[464x699]
"Автопортрет" 1786.
Когда спустя несколько лет после смерти художника вспыхнул интерес к его работам, подлинных свидетельств о нем осталось совсем немного. Имя его окружила легенда. Его личность связывали с героями портретов и рисунков, обстоятельства жизни пытались воспроизвести по сюжетам картин.
"Автопортрет " 1815 .Прадо, Мадрид
" Моими учителями были природа, Веласкес и Рембрандт"
Mariano Goya, the Artist's Grandson. 1827. Oil on canvas, 52 x 41.2 cm. Private collection
[575x699]
"Молочница из Бордо" 1827
[601x699]
"Maria Teresa de Borbon y Vallabriga" 1783
[527x698]
"Портрет Фердинанда VII"
[452x698]
"Фердинанд Гиймарде, французский посол в Испании" 1798-1800
[434x699]
"Герцог Альба" ок. 1795
[400x593]
"Портрет герцогини Альбы" 1795
[495x699]
"Портрет герцогини Альбы" 1797
[700x575]
"Портрет семьи короля Карла IV" 1800 Прадо , Мадрид
[401x699]
"Святой Георгий"
[482x698]
"Portrait of Narciss Baraniana de Goycoechea"
[436x699]
"La tirana"
[573x699]
" Мария Луиза Кавальо"
[565x699]
" Портрет актрисы Антониа Зарате" .1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург
[448x700]
"Махи на балконе"
[699x437]
"Маха одетая" 1798 - 1805, Прадо, Мадрид
[614x302]
"МАХА обнажённая" 1800, Музей Прадо, Мадрид
[555x699]
"Sabasa y Garcia"
[519x699]
" La aguadora"(Девушка с кувшином) ок. 1812
"Портрет Марианны Вальдштейн"
[700x537]
"Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" 1814 Прадо, Мадрид
[504x699]
" Весна "
[699x683]
"Жмурки"
[475x683]
"Сбор винограда" 1786
В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через пять месяцев родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.
По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.
В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 гг. художник переносит тяжелую болезнь, в результате которой теряет слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799) — сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1796 году муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалузию, и берет Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо). После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.
В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).
Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820–1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827–1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.