• Авторизация


Гойя. 265 лет со дня рождения 30-03-2011 20:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Франсиско Хосе де Гойя
1746 - 1828
265 лет назад родился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес.

 
История живописи не знает наследия, превосходящего по своей обширности то, что оставил нам он. Как мало было у него времени на то, что приписывала ему молва: пьянствовать, драться на дуэлях, участвовать в корридах, ухаживать за герцогиней де Альба.

  [464x699]

"Автопортрет" 1786.

 Когда спустя несколько лет после смерти художника вспыхнул интерес к его работам, подлинных свидетельств о нем осталось совсем немного. Имя его окружила легенда. Его личность связывали с героями портретов и рисунков, обстоятельства жизни пытались воспроизвести по сюжетам картин.
 

  •  
  • Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Он вышел из среды, которая отличалась грубыми манерами, непритязательным вкусом и необразованностью и стал величайшим художником, из картин которого, подобно вспышке молнии, рождаются идеи, устремленные к самым сложным и возвышенным вопросам, поднятым человеческим разумом. Он – некая тайна, огромная загадка, которую можно лишь как-то объяснить, но не разрешить».
     

 

[597x699]
 

 "Автопортрет " 1815 .Прадо, Мадрид

 " Моими учителями были природа, Веласкес и Рембрандт"

[606x731]

 Mariano Goya, the Artist's Grandson. 1827. Oil on canvas, 52 x 41.2 cm. Private collection

 

 
 
Isabel de Porcel1804-05 Oil on canvas 82 x 54 cm-National Gallery, London
 

[575x699]

 "Молочница из Бордо" 1827

 

[601x699]

 "Maria Teresa de Borbon y Vallabriga" 1783

 

[527x698]

 "Портрет Фердинанда VII"


 

[452x698]

 "Фердинанд Гиймарде, французский посол в Испании" 1798-1800

 

[434x699]

 "Герцог Альба" ок. 1795

 

[400x593]

 "Портрет герцогини Альбы" 1795

 

[495x699]

 "Портрет герцогини Альбы" 1797

 

[700x575]

 "Портрет семьи короля Карла IV" 1800 Прадо , Мадрид

 

[401x699]

 "Святой Георгий"

 

[482x698]

 "Portrait of Narciss Baraniana de Goycoechea"
 

[436x699]

 "La tirana"

 

[573x699]
 " Мария Луиза Кавальо"

[565x699]

 " Портрет актрисы Антониа Зарате" .1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

[448x700]

 "Махи на балконе"

 

[699x437]

 "Маха одетая" 1798 - 1805, Прадо, Мадрид

 

[614x302]

 "МАХА обнажённая" 1800, Музей Прадо, Мадрид

 

[555x699]

 "Sabasa y Garcia"

 

[519x699]

 " La aguadora"(Девушка с кувшином) ок. 1812

 

[450x698]
 

 "Портрет Марианны Вальдштейн"

 

[700x537]

 "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" 1814 Прадо, Мадрид

 

[504x699]

 " Весна "

[699x683]

 "Жмурки"

[475x683]

 "Сбор винограда" 1786

 

В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.

В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).

Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через пять месяцев родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.

По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.

В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 гг. художник переносит тяжелую болезнь, в результате которой теряет слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799) — сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.

В 1796 году муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалузию, и берет Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо). После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.

В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).

Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820–1823, росписи находятся сейчас в Прадо).

Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827–1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.


http://worldartlife.com.ua/12.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гойя. 265 лет со дня рождения | Студия_ТНС - Студия ТНС | Лента друзей Студия_ТНС / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»