Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Портрет Надежды Петровны Остроуховой. 1901
76 x 56,4 Бумага, уголь
Государственная Третьяковская галерея
Надежда Петровна Остроухова, урожд. Боткина (1858 – 1935).
Дочь Петра Петровича Боткина (1831 – 1907), главы семейной фирмы – товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья», гласного Московской думы в 1870-1880-х, члена Московской купеческой управы и Московского биржевого комитета, и Надежды Кондратьевны, урожд. Шапошниковой (ок. 1828 – ?).
Замужем за Ильей Семеновичем Остроуховым (1858 – 1929) – художником-пейзажистомом, коллекционером, членом Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академиком Академии художеств, одним из руководителей Третьяковской галереи.
И. С. Остроухов кроме живописи собирал иконы; его собрание икон считалось одним из лучших в России. Его коллекция была доступна как частный музей. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах, иконы – наверху. В 1914 к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В 1918 музей был национализирован, а Остроухов назначен его пожизненным хранителем. С 1920 года назывался «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». В марте 1929 года сильно болеющий, полуслепой Остроухов был лишён избирательных прав как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли»; через четыре месяца, 8 июля, скончался на 71-м году жизни и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. Через месяц Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова был ликвидирован, а его собрание разошлось по музеям. Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в Третьяковской галерее. Жену Остроухова выгнали из дома и она жила до своей смерти в одном из московских подвалов.
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942)
Портрет Марии Ивановны Нестеровой, жены художника, 1886
Холст на картоне, масло 31х27 см.
Государственный Русский музей
Мария Ивановна Нестерова, урожд. Мартыновская (1862 – 1886).
Дочь губернского секретаря Ивана Ивановича Мартыновского (до 1835 – ?) и Евдокии Владимировны N.
Первая жена Михаила Васильевича Нестерова (1862 – 1942), художника, участника Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства», академика живописи (1898), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1942), лауреата Сталинской премии первой степени (1941).
Дочь: Ольга, в замужестве Шрётер (1886 – 1973).
Иван Иванович Шишкин "Перед зеркалом"
На картине изображена супруга живописца, читающая письмо в своей петербургской квартире.
"Портрет Л. А. Васнецовой-Воиновой", 1913
Художник Васнецов Виктор (1848-1926)
Илья Саввич (Саввович) Галкин (1860-1915)
За чтением (Портрет жены художника А. С. Степанова)/ Людмила Николаевна Степанова, урожд. Медынцева (1873-1951)
1898
холст, масло. 71 х 56,5
Тверская областная картинная галерея
"Портрет мадам ЛОРЫ РИЗЕНЕР" 1849г
Автор живописец ЛЕОН РИЗЕНЕР (1808- 1878)
Первые уроки Леон получил от отца, известного портретиста Анри- Франсуа Ризенера 1767-1828.
Большое влияние на творчество Леона оказал двоюродный брат Эжен Делакруа.
В 1839г. в возрасте 31 года женится на семнадцатилетней ЛОРЕ Пейторо. Ризенер писал жену в разном возрасте.
Штрихи этой тонкой пастельной работы кажутся лёгкими. Детали одежды удалось воспроизвести в совершенстве - прозрачные, почти воздушные!
Борис Васильевич Корнеев (1922-1973).
"Портрет жены художника, Марии Андреевны Козловской", 1954 г. Холст, масло. 105 х 83 см.
Русов Лев Александрович (1926-1987) «Портрет Екатерины Балебиной (супруги живописца)» 1959
Алексей Михайлович Корин (1865-1923)
Портрет Агриппины Лаврентьевны Воскресенской (жены архитектора С.Ф.Воскресенского)
1906
холст, масло.
Павел Иванович Шлейфер (1814-1879)
Портрет жены 1853
холст, масло.
Национальный художественный музей Украины, Киев
Эдуард фон Энгерт — австрийский художник.
"Августа Энгерт, жена художника"
«Дельфина Буте де Монвель, жена художника»
Бернар Буте де Монвель (1881−1949)
«Дельфина с гитарой»
Бернар Буте де Монвель (1881−1949)
Алексей Белых «В апреле. (Портрет жены художника Н. А. Белых с дочерью)», 1969 год
August Jerndorff (1846–1906)
"Бетти Джерндорф, урожденная Маттисон-Хансен, жена художника"
1895 г.
Юдель Пэн. "Две кошечки. Портрет Раисы Идельсон" ( жены Р. Фалька), 1908
Раиса Вениаминовна Идельсон (1894 — 1972), поэтесса и художница, стала третьей женой Роберта Фалька. Дочь известного витебского врача-терапевта Вениамина Идельсона, Раиса с детства начала писать стихи и писала их всю жизнь — для себя, «в стол». Она училась в гимназии и посещала Школу рисования и живописи Юдэля Пэна, в которой в то же время учился Марк Шагал. Пэну очень нравилась талантливая и живая ученица; в 1908 году он написал портрет Раисы Идельсон с кошкой на руках, который назвал «Две кошечки».
С Фальком они впервые встретились в Витебске в 1921 году: художника пригласили преподавать в Школе Шагала, где он вел пленэры. В 1922 году, Раиса поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), и судьба привела ее на курс Роберта Фалька, который в то время был деканом живописного факультета.
Каплан Самуил (Семен) Соломонович (1928-2021) «Жена» 1980
Николай Александрович Ионин (1890 – 1948)
Портрет Екатерины Николаевны Иониной, жены художника
1920-е гг.
Доска, масло, левкас. 36х31 см
Государственный Русский музей
Дейнека А.А., «Лычева Серафима Ивановна (жена художника)»
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)
«Не сошлись характером»
Поводом для создания этого произведения стал громкий развод в семье друга художника Ильи Ефимовича Репина. Савицкий был глубоко тронут этой ситуацией и выразил свои чувства через своё полотно. В качестве моделей для картины К.А. Савицкий использовал свою жену Валерию Ипполитовну и их сына Георгия.
Щемелев Леонид Дмитриевич (1923-2021) «Воскресенье. Автопортрет с супругой» 1974
Лаурец Андерсен Ринг (1854 - 1933) "У двери в сад. Жена художника" 1897
Василий Евмениевич Савинский (1859 – 1937)
Портрет Е. А. Савинской, жены художника 1904 г.
Холст, масло. 84,5х65 см
Государственный Русский музей
Попов Николай Николаевич (1888-1953) «Красная чашка. Портрет Екатерины Поповой» 1918.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927).
"Портрет Ю.Е. Кустодиевой", 1903 г. Холст, масло. 139 x 133 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Илья Ефимович Репин (1844-1930).
"Портрет С.А. Репиной, урожденной Шевцовой", холст, масло. 53x44 см
Александр Иванович МОРОЗОВ (1835-1904)
Портрет жены
Ловис Коринт (1858-1925)
«Автопортрет с женой и бокалом шампанского»
В Берлине художник обретает семейное счастье – в лице своей ученицы Шарлотты Беренд. Юная красавица еврейского происхождения становится бессменной музой художника и матерью его детей Томаса и Вильгельмины.
Сави́нов Глеб Александрович (1915-2000) «Портрет супруги, живописца О.Богаевской» 1982
Алексей Владимирович Исупов (1889 – 1957)
Портрет Тамары Николаевны Исуповой, жены художника. За прялкой
1930-е гг.
Холст, масло. 106x82,5 см
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Алексей Владимирович Исупов (1889 – 1957)
Портрет Тамары Николаевны Исуповой, жены художника, с корзинкой цветов
Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 100x74,5 см
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Алексей Владимирович Исупов (1889 – 1957)
Портрет женщины в белой накидке (Портрет Тамары Николаевны Исуповой, жены художника)
1918 г.
Холст, масло. 102x90,5 см
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)
Автопортрет с женой 1923
Холст, масло 96,5х118,5
Новокузнецкий художественный музей
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)
За чтением (Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника) 1928
Холст, масло 64.7x79.4
Частное собрание
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)
Портрет Валентины Михайловны Грабарь 1931
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)
За самоваром (Портрет Валентины Михайловны Грабарь) 1905
Холст, масло 80ж80
Государственная Третьяковская галерея
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)
В Крыму (Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника) 1927
Холст, масло. 118,5 х 98
Симферопольский художественный музей
Поль Сезанн / Paul Cézanne (1839—1906)
"Мадам Сезанн (Гортензия Фике, 1850–1922) в красном платье"
1888/90 гг.
Константин Егорович Маковский ( 1839-1915 ) "Портрет жены художника Марии Алексеевны Маковской" 1900-й
«Портрет жены с кошкой», (1912)
Конрад Кржижановский
Один из самых ярких представителей художественной среды Варшавы эпохи модерна изобразил свою супругу Михалину, тоже художницу и его же ученицу.
Василий Евмениевич Савинский (1859 – 1937)
Портрет Татьяны Павловны Платуновой [в Госкаталоге: Платуновой Т. Т.] 1925 г.
Бумага, акварель. 39,8х29,8 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Исаак Бродский, "Портрет жены художника за рукоделием".
Жан Огюст Доминик Энгр / Jean Auguste Dominique Ingres (1780—1867)
"Мадам Жан-Огюст-Доминик Энгр, урожденная Мадлен Шапел"
1814 г.
Исаак Израилевич Бродский (1883—1939)
"Портрет Л. М. Бродской" 1913 г.
«Портрет жены художника Маргариты-Шарлотты Давид», 1813
Жак-Луи Давид (1748−1825)
Герхард Рихтер «S. with Child», 1995 г.
Перед нами один из восьми портретов жены (художницы Сабины Мориц) и их маленького сына, сделанных Герхаром Рихтером.
Этот нежный образ – один из самых интимных во всем его творчестве.
Картину можно увидеть в Метрополитен-музее.
Орлов Степан Егорович (1929-2003) «Портрет жены» 1989
Дувидов Виктор Аронович (1932-2000) «Лидочка (Супруга живописца)» 1960-е
Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring, 1854-1933)
«В дверях сада, жена художника» (In the Garden Doorway, The Artist's Wife), 1897 г.
Перси Уиндем Льюис/ Percy Wyndham Lewis (1882-1957)
'Фроанна' (Портрет жены художника), 1940 г.
Карандаш и цветные мелы на синей бумаге, 48,3 х 31 см.
Институт изобразительных искусств парикмахера, Бирмингем, Великобритания
Уильям Кей Блэклок (William Kay Blacklock, 1872-1924)
"У окна - Портрет жены художника Нелли за шитьем" (By the window - A portrait of the artist's wife Nellie sewing), 1910 г.
"Мари Рошгросс, жена художника, в столовой", 1904
Georges Antoine Rochegrosse
William Merritt Chase (1849–1916) "В студии. Портрет жены художника" 1892, 50.8×40.6 см
«Художник и его семья», Ловис Коринт
1909 г. Холст, масло, 175 × 166 см. Нижнесаксонское земельное музейное собрание, Ганновер, Германия
Одна из самых популярных картин Ловиса Коринта, написанная в начале XX века. Жена художника Шарлотта, одетая в соответствии с тем, что, возможно, задумывалось как более официальный групповой портрет, спокойно сидит, держа на руках их дочь Вильгельмину, которой тогда было всего пять месяцевлт роду. Их сын Томас, которому пять лет, стоит на столе, чтобы положить руку на плечо матери.
Lovis Corinth (1858–1925) — немецкий художник и писатель. Наряду с Максом Либерманом, Лессером Ури и Максом Слефогтом относится к наиболее видным представителям немецкого импрессионизма, хотя его последние работы часто считаются синтезом импрессионизма и экспрессионизма.
Жена художника вышивает у окна
Уильям Кей Блэклок / William Kay Blacklock (1872–1922)
Борис Алексеевич Альмединген (1887-1960)
Портрет Анны Яковлевны Головиной, 1948
картон, гуашь. 51,8 х 42,4
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Анна Яковлевна Головина, урожд. Гераськина (1883(6)-1972), вторая жена художника А.Я.Головина.
Виктор Мей (1888—1975). Портрет жены в интерьере. 1922. Холст, масло. 123,5 х 89
Герхард Мюнте (1849-1929) — норвежский художник и иллюстратор.
"Жена художника в беседке" (The Artist's Wife in the Arbour), 1889 г. Холст, масло. 81 х 76 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия
Николай Николаевич Ге
Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром 1861
Об этой работе Ге известно совсем немного: написана в Италии около 1861 года; в начале ХХ века, по-видимому, была вывезена сыном художника Николаем в Швейцарию вместе с большой коллекцией рисунков и картин Ге, отвергнутых Третьковской галерей; в 2011-м году экспонировалась на масштабной выставке в Третьяковке, приуроченной к 180-летию Ге.
Ракша Юрий Михайлович (1937-1980) «Жена за работой» 1966
Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)
"Перед маскарадом (Портрет жены)" 1923. Холст, масло. 80,5 х 90,5. Национальный музей, Варшава
Маковский. Портрет жены художника Марии Алексеевны Маковской.
Портрет Марии Александровны Мокрицкой, - жены художника Мокрицкого . 1853
Репин Илья Ефимович .Портрет жены - С.А.Репиной.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной. 1913.
Василий Иванович Суриков. Портрет Елизаветы Августовны Суриковой -жены художника. 1888.
Пётр Васильевич Басин. Портрет Ольги Владимировны Басиной, жены художника. Между 1838 и 1841 годами.
Пётр Фёдорович Соколов. Жена художника.
Вера Кетчерджи Шаповалова
Архип Куинджи и Вера Кетчерджи-Шаповалова
В 1863 году в родном Мариуполе Архип Куинджи, тогда еще ретушер у фотографа, познакомился с дочерью греческого купца Елевферия Кетчерджи, который взял себе русское имя Леонтий Шаповалов.
Вера была на 13 лет младше Куинджи. В отличие от художника, она получила хорошее образование: окончила Кушниковский институт благородных девиц в Керчи. Дмитрий Менделеев писал, что Вера перевела на французский две его научные статьи. А еще она прекрасно играла на фортепьяно.
Увидев Веру, Куинджи попросил разрешения написать ее портрет. Они быстро полюбили друг друга, но Шаповалов был категорически против брака дочери с нищим начинающим живописцем. Вера якобы ответила на это: «Если не за Архипа, то только в монастырь». Тогда купец поставил Куинджи условие: сможет предоставить сто рублей золотом — сможет жениться (и это при том, что на тот момент килограмм муки стоил около 9 копеек). Куинджи уехал на заработки в Петербург. Через три года он вернулся в Мариуполь, выполнив задачу, но Шаповалов запросил за отцовское благословение еще большую сумму.
Поэтому Куинджи и Вера обвенчались только спустя девять лет, в 1875 году. Две картины художника за 1500 рублей купил коллекционер Павел Третьяков, дела пошли в гору, и купец дал согласие на брак.
Уединенный образ жизни супругов породил целую легенду. Сын художника Александра Киселева, знакомого Куинджи, писал:
Вера Леонтьевна Куинджи
«Его семья состояла только из него и жены, с которою никто из ближайших соседей не мог не только познакомиться, но и увидеть ее. Кем был установлен такой режим — неизвестно. Она ли сама придерживалась этого порядка, или он был виновником ее затворничества, — никто ничего сказать не мог.»
Скорее всего, это было преувеличением, так как с Верой были знакомы многие ученики Куинджи. Однако жена художника в самом деле предпочитала светской жизни ведение хозяйства: сама убирала, мыла посуду, стирала, а также вела корреспонденцию мужа.
В завещании Куинджи жене была назначена скромная пенсия, большую же часть состояния художник отправил на благотворительность. Вера такое решение поддержала. Она пережила мужа на 10 лет, занималась систематизацией его наследия. Вера умерла от голода в 1920 году в Петрограде, в разгар Гражданской войны.
Архип Иванович Куинджи.
Источник https://vk.com/wall-222228017?offset=580&own=1..
********************
Пьер Огюст Ренуар
ПОРТРЕТ КАМИЛЛЫ, СУПРУГИ ХУДОЖНИКА КЛОДА МОНЕ
(1872, в коллекции галереи Института искусств Стерлинга и Франсин Кларк в Уильямстауне (штат Массачусетс в США)
Портрет жены художника Элизабет с дочерью
Джеймс Сент / James Sant (1820—1916)
Эдвард Окунь (1872 - 1945)
«Автопортрет с женой»
Портрет М. К. Головиной, 1897, 32×46 см
Александр Яковлевич Головин
Рудольф Шлихтер (1890 — 1955)
Немецкий художник и писатель, представитель таких направлений в искусстве, как дадаизм и «Новая вещественность»
Портрет его жены, которую он звал Speedy(Эльфрида Кёлер)