• Авторизация


01.10 Ханьицзе (寒衣节hányījié) - Праздник зимней одежды 02-11-2024 11:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ханьицзе (寒衣节hányījié) - Праздник зимней одежды

https://sun9-7.userapi.com/impg/WtwUSpbtTA9zNgXzMp46MDs4BGkIOZjmacCdJw/fFAoX2kUMUs.jpg?size=720x495&quality=95&sign=1fa531c7ccaad9ae97b51a0657b561ad&type=album

Первого числа десятого месяца по лунному календарю отмечают праздник Ханьицзе (寒衣节hányījié), который также называют Минъиньцзе, Праздник загробного мира. Это один из трёх крупных праздников поминовения усопших, два других – весенний Цинмин (清明节) и летний День голодных духов Чжунъюань (中元节). В древности этот день называли Утренним праздником десятого месяца, коротко – Утро десятого месяца, а в народе привыкли просто говорить: «отмечать первое число десятого месяца».

В 2024 году его отметили 1 ноября.

Согласно документальным источникам, праздник Ханьи зародился еще во времена династии Чжоу (1100–221 гг. до н. э.): в текстах той эпохи уже было сказано, что в этот день, "как и в день Цинмин", люди вспоминают своих предков, почитают их и посещают могилы умерших родственников.

https://sun9-48.userapi.com/impg/FdGeR6UFqJwJutQBI24SxFhz7U4ugxTF-5p_aw/cTa2-0uWzH0.jpg?size=635x500&quality=95&sign=ff3439ab640ba019c12985462e78d6e0&type=album

 

История:

Согласно легенде, начало традиции положила девушка по имени Мэн Цзян-нюй.

Объединив шесть царств, император Цинь Шихунди приказал построить Великую Китайскую стену для защиты от северных народов. Молодых здоровых мужчин со всей страны отправили на строительство. Так и попал на строительство муж Мэн Цзян-нюй – Ван Си-лян. Они совсем недавно поженились и прожили вместе совсем немного, но счастливо. Говорят, на свадьбу пригласили лишь близкую родню. Ведь жениху приходилось прятаться от властей. Но одного родственника все же не пригласили — то ли забыли, то ли не захотели... От обиды он и донес. В других источниках говорится, что в управу доложил безответно влюбленный в Мэн Цзян-нюй управляющий домом ее отца — от ревности.

Узнав о приезде императора, молодые горевали, не в силах расстаться. Когда Вань Си-лян покинул дом и ушёл строить стену, его родители сильно затосковали, заболели от горя и внезапно умерли. И осталась молодая жена одна, но о повторном замужестве и думать не желала; все тосковала о единственном. . Тогда она решила отправиться на поиски мужа. Наступила зима, поэтому она сшила Вань Си-ляну тёплую одежду и взяла её с собой.

Мэн Цзян-нюй не представляла точно, где её муж, лишь знала, что он где-то на севере строит Великую Китайскую стену. Она шла несколько месяцев, съела все припасы, истратила все деньги и, наконец, первого числа десятого месяца добралась до подножия стены. Её глазам открылась ужасающая картина – кроме громадной постройки, она увидела повсюду, среди бурьяна, горы непогребённых людских останков. От этого горестного вида женщина совсем потеряла надежду, поняла, что её любимый муж, возможно, уже мёртв. Она бессильно села на землю и, глядя на уходящую вдаль Великую стену, громко зарыдала. От её горьких рыданий часть стены обрушилась, и под обломками оказалось несметное множество человеческих костей. Мэн Цзян-нюй подумала, что тело её мужа наверняка где-то здесь. Она расстелила на земле одежду, сшитую для мужа, и приготовилась сжечь её. Только она зажгла огонь, как подумала: «Кругом столько блуждающих погибших душ, как быть, если одежду заберёт кто-то другой?» Она взяла горсть земли и посыпала ею вокруг расстеленной одежды, обозначив место, куда нельзя заходить другим душам. Затем она подожгла её и стала молиться, не переставая плакать. Когда женщина выплакала все слёзы, из её глаз вдруг полилась кровь. Капли крови стекали по костям на землю, но те, что попадали на скелет, который лежал к ней ближе всего, не стекали, а впитывались в кости. Мэн Цзян-нюй в волнении подумала, что это наверняка и есть останки её мужа. Дрожа всем телом, она захоронила в земле останки и пепел и умерла рядом.

История о Мэн Цзян-нюй, которая прошла такой далёкий путь в поисках мужа и принесла ему тёплую одежду, стала известна и тронула людей. С тех пор каждый год первого числа десятого месяца стали жечь зимние вещи, почитая предков. Так и появился праздник, известный сегодня как Ханьицзе, праздник зимней одежды.

Готовясь к зиме, люди на севере шили себе и детям одежду на вате и рассказывали малышам легенду о трагической любви. Молясь предкам, они изготавливали и бумажную «зимнюю одежду», и 1-го числа 10-го месяца сжигали ее. Это называлось «отправка зимней одежды» умершим родственникам. Об этой традиции говорят: «Первое число десятого месяца – жги зимнюю одежду».

https://sun9-48.userapi.com/impg/ebNB4lFD6GhWl0MDwwsIjQm_0MXGwu2CBz8IGw/dfdVHN3TFzo.jpg?size=1080x1080&quality=95&sign=56e6496c6e4a243a17dc1743ee5d1d04&type=album

Традиции

В деревнях первый день зимы означает и завершение полевых работ, потому крестьяне в молитвах благодарят богов и предков ещё и за собранный урожай.

Также в этот день принято дарить тёплую одежду близким, родственникам, и раздавать ее бедным.

Смысл и идея праздника довольно очевидны и продиктованы китайской практичностью. Дело в том, что, согласно китайским традициям, в первый день десятого лунного месяца начинается холодная погода, а значит - и официальный переход на зимнюю одежду. В этот день совершают и другие действия, символизирующие приход зимы. Например, женщины доставали сшитые заранее тёплые вещи, чтобы муж и дети переоделись к приходу холодов.В этот день дарят тёплую одежду близким и родственникам, даже если было не слишком холодно, их следовало хотя бы символически примерить – на счастье 图个吉利túgèjílì.Мужчина должны были подготовить печь и дымоход, а затем попробовать развести огонь, чтобы удостовериться, что всё готово к зиме.

Конфуцианцы верили в то, что душа человека распадается постепенно в течение нескольких поколений. Буддисты верят в переселение душ. Но никто не сомневается в том, что душа человека продолжает существовать после его смерти.

По мнению верующих, покойники способны также мёрзнуть, как и живые – на земле и нуждаются в новой одежде для холодного времени года. Это называют «сун ханьи», «дарить тёплую одежду».

Поэтому, проявляя сострадание живых к умершим, в этот день готовят свёрток для умерших: в бумажный пакет укладывали заранее изготовленную имитацию мужской и женской одежды и предметов гардероба из специальной вощёной бумаги пяти цветов (красный, желтый, голубой, белый и черный), но для почитания недавно умершего родственника "одежда" должна быть только белая. Можно такую одежду и сшить из ткани. Во времена правления династии Сун, одежду вырезали по специальным бумажным шаблонам длиной приблизительно в тридцать сантиметров. Богатые могли обращаться в специальные мастерские, где эту одежду – курточки, халаты, брюки и прочее склеивали из кожи.

https://sun9-69.userapi.com/impg/QPXyoZ5xrLj1wqdWgAmGp3GapgHdzDj5nEgWCA/m5zLkTbOMmk.jpg?size=534x300&quality=95&sign=d63bdc3945415f797c292c91369c3349&type=album

На свёрточках с одеждой порой делали очень подробные надписи: сверху писали имя и прозвище, а внутри год, месяц, число и фамилии потомков, которые выражают своё почтение.

Помимо одежды в этот пакет укладывали много бутафорских денег, имитации домашней утвари, а также пельмени, которые считаются самой согревающей пищей в холода, чтобы "души" этих предметов отправились в загробный мир и защитили души предков от холодной зимней погоды.

Этот обычай сохранился и по сей день, однако набор бумажных и деревянных предметов, «отправляемых» вместе с дымом дорогим покойникам, значительно расширился: теперь здесь не только одежда, но и предметы домашнего обихода, а то и роскоши. Вот неполный перечень для иллюстрации: рулоны тканей, холодильник, мобильный телефон, бильярдный стол, дом-особняк, вентилятор и кондиционер, компьютер, рояль, барабаны, электрогитара и др. музыкальные инструменты, караоке, мотоцикл, фотоаппарат, автомобиль, видеокамера, стиральная машина, кулер с водой, часы, любые предметы мебели и даже самолёт.

Для женщин – разнообразные металлические украшения, покрытые позолотой, для мужчин – даже различные документы, например, свидетельство о владении недвижимостью, о владении землёй, водительское удостоверение, банковские кредитные карточки.

https://sun9-50.userapi.com/impg/pwqS4u8O6kE4kzwYTso1H8SwGiqNwDP2XZMhJA/pmo-07OIqDQ.jpg?size=640x556&quality=95&sign=b9e971272584c279b67d6a35fc38d51f&type=album

 

Даже если при жизни у почившего не было и велосипеда, в загробный мир ему отправят всё, о чём он мечтать не мог. Особенно трогательно звучат надписи над предлагаемыми предметами для сжигания: «Специально для использования в загробном мире», «И для эстетов, и для простых людей», «для спорта и оздоровления».

Например, для «оздоровления» предлагаются картинки различных видов БАД на основе мёда, жень-шеня и рыбьего жира, а также спортивных тренажёров. Для изящных развлечений – бумажный набор под названием «четыре драгоценности кабинета учёного» - тушь, кисточка, бумага и плоский камень для растирания туши.

Изготовление специальных денег для сжигания на могилах или в храмах – древнее искусство, которое в наши дни превратилось в крупный бизнес с оборотом более двух миллиардов долларов США. Подсчитано, что во время праздника Цин-мин более тысячи тонн ритуальных купюр превращается в пепел.

На толстых пачках банкнот – числа с девятью нулями. На них изображён портрет Владыки подземного мира, а надпись свидетельствует о том, что деньги выпущены Банком Вселенной. Для сжигания продаются как специально изготовленные юани, так и доллары – веяния последних лет. Причём, на расстоянии нескольких шагов такие деньги трудно отличить от подлинных.

Собрав свёрток и подарки умершим родственникам, их необходимо было выставить в доме, а вся семья (включая замужних дочерей, возвращающихся в этот день к родителям) во время поклонения перед семейным алтарём мысленно приглашает предков принять все дары.

https://sun9-21.userapi.com/impg/NYqW3LQ0DOYHd0Z3-K_Qj4D55tNtp2f27vlCRQ/DL-tZuZxL3k.jpg?size=1080x1080&quality=95&sign=210b229bc087f72a272760af0085aec0&type=album

Первого числа десятого месяца принято приходить к могилам родственников, убраться на них, молиться и подносить предкам фрукты и другую пищу. А приготовленные свёртки и подарки сжигали или возле могил (обязательно до восхода солнца), или во дворе дома (если нет возможности посетить могилы), чтобы позволить его получателю тратить деньги в загробном мире и пользоваться подносимыми дарами. Во время обряда необходимо сжечь одежду и деньги дочиста, так как если они сгорят не полностью, ими нельзя будет пользоваться в загробном мире, и все усилия окажутся потраченными впустую. При сжигании подарков полагается «выражать скорбь криками», и предполагается, что женщины скорбят больше, ибо кричат 19 раз, в то время как мужчины только 11.

При проведении этого ритуала во дворе дома, прямо на улице, внутри начерченного мелом неполного круга разводят костры, на которых сжигают всё приготовленное. Ритуал обычно сопровождается поклонением перед семейным алтарем. Чтобы отпугнуть злых духов, дома устраивают молебны. Также принято рядом с одним рисовать еще один круг - для "осиротевших" духов, которым не к кому обратиться за теплой одеждой.

В наши дни разведение ритуальных костров во многих регионах запрещено, власти призывают людей выказывать сыновью почтительность другими способами. Например, подарки выставляются в доме, и предков приглашают принять их мысленно.

https://sun9-2.userapi.com/impg/51Fff1hmhI6WFFo1jDgSqRBPFFXxHATwsWx0Eg/h56zVbgCvD0.jpg?size=638x272&quality=95&sign=2d5bca9b76e6b2f55b29705c822f1c53&type=album

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 01.10 Ханьицзе (寒衣节hányījié) - Праздник зимней одежды | Вьюгитта - Дневник Вьюгитта | Лента друзей Вьюгитта / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»