ЛЕГАШОВ (Легашев) Антон Михайлович
1798-1865
Букет цветов на фоне горного пейзажа
ЛЕГАШОВ (Легашев)Антон Михайлович
1798 с.Липовка Мокшанского уезда Пензенской губ.- 1865 Санкт-Петербург
— художник, из пензенских мещан, ученик Варника.
В детстве пристрастился сначала к музыке, потом к столярному ремеслу. Добравшись до Петербурга, он начал посещать Академию Художеств в качестве постороннего ученика и оказал большие успехи в портретной живописи.
В 1824 г. он получил 1-ую и 2-ую серебряные медали за рисунки.
Комитет Академии полагал произвести его в звание художника 14-го класса за исполненные им работы, но государь собственноручно написал такую резолюцию на записке управляющего Комитетом: "Я работу видел и нахожу, что рано давать чин; предоставить через год представить вновь работу и если усовершенствуется, то тогда можно будет дать чин".
После этого Легашов продолжал заниматься художеством и в сентябре 1829 г. представил через президента на Высочайшее усмотрение написанный им портрет генерал-майора Хатова, но и на этот раз его работа не была признана удовлетворительной, и ему было объявлено, что "Его Величество, будучи недоволен рисунком его портрета, а особливо изображением рук, не соизволил на производство Легашова в чин 14 класса, — притом заметил, что столь несовершенной работы не следовало бы и представлять".
Однако в конце 1829 г. Легашов получил чин и отправился в Китай при миссии. Здесь он быстро получил известность среди китайцев, которые, отбросив свои вековые заблуждения и предрассудки, толпами стекались в русское подворье, требуя портретов.
Из отчета, присланного Легашовым в 1839 году, видно, что им в Пекине было исполнено 26 больших исторических и духовных картин и 24 портрета с важных китайских сановников.
Кроме того, для русского подворья и храма при нем им были написаны: "Образ Спасителя", "Св. Дева", "Успение Богородицы", "Св. царица Елена", "Архистратиги Михаил и Гавриил", "Иисус Христос в Гефсиманском саду" и многие другие.
Вернувшись из Пекина в 1841 г., Легашов просил Академию дозволить ему изготовить китайские краски и назначить его преподавателем; но в этом ему было отказано: Академия нашла, что европейские краски лучше китайских, а познания Легашова не так велики, чтобы определить его наставником Академии.
Легашов гравировал крепкой водкой, почти в одних контурах, китайские типы и сцены.
Скончался он 1865 г.
А. Н. Андреев, "Живопись и живописцы главнейших русских школ", стр. 560. — П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. СПб. Академии художеств", ч. II, стр. 199, 240, 241, 429. — Д. А. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов ХVI—XIX вв.", стр. 403. — "Иллюстрированная Газета", 1865 г., № 36. {Половцов}
Портрет китайца в меховой шапке Portrait of a Chinese in a Fur Hat 1830-е |
Портрет молодого китайца . Portrait of a Young Chinese 1830-е Холст, масло. 25,5 х 23,5
|
Портрет пожилого китайца. Portrait of an Elderly Chinese
1830-е
Холст, масло.25 х 23,5
Государственный Русский музей.
На обороте холста красным карандашом: 3770 приписывалось Легашову Г. Р. М. Инв. № 7828; простым карандашом: из коллекции А. Бенуа № 46 акт 29/IX
33г.
Поступил: в 1933 из собрания А. Н. Бенуа (Ленинград)
Сцена из китайской жизни. Scene from Chinese Life
Между 1842 и 1865
Холст, масло.
46 х 59,5
На холсте справа внизу красной краской: 1446;
Поступила: в 1911 от Н. И. Критской (Санкт-Петербург)
Ж-3766
В Каталоге 1980 не датирована.
Г. В. Смирнов считал, что картина написана во время пребывания Легашова в Китае (Смирнов Г. В. А. М. Легашев. К. И. Корсалин. И. И. Чмутов. Л. С. Игорев. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX в. М., 1958. С. 548).
Е. В. Нестерова полагает, что работа написана художником вскоре после его возвращения в Петербург (Нестерова Е. В. Из истории российской духовной миссии в Пекине: художник А. М. Легашев. РАН. Кунсткамера. СПб, 1994. Вып. 4. С. 150).
Картина выполнена не с натуры. Вероятно, материалом послужили собственные наброски и этюды, сделанные во время путешествия, акварели китайских художников, а также гравюры и литографии с рисунков жанрово-этнографического характера, переработанные европейскими мастерами. Эти работы были опубликованы в книге: de Malpiere "La Chine: moeurs, usage, costumes, art et métiers" (Paris, 1825-1827). Поэтому нижняя временная граница датировки определяется датой возвращения художника в Петербург, верхняя - его смертью.
Лесной пейзаж с озером. A Forest Landscape with a Lake 1842-1865 Холст, масло. 63 х 93,5
Слева внизу подпись: Легашовъ [18..] |