в котором трудно угадать строгого ученого – она молодая, лукавая, почти опасно обаятельная. Я один раз видел Екатирину Андреевну в ее кабинете в Боткинской больнице, где получил направление на какой-то весьма важный врачебный осмотр. Она распорядилась мной…
Фонвизин Артур Владимирович
1882-1973
Имаст
Я получал письма от неизвестной мне корреспондентки, подписы¬вавшейся— «Имаст». Она себя объявляла ведьмой, знающей мою будущность, предсказывала мне всякие награды и сюрпризы. Письма были очень занятные и экстравагантные. Я ее никогда не видел, а этот портрет она мне передала через кого-то как подарок (Фонвизин!!!). И теперь он является украшением этой выставки.
рояновская Анна Ивановна
1885-1977
Ляля Скрябина
Анна Ивановна Трояновская – моя большая приятельница, у которой я провел очень много часов моей жизни, я у нее занимался, я у нее пробовал писать пастелью. Одаренная натура, художница – ученица Серова, Пастернака, Матисса, страстная поклонница Эль Греко, певица-любительница (в домашних концертах ей аккомпанировал Метнер и оставил ей рояль, на котором я и занимался). Истинная москвичка, приятельница дома Шаляпиных, Станиславских. Летала с Юмашевым на фронт, была дружна с Натальей Николаевной Волоховой, у которой я с ней и познакомился.
Елена Александровна Скрябина – дочка композитора, жена пианиста Владимира Софроницкого. Я встречался с ней в доме Г.Г.Нейгауза. Генрих Густавович иногда в полушутку говорил: “А ведь это – очаровательнейший опус Александра Николаевича – наша Ляля”. Мне она всегда напоминала образ Клавдии Шоша из “Волшебной горы” Томаса Манна.
Трояновская Анна Ивановна
1885-1977
Старуха Дмитриева
Про модель знаю только со слов Анны Ивановны: “Ходила к старухе Дмитриевой. Навещала ее. Она ведь тут в двух шагах”…
Трояновская Анна Ивановна
1885-1977
Тата Вишневская
Тата Вишневская – дочь знаменитого мхатовского актера Александра Леонидовича Вишневского, ученица студии Станиславского, впоследствии педагого художественного слова. Одна из духовных воспитанниц Анны Ивановны.
У Анны Ивановны иногда собирались ее ученицы, молодежь, для всякого рода “затей”, на масленицу, я познакомился с Татой Вишневской, которая была одета Арлекином или Пьеро. Другой раз мы даже пытались прочесть с ней патетический дуэт из второго акта “Росмерсхольма” Ибсена. Она была похожа на врубелевского Демона в жизни еще больше, чем на портрете.
Трояновская Анна Ивановна 1885-1977
Композитор Василенко Сергей Никифорович
Композитор Василенко Сергей Никифорович – в свое время новатор, известен оперой “Сын солнца”, “Арктической симфонией”, балетом ‘Иосиф Прекрасный”, премьеру которого танцевал Игорь Моисеев, и конечно, романсами: “Я простая девка на баштане”, “Тар”…
Я был еще концертмейстером в опере, когда Василенко приехал в Одессу со своим балетом “Цыгане” по Пушкину. Я перед труппой демонстрировал на рояле этот балет. Сергей Никифорович первый подал мне реальную идею поехать в Москву. Он считал, что я должен выйти на московскую орбиту. После приезда в Москву раза два бывал в его доме, уютно-московском, с самоваром…
Манухин Ярослав Николаевич Род. 1925
Дмитрий Краснопевцев
Ярослав Манухин – график и живописец, иллюстратор книги, мастер гравюры по линолеуму. Я признателен ему за этот портрет.
Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним из талантливейших московских художников. Его мир – мир натюрморта, выражен в серьезном каноне и отличается особенной, яркой индивидуальностью. Я давно являюсь его поклонником, у меня дважды выставлялись большие собрания его картин в 1962 и 1975 годах. Высоко ценю его дружбу.
Кустодиев Борис Михайлович
1878-1927
Портрет Мити Шостаковича. 1919
Дмитрий Шостакович – гениальный композитор – прошел через жизнь всех нас и оставил глубокий след. Он принес нам много счастья и радости, хотя сила его трагизма часто сокрушала нас. Невозможно полностью оценить и понять все, что связано с таким большим явлением как Шостакович. Лично для меня решающим, главным произведением в его творчестве явилась Восьмая симфония.
Портрет Мити Шостаковича – образец реальнейшего рисунка, выражающего духовную сущность гениального мальчика.
Пабло Пикассо
1881-1973
Жолио-Кюри
Я один раз был в доме у Пикассо в Мужене. Никогда не забуду этого человека с раскаленными, как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе нас всех. Он бегал по лестнице как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по стене растения. Рисовал всем на память на первых попавшихся предметах. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера недрогнувшей руки.
Оскар Кокошка
Род. 1886
Святослав Рихтер. 1965
В Люцерне Кокошка приходил в Гранд Отель меня рисовать. Я бился в поте лица над фугой из сонаты Хаммерклавир опус 106 Бетховена. Было жарко и трудно. Кокошка, этот роскошный, дикий человек сделал приблизительно десять набросков. Он их делал быстро, размашисто. Часто вынимал из заднего кармана фляжку с виски, прикладывался к ней и заставлял меня пить из нее же. Личность единственная в своем роде: со своим шармом, размахом и талантливостью. Из десятка эскизов я выбрал, считаю, самый интересный, хотя окружающие очень протестовали, предпочитая другие наброски. В этом же чувствуется момент осиливания труднейшего из произведений, написанных для фортепиано.
****
В буклете была помещена статья И.Андроникова:
Рихтер – это событие. Это явление – явление единственное, необычайное. Это высшее выражение совершенства. Каждый раз новое, еще небывалое, превосходящее его же прежние совершенства своей огромностью, открытостью, смелостью, благородством.
Он выходит, чтобы всем своим существом вызвать музыку к жизни, как в первый раз, когда она создавалась; повторить вдохновение, ее породившее; постигнуть ее дух, становясь на это время как бы автором и в то же время оставаясь самим собой.
Не теряя ни одного мгновения на приготовление к началу, он быстро подходит к роялю. И с первой фразы вы слышите не звучание инструмента, а саму музыку, которую он заново сотворяет. Исчезает незримая черта, отделяющая его от публики, от мира, от человечества. Это музыка, звучащая навсегда, как строки великих поэтов, обретшие самостоятельную и бесконечную жизнь, как книги великих писателей, чьи творения означали новый шаг в художественном развитии человечества и продолжают оказывать влияние на людей спустя столетия и годы после того, как были написаны.
Играя, он покоряет музыку и сам покорен ею. Безграничная свобода сочетается в его исполнении с беспредельной преданностью автору, с величайшим тактом и скромностью, с глубоким интеллектом, с молодым темпераментом. Он открывает нам свой огромный и светлый мир, без которого, однажды испытав это, мы уже не можем представить себе нашей жизни. В моем сознании величайший пианист Святослав Рихтер стоит в одном ряду с гениальными композиторами, художниками, поэтами.
Музыка, необъятный репертуар, напряженная концертная жизнь не исчерпывают его творческих сил, не ограничивают его художественных интересов. Так сквозь всю его жизнь проходит любовь к изобразительному искусству. Доказательством этого служит настоящая выставка “Музыкант и его встречи в искусстве. Выставка портретов”. Музыкант – это сам Рихтер. Встречи в искусстве – это его встречи. Выставка составлена им самим и отражает его высокое отношение к художникам и к тем, кто изображен на портретах – к той художественной среде, в которой формировалось его искусство и его личность.
Вначале он показал эту выставку у себя дома друзьям и близким знакомым. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина предложил Святославу Теофиловичу показать ее широкому кругу зрителей – тем, кто бывает в его концертах, слушает его по радио, соприсутствует в зале во время телевизионных передач, - посоветовал сделать ее доступной для всех, кто любит Рихтера и ценит искусство портрета.
К каждому из двадцати восьми портретов С.Т.Рихтер написал пояснения, свидетельствующие о его глубоком постижении характеров, творческих манер и о блестящем владении словом.
Так с новой стороны открылся перед нами духовный мир великого музыканта нашего времени.
Ираклий Андроников
http://www.classicalforum.ru/index.php?PHPSESSID=7279d31ac2sud7e9ltqcrlkrv2&topic=1512.1185