Предлагаю ознакомиться с работами уникального человека, выдающегся ученого - Орлова Юрия Михайловича, доктора психологических наук, профессора педагогики, психологии и философии. Под катом выдержки из его работ, а также ссылки для скачивания книг Орлова в эл.варианте, а также лекции в мр3 по теме "Обида" и "Индивидуальность"в плеере для прослушивания онлайн.
Выдержки из работ Ю.М. Орлова:
Надо понять, что человек, находящийся во власти эмоций или слабо контролирующий их, почти беззащитен перед опасностями любви. Поэтому-то трагедии в жизни чаще происходят с теми, кто слаб духом и одновременно любит или очень сильно любит.
Можно быть уверенным в том, что тот, кто управляет своими чувствами, имеет больше возможностей поступать разумно и в любви. Представление о том, что любовь – это рок, которого мы не можем избежать, неверно. Действительно, человек влюбляется непроизвольно. Вы также не можете самопроизвольно или по заданию влюбиться в определённого человека. Но иначе обстоит дело, когда вы уже влюбились. То, что происходит с этой любовью, после того как она начала работать в вашей душе, уже полностью зависит от вас. Вы можете её разрушить или взрастить.
От мысли зависит моё благополучие или страдание. Если я думаю, например, что она меня любит, я счастлив, если же нет – страдаю. Причём не имеет значение правильно или неправильно я думаю; главное – я сам её люблю, и поэтому это отношение делает моё благополучие зависимым от моих мыслей. Получается, что именно от своих мыслей радуюсь или страдаю.
А как же быть, если мучительно страдаешь от неразделённой любви, можете спросить вы. Я могу с уверенностью сказать, что это хороший повод, чтобы наконец выздороветь. От такой любви нужно лечиться, как от любой навязчивости.
Та же самая навязчивость, привязанная любовь, сочетаясь с переживаниями потери, обиды, зависти, оскорбления, ущемлённого достоинства, неудачи, стыда, чувства неполноценности, вызывает невыносимые страдания, которые принимаются за страдания от любви. Ещё бы! Ведь столько эмоций, разбитых надежд, растоптанных чувств суммируются в одном месте. Можно было бы избежать этого страдания, если бы любовь была здоровой, а не невротической навязчивостью.
Неразделённая любовь, связываясь с чувством неполноценности или неудачей в жизни, приводит к отчаянью, потерей самого себя и часто к потере смысла жизни.
Главным внутренним источником ревности является чувство неполноценности: "Все другие мужчины (женщины) лучше меня". Ревность может возбуждаться ущемлёнными и навязчивыми чувствами обладания, собственности, доминирования и власти. Ревность также стимулируется патологическим сомнением, повышенной тревожностью.
Страдающий чувством неполноценности не может представить себе, что его могут любить ни за что, просто, что он существует. Если ревнивца даже и принимают таким, каков он есть, то это не снимает его ревности, так как он сам всё равно не принимает себя. Этот вид ревности стимулируется наличием идеалов, которым ревнивец не соответствует и которые способны свернуть шею любому, а не только ему самому.
То, что в обыденной жизни именуется любовью, на самом деле часто представляет собой оголтелое и навязчивое насилие одного над другим. В тех случаях, когда любимая жертва проявляет самостоятельность, это вызывает приступ чувства ущемления власти и обладания, которые стимулируют ревность. Носитель этого вида ревности не интересуется тем, любят его или нет. Для него обладание и есть любовь. Здесь удовлетворение властью и сексом рассматривается как любовь.
Следует помнить, что проявление ревности всегда направлены на то, чтобы причинить страдание тому, кого ревнуют, поэтому если много ревности, то много и напряжённости, агрессии и гнева.
Если любимый человек считает возможным подвергать вас мучениям ревности, то, естественно, возникает вопрос, любит он вас или нет.
Любовь – способность человека жить жизнью другого, радоваться его радостью, страдать его страданием, то есть способность радоваться отражённой радостью, наслаждаться отражённым наслаждением. Причём такое восприятие радости другого оказывается истинно человеческим, так как отражённая радость оказывается более действенной, значимой, чем непосредственно собственная радость. Любовь – отрицание эгоизма и самости, концентрация в другом, слияние двух Я в одном, исчезновение в "Мы".
Формула любви, ненависти и равнодушия проста: если мне хорошо от того, что тебе хорошо, и хочу, чтобы тебе было лучше, ради этого отказываюсь от себя, то я тебя люблю… Если мне хорошо от того, что тебе плохо, – я тебя ненавижу… Если мне безразлично, хорошо ли тебе или плохо, я равнодушен.
Есть люди, которые живут в воображаемом идеальном плане и не видят реальной возможности любви с конкретным человеком, да и часто бывает, что они не в состоянии любить реального человека, так как его любить труднее, чем воображаемого человека, которого мы наделяем лучшими чертами и свойствами. А реальный человек может быть и хорошим, и плохим. Главное – принять его таким, какой он есть на самом деле, и любить его. А хороших, да ещё в воображении, любить легко.
Кризис проявляется прежде всего в том, что потребности и желания не удовлетворяются. Поэтому чем сильнее потребности, тем сильнее переживание кризиса. Если мы в состоянии управлять своими потребностями, то проявления кризиса уменьшаются. Воля и знание способствуют управлению потребностями.
Большинство потребностей, которые есть у меня, свойственны и другим. Тогда в чём же люди отличаются друг от друга? Видимо, в том, как они реагируют на возбуждение потребностей, как могут управлять своими потребностями и каким образом их удовлетворяют. Тот, кто полностью находится во власти потребностей, очень сильно отличается от того, кто контролирует или сдерживает свою потребность, может одну потребность заменить другой или вовсе отказаться от одной из них. Значит, познание самого себя состоит не только в том, чтобы знать, какие у тебя потребности, но и в том, чтобы понимать, насколько они тебя слушаются. Итак, одной из главнейших задач самовоспитания является приобретение способности контролировать свои влечения, желания и потребности, а не только их знать.
Страдание от неуспеха может привести к полной депрессии и даже отказу от жизни, если индивид полностью отождествляет себя с успехом, суживая свою жизнь до одного-единственного канала освобождения энергии. Этот человек – не индивидуальность, а только придаток своей потребности.
Способность человека быть твёрдым перед испытаниями судьбы состоит в том, что он может взглянуть на свои проблемы с более широких и высоких позиций, может взять под контроль сознания работу своих переживаний, какими бы они ни были. Однако людям нравится сужение сознания до пределов отдельной страсти, если они считают эту страсть ценной, например любовь, отмщение за оскорбление, насилие в пользу дела. Сужение сознания, с одной стороны, увеличивает количество энергии, которое освобождается в поведении, регулируемом этим суженным сознанием, а с другой стороны - делает поведение человека более предсказуемым. Поэтому мы всегда удовлетворены тем, что сознание другого человека сузилось до пределов ценной страсти. Но мы при этом забываем, что суженное сознание, связанное с отрицательной страстью или со страстью, приводящей к конфликту, делает этого человека несчастным и ведёт к гибели.
Все, что существует, имеет свой положительный и отрицательный смысл. Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании, в частности, приспособлении людей друг к другу. Например, когда я обижаюсь на другого, он страдает от чувства вины, так как его поведение не соответствует моим ожиданиям, и он должен изменить свое поведение так, чтобы меня не обижать. Следовательно, эмоции выполняют положительные функции в приспособлении людей друг к другу и не обязательно эти эмоции совсем уничтожать, хотя это почти невозможно по желанию сделать. Но когда в жизни отдельного человека получается так, что эмоции у него или недоразвиты или подавлены, возникает эмоциональная тупость, являющаяся симптомом болезни, шизофрении. С другой стороны, если эмоции развиты чрезмерно, то они приносят и страдание и большие неудобства в жизни. Чрезмерно обидчивый или боязливый человек не только сам страдает, его нервы быстро истощаются, но он еще и невольно заставляет страдать других.
Еще пример полегче: вы обиделись, а ваш желудок защищает вас от обиды тем, что выделяет кислый сок в пустой желудок без приема пищи, хотя вам не до еды. Обида стимулирует приступ язвенной болезни, который облегчает состояние обиды, так как психическая энергия обиды начинает работать в поджелудочной железе и состояние обиды ослабляется. Энергия обиды, таким образом, преобразуется в боль в желудке. А лечащий врач, не зная этого, назначает диету и что-то бормочет о слабости слизистой и наследственности... Ваш организм ведет себя так потому, что вы язвенная личность. А у другого на страже его благополучия стоит желчный пузырь. Он тоже защищает его, например, от обиды тем, что в момент обиды, которая была причинена за обедом, закрывает сфинктер. Съедено что-то жирное, казалось бы, выделяй желчь в тонкую кишку, чтобы растворить жир. Но этот глупый пузырь закрывается и просто таки лопается от давления! Ведь печень знает свое дело и не перестает выделять желчь. В приведенных примерах боль в желудке или желчная колика спасают вас от обиды. Но какой ценой! Ценой психосоматической болезни. Мне незачем приводить еще примеры, когда наши эмоции делают нас несчастливыми и больными. Каждый легко может найти их в своей жизни и в жизни других. Человеку, когда ему плохо, хочется чтобы стало лучше.
Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье. В основе саногенного мышления лежат две вещи: первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции. Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость. Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей. Принцип саногенного мышления "Усилие на грани приятного" освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.
Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций. Мы обижаемся на любимых, а также и на тех, с которыми связаны каким либо соглашением, явным или неявным. Если тебя лягнет осел, то ты, наверное, пока в своем уме, не будешь обижаться на него. Обижаются только на тех, кого любят. Если я вижу, что мой друг или любимый пренебрегает моими интересами, не держит слова или еще кое-что в этом роде, то я обижаюсь. Чтобы обижаться, нужно еще признавать обидчика подобным себе. Я не буду обижаться на глупого, или на человека, который сейчас не в своем уме. Но если это -друг, возлюбленная, жена, мать, брат, то я могу обидеться.
Обида вызывает гнев. Когда я гневен, мне легче, так как психическая энергия при этом отнимается от обиды и сознание концентрируется в эмоции гнева. В гневе я перестаю переживать обиду. Ведь страдание обиды "тонкое", в то время как гнев "работает" в более грубой и древней части души, протекает по застарелым каналам поведения. Гнев переносится легче, чем обида. Гневу миллионы лет, он старше, а способность обижаться возникла лишь при моей индивидуальной жизни. Гнев отнимает психическую энергию от обиды и берет ее для собственного пользования, ведь для реализации гнева в агрессивном поведении нужна энергия. Поэтому, как только я начинаю сердиться, обида облегчается, так как мои мысли заняты только тем, как обидчику в ответ причинить какой-либо ущерб. Обиженные всегда злы и агрессивны. Поскольку я обидчика по определению люблю, то возникает конфликт: "Гнев на того, кого люблю. Я воздерживаюсь от явного нападения, но я нападаю на обидчика в уме. Эта умственная агрессия и сдерживаемый гнев разрушают мое тело, причиняет болезни. Обидчивые - всегда больны.
для контроля обиды мне нужно лучше понять себя и понять другого. Понять себя, означает осознать свои ожидания, направленные на поведение другого человека в данной ситуации. Следовательно, я должен сделать объектом внимания именно те программы поведения, которые я в данной ситуации приписываю другому человеку.
Понимание другого предполагает объяснение причин его поведения в данной ситуации. Понять другого - предвидеть его поведение. Любой акт общения двух людей предполагает предположения о том, что будет делать другой. Эти предположения проверяются путем оценки осуществленного акта общения. Если мое предположение безошибочно, результат не расходится с ожиданиями, то никакой обиды не будет.
Поставить себя на место обидчика. Это потребует от меня взглянуть на ситуацию с позиций другого, в данном случае глазами моего обидчика. Итак, он вел себя иначе. Знает ли он о том, как он должен был бы вести себя в этой ситуации? Тут могут быть только следующие варианты ответов: не знает; нам иногда кажется, что другой человек знает о моих мыслях и намерениях. На самом же деле он не знает. Именно это чревато ошибками общения; чтение мыслей другого человека всегда приводит к конфликту. Ведь мы можем их прочитать неправильно.
Знает, но в данный момент его ум был занят другими мыслями, скажем, у него болел бок, или его оскорбил продавец и он обдумывает планы мести; у каждого своя причина. На эту тему можно фантазировать до бесконечности, однако это не приносит пользы. Но это настраивает меня на философский лад и приводит к различному употреблению знания: знает, но не умеет вести себя так, как надо, если бы даже и хотел,
знает, но он хочет меня наказать и преднамеренно отклоняется от программы, которую приписываю ему я.
Понять другого человека можно только через знание мотивов его поведения. Зададим себе вопрос о мотивах.
Каковы его мотивы? Его поведение отклоняется от моих ожиданий потому, что у него кроме меня есть другие интересы, намерения и желания. Каковы они? Может быть, ему просто не хочется делать то, к чему я вынуждаю его своими явными ожиданиями, и он сознательно сопротивляется моему программированию? и т.п. Попытка уяснить мотивы другого делает нас реалистичными.
Принятие другого каким он есть, не переставая его любить и не изменяя отношения к нему- составляет сущность прощения. Простить, значит принять его таким, каков он есть. Обида растворяется в тепле прощения. Нам становится легче с того момента, когда мы принимаем его безусловно. Если тебе кажется, что кто-то виноват перед тобой, - забудь это и прости. И если прежде не испытал этого, ты узнаешь новую радость - прощать. Л.Толстой. Радость, о которой говорит Толстой, представляет собою удовлетворение, возникающее, вследствие избавления себя от обиды, а другого-от чувства вины. Прощение также состоит в том, что я перестаю оценивать другого, не сужу его. Спаситель был убежден в том, что как только человек перестает судить другого человека, он становится терпимым к себе и другим и освобождается от обид и перед ним здесь и теперь приоткрывается дверь в Царствие Небесное.
Отказываясь судить, я отказываюсь сравнивать. Отказ от сравнения поведения другого с моими ожиданиями, отказ от оценки ослабляет воздействие рассогласования ожиданий и реальности. Судить другого человека - значит совершать глупость, ошибку, ибо приходится сравнивать личность с чем-то безличным, с некоторым стандартом. Тот, кто понимает это, может легко отказаться от сравнения, легко познает сущность своей обиды.
"Не судите, да не судимы будете; ибо, каким судом судите, таким будете судимы". Мтф.7.1-5. Когда я оцениваю поведение другого, сужу его, то немедленно получаю возмездие за не христианское действие в данном случае в виде обиды, которая полностью захватывает мою душу. Принятие другого облегчается, если я стараюсь понять его, принимаю его свободным и вольным поступать по своему усмотрению. Принимая его, я понимаю его мотивы, его эмоции, его желания, его отношение ко мне. Может быть, ему просто не хочется делать то, что он усматривает в моих ожиданиях? Наиболее полная информация о поведении и чувствах другого позволяют мне оправдать обидчика, что способствует нейтрализации обиды. Саногенное мышление обиды должно основываться не на осуждении обидчика, а на его оправдании, поиске этого оправдания.
Для саногенного очищения памяти не нужно стараться забыть обиды, как это обычно рекомендуется доморощенными психологами. А, наоборот, для акта угашения нужно вспоминать обиды, но правильно и саногенно. Для саногенного угашения достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить ситуацию прошлой обиды, вспомнить и обдумать все ее элементы в соответствии со структурой, которая тебе уже известна: свои ожидания, поведение другого. Воспроизведение состояния обиды без повторного ее переживания как раз и приведет к угашению эмоционального заряда, связанного с подобными ситуациями. Таким образом, ты очищаешь свою память от обид прошлого и в результате становишься не обидчивым в настоящем. А когда от страха перед переживанием ты стараешься не вспоминать обиды прошлого, то происходит их сохранение, консервация в бессознательном уме. Обиды прошлого заряжают энергией обиды настоящего. Боясь воспоминания обид, мы невольно становимся обидчивыми. В результате саногенного угашения обиды меняется энергетика этой психической
функциональной системы. Повторение образов неприятных чувств в состоянии покоя ведет к отнятию психической энергии от этих психических структур, что приводит к общей релаксации и покою. Поэтому для психического оздоровления себя важно научиться а) приводить себя в состояние покоя и б) подробно вспоминать нужные обстоятельства и свои состояния, а не забывать их. Ложная мудрость-"Забудь все плохое и тебе будет хорошо" -обычно приводит к накоплению энергии в бессознательном, которое неминуемо будет порождать болезнь. Не ленитесь вспомнить все плохое и размыслить его саногенно. Ведь мы осуждаем хозяйку, которая при уборке, ленясь, заметает мусор в темные углы, вместо того, чтобы вымести его вон из дома или сжечь.
Сосредоточив внимание на самой обиде, а не на обидчике и обстоятельствах обиды, я отстраняюсь от обиды и тем лишаю ее возможности программировать мое поведение. Энергия обиды отнимается и она ослабевает. Поэтому искусство отстранения, делая саму эмоцию объектом умозрения, является искусством регуляции эмоций. Чтобы управлять эмоцией недостаточно ее сдерживать, но нужно еще уметь делать ее объектом умственного созерцания. Сдерживание до определенного момента усиливает эмоцию. Поэтому путем прямого сдерживания с эмоциями невозможно справиться. Требуется отстранение. Саногенное мышление включает в себя искусство и приемы отстранения. Искусство созерцания включает в себя умение отстраняться от объекта созерцания.
Если я созерцаю свою обиду, то есть стараюсь путем саногенного мышления понять источник происхождения моих ожиданий, оцениваю их реалистичность, понимаю обидчика, то отстранение от обиды происходит легко. Еще лучше, если я понимаю вредность обиды. Вредное, неприятное отталкивает и нужно этот импульс использовать. Хорошо, если есть опыт интроспекции других эмоций. Нужно учиться рассматривать свою обиду, ее строение, как-бы со стороны, "выйдя из себя". Отделяя обиду от себя, я лишаю эту эмоцию притока психической энергии, которое происходит от "слияния обиды с моим Я". Отстранение как-бы выключает канал поступления энергии в автономную психическую функциональную систему, образующую "тело" обиды. Таков смысл отстранения.
Если эмоция несет определенную функцию в приспособлении в общении, то не следует ее тотально подавлять. Если меня обижают, и я не обижаюсь, то обидчик чувствует себя этим обескураженным, неудовлетворенным; а иногда он думает, что его не любят, не уважают, что он не значим для обидчика, так как не обижаются на него. Это может вести к нарушению отношений. Ведь эмоции должны, как уже сказано, выполнять функцию взаимного приспособления. Не нужно забывать, что эмоция - это ошибка в приспособлении, а на ошибках учатся как обиженный, так и обидчик. А я, подавив обиду, прекращаю эту функцию и этим ухудшаю свою жизнь.
Разберем эти ошибки.
1. Если я не выражаю внешне свое эмоциональное состояние, обидчик будет думать, что он ведет себя правильно, и будет продолжать ошибаться, дезорганизуя свое окружение.
2. Другие могут создать мой ложный образ. Безразличный к обиде, я могу восприниматься как странный человек и "выпасть " из общения. Мать одного ученика, который демонстрировал свое новое психическое состояние, даже намеревалась вызвать на дом психиатрическую помощь, полагая, что у ее сына "крыша поехала".
3. Не обижаясь, я фрустрирую близкого. Ведь обидчику важно меня обидеть, и получить свою долю вины. При отсутствии обиды в другом человеке он определяет это или как свою неудачу, или как потерю свой значимости.
Нужно быть естественным. Вам обидно - обижайтесь. Вам стыдно - стыдитесь. Не следует скрывать свои переживания. Еще римские философы наставляли своих учеников, чтобы они не демонстрировали перед людьми своих достижений в мудрости самоконтроля и не делали это средством возвышения над толпой. "Самой философией нельзя похваляться, - писал Сенека. - Пусть она избавит от пороков тебя, а не обличает чужие пороки. Можно быть мудрым и не выставляясь напоказ, не вызывать неприязни".
Если вы размыслили обиду, разложив ее на элементы (ожидания, принятие другого, отстранение), и тем ослабили ее, то тогда, проигрывая реально обиду, демонстрируя ее обидчику, вы попутно достигаете блага, а именно, угашаете обиду; ваш минус становится плюсом; такое повторение обиды не закрепляет ее, вырабатывая черту обидчивости, а наоборот, становится угашением обиды, которая постепенно изживает твою черту личностной обидчивости. Важно также понять, что в этих имитациях освобождается та психическая энергия, которая была связана в обиде с начала эмоционального цикла. Итак, ваше поведение парадоксально. Ведя себя естественно, вы, вместо усиления обиды, вы ее угашаете. Этим вы работаете на благо в будущем. Вас будет невозможно обидеть, если, вам удалось проиграть в уме основные и возможные обиды, которые вам могут нанести. Этим вы очищаете от обид ваше будущее и приобретаете эмоциональную закалку. Попутно вы поддерживаете ваши отношения: обидчик должен быть удовлетворен и для своей же пользы в нужной степени страдать от чувства вины. Имитация, проигрывание эмоций и чувств используется почти во всех видах психотерапии. Мы же предлагаем вам это делать не только в специальных условиях, когда проходит сеанс, а в любое время, в уме или в реальной ситуации. Обида усиливается, если думать: "Я не могу его простить, так как он неправ, несправедлив". При мысли о том, что обидчик неправ, несправедлив, а по моим ожиданиям он должен быть правым и справедливым, рассогласование в моей душе возрастает и обида тоже. Для радикального устранения обиды требуется безусловное прощение обидчика," Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз". Мтф 18.21-22.
Источником обиды является упорство, с каким я отказываюсь признать свободу и индивидуальность другого человека, если они мне не угодны. Нетерпимость, жесткость - свойства инфантильные. Дети упрямы и чаще всего во вред себе. Благо для детей - порок для взрослого. Детское упрямство - самоутверждение, познание других, а упрямство взрослых - впадение в детство, неразумие и глупость, принимаемая глупцами за силу воли.
Наша нетерпимость - это скрытая жестокость по отношению к другим, отказ принимать их самостоятельными, свободными существами; сохраняя свои жесткие ожидания и отказываясь принимать другого, мы как-бы хотим, разорвать другого на части, то есть принять в другом только хорошие черты и отбросить плохие. За эту нетерпимость мы получаем немедленное возмездие в виде нашей обиды и страдаем заслуженно. Если я хочу освободиться от обид на других, мне нужно самому измениться, внутренне смягчиться.
Скачать работы Ю.М.Орлова в эл.варианте:
-Орлов Ю.М. Зависимость- http://www.onlinedisk.ru/file/233317/
-Орлов Ю.М. Обида- http://www.onlinedisk.ru/file/233320/
-Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление- http://www.onlinedisk.ru/file/233326/
-Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности- http://www.onlinedisk.ru/file/233328/
-Орлов Ю.М. Саногенное мышление и здоровье- http://www.onlinedisk.ru/file/233329/
-Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера- http://www.onlinedisk.ru/file/233352/[/more=]