• Авторизация


C.Рихтер его встречи с художниками 31-07-2011 22:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 “Музыкант и его встречи в искусстве”.

Осенью 1978-го ГМИИ им. Пушкина устроил выставку “Музыкант и его встречи в искусстве”.

В экспозиции было выставлено 28 портретов. К каждому Святослав Теофилович написал комментарий. 

[показать]

Фальк Роберт Рафаилович 
Рихтер. Набросок 

“К сожалению, был только один сеанс: первый эскиз к портрету. Это было время, когда Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать. От замысла написать мой портрет остался только этот набросок. 
Вспоминается прохладное ателье – мансарда Роберта Рафаиловича в доме с “павлинами” на набережной с видом на Кремль и Москву-реку.” 

[показать]

Фальк Роберт Рафаилович 
Нарышкина. Набросок 

 

“Париж. Начало тридцатых годов. Они познакомились в ресторане. Фальк пришел перекусить, официантка спросила: “Вы, наверное, русский, месье?” 
Она была красивая. Фальк сказал: “Мне очень хотелось бы написать Ваш портрет”. 
- Зачем? Я теперь совсем нехороша. 
- Но в Вас чувствуется порода. 
- Еще бы, я ведь Нарышкина… 
Мне же этот набросок напоминает знакомый образ артистки Малого театра Елены Николаевны Гоголевой.” 

 

[показать]

Фальк Роберт Рафаилович 
Раиса Вениаминовна Идельсон. Набросок. 1923 

“Раиса Вениаминовна Идельсон – вторая жена и модель Фалька. Набросок, относящийся к 1922-1923 годам, как бы пропитан остротой того времени. Вспоминаю одно или два своих посещения Раисы Вениаминовны и ее сестры Александры Вениаминовны в их квартире на Кировской. Они обе очаровали меня своей простотой, которая и есть, по-моему, признак подлинной интеллигентности.” 

[показать]

Серов Валентин Александрович 
1865-1911 
Портрет Н.Н.Гучковой. 1902 

 

Я жил в доме Надежды Николаевны Прохоровой (Гучковой) в тяжелые дни войны и был принят там просто и по-родственному. Это был дом со старыми московскими традициями – добрый, русский, готовый поделиться всем, что есть. 
…Неожиданно с фронта на один день пришел младший сын Надежды Николаевны и поздно вечером ушел, чтобы больше не вернуться. Она провожала его через затемненную кухню. Я никогда не забуду, как она смотрела вслед уходящему мальчику… 
…До последнего дня ее жизни я был рядом с ней. 

 

[показать]

Серов Валентин Александрович 
1865-1911 
Портрет Л.Н.Гучковой. 1902 

 

Любовь Николаевна Гучкова – сестра Надежды Николаевны. Глядя на рисунок Серова, мне трудно узнать в этой девочке ту Любовь Николаевну, с которой я был знаком. В ней угадывалась, несмотря на преклонный возраст, женщина начала столетия, la belle epoque – Северянин, Принцесса Греза и т.д. Милейший человек не от мира сего, фантазерка… 
Обе сестры – представительницы ушедшей России, ушедшей эпохи. 
Что же можно сказать о Серове? В Японии есть камни, на которых высечен предельно лаконичный текст. Например: “О дружбе нечего говорить”. Вот так и здесь. 

 

[показать]

Шухаев Василий Иванович 
1887-1974 
Портрет молодого грузина. 1950 

 

Шухаев личность особенная, один из самых легких людей, встречавшихся мне. Человек с несгибаемым и счастливым характером. 
В конце сороковых годов в Тбилиси была у меня чудная жизнь. Мы были очень дружны все: Шухаевы – Василий Иванович и Вера Федоровна, художница Елена Ахвледиани и Кэто Магалашвили, Куфтины, Нейгауз, Нина Долиак и я. 
Мне не надо было готовиться к концертам, и наше утро с Василием Ивановичем начиналось по-парижски, с бутылки шампанского. Он писал мой портрет, а я позировал, почти засыпая. Портрет получился не очень удачным. Василий Иванович сказал с улыбкой: “А Вы сами виноваты, так позировали. Я пишу только то, что вижу”.

Он никогда не льстил в портретах, так же как и в жизни. Он часто говорил “гадости” – делал это очень мило и без злобы (некоторые не понимали и обижались). Одной известнейшей грузинской актрисе он сказал: “А знаете, когда Вы думаете, у Вас лицо становится глупым”. Портрет молодого грузина и Надежды Харадзе я у него купил в то время. Они мне понравились меткостью и остротой характеристик. 
О молодом грузине знаю только, что он художник. 

[показать]

Шухаев Василий Иванович 1887-1974 

Портрет певицы Надежды Харадзе. 1949 

 

Надежда Харадзе – известная оперная певица, талантливая актриса, одна из признанных красавиц Тбилиси. Портрет – пример послевоенной элегантности грузинской столицы. 

 

[показать]

Шухаев Василий Иванович 
1887-1974 
Портрет Валентины Константиновны Куфтиной. 1952 

 

Куфтина Валентина Константиновна – пианистка, вдова очень известного талантливого археолога академика Бориса Алексеевича Куфтина. Встреча с этими особенными людьми – одна из самых значительных в моей жизни. Это – герои, и он, и она. Вся их судьба необычайна, было в ней какое-то предначертание, и трагический конец как будто определен заранее. 
В портрете, в котором Шухаев не польстил Валентине Константиновне, выражена зато ее страстная требовательность к себе, к другим и к миру. Полная цельность. Если она и бывает в тягость – это все же одно из самых ценных качеств человека. Во взгляде ее на портрете почти обвинение. Она как бы смотрит в глубину вашей совестью. 
Пианистка, ученица Блуменфельда, женщина с тонким изысканным вкусом и своим стилем. Однажды в Тбилисской консерватории я аккомпанировал Валентине Константиновне на втором рояле Второй концерт Прокофьева. Это было только для студентов, было утром, но она была в вечернем черном газовом платье, подчеркивая этим торжественность и серьезность происходящего. 

 

[показать]

Ульянов Николай Павлович 
1875-1949 
Портрет О.Л.Книппер-Чеховой в роли Раневской. 1904 

 

Одно из мои первых общественных выступлений после переезда из Одессы в Москву состоялось в ВТО. В артистической я вдруг увидел грустный портрет, в котором угадал О.Л.Книппер-Чехову. Это и было мое первое знакомство с Ольгой Леонардовной (Раневская, 3 акт “Вишнеаого сада” – “Продан вишневый сад?”). 
Потом я уже имел счастье лично познакомиться с Ольгой Леонардовной и беру на себя смелость сказать – был ее другом… Ежегодние встречи Нового года, Гурзуф, Николина гора… Слов нет, чтобы выразить мое восхищение перед этой замечательной женщиной. Портрет, мне кажется, одна из лучших вещей Ульянова. 

[показать]

Ульянов Николай Павлович 
1875-1949 
Журавлев-Лермонтов. Эскиз 

 

Дмитрий Николаевич Журавлев – артист, из моих любимых артистов, дорогой Дмитрий Николаевич, “Пася”. Чтец – Пушкин, Чехов, Толстой. Московский любимец и страстно влюбленный в искусство человек. 
Конечно, на этом портрете это не совсем он и не совсем Лермонтов, но разве это не удача художника? 

 

[показать]

Габричевский Александр Георгиевич 1891-1968

 Портрет Максимилиана Волошина 

Собственность О.Северцевой 

“Волошин” – работа А.Г.Габричевского, известнейшего искусствоведа, его портрет работы Фалька экспонирован на выставке. Для меня Волошин – это его дом, дом-музей с башней, его вдова, Мария Степановна-Марципановна (это ее так звали Габричевские), картины Остроумовой-Лебедевой, Богаевского, Коктебель, рассказы о Максе, слышанные в семье Габричевских-Северцевых. И один момент – когда ночью в башне было темно и царила одна голова царевны Таиах в лунном свете. 
А о Волошине-поэте все знают. 

 

[показать]

Кончаловский Петр Петрович
1876—1956
Портрет Веригиных. 1918

Портрет 1918 года. Кажется, никогда не выставлялся в России. Интересна история этой картины. В Париже на одном из моих кон¬цертов я получил ветви белой сирени, на другом — опять белую сирень с письмом, в котором было написано, что эти цветы от одной пианистки в память ее матери, посылавшей всегда белую сирень на концерты С. В. Рахманинова и как-то даже вошедшей в историю Рахманинова.


Потом мы познакомились — я пришел поблагодарить за цветы. Это было часов 12 дня, и когда я спросил: «Дома ли Александра Львов¬на?» (потом мы ее звали Шурочка), — ее муж весело сказал: — «Дома, но она в обмороке, потому что Вы пришли». С тех пор у нас завязалась дружба. Будучи весьма богатыми, они ездили за мной повсюду на мои концерты. Шурочка всячески старалась баловать меня. Она и завещала мне этот портрет, где она изображена со своим первым мужем — пианистом Веригиным.


П. П. Кончаловского я встречал, когда жил у А. И. Трояновской в Буграх, в «поместье» Кончаловского. Изредка слышал прекрасный баритон Петра Петровича, напевавшего итальянские каватины во вре¬мя работы. Помню его и в ложе на своих концертах (кстати, он страш¬но любил вариации на тему Диабелли Бетховена). В нем были могучесть, богатство, щедрость, легкость, артистизм таланта.

[показать]

Магалашвили Кэтэвана Константиновна 
1894-1974 
Генрих Нейгауз. 1952 

 

Я очень дружил с Кэтэваной Константиновной Магалашвили с 1943 года, когда пришел к ней прямо с гор в альпинистском костюме. У нее было ателье с видом на весь Тбилиси, и по вечерам можно было видеть Казбек, розовый. Она типичная представительница Грузии, с наружностью Медеи, с горящими черными глазами, истинная кахетинка, сердечная и гостеприимная. Жила в своей ‘башне” как царица, и в то же время очень просто. До сих пор слышу ее голос, спрашивающий у дверей: “Винари?” (Кто там?). 


В этом портрете Генриха Густавовича, сделанном, по-видимому, во время его гастролей, когда он перед концертом повторял у Кэто программу, на редкость поразительная удача сходства. Тут передано состояние полного слияния с музыкой, момент полного слияния со звуком, буквально слышимым. (Может быть, это одно из интермеццо Брамса?) 

[показать]

Магалашвили Кэтэвана Константиновна 
1894-1974 
Портрет певицы Нины Дорлиак 

 

Когда я впервые пришел на Арбат, в дом замечательной певицы Нины Дорлиак, я сразу же увидел над роялем, рядом с оригиналом этот портрет, который поражает сходством облика, но при ближайшем рассмотрении видно, что привнесено что-то во взгляде и в выражении южно-пассивное, свойственное женщинам Кавказа, но никак не свойственное оригиналу. 


Конечно, это портрет как бы на эстраде, портрет артистки, портрет красивый. 
Кэтэвана Константиновна очень жаловалась, что ее излюбленная модель была чрезвычайно неаккуратна и систематически опаздывала на сеансы, что не способствовало вдохновению художницы. 

[показать]

Фальк Роберт Рафаилович
1886—1958
Портрет Александра Георгиевича Габричевского. 1951 

Портрет А. Г. Габричевского, искусствоведа, страстного любителя искусства, музыки, вообще всех искусств, колоссального эрудита, покорителя сердец, всегда ребенка и - атлета. В этом портрете, конечно, он уже низверженный атлет, атлет, который не может дать волю своим желаниям, и поэтому в нем доля трагизма. В каком-то смысле он перекликается с рембрандтовскими автопортретами. Портрет в Москве знаменитый, одна из лучших вещей Фалька.

 

[показать]

Фальк Роберт Рафаилович 
1886-1958 
Рузя Шерешевский

Арон Соломонович Шерешевский – друг Нины Львовны Дорлиак и мой. Мы были связаны долголетней дружбой. Прекрасный музыкант, дирижер (он вел оперную студию при консерватории), моцартианец, умница, циник. Человек, прошедший в ополчении войну, предельно скромный, высокий профессионал. На этом портрете, который, кстати, никогда не выставлялся, Шерешевскому 16 лет. Написан он в Витебске. 

 

[показать]

Фальк Роберт Рафаилович 
1886-1958 
Портрет жены (Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой). 1953 

 

Портрет жены художника Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой, Гели, его вдохновительницы и музы. Портрет обладает необычайным очарованием, большим сходством. Геля – в позе задумавшейся учительницы (так мне кажется). 
С 1942 года я бывал в доме Фалька. Помню его советы, спокойно-мудрые – никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего – и для музыки тоже. 
Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство… Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше вы находите в них богатства. Но не спешите!!! 
Все, кто бывал у него в мастерской на его показах – коцертах живописи, никогда их не забудут. 

[показать]

Корин Павел Дмитриевич 
1892-1967 
Константин Николаевич Игумнов. 1941 ГТГ

В этой вещи я вижу конфликт внутреннего мира артиста и внешней официальной обстановки, в которой он находится. Игумнов был человеком нежной лирической души, скрытой за внешней сдержанностью, придававшей порой его облику некоторую сухость и призрачность. Если долго вглядываться в его лицо на портрете – кажется, что он внутренне вслушивается в музыку. Пальцы рук почти двигаются, как бы воспроизводя близкие всем мелодии Чайковского. 
Это – “двойной портрет” – человек и рояль. 
Павел Дмитриевич Корин – художник блестящего мастерства и острого реального видения. Его портреты предельно досказаны, они, если можно так выразиться, архитектурны, поэтому так убеждают. 
Я никогда не забуду мою встречу с ним в его мастерской. 

[показать]

Андреев Николай Андреевич 
1873-1932 
Екатерина Андреевна Кост 

Николай Андреевич Андреев – такой известный москвичам по старому памятнику Гоголя, который стоит сейчас в скверике перед домом, где умер писатель. Екатирина Андреевна Кост – это представительница могучего рыцарского воинства русской медицины. Врач-гематолог, заведующая кафедрой ЦИУВ, профессор, старейший работник Боткинской больницы. 
Портрет написан в дни ее молодости в счастливой манере художников-эстетов “Мира искусств”, портрет, в котором трудно угадать строгого ученого – она молодая, лукавая, почти опасно обаятельная. Я один раз видел Екатирину Андреевну в ее кабинете в Боткинской больнице, где получил направление на какой-то весьма важный врачебный осмотр. Она распорядилась мной… 

 

[показать]

Фонвизин Артур Владимирович 
1882-1973 
Имаст 

 

Я получал письма от неизвестной мне корреспондентки, подписы¬вавшейся— «Имаст». Она себя объявляла ведьмой, знающей мою будущность, предсказывала мне всякие награды и сюрпризы. Письма были очень занятные и экстравагантные. Я ее никогда не видел, а этот портрет она мне передала через кого-то как подарок (Фонвизин!!!). И теперь он является украшением этой выставки. 

 

[показать]

рояновская Анна Ивановна 
1885-1977 
Ляля Скрябина 

 

Анна Ивановна Трояновская – моя большая приятельница, у которой я провел очень много часов моей жизни, я у нее занимался, я у нее пробовал писать пастелью. Одаренная натура, художница – ученица Серова, Пастернака, Матисса, страстная поклонница Эль Греко, певица-любительница (в домашних концертах ей аккомпанировал Метнер и оставил ей рояль, на котором я и занимался). Истинная москвичка, приятельница дома Шаляпиных, Станиславских. Летала с Юмашевым на фронт, была дружна с Натальей Николаевной Волоховой, у которой я с ней и познакомился. 
Елена Александровна Скрябина – дочка композитора, жена пианиста Владимира Софроницкого. Я встречался с ней в доме Г.Г.Нейгауза. Генрих Густавович иногда в полушутку говорил: “А ведь это – очаровательнейший опус Александра Николаевича – наша Ляля”. Мне она всегда напоминала образ Клавдии Шоша из “Волшебной горы” Томаса Манна. 

 

[показать]

Трояновская Анна Ивановна 
1885-1977 
Старуха Дмитриева 

 

Про модель знаю только со слов Анны Ивановны: “Ходила к старухе Дмитриевой. Навещала ее. Она ведь тут в двух шагах”… 

 

[показать]

Трояновская Анна Ивановна 
1885-1977 
Тата Вишневская 

 

Тата Вишневская – дочь знаменитого мхатовского актера Александра Леонидовича Вишневского, ученица студии Станиславского, впоследствии педагого художественного слова. Одна из духовных воспитанниц Анны Ивановны. 
У Анны Ивановны иногда собирались ее ученицы, молодежь, для всякого рода “затей”, на масленицу, я познакомился с Татой Вишневской, которая была одета Арлекином или Пьеро. Другой раз мы даже пытались прочесть с ней патетический дуэт из второго акта “Росмерсхольма” Ибсена. Она была похожа на врубелевского Демона в жизни еще больше, чем на портрете. 

 

[показать]

Трояновская Анна Ивановна 1885-1977 

Композитор Василенко Сергей Никифорович 

Композитор Василенко Сергей Никифорович – в свое время новатор, известен оперой “Сын солнца”, “Арктической симфонией”, балетом ‘Иосиф Прекрасный”, премьеру которого танцевал Игорь Моисеев, и конечно, романсами: “Я простая девка на баштане”, “Тар”… 
Я был еще концертмейстером в опере, когда Василенко приехал в Одессу со своим балетом “Цыгане” по Пушкину. Я перед труппой демонстрировал на рояле этот балет. Сергей Никифорович первый подал мне реальную идею поехать в Москву. Он считал, что я должен выйти на московскую орбиту. После приезда в Москву раза два бывал в его доме, уютно-московском, с самоваром… 

 

[показать]

Манухин Ярослав Николаевич Род. 1925 

Дмитрий Краснопевцев 

 

Ярослав Манухин – график и живописец, иллюстратор книги, мастер гравюры по линолеуму. Я признателен ему за этот портрет. 
Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним из талантливейших московских художников. Его мир – мир натюрморта, выражен в серьезном каноне и отличается особенной, яркой индивидуальностью. Я давно являюсь его поклонником, у меня дважды выставлялись большие собрания его картин в 1962 и 1975 годах. Высоко ценю его дружбу. 

 

[показать]

Кустодиев Борис Михайлович 
1878-1927 
Портрет Мити Шостаковича. 1919 

 

Дмитрий Шостакович – гениальный композитор – прошел через жизнь всех нас и оставил глубокий след. Он принес нам много счастья и радости, хотя сила его трагизма часто сокрушала нас. Невозможно полностью оценить и понять все, что связано с таким большим явлением как Шостакович. Лично для меня решающим, главным произведением в его творчестве явилась Восьмая симфония. 
Портрет Мити Шостаковича – образец реальнейшего рисунка, выражающего духовную сущность гениального мальчика. 

[показать]

Пабло Пикассо 
1881-1973 
Жолио-Кюри

 

Я один раз был в доме у Пикассо в Мужене. Никогда не забуду этого человека с раскаленными, как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе нас всех. Он бегал по лестнице как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по стене растения. Рисовал всем на память на первых попавшихся предметах. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера недрогнувшей руки. 

[показать]

Оскар Кокошка 
Род. 1886 
Святослав Рихтер. 1965 

 

В Люцерне Кокошка приходил в Гранд Отель меня рисовать. Я бился в поте лица над фугой из сонаты Хаммерклавир опус 106 Бетховена. Было жарко и трудно. Кокошка, этот роскошный, дикий человек сделал приблизительно десять набросков. Он их делал быстро, размашисто. Часто вынимал из заднего кармана фляжку с виски, прикладывался к ней и заставлял меня пить из нее же. Личность единственная в своем роде: со своим шармом, размахом и талантливостью. Из десятка эскизов я выбрал, считаю, самый интересный, хотя окружающие очень протестовали, предпочитая другие наброски. В этом же чувствуется момент осиливания труднейшего из произведений, написанных для фортепиано. 

****

 

В буклете была помещена статья И.Андроникова: 

Рихтер – это событие. Это явление – явление единственное, необычайное. Это высшее выражение совершенства. Каждый раз новое, еще небывалое, превосходящее его же прежние совершенства своей огромностью, открытостью, смелостью, благородством. 
Он выходит, чтобы всем своим существом вызвать музыку к жизни, как в первый раз, когда она создавалась; повторить вдохновение, ее породившее; постигнуть ее дух, становясь на это время как бы автором и в то же время оставаясь самим собой. 
Не теряя ни одного мгновения на приготовление к началу, он быстро подходит к роялю. И с первой фразы вы слышите не звучание инструмента, а саму музыку, которую он заново сотворяет. Исчезает незримая черта, отделяющая его от публики, от мира, от человечества. Это музыка, звучащая навсегда, как строки великих поэтов, обретшие самостоятельную и бесконечную жизнь, как книги великих писателей, чьи творения означали новый шаг в художественном развитии человечества и продолжают оказывать влияние на людей спустя столетия и годы после того, как были написаны. 
Играя, он покоряет музыку и сам покорен ею. Безграничная свобода сочетается в его исполнении с беспредельной преданностью автору, с величайшим тактом и скромностью, с глубоким интеллектом, с молодым темпераментом. Он открывает нам свой огромный и светлый мир, без которого, однажды испытав это, мы уже не можем представить себе нашей жизни. В моем сознании величайший пианист Святослав Рихтер стоит в одном ряду с гениальными композиторами, художниками, поэтами. 

Музыка, необъятный репертуар, напряженная концертная жизнь не исчерпывают его творческих сил, не ограничивают его художественных интересов. Так сквозь всю его жизнь проходит любовь к изобразительному искусству. Доказательством этого служит настоящая выставка “Музыкант и его встречи в искусстве. Выставка портретов”. Музыкант – это сам Рихтер. Встречи в искусстве – это его встречи. Выставка составлена им самим и отражает его высокое отношение к художникам и к тем, кто изображен на портретах – к той художественной среде, в которой формировалось его искусство и его личность. 
Вначале он показал эту выставку у себя дома друзьям и близким знакомым. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина предложил Святославу Теофиловичу показать ее широкому кругу зрителей – тем, кто бывает в его концертах, слушает его по радио, соприсутствует в зале во время телевизионных передач, - посоветовал сделать ее доступной для всех, кто любит Рихтера и ценит искусство портрета. 
К каждому из двадцати восьми портретов С.Т.Рихтер написал пояснения, свидетельствующие о его глубоком постижении характеров, творческих манер и о блестящем владении словом. 
Так с новой стороны открылся перед нами духовный мир великого музыканта нашего времени. 

Ираклий Андроников 

http://www.classicalforum.ru/index.php?PHPSESSID=7279d31ac2sud7e9ltqcrlkrv2&topic=1512.1185

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник C.Рихтер его встречи с художниками | Студия_ТНС - Студия ТНС | Лента друзей Студия_ТНС / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»