Календарь. 13 апреля 2011 года
13 апреля 1895 г. 116 лет назад
Подписан высочайший указ об учреждении в Михайловском дворце Санкт-Петербурга «Русского музея императора Александра III» (ныне — Государственный Русский музей)
Идея организации государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины 19 века. Александр III был ценителем искусства и очень хорошо разбирался в живописи. Именно ему принадлежит мысль создания всенародного музея произведений искусства. В Москве тогда эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея, а в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было.
Задуманное Александром III осуществил его сын – император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае 1895 года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.
Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Николай II предписал Главному Казначейству открыть кредит для музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о музее говорилось, что он основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
(7) 19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Изначально в нем было три отдела: художественный, этнографический и историко-бытовой. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований. Главным меценатом выступила царская фамилия.
Художественное собрание музея также формировалось из разных источников – произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею знаменитую коллекцию князя А.Б.Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя.
В музее можно было увидеть иконы Рублева, «Бурлаки на Волге» Репина, «Последний день Помпеи» Брюллова и многие другие знаменитые работы Васнецова, Серова, Сурикова, Перова, Айвазовского, Левитана, Врубеля…
Сегодня Русский музей – крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства, это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской и научно-методической работы, курирующий деятельность 260 художественных музеев страны.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. Также к музейному комплексу относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, Летний и Михайловский сады.
Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, как в России, так и за рубежом. В 1992 году указом президента РФ Государственный Русский музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.
Родились:
советский композитор, автор музыки Гимна СССР
В 1918 году Александров был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. В 1926-1930 годах он был руководителем Московской государственной академической капеллой, которая при Александрове достигла крупных успехов. В 1928 году он явился организатором Ансамбля песни и пляски Советской армии. Этим ансамблем он руководил до самой смерти, а после него эстафету подхватил его старший сын Борис, который и дал ансамблю имя отца.
В 1937 году Александров был удостоен звания Народного артиста СССР. В историю он вошел как автор музыки к гимну СССР, который впервые прозвучал в ночь под Новый, 1944 год. Этот гимн оказался настолько значительным, что после небольшого перерыва он вновь зазвучал как гимн России, уже с новыми словами. Александров дважды получал Сталинскую премию, (вторую - посмертно).
Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине во время гастролей ансамбля.
английский композитор
русский живописец и литератор
107 лет назад 13 апреля 1904 года в самом начале Русско-японской войны в Порт-Артурской бухте подорвался на японской мине броненосец «Петропавловск».
Погибло около 700 человек, среди них – командующий российским Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Макаров и знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин.
[240x239] Василий Васильевич Верещагин
Василий Васильевич Верещагин родился (14) 26 октября 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне этот город входит в Вологодскую область). Его отец был уездным предводителем дворянства. Это была типично помещичья семья, свято чтившая дворянские традиции.
Попытка выстроить сыну военную судьбу завершилась неудачей: после учебы в морском кадетском корпусе он, получив звание гардемарина флота, и имея блестящие служебные перспективы, принимает решение бросить военную службу и поступать в петербургскую Академию художеств. Родные приняли это решение в штыки. Произошел фактический разрыв Верещагина с взрастившей его сословной средой.
Академия, принимая во внимание одаренность Верещагина, назначила ему стипендию. Трех лет Верещагину хватило, чтобы понять, что в Академии занимаются «чепухой». В 1863 он уехал на Кавказ, где много рисовал с натуры, а через год отправился в Париж. Целую зиму усердно учился в Школе изящных искусств. Потом был снова Кавказ, и снова Париж, и родная река Шексна.
С 1867 года Верещагин путешествует – Средняя Азия, Германия, Индия… Из каждого путешествия привозится множество работ. С началом русско-турецкой войны за освобождение балканских славян Верещагин помчался на Балканы. В 1878-80 годах в Париже он создал Балканскую серию – пожалуй, самую резкую в ряду его живописных циклов. С восторгом принятая в демократической среде, эта серия вызвала большое неудовольствие императора. В Верещагине заподозрили «революционера».
![]() |
Старые развалины |
Это художника не остановило: в последующие годы (а их живописцу было отпущено еще более двух десятков) он неустанно колесил по свету. Европа, Индия, Ближний Восток, центральная Россия, США, Крым, Филиппины, Куба – вот основные географические вехи этой замысловатой кривой.
Из-под кисти Верещагина выходили новые замечательные картины, он стал записным литератором, издав несколько книг, публиковал статьи по теории искусства. По всему миру устраивались персональные выставки Верещагина, всякий раз получавшие широкий общественный резонанс.
Погиб художник 13 апреля 1904 года, находясь на флагманском броненосце «Петропавловск», когда тот напоролся на японские мины. Буквально за несколько минут до катастрофы очевидцы видели, как Верещагин что-то зарисовывал в своем рабочем блокноте…