• Авторизация


Из истории иконографии Господа нашего Исуса Христа 10-12-2010 10:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!



До VI столетия древняя церковная иконописная традиция знала два типа изображения Христа - 1) с бородой и длинными волосами, 2) с короткими волосами, иногда без бороды. Например, икона "Христос Пантократор" VI века из монастыря святой Екатерины (Синай):


[433x699]


Аналогичную иконографию мы можем увидеть на монете эпохи второго царствования императора Юстиниана II (705-711):


[500x245]


В период конца VI и начала VIII веков в изображениях Христа начинает преобладать первый тип, с бородой и длинными волосами. К этому времени относится распространение в грекоязычной среде сирийского предания о обретении плата с изображением лика Христова. По первой версии Эдесский царь Авгарь V (Абгар V) послал художника нарисовать изображение Господа Исуса. По второй версии посланный Авгарем V художник не смог запечатлеть лик Христа, тогда Исус отер Свое лицо о полотенце, на котором Его лик чудесным образом отобразился. Это нерукотворное изображение и было привезено царю Авгарю.

Ниже - царь Авгарь получает убрус с ликом Господа Исуса Христа, фрагмент византийской иконы Х века из монастыря святой Екатерины (Синай):


[439x699]


Евсевий Кесарийский (IV в.) в своей "Церковной истории", повествуя о переписке Господа Исуса с Авгарем, ничего не упоминает о убрусе с изображением лика Христова. Паломница Этерия (возможно из Галлии или Испании), в 80-е годы IV в. посетившая Эдессу, подробно описывая местные святыни, упомянув виденное ей ответное письмо Христа царю Авгарю, также ни словом не обмолвилась о каком-либо плате с изображением лика Господня. Но тут следует отметить, Евсевий Кесарийский был известен своей принадлежностью к сторонникам арианской ереси, в связи с этим было бы достаточно странно найти у него такое упоминание. А записи Этерии явно неоднократно редактировались, в каком виде они вышли из-под ее пера мы уже, видимо, никогда не узнаем.

Далее предание повествует, что царь Авгарь не принял окончательно христианство. По этой причине местный епископ замуровал плат в стене ради его сохранности, также епископ сделал копию изображения и закрепил ее на плите. Возможно образ, который позднее выкупил византийский император, является тем изображением, которое предание отождествляло, как первоначальную копию на плите. Оригинал убруса, по преданию, был вновь обнаружен в стене во время восстановительных работ после наводнения 525 года.

По древнему сказанию эдесских христиан, во время штурма Эдессы войсками шахиншаха Хосрова I Ануширвана убрус был спрятан в колодце, после чего не был уже найден. Этому противоречит рассказ византийского историка Георгия Кедрина, согласно которому во время правления василевса Константина VII Багрянородного, в 944 году Эдесса, тогда уже находившаяся в руках мусульман, была осаждена армией под командованием Иоанна Куркуаса, во время осады эдесскую реликвию обменяли на группу пленных мусульман. Кедрин не работал непосредственно с документами, его "Обозрение Истории" - компиляция более ранних хроник. Критический разбор разных источников приводит к выводу, что у мусульман было выменяно изображение, которое считалось первоначальной копией с убруса. После взятия Константинополя крестоносцами этот образ исчезает, есть легенда, что он затонул вместе с кораблем, который вез его из Царьграда. Видимо эта легенда связана с историей реликвий, проданных в 1241 году латинским императором Константинополя Балдуином II королю Франции Людовику IX. Но бесследно константинопольский образ не исчез. По мнению специалистов, занимающихся историей иконографии "Спас нерукотворный", самыми близкими к византийскому оригиналу копиями являются Мандилион из римской Basilica di San Silvestro in Capite (в наши дни хранится в Capella di Santa Matilda в Ватикане) и Мандилион из Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni, что в квартале Castelletto в Генуе. Оба Мандилиона написаны на ткани закрепленной поверх доски.


Мандилион из Basilica di San Silvestro in Capite:


[446x699]


Мандилион из Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni:


[423x578]


Сравните с русской иконой "Спас мокрая борода" XV века:


[377x480]


Преобладанию в средневековой иконописи иконографии Спасителя первого типа, т.е. с бородой и длинными волосами, также способствовало изображение с Туринской плащаницы.


Лик Христа на Туринской плащанице:


[400x504]


На следующей картинке изображение переведено из негатива в позитив:


[300x400]


А вот византийская икона (энкаустика) конца VI века из монастыря святой Екатерины (Синай), линии бровей и другие черты совпадают с ликом плащаницы:


[375x699]


Фрагмент той же иконы:


[659x699]



 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из истории иконографии Господа нашего Исуса Христа | intellettuale - Культурные ценности | Лента друзей intellettuale / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»