Иоганн Штраус - Johann STRAUSS -отец
(1804 - 25.9.1849)
Родился 14 марта 1804 года. Сегодня 207 лет со дня рождения Штрауса-отца.
австрийский композитор, дирижер, скрипач. Он был одним их популярнейших мастеров танцевальной музыки, автором 152 вальсов, но еще большей славы достиг его сын, носивший такое же имя и названный современниками "королем вальса".
Отец великого сына
Несколько слов об этом замечательном человеке.
Иоганн Штраус-отец родился 14 марта 1804 года в семье трактирщика. Правда,
семейное предание называло другого отца – некоего испанского гранда, который
остановился в гостинице его формального папы. Иные же утверждали, что в нем
течет еврейская или цыганская кровь. В любом случае, некая южная кровь сильно
сказалась во внешности его гениального сына. Но тогда до гениального сына было
еще ох далеко!..
В год Иоганн Штраус-отец становится сиротой. Трудная жизнь приводит его в один
из оркестриков, который концертировал в кабачках и ресторанчиках Вены. Здесь он
встречает Йозефа Ланнера – своего многолетнего друга и конкурента. Они
организуют оркестр, а с 1825 года Штраус создает свой собственный ансамбль.
Анна Штраус – мать Иоганна Штрауса
Иоганн женится по любви, с супругой ему везет. Анна Штраус чрезвычайно
музыкальна и домовита. Она рожает ему трех сыновей.
Уже в 30-е годы Иоганн Штраус-отец – кумир венцев и всей Европы. В 1834 году во
время гастролей в Берлине он получает приглашение от русского царя посетить
Петербург. Предложение крайне выгодное. Но, увы, Штраус имеет массу обязательств
перед антрепренерами.
В 1837 году карьера Штрауса-отца достигает своего апогея: ему рукоплещет Париж.
Обер и Галеви, Шуман и Мендельсон, Мейербер и Керубини воздают ему жаркую хвалу.
Бесконечно требовательный и желчный Гектор Берлиоз пишет благосклонную статью о
нем. В следующем году Штраусу покоряется Лондон, где он участвует в коронации
королевы Виктории.
Золотой дождь сыплется на Штрауса-старшего. Но вместе с ним – недомогания,
связанные с хроническим переутомлением, и невзгоды в области личной жизни. Он
покидает семью, находит утешение с новой женой.
Свою карьеру Иоганн Штраус-старший кончает довольно странно. Разражается
революция 1848 года. Он оказывается в немногочисленном стане сторонников
монархии Габсбургов и пишет знаменитый «Марш Радецкого». Граф Радецкий стал
одним из душителей революции в Вене. Вот его-то и прославил Штраус-отец! Однако
марш оказался таким зажигательным, что его до сих пор ТАНЦУЮТ венцы на всех
балах. Он стал почти неофициальным гимном Австрии.И ежегодно исполняется на
новогодних концертах из Золотого дворца Вены, которые транслируются и по
телеканалу "Культура"
25 сентября 1849 года Штраус-отец умирает от скарлатины. Его провожает вся Вена,
на время похорон позабыв о политических дрязгах…
Но обида на отца за мать осталась жить в сердцах трех его сыновей: Иоганна.
Йозефа, Эдуарда.
«Доброе утро, Иоганн Штраус-сын!»
Будущему гению венского вальса Штраусу-сыну (25.10.1825 – 3.06.1899) было за что
обижаться на папу и помимо разрыва того с матушкой. Верный прагматическим
веяниям эпохи Иоганн Штраус-отец ЗАПРЕТИЛ старшему сыну заниматься музыкой! Он
мечтал пустить его по коммерческой части. Застав как-то своего первенца со
скрипкой в руках, Штраус-старший запер ее в сундук. Тогда мать купила маленькому
Иоганну новую скрипку. Занимался музыкой он тайком.
Жизнь семьи, из которой ушел кормилец, стала весьма непростой, материальные
условия стеснены. Тем не менее, Иоганн решительно выбирает путь дирижера и
композитора. В отличие от отца он получает превосходное профессиональное
образование. Правда, оно требует от него сочинения «серьезной» музыки, а его
тянет к вальсам и полькам. Скрепя сердце Иоганн пишет… духовную кантату!
И это очень помогает ему: приняв во внимание почтенный жанр сочинения,
муниципалитет Вены дает юноше право выступить как дирижеру и композитору.
Наверное, некоторые чиновники интриганы потирали руки, выдавая ему лицензию. Они
предвкушали скандал. В самом деле, объявленный на 15 октября 1844 года концерт
Иоганна Штрауса-сына вызвал в венском обществе бурю споров и сплетен. Как! Сын
смеет вступать в конкуренцию с отцом, признанным мэтром жанра!..
Мода 40-х годов 19 века
Больше всего был возмущен сам «пострадавший»: сын прислал ему ко всему прочему и
письмо, полное явных упреков.
Вот отрывок из него: бесподобный стиль эпохи и жизненные обстоятельства, в нем
изложенные, весьма выпукло предстанут перед современным читателем:
«Дорогой отец, я полностью отдаю себе отчет в том, что в качестве преданного
сына, искренне почитающего как отца, так и мать, мне невозможно принять участие
в Ваших так печально сложившихся взаимоотношениях, приведших к глубокому
противоречию мои чувства сыновней любви и благодарности. Вот почему я решил
воспользоваться талантом, развитием которого я обязан моей матери, находящейся в
данное время без поддержки и средств к существованию, чтобы отблагодарить ее в
меру моих скромных возможностей…»
Первый вальс, с которым Иоганн Штраус-сын дебютировал перед публикой, он назвал
«Сердце матери». Но осторожная Анна Штраус настояла на том, чтобы дебютант
переименовал его в «Надеющийся на благосклонность». Этот вальс бисировали
четырежды! И дальше в тот вечер все шло по нарастающей. Последний свой вальс («Аллегорический»)
Штраус-сын повторил по требованию восторженной публики 19 раз!
Наконец, сверх программы он исполнил один из лучших вальсов отца – «Лорелею».
Великодушие победителя покорило всех.
Наутро газеты вышли с заголовками: «Доброй ночи, Йозеф Ланнер; добрый вечер,
Иоганн Штраус-отец; доброе утро, Иоганн Штраус-сын!»
Иоганн Штраус – модный композитор
Семейное предприятие
Наступила пора бешеного успеха и бешеной работы. По обычаям того времени на
КАЖДЫЙ бал руководитель оркестра должен был приносить новое сочинение! Если
учесть, что приглашения сыпались практически ежедневно, то можно себе
представить, почему Штраус-сын писал на салфетках, манжетах и простынях. Еще
удивительнее было то, что качество его произведений при этом поточном методе
только возрастало!
Но все же нагрузки были неимоверными: репетиции, концерты, гастроли, сочинение
все новой музыки, руководство оркестром и финансовые дела, со всем этим
связанные… В 28 лет Иоганн Штраус-сын слег от переутомления.
И тогда его поддержали братья: Йозеф и Эдуард. Собственно, они-то как раз не
собирались становиться музыкантами. Йозеф был прекрасным инженером, Эдуард
планировал стать дипломатом. Но болезнь брата заставила их встать за дирижерский
пульт и… по традиции предложить публике сочинения собственного производства.
Удивительно, но им сопутствовал успех! Вальсы Йозефа более меланхоличны и полны
тонкой грации, польки и галопы Эдуарда стильны и милы. Теперь венцы даже не
спрашивали, какой из братьев Штраус автор той или иной вещи. Нередко новые ноты
так и выпускались под общей семейной вывеской…
И все же признанным королем венского вальса оставался, естественно, Иоганн.