• Авторизация


Дуаньу – цзе (端午节duānwǔjié) – Праздник Драконьих лодок 10-06-2024 07:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


10 июня 2024

https://sun9-47.userapi.com/impg/AGShFovlJ37CBL9S9U-YlIgV4iDvfcxlUEmQcw/CTdSbHtd3lg.jpg?size=1080x1620&quality=95&sign=506565d570a90d3ab821acd51e46ffb0&type=album

Ежегодно, 5-го числа 5-го месяца по лунному календарю в Китае отмечается один из трёх великих праздников – Праздник Драконовых лодок (Два других – это Праздник Весны и Праздник Середины Осени). Из-за такой даты он также называется Праздником двойной пятерки. Этот китайский праздник знаменует собой приход лета. Это официальный выходной для большинства китайцев. В 2024 году его отмечают сегодня, 10 июня.

Их всех праздников у праздника Дуаньуцзе больше всего названий и это удивительно, ведь речь идёт об одном из трёх великих праздников китайцев, которые они называют сань да цзе-жи: Дуаньянцзе («Праздник солнечного начала»), Чунуцзе («Праздник двойной пятёрки»), Тяньчжунцзе («Праздник середины неба»), Юйланьцзе («Праздник купания орхидей»), Шижэньцзе («Праздник поэта»), Нюйэрцзе (Праздник девушек), Цзецзунцзе («Праздник разворачивания цзунцзы»), Лунчжоуцзе («Праздник драконьих лодок»), Дуаньлицзе («праздник подношений»), Чанпуцзе («Праздник тростника»), Ужицзе («Праздник пятого числа»), Уюэцзе («Праздник пятого месяца»), Лунжицзе («День дракона»)… Есть и другие – всего названий более двадцати. В провинциях Хубэй, Хунань, Гуйчжоу, Сычуань люди отмечают Дуаньуцзе два раза: пятого числа пятого месяца – Малый Дуаньуцзе, а пятнадцатого числа пятого месяца – Большой Дуаньуцзе.

Этот праздник известен не только потому, что имеет много названий. 20 мая 2006 года Дуаньуцзе вошёл в первый Список объектов нематериального культурного наследия государственного значения, утверждённый Государственным советом КНР. А 30 мая 2009 года межправительственный комитет ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия постановил внести китайский праздник Дуаньуцзе в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества за свой особенный статус в китайской традиционной культуре.

https://sun9-11.userapi.com/s/v1/ig2/EVwljwHcglhjS3qNIIaImpKSKGKWJAz1H_ybDrX63_6ztHDQbcMtemBX2gA2sM2AjymhGnJpUJTZm-QMpkoBvimC.jpg?size=1080x1512&quality=95&type=album

Летняя пора в старом Китае знаменует середину годового цикла – это как бы обратная сторона Нового года. А значит, космические силы инь и ян пребывают сейчас в неустойчивом равновесии. Более того, согласно знаменитому трактату «Хуайнань-цзы», «… в это время ручка Ковша устанавливается в знаке у 午. В это время сила ян достигает своего предела …». Так что высшая точка активности силы ян в календаре неизбежно предвещает торжество силы инь во второй половине года. Об этом нам говорит и наличие в названии праздника знака дуань 端, основное значение которого – «предел, конец».

Традиционно в этот день желают не "счастья" (куайлэ 快乐), а "спокойствия и здоровья" (анькан 安康). Иными словами, говоря 端午安康! ( duānwǔ ānkāng) - желают в этот сезон всем находиться в "добром здравии". Связано это с тем, что с древности в Китае пятый месяц считался неблагоприятным и несчастливым, поэтому и по сию пору в это время года Поднебесной имеют широкое хождение всевозможные экзорсистские обряды, обереги и амулеты.

Его название обычно переводится как праздник драконьих лодок, по наиболее распространённому в этот день обрядово-развлекательному действу — состязанию в гребле на лодках, изображающих драконов.

https://sun9-5.userapi.com/impg/r3PvLSMFQAhLxVHggIktZ8dm4J0nVXQr-4CnrQ/y9yLpwtpUxU.jpg?size=1080x1620&quality=95&sign=042470bc0829d187bb91944cd8efe639&type=album

В глубокой древности он совпадал со временем летнего солнцеворота, таким образом воплощая переход от роста к увяданию. И основной задачей человека в этом случае было поддержание в это важное время гармонии сил природы посредством соответствующих обрядов и ритуалов. Считается, что изначально люди применяли драконьи лодки в религиозных обрядах, связанных с драконом, чтобы таким образом защититься от стихийных бедствий. Ну а как отдельный народный праздник он оформился, видимо, в эпоху Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.).

Праздник драконьих лодок считается одним из 4 главных традиционных китайских праздников. С древних времен праздник тесно связан со многими народными обычаями, поэтому в этот день принято молиться о благословении, защищаться от злых духов, проводить различные развлекательные мероприятия и, конечно же, готовить особенную еду.

https://sun9-20.userapi.com/impg/2eg4PPjHYTUizKRiyoPLcWwCgWy96AVDDyxxNA/vI2jFYz0kRk.jpg?size=1200x721&quality=95&sign=41d8278f2b8043f18f8f5bac3a533816&type=album

История праздника

История праздника насчитывает более 2000 лет. Учёные полагают, что китайцы отмечают его вот уже 4-5 тысяч лет.

Одна из версий зарождения праздника заключается в том, что в древние времена 5-ый лунный месяц среди простого народа был известен как самый опасный, с точки зрения распространения болезней. Мало того что из-за резкого начала жары люди легче заболевали и распространяли инфекции, так еще после зимних холодов на свет выползали различные рептилии, которые распространяли яды («wǔdú» 五毒)и представляли чрезвычайную опасность для жизни. Поэтому поклонники этой теории ассоциируют праздник с днем противостояния болезням и недугам, когда следует поклоняться богам и просить у них лучшей (в значении «здоровой») жизни.

Исторические записи свидетельствуют о том, что первоначально в эти дни совершали обряды жертвоприношения жители древних государств У и Юэ. Их тотемом являлся Дракон. Ежегодно в пятом месяце проводились пышные празднества в его честь. В чём они заключались?

Все виды имевшихся продуктов заворачивали в листья деревьев или других растений и бросали в воду. Кроме того, под тревожные звуки барабанов соревновались в гребле на лодках, выдолбленных из цельного ствола дерева и украшенных изображениями дракона. Да и сами лодки напоминали тело дракона. Кто быстрее переплывёт водоём от одного берега до другого? В этом и состоял смысл состязания.

Итак, в глубокой древности в этот день поклонялись и совершали жертвоприношения, молили о новой должности, о новых титулах, о продвижении по службе. Так оставалось вплоть до династии Хань. А в конце правления Хань праздник постепенно превратился в событие, связанное с какой-нибудь исторической личностью.

Сначала это был Гоу Цзень, правитель княжества Юэ, который в этот день проводил учения войск на воде. Причём, вся сложность заключалась в том, что открыто осуществлять подготовку своих войск он не мог – несколько лет назад его земли покорил правитель соседнего княжества У по имени Фу Чхай. Поэтому Гоу Цзень, чтобы отвлечь врага от государственных дел, подослал к нему красавицу Си Ши, а сам тайно тренировал войска, готовясь к реваншу.

https://sun9-50.userapi.com/impg/9kuReChkoQoCSP4tpWUUc-dPKhR-AHT-yguXHw/Ip9NifAmJGU.jpg?size=640x537&quality=95&sign=a8744403a2eaf8cef9659074965eae08&type=album

Чтобы Фу Чхай ничего не заподозрил, учения на воде проводились под видом соревнований на «драконовых» ложках. В других исторических документах утверждается, что в этот день погиб, сгорев заживо, Цзе Цзы-тхуй (хотя, согласно некоторым источникам, он погиб весной, и в память о нём «Цин-мин» называют ещё и днём «Холодной пищи»).

Предлагаю сделать паузу  и послушать китайскую музыку. Эти две композиции на тему лодок-драконов.





В этот день поминали У Цзы-сюя (период «Весны и Осени»), который занимал высокий пост в государстве У при Фу Чхае; когда Фу Чхай собрался пойти войной на Юэ, У Цзы-сюй выступил против, за что и был казнён. Он всегда заботился о простых людях, помогал им, как мог: заранее купил огромную гору риса и сказал, что после его смерти люди смогут войти к нему во двор и разобрать весь рис; он переживал, что в той тяжёлой обстановке в случае его гибели никто не станет думать о голодном населении.

Цхао Э тоже поминали в этот день. Речь идёт о девушке, живущей в эпоху Хань и известной, как образец почтительной дочери. Её отец утонул, переплывая реку на «драконовой лодке». Цхао Э плакала семь дней и ночей, ныряла, пыталась найти тело отца, и, в конце концов, ей это удалось. В честь неё реку назвали Цхао-э и построили храм, посвящённый любящей дочери.

А позднее этот праздник посвятили Цюй Юаню, поэту, жившему в III веке до н.э. в эпоху Чжанго, около 340 - 278 до н. э, восхваляя его патриотизм.

Цюй Юань. Первый поэт и патриот

https://sun9-43.userapi.com/impg/Gi81sTQWBHPnkHBMUFJ8Lhr6AhWo2UX2RVxJjA/OqRCM_lIVDs.jpg?size=1024x597&quality=95&sign=9b85c199e5843d0cc0dfe69ad79679b8&type=album

屈原 qū yuán Цюй Юань

Цюй Юань (屈原, Qū Yuán, второе имя Цюй Пин , 屈平), ок. 340—278 до н. э. — первый известный лирический поэт в истории Китая эпохи Воюющих царств. Его образ стал одним из символов патриотизма в китайской культуре. Конечно, китайская поэзия существовала и до него, известны даже поэтические сборники более ранних времён, но всеобщее преклонение китайцев перед великими стихотворцами своего народа началось именно с Цюй Юаня. И не случайно, Цюй Юань стал трагическим символом прозорливости и бессилия искреннего патриота перед глупостью, жадностью и подлостью власть имущей элиты, готовой ради сиюминутной наживы пожертвовать и свободой отечества и жизнью зависимой от неё бессловесной толпы.

Родился Цюй Юань в городе Ин, столице царства Чу (楚). Он происходил из семьи аристократов и приходился дальним родственником правящему дому.

Цюй Юань дослужился до поста левого министра царя. Благодаря этому он мог влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства. Его самым большим страхом было усиление царства Цинь (秦). Поэтому он призывал всех препятствовать возвышению соседнего государства. Этот мудрый и справедливый человек всеми силами боролся с коррупцией в государстве Чу. Заслужив полное доверие государя, он стал его советником.

https://sun9-10.userapi.com/impg/KTAiO6WrfBPl1Exkcwn7tdhEYv3QB4Y3KVgyfw/XVtgxwnWXfg.jpg?size=348x466&quality=95&sign=a612ad93d9fcaddf6e21b612db811c2a&type=album

Согласно преданию, Цюй Юань был оклеветан соперником-министром, имевшим сильное влияние на правителя Чу — Цин-сян-вана. Из-за ложного доноса Цюй Юань был выслан из столицы в далёкую провинцию. Правитель, не послушав его советов, был взят в плен и погиб в неволе. Цюй Юань был принят его преемником, но история в точности повторилась. Он снова был отправлен в ссылку... На склоне холма в деревне Сянлупин провинции Хубэй (湖北) до сих пор показывают колодец, в который ссыльный Цюй Юань якобы часто заглядывал.

Печалясь о судьбе своей страны, он посвятил себя сбору легенд, находя утешение в творчестве. В годы ссылки он создал патриотическую поэму «Скорбь изгнанника» (离骚,Lísāo), которой он обессмертил свое имя.

В 280 году до н.э. разразилась катастрофа. В Чу вторглись циньские войска. За год они захватили большую часть государства. В 278 до н. э. столица Чу и родной город поэта были захвачен военачальником Бай Ци (白起, Bái Qǐ). Царство пало, узнав об этом, Цюй Юань создал «Плач о столице Ин»   (哀郢, Ai Yǐng).  Такого трагического исхода Цюй Юань не смог вынести. Разбитый горем, пребывая в смятении и огорчении, Цюй Юань был убежден, что изменить уже ничего нельзя. Последним его произведением было «С мужеством в сердце». Он настолько разочаровался в собственных силах и стране, что покончил с собой. Он бросился в реку Мило (汨罗江).

Поэт остался в истории китайской литературы прежде всего как великий патриот. Цюй Юань считается основателем направления индивидуальной, авторской поэзии Китая. Необыкновенная выразительность и фантастические образы его творчества положили начало «южному» стилю древней китайской поэзии.

Среди произведений Цюй Юаня наиболее известны «Вопросы к Небу», «Плач о столице Ин» и «Ли Сао» ('Скорбь отлученного').

Произведения Цюй Юаня много раз переводились на русский язык, в том числе Анной Ахматовой. Ей также принадлежит перевод «Плача по Цюй Юаню», написанный Цзя И.

https://sun9-78.userapi.com/impg/zstw5-yMmIy2Cy-Q-5MZeU2cXv3WvblaOZypvA/Z_vw2Fn-UPk.jpg?size=960x540&quality=95&sign=e23d3ffbfefb1c109e67d9effadf584e&type=album

Предлагаю послушать музыкальную версию классической китайской поэмы "Ли Сао", принадлежащей кисти Цюй Юаня.
 

Поэма содержит 372 строфы и примерно 2 400 знаков, что делает её одной из самых больших поэм, дошедших до нас со времён Древнего Китая. Дата её создания точно неизвестна, но считается, что она была написана после того, как Цюй Юань потерял государственный пост в Чу и стал изгнанником.
Название поэмы было трудно для понимания уже в Древнем Китае. Сыма Цянь предлагал понимать его как «Жалобы отъезда» (жалобы Цюй Юаня на изгнание), тогда как Бань Гу предлагал версию «Встреча с бедой». Версия Сыма Цяня более широко принята.
В истории китайской поэзии поэма «Ли Сао» была значительным шагом к раскрепощению выразительных средств (в том числе варьирующаяся длина строф) и основополагающей для последующего стиля сао. Она также выделяется сочетанием разнородных элементов: лирические и фантастические образы соседствуют здесь с гражданственностью и критическим обозрением истории страны. Вошла в антологию «Чуские строфы».
Существует версия, согласно которой поэма «Ли Сао» — воспроизведение видений ритуального трансового путешествия в потусторонний мир, аналогичного путешествиям шамана или оракула (возможно, с использованием психотропных препаратов). Этим можно объяснять как значительное число фантастических образов, так и то, что в отличие от Инь Цзифу и Мэн-цзы Цюй Юань сообщает своё имя и имена предков не в конце, а в начале произведения, как бы представляясь перед тем, как войти в мир духов.

Традиции праздника (Пять основных обычаев праздника, содержащих 5 чувств китайского народа)

1. Лепить цзунцзы из риса с разными начинками означает вести себя достойно, проявлять терпимость

В Китае, как известно, каждый наиболее значимый праздник сопровождается не только определёнными традициями, но и присущими каждому празднику обрядовыми блюдами. Здесь я попытаюсь рассказать о наиболее значимых блюдах этого праздника.

Самым известным блюдом Праздника Драконовых лодок являются «цзунцзы» (zòngzi).

https://sun9-54.userapi.com/impg/BeHgTqChas-nTNE6GFvqPA-AMrvi4foVfUpvGA/KKQZvYXbZ0Y.jpg?size=1080x1620&quality=95&sign=1175a3edfacbb7c3de686aa9d4c750a3&type=album

 吃粽子 [chī zòngzi] есть цзунцзы - пирамидки из клейкого риса с разными начинками, сваренные в листьях бамбука.

Местные крестьяне пытались спасти Цюй Юаня, плавая по реке на длинных лодках, но безуспешно.  Чтобы отпугнуть рыб от его тела, они хлопали веслами по поверхности воды, били в барабаны и бросали в реку еду – рисовые шарики, но спасти поэта не удалось. Однажды дух умершего министра пришел к его товарищам и сказал, что погиб он по вине речного дракона. Он поведал, что отпугнуть дракона можно рисовыми колобками, упакованными в треугольные мешочки из шелковой ткани. 

Таково, согласно легенде, происхождение традиционных рисовых голубцов «цзунцзы» (zòngzi), которые едят в этот день. Впоследствии шёлк был заменён на тростниковые листья. По другой версии, рис предназначен Цюй Юаню и для того, чтобы дракон не съел рис, его заворачивают в тростниковые листья, а для Дракона в реку наливают рисовое вино.

https://sun9-43.userapi.com/impg/ImnIC1x48FO2EkXEHwPqWiIYkx7nhKXhek96WQ/6UQpl-TBUhQ.jpg?size=1080x1058&quality=95&sign=e2c5dd0b37a7bec000c34285b785cde2&type=album

https://sun9-50.userapi.com/impg/D9hjKBYDlZxEE1AP9MTLuyBHuFqYV6oZ7dn6-Q/7gf1gMXVczM.jpg?size=1200x606&quality=95&sign=7cd85a6d410f53b1a39fe884a27e1b38&type=album

2. Гонки на драконьих лодках означают преодоление трудностей вместе, стремоение вперёд

Так же в этот день устраивают соревнования в гребле на красочных лодках с изображениями драконов





赛龙船 [sài lóngchuán] устраивать состязания лодок-драконов

«Поиски тела на реке» со временем приняли форму состязаний в гребле, причём нос каждой из лодок обязательно изображал драконью голову. Размеры лодок различаются в разных регионах Китая, как правило, речь идёт о лодках в 20-35 метров в длину, с 30-60 гребцами на борту, в большие лодки помещаются более ста человек, а в маленькие не более десяти. Ведущий стоит на носу, рулевой на корме, гребцы на веслах вдоль бортов. В лодке также находятся барабанщики, которые задают темп.  Как только дан старт, под бой барабанов лодки устремляются к цели. Считается, что так команду победителей будет ждать большая удача весь следующий год. В команде должен быть и хороший пловец и ныряльщик - его задача выловить приз – утку, знамя, рыбу, или поднять со дна тяжелый металлический жезл. В некоторых уездах и деревнях Поднебесной при украшении лодок ещё соблюдают особый ритуал: в последнюю очередь на лодку помещают драконьи глаза. В древние времена существовало поверье о том, что как только у дракона появятся глаза, он оживёт.

https://sun9-80.userapi.com/impg/DbGhf0OcJtTJwy7FbE5VH3pykmzW0PzOWK-8hQ/KWXyVpbrGTA.jpg?size=725x1024&quality=95&sign=ab506d8ad7ebb80dc13a2e5dca95a338&type=album

Одна из самых ярких 习俗 xísú традиций этого дня – это массовые 赛 龙舟 sài lóngzhōu гонки на лодках в форме драконов, символизирующие поиск тела Цюй Юаня.

Какая должна быть лодка и как грести
Сегодня гонки на драконьих лодках превратились в международный вид спорта. Он популярен в США, Канаде, Европе, Австралии и Сингапуре. Многие заплывы проводятся в другие дни и месяцы, перестав быть просто частью праздника. Сама лодка делается вручную преимущественно из сосны или кедра. Ей придают специальную форму и декорируют таким образом, чтобы она напоминала длинного китайского дракона. В зависимости от региона изготовления, размеры лодки могут отличаться. Обычно ее длина составляет 20-35 метров, а управляется она 30-60 людьми. Перед самым началом гонки проводится церемония раскраски глаз дракона на носу лодки, тем самым призывая его смелый дух пробудиться для состязания. Как и в любом другом командном виде спорта, в гонках на драконьих лодках требуются несколько разных типов спортсменов.



Лодка-дракон состоит из 53 кусков дерева, процесс изготовления включает 15 стадий. Уровень мастерства плотника проверяется в каждой из этих многочисленных стадий. В этих лодках заключена любовь китайцев к гонкам. Готовая лодка-дракон устойчивая и гибкая, легко рассекает по волнам и сочетает в себе скорость и красоту.

https://sun9-24.userapi.com/impg/XB6zTw-8lsuiv6S73lPCO6NZ36Mvmk0889SQQw/-xk2DM-u6zk.jpg?size=500x712&quality=95&sign=2a25cd351d7a4222c61790bfc811326e&type=album

Позади всех располагается рулевой. Его задача — контролировать курс лодки с помощью длинного кормового весла. Он также отдает команды гребцам, если требуется выполнить тот или иной маневр. Умение чувствовать направление ветра и наблюдательность — главные качества рулевого. В центре лодки располагается самая многочисленная часть команды — гребцы. Впереди сидят спортсмены с самым хорошим чувством ритма, который они задают остальным гребцам. Сзади же сидят самые выносливые, так как в конце лодки волны обычно сильнее и для борьбы с ними требуется хорошая физическая подготовка. В зависимости от типа лодки, команда может насчитывать разное количество гребцов. На носу спиной вперед сидит барабанщик. Своими ударами в барабан он задает гребцам тот или иной ритм и тем самым регулирует скорость движения лодки.

https://sun9-49.userapi.com/impg/op79Hprsz8aUyzz8bsgkKS3lhpheb9Z5ffrH6A/XsY-qRJAqbA.jpg?size=640x851&quality=95&sign=079dec81e0e3b811a187c2c8dd38b611&type=album

3. Развешиваие на входе в дом веточек полыни означает благородство и самообладание, безопасность на века в стране и семье

https://sun1-93.userapi.com/s/v1/if2/kgy1p-FDDnQpiYgHKwv8rUJN3hYtMl3WQ6pjy2vbD85rB-bHFLeeE2uaDDx8yAHq6tNKy-e7fZn4NfnQu5GHDU-J.jpg?size=800x800&quality=95&type=album

Приметы и суеверия

Этот день считался праздником еще до появления красивых легенд и знаменовал собой начало летнего сезона. Так как летом многим инфекционным заболеваниям проще распространяться, Дуаньу в каком-то смысле можно считать праздником гигиены. В этот день жители древнего Китая старались отвести от дома заразу и сохранить здоровье разными способами.

Поскольку после пятого числа пятого месяца по лунному календарю температура начинает подниматься, появляется много мух, комаров и других насекомых, отсюда – вспышки заразных болезней. Кстати, в старые времена люди называли пятый месяц – «месяцем зла» или «месяцем ста ядов». Народ считает этот отрезок времени месяцем, насыщенным бедствиями и страданиями. Считается, что новорожденный ребенок именно в это время легко может погибнуть, и поэтому необходимо применять различные профилактические меры, в том числе своевременно принимать лекарства и совершать особые обряды.

Травы, такие как аир, полынь, трава орхидеи, можно не только подвешивать или сжигать, чтобы отогнать чуму и украсить, но с древних времен их часто использовали для купания на Празднике лодок-драконов, вследствие этого получил другое название Праздник Юйлань.

https://sun9-48.userapi.com/impg/dDgVERNJFrGesJvlIv4pIPHduU5VJMHhmOMYtw/pSK4L9_rvdA.jpg?size=284x177&quality=96&sign=329e1fca90157d2395e5b6e0f4f6af7b&type=album https://sun9-33.userapi.com/impg/6KSMu4wqo2U6jEObmB8XUsLZ95KLoSaw23UDcQ/aAslwSUmFMw.jpg?size=278x181&quality=96&sign=a102c39f97ee90b16972f94a0e6a4f9b&type=album

Поэтому людям следовало обезопасить себя от теснивших их в эту пору всевозможных вредоносных сил. Защита от болезней, напастей и всякой нечисти — лейтмотив обрядов Дуаньц-цзе.

Пятый месяц года всегда считался несчастливым. В этот сезон во множестве активизируются всяческие вредные поветрия, болезни, напасти, ядовитые змеи и насекомые. В это время рекомендовалось не предпринимать никаких важных дел, не совершать дурных поступков, сохранять ровное и спокойное состояние духа, избегать сильных эмоций. Так же не следует, по мнению древних, слишком приближаться к силе ян: не стоит спать на высокой кровати, взбираться высоко в горы, на деревья или крышу дома.

Так как время Дуаньу – это, прежде всего, взаимопереход мировых космических сил, то в это время естественным образом происходило столкновение двух миров – людского и хтонического, потустороннего. Совершались обряды поклонения Земле и предкам, проводились «встречи» духов умерших и подношения им мяса, вина и фруктов. В специальных кумирнях чествовались божества пагубных поветрий и эпидемий, так называемые вэнь-шэни 瘟神.

Существует множество обычаев и традиций, связанных с празднованием этого дня и направленных на поддержание здоровья в летний период. Эти празднества экватора года знаменовали наступление летней жары, когда в бурном кипении жизни внезапно обнаруживались опасные и даже гибельные для человека силы. Воздух напоен пряными испарениями земли, но в нём веет не только ароматами трав, но и отдает запахами разложения и смерти; вместе со всякой живностью оживают гады и ядовитые твари, а палящее солнце, возбуждая всё живое, чуть ли не ежедневно грозит превратить цветущий пейзаж в пустыню.

挂艾草 [guà àicǎo] развешивать у входа в дом полынь

悬艾叶 xuán àiyè - вешать листья полыни, что полезно для здоровья и отпугивает насекомых, которых становится больше в жаркую и влажную погоду

Праздник свидетельствует наступлению жары, а значит распространению летних болезней. Местным оберегом от всех болезней использовали полынь. Во время праздника Дуань-у ее развешивают на ворота домов, а венки из полыни надевают на голову. Обряд ношения полынных венков называют обрядом «изгнания болезней».

https://sun9-62.userapi.com/impg/LcqEV09sbjBLZeGB1nRi0TnRJ-jhKFs1bquWxg/ld2_bHYqsV8.jpg?size=1080x1620&quality=95&sign=b3bdc953ff875583d99fae1b2071aaa2&type=album

Многие китайцы, особенно в деревнях и маленьких городах 门上挂菖蒲 ménshàng guà chāngpú вешают на входные двери лечебные травы, которые обладают антисептическими и антибактериальными свойствами, отгоняют 蛾子 ézi мотыльков, 蚊子 wénzi комаров и других 虫子chóngzi насекомых. А заодно злых духов и различные заболевания. Ну и конечно, приносят удачу.

Для того, чтобы отогнать от дома злых духов и улучшить здоровье (особенно у детей) в 5-й день 5-го месяца лунного календаря в Китае издревле вешали на двери и стены полынь и аир (этот обычай имеет и практическое значение - отогнать моль и заразных насекомых), а на створки дверей наклеиваются выполненные красной краской изображения «повелителя демонов» по имени Чжун Куй (钟馗). Дома на севере Китая украшают разноцветными бумажными "тыквами". Считается, что это также поможет привлечь в дом удачу. Полынью же окуривают помещения.

В этот день одним из украшений дома является изображение Чжункуя (钟馗 zhōngkuí) - одного из главных богов даосского пантеона, повелителя демонов, охраняющего от несчастья и изгоняющего злых духов

Гроза демонов Чжун Куй
Гроза демонов Чжун Куй

https://sun9-52.userapi.com/s/v1/if2/ABXg_lKIyY_yb6p40s3UYNrH8b1zjb7eBvwm26VldmS4DjuYyHU1E0MWqnDfzJw6YgxnInKi86TUtlRzGvNtcMtQ.jpg?size=1600x1066&quality=95&type=album

В наши дни в крупных городах Китая сложно увидеть лекарственные травы и растения на дверях квартир. Но в сельских районах местные жители всё ещё следуют древним традициям праздника дуань-у.

Как уже говорилось, полынь используется и в качестве защиты от болезней. Лист полыни обладает острым вкусом и свойствами тепла. Считается, что вдыхание полынного аромата противодействует восприятию внешней патогенной Ци,которая возникает в дождливые дни в начале лета, когда воздух влажен и люди подвержены простуде. Поэтому запах лекарственных трав благотворно воздействует на человека в качестве противоядия от болезней.

Для изгнания нечисти применяют пять дуань, то есть пять растений — аир тростниковый, полынь, цветы граната, чеснок и шань-дань (корень лилии).

https://sun9-28.userapi.com/impg/GA6iTh01lZ6yhq9pyYZAAnk01sSIIOY4U6y5mw/-QlL-Ktg9X4.jpg?size=1080x1439&quality=95&sign=8ae8da632dab97a60f23d42e5076cef2&type=album

Крайне важным в летний период является и такое свойство полыни, как отпугивание комаров. Не случайно в Китае при купании детей летом добавляют в ванну полынный отвар, что помогает защитить их от этих назойливых насекомых.

Опрыскивание снаружи жилых помещений спиртовой настойкой реальгара (кит. 喷洒雄黄酒) — это тоже одна из традиций Дуаньу. Цель — отпугнуть змей, нейтрализовать змеиный яд, защитить от порчи и сглаза. На самом деле изначально, для достижения этих целей, настойкой реальгара не только опрыскивали помещения, но и принимали её внутрь, но в середине ХХ века китайский народ потихоньку отошёл от этой традиции, так как реальгар — это минерал, который по химическому составу является моносульфидом мышьяка и этим всё сказано. Здесь змеи — это собирательный образ. Традиционно, древние китайцы всегда боролись против «пяти ядовитых тварей» (кит. 五毒) — это скорпион, сколопендра, змея, ядовитая ящерица (или паук) и жаба. Настойка реальгара в действительности отлично отпугивает этих тварей…

https://sun9-39.userapi.com/s/v1/if2/mtXrTLAVmVEohI4HJ5Xukfk0O6mmSDyoI6Gkvz4xQv8LHUql3fc_goftQdrra9wUqfJ62I-E971VfgaEp2YG9uyc.jpg?size=852x1280&quality=95&type=album

«Отведение зла», защита от болезней и всякой нечисти — лейтмотив праздника Дуань-у.

Во время этого праздника особое внимание отводится детям.

4. 佩香囊 [pèi xiāng náng] -  изготавливать ароматические саше с травами и развешивать их в доме для отпугивания злых духов, особенно часто такие мешочки с травами дают детям. Эта традиция отображает чувство и стремление китайского нарорда к защите своего здоровья - болезни все отступят, здоровье крепче станет.

 

К Празднику Лодок в Китае родители обычно готовят для своих детей специальные шёлковые мешочки-амулеты для охраны от злых духов с ароматными целебными травами. Считалось, что разные инфекции приходят как раз на числа праздника Дуаньу. Поэтому травы будут препятствовать распространению вредных насекомых, болезней, ну и защитят от злых духов тоже) кроме того, эти мешочки просто очень красивые! Чаще всего они имеют форму квадрата, тигра или сосуда. Миниатюрные амулеты-мешочки шьют из красной или разноцветной (пятицветной) шёлковой ткани, добавляя другие цвета, и наполняют ароматными благовониями или лекарственными травами. Затем мешочки подвязывают пятицветной шёлковой нитью - «нити долголетия» (长命缕), или «нити продления жизни» (续命缕). Источающие ароматный запах, эти мешочки носят в качестве украшения на шее или прикрепляют к полам одежды. В народе бытует поверье, что ароматные саше изгоняют злых духов и оберегают детей от болезней.

https://sun9-51.userapi.com/impg/Xr5bqttXYPAgGZlmBLt4uZ9xdQmOuQdSKHFMuw/Zz-bdfHrOkw.jpg?size=1080x1620&quality=95&sign=a5c55a0e9eb58a73598110830760063e&type=album

Оберег из пятицветных шёлковых нитейОберег из пятицветных шёлковых нитей

拴五色丝线 [shuān wǔsè sīxiàn] плести браслеты из шелковых ниток пяти цветов. Эта традиция отражает мольбы о гармонии и благополучии, удаче и счастье.

戴彩绳 dài cǎishéng - носить цветные фенечки с «благоприятными» цветами: сине-зелёным, красным, белым, чёрным, желтым

Из пятицветных шёлковых нитей плетут браслеты и ожерелья, которые также являются оберегами от злых духов и приносят удачу. Такой амулет называется у цай сы 五彩丝. В полдень на руку повязываются пятицветные браслеты из сплетённых шёлковых нитей. В традиционной китайской культуре пять цветов (зеленый, красный, белый, черный и желтый) символизируют пять направлений и пять элементов, а поэтому считаются благоприятными. При этом мужчины повязывают на левую руку (она у них янская), ну а женщины – на правую (соответствует силе инь). Радующие покупателей своим многоцветием и пестротой «горы» таких нитей в этот сезон и сегодня можно видеть на каждом перекрёстке и улочке в Поднебесной. Из пятицветных шнуров изготавливают и ожерелья, которые, также в полдень, повязывается на груди.  Такие украшения полагается выбросить в проточную воду (лужу) в первый же дождь после праздника Дуаньу, дабы в водном потоке исчезли ваши несчастья и беды.

https://sun1-24.userapi.com/s/v1/if2/QRtj14r9zrtGBsu5PcK9booJEBRZOhBV21F3jH2scty10bIlwZCx1NkxuPvCrC2Xik4dCOL_t8reGSgKE4Ba4kpb.jpg?size=800x800&quality=95&type=album

На лбу малыша родители рисуют иероглиф «ван» (王, царь), поскольку этот иероглиф по виду напоминает полоски на лбу тигра — «царя зверей», который издавна слывет в Китае грозой всякой нечисти, который храбро идёт вперёд, отгоняет злых духов, защищает от бед и болезней. Есть традиция писать этот иерогриф вином с реальгаром. Реальгар - это моносульфид мышьяка, и он крайне токсичен, но в малых дозах может оказывать антисептическое действие и защищать от вредных насекомых.

Девочкам на шею надевают изящно расшитые мешочки с благовониями. Во время праздника Драконьих Лодок амулеты вешают детям на шею или прикрепляют к полам одежды в качестве украшения. Считается, что ароматные мешочки защищают детей от злых духов и болезней.

В этот день детям делают маленькие наручные обереги из бумаги, нитей или шёлка, чтобы защититься от злых духов.
Обереги могут быть в форме тигра — защитника, могут быть в форме змей, скорпионов, многоножек и пр. Изображения последних могут прикрепить в доме и протыкать иглами, чтобы уберечь себя и семью от участи быть укушенными ядовитыми тварями

Существует поверье, что ребёнок, родившийся в этот день, принесёт беду своим родителям.

С праздником Дуаньу связан еще один обычай: взрослые дарят детям мешочки с ароматными целебными травами. Миниатюрные мешочки шьют из пестрой шелковой ткани, затем их набивают целебными травами и скрепляют пятицветной шелковой нитью. Мешочек носят в качестве оберега-украшения на шее или прикрепляют к полам одежды. Эти ароматные мешочки, согласно поверью, могут отгонять злых духов и оберегать человека от болезней.

Существуют и другие обычаи. Например, принято начинать сбор целебных трав. При этом, в идеале, сбор лечебных трав должен происходить во время уши (кит. 午时, период времени с 11 до 13 часов) 5-го числа 5-го месяца. Китайская медицина считает, что в это время ян в природе находится на пике, и любой сорняк приобретает лекарственные свойства, а лечебные свойства лекарственных трав находится на своём пике (кит. 端午遍地皆药). Именно в период Дуаньу большинство трав созревает и обладает лучшими лечебными свойствами. Поэтому без магии пахучих трав в этот день не обойтись! Наибольшей популярностью пользуются, как упоминалось выше, аир чанпу 菖蒲 и полынь айцао 艾草. Считалось, что аир сулит долголетие, а благодаря длине своих листьев, это растение почиталось как «меч, разрубающий демонов». Полынь же ценится как оберег от недугов и злых сил. Считается, что на праздник Дуаньу растения обретают чудодейственные свойства, поэтому красивые мешочки, наполненные ароматными травами – неизменный атрибут этого сезона в Китае.

 В день праздника Дуаньу принято дарить полынные веера и пить рисовое вино, детям одевают специальный нагрудный передник «против пяти ядов», надевают мешочек с ладаном, купают в воде с лекарственными отварами.

А затем соверщать водные процедуры с использованием этих растений. Так, ванны с отваром из посконника (кит. 佩兰), полыни (кит. 艾草) и одуванчика (кит. 蒲公英) отлично купируют флегму (или патоген сырости, кит. 湿气), борются с последствиями теплового удара, аромат отвара отпугивает насекомых. Само действо — обливание или приём ванны с таким отваром в Дуаньу называется Муланьтан (кит. 沐兰汤).

https://sun9-74.userapi.com/s/v1/if2/nVyBJO_zFKYEXMb4lnWit6uQ0L4I0XdIjmOyRqCSNX5sBRqIyzWR3PytfwF_yTgz5TCiQLjSDp-qI4HOCb1-0Dlx.jpg?size=767x479&quality=95&type=album

Согласно анализу китайских учёных, эти традиции зародились во время правления династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 24 г. н. э., кит. 西汉). Они чётко отражают глубокую осведомлённость и реальные действия древних китайцев для достижения важнейшей цели — формирования здорового общества.



Воздушные змеи  На юге Китая дети запускают воздушных змеев, что символизирует "изгнание несчастья".

Конечно же, подробно описать все обряды, связанные с праздником Дуань-у, очень сложно. В разных регионах Китая есть свои специфические обряды со своей многовековой историей, однако цель у них одна — защитить человека, его семью, дом и сельскохозяйственные угодья от напастей летнего периода.

В этот день не принято говорить "Счастливого праздника", т.к это своего рода память о смерти поэта. А желают безопасности, доброго здравия и полного оптимизмом лета!
端午节安康!duānwǔjié ānkāng!

А вам - желаю удачи!



Традиционные блюда праздника Двойной пятёрки - Дуаньу– цзе (端午节duānwǔjié)

https://sun9-61.userapi.com/impg/r8xtgyBioxXVpXBWkTHMRoSm7ifZYG2yXm48fA/axGQ89JcO4g.jpg?size=1058x2160&quality=96&sign=7880d6c5c6855ead04d5e7f0640cd7de&type=album

Картина "Летние забавы детей" (夏景戏婴图) эпохи Юань неизвестного художника.
События картины происходят в праздник Драконьих лодок, о чем свидетельствуют многие детали полотна: на подносе мы видим завёрнутые в листья праздничные пирожные "цзунцзы", винную посуду (вероятно, с реальгарским вином, подаваемым на фестиваль), статуэтку даосского божества Чжун Куя, который отгоняет несчастья, а также веер, украшенный изображением пяти ядовитых существ

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дуаньу – цзе (端午节duānwǔjié) – Праздник Драконьих лодок | Вьюгитта - Дневник Вьюгитта | Лента друзей Вьюгитта / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»