БУТОН РАСЦВЕТШИЙ, БУТОН УВЯДШИЙ...
Cotta A. (Sotta A.) Княжна Мария Ивановна Барятинская, в замужестве княгиня Кочубей. 1837 г
В предыдущей публикации вы познакомились с блестящей красавицей пушкинской эпохи Леониллой Баря́тинской, в замужестве светлейшей княгиней Леониллой Ивановной Витгенштейн.
А сегодня рассказ пойдёт о печальной судьбе её младшей сестры Марии Баря́тинской, ушедшей из жизни совсем юной, в 24 года.
* * *
«Умерла неожиданно в Италии молодая княгиня Кочубей, свадьбу которой, с жалкими её последствиями, я записал в 1841-м году. Злые языки уверяют, что она и умерла – девицею. Как бы то ни было, но до свадьбы она цвела здоровьем, а потом скоро начала чахнуть, так что принуждены были искать для неё спасения под синим небом Италии… Она была одною из прелестнейших женщин нашего двора».
Так отозвался член Государственного совета, преподаватель юридических наук сыновей императора Николая I барон Корф на смерть великосветской красавицы Марии Ивановны Кочубей, в девичестве Барятинской.
Эта хрупкая жизнь была так коротка – всего 24 года отмерила ей судьба! Потомкам осталось лишь несколько портретов, в которых, будто в тихих водах времени, отразился чарующий облик молодой женщины, да воспоминания великой княжны Ольги Николаевны Романовой, близко дружившей с Марией.
Княжна Барятинская была пятым ребёнком в семье блестящего вельможи, крупного землевладельца Ивана Ивановича Барятинского и его супруги Марии Фёдоровны, урождённой фон Келлер.
Иван Барятинский принадлежал к верхушке придворной знати. Он был умён, даровит, деятелен, обладал изысканным вкусом и дал прекрасное образование всем своим детям. Мария Фёдоровна, дочь прусского дипломата и министра Христофора фон Келлера, в молодости слыла «великолепнейшею из дам большого света как по замечательной красоте своей, так и по роскоши, которою она окружала себя».
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.
"Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского". 1800 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Через несколько лет после свадьбы, оставив Европу, устав от суеты Москвы и Петербурга чета Барятинских обосновалась в Ивановской усадьбе Курской губернии, которой Иван Иванович управлял как рачительный хозяин: разумно и со знанием дела.
Роскошный дворец, построенный в имении, назвал в честь жены – Марьино. Супруги жили открытым домом, и на их пышные балы и приёмы слеталась вся знать и весь цвет аристократической молодёжи.
Мария Фёдоровна овдовела, когда её дочери Машеньке было всего семь лет. В последующие годы Барятинская-старшая почти безвыездно жила в Ивановском, посвятив себя воспитанию детей, и в Петербург переселилась только в 1831 году. Здесь княгиня жила с большим шиком, тратя на одни только туалеты по 100 тысяч рублей ассигнациями в год. Она пользовалась неизменным расположением императрицы Александры Фёдоровны – своей соотечественницы, урождённой принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской.
Средняя дочь Леонилла, представленная ко двору, была пожалована во фрейлины Её Императорского Величества. Эта античная красавица, «новая звезда» петербургского света, в 1834 году выйдет замуж за князя Льва Петровича Витгенштейна.
Кристина Робертсон. "Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской, урождённой фон Келлер". 1841 г. Государственный Художественный музей Алтайского края, Барнаул. Происходит из усадьбы Отрада.
Прелестной Марии Барятинской пятнадцать лет, и она ещё слишком юна, чтобы блистать при дворе. «Её сестра Леонилла, будущая княгиня Витгенштейн, была также очень привлекательна, но её красота была земная, в то время как Мария походила на ангела. В Марии я нашла отголосок меня самой, и эта четырёхлетняя дружба была прекрасна», – с глубокой нежностью и грустью вспоминала впоследствии великая княжна Ольга Николаевна.
Вероятно, именно благодаря искренней привязанности императрицы к княгине Марии Фёдоровне и её близости ко двору стало возможным знакомство этих двух очаровательных девушек: Ольги Романовой и Марии Барятинской.
«После начала поста был конец всем празднествам. Только немногие приглашённые собирались по вечерам у Мама в зеленом кабинете, где по большей части читали вслух. Между этими гостями часто бывали княгиня Барятинская со своей дочерью Марией. Её застенчивость и скромность показались мне родственными, и вскоре мы подружились. Она была серьёзной и глубоко верующей. Дружба между нами была такой, о какой я всегда мечтала: она облагораживала наши натуры. Мы обе были полны идеалов соответственно нашему возрасту и при всей нашей сдержанности очень мечтательны. Мы особенно ревниво оберегали наши желания, мысли и идеи от постороннего взгляда».
Молоденькая княжна принимала самое живое участие в придворных торжествах, вызывая неизменное восхищение всех присутствующих. «Я вспоминаю одно празднество в день рождения Папа в Петергофе. Несмотря на то, что Барятинские жили в девяти верстах оттуда, она приехала со свежими цветами в волосах. Большинство цветов было еще в бутонах, и в тепле, во время танца, они распустились», – продолжает великая княжна Ольга Николаевна.
Густав Карл Юстус Цапф.
Княгиня Мария Ивановна Кочубей, урождённая Барятинская, 1843 г.
Бумага, акварель, белила.
«Мария Барятинская была блондинка с чёрными бровями, её взгляд, если она кому-нибудь симпатизировала, был полон тепла, которого я не встречала ни у кого, кроме Императрицы Марии Александровны (жены Императора Александра II), возможно потому, что я искренне любила обеих». Из воспоминаний Великой княжны Ольги Николаевны Романовой.
Красота, грация, чистота, трогательная скромность младшей Барятинской зажгли неистовый пламень в крови и юношей младых, и искушённых сердцеедов. Мало кто знает, что её нежное очарование не оставило равнодушным даже печально известного светского волокиту Жоржа Дантеса. В высшем обществе он имел головокружительный успех благодаря своей счастливой наружности, дамы «буквально вырывали его друг у друга». В дневниках Марии Ивановны остались записи:
«Танцевали. Я веселилась. Вальс с Дантесом, но не мазурка…». «(Дантес) немного за мной ухаживал и сказал мне, что я была очень мила (…) Он дразнил меня Г. Болконским и Ог.(аревым)».
Вероятно, в скором времени до неё дошли слухи о настойчивых до неприличия ухаживаниях Дантеса за Натальей Николаевной Пушкиной, и княжна разочаровалась в поклоннике. Однако тот, со свойственным ему холодным расчётом, рассудил, что брак с богатой и родовитой наследницей станет удачной партией, а посему продолжал наносить визиты. Об одном из них, когда она отказалась спуститься в гостиную и барона принимала княгиня Барятинская, Мария Ивановна писала в дневнике: «…Он признался, что он преданный поклонник красоты, что нет матери, которая была бы так прекрасна, как она, и дочери очаровательнее, чем я etc. Он мне передавал самые почтительные приветы».
Сразила стрела Амура и тайного советника, прозаика, поэта, драматурга графа Владимира Александровича Соллогуба. «Две девушки в то время занимали моё воображение: княжна Мария Ивановна Барятинская и графиня Софья Михайловна Виельгорская; княжна Барятинская вышла замуж за князя Михаила Кочубея, я женился на графине Виельгорской», – писал он.
Неизвестный художник. Михаил Викторович Кочубей. 1840-е гг.
Неизвестно доподлинно, как и когда был представлен княжне Барятинской сын дипломата, министра внутренних дел Российской империи Виктора Павловича Кочубея Михаил. Он происходил из малороссийского казацкого рода Кочубеев, окончил Пажеский корпус и за заслуги отца был пожалован в камер-пажи.
На момент знакомства с Марией Ивановной Михаил Кочубей находился на воинской службе в звании шабс-ротмистра Кавалергардского полка. По воспоминаниям русского историка и мемуариста графа Михаила Дмитриевича Бутурлина князь Кочубей был «весьма красив собой и владел приятным, хотя слабеньким, теноровым голосом».
Другой русский писатель-мемуарист Василий Антонович Инсарский, однако, свидетельствует в своих «Записках», что Михаил Викторович на вид был любезный и приветливый человек, но в глубине души «по преимуществу эгоист и эгоист в грубой форме». Кто знает, возможно, именно в этих чертах натуры бравого кавалергарда кроется разгадка слов барона Корфа о «свадьбе с жалкими последствиями».
Венчание княжны Марии Ивановны Барятинской с князем Михаилом Викторовичем Кочубеем состоялось 9 июля 1841 года. Пышная свадьба была отпразднована при дворе со всем блеском и размахом, приличествующим положению невесты и её матери, и будущее казалось счастливым и безоблачным, но увы – земные часы прелестной новобрачной были сочтены, а стрелки на небесном циферблате остановлены чьей-то всесильной рукой.
Рисунок неизвестного художника.
Мария Ивановна Барятинская. 1840-е гг.
«В 1841 году она вышла замуж за Михаила Кочубея, а восемнадцать месяцев спустя её не стало. Она скончалась от зловещей лихорадки в несколько часов. Как коротка была эта дружба! Но след её остаётся неизгладимым в моей душе», – горевала великая княжна Ольга.
Тело Марии Ивановны Кочубей было доставлено из Италии в Петербург. Она упокоилась на тихом кладбище Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, где ещё с екатерининских времён хоронили умерших из самых родовитых и знатных семей, а также представителей известнейших русских фамилий и высших сановников. Прах обворожительной княгини Кочубей упокоился рядом с Апраксиными и Потёмкиными, Шереметевыми и Строгановыми, Разумовскими и Нарышкиными.
Мария Фёдоровна Барятинская, потрясённая смертью дочери, окончательно обратилась к благотворительной деятельности. В память о ней безутешная мать основала Мариинский приют для воспитания бедных детей. В 1846 году в стенах собственного дома открыла приют для дневного пребывания малолетних детей, затем приют для вдов, послуживший началом Мариинской богадельни, женскую общину сестер милосердия для попечения о больных и бедных и, наконец, вдовий дом в особо купленном ею здании. До конца дней, уже будучи очень больна и не имея возможности лично принимать участие в управлении делами, княгиня Барятинская помогала деньгами всем организованным ею богоугодным заведениям.
Источник: ГалопомПоЕвропам
https://dzen.ru/a/ZCpT4kw44SYIPO6Q?referrer_clid=1400&
Кристина Робертсон. "Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей, урождённой Барятинской". После 1839 г.
«Ростом Мария Барятинская была такая же, как я. Когда она распускала волосы, они покрывали ей колени, косу же она обвивала три раза вокруг головы и скрепляла её золотой шпилькой. Портрет известной художницы Робертсон запечатлел её во всей её прелести, играющей на рояле». Из воспоминаний великой княжны Ольги Николаевны Романовой.
На портрете Мария Ивановна изображена в светлом платье, обнажающем плечи. Правой рукой она перебирает клавиши домашнего органа, левой элегантно придерживает ноты. Длинные волосы княгини заплетены в тугие косы, аккуратно скрепленные на затылке. Такая прическа, получившая название «а-ля Клотильда», вошла в моду в конце 1830-х годов благодаря английской королеве Виктории. Точка зрения снизу придает изящной фигуре модели особую статность и благородство.
Популярная в аристократических кругах английская художница Кристина Робертсон неоднократно портретировала членов семьи князей Барятинских. Портрет княгини Кочубей – одно из первых произведений, созданных ею в России. Полотно экспонировалось на выставке Академии художеств в 1839 году и в дальнейшем копировалось самой Робертсон (эти изображения хранятся в ГМИИ, ГИМ, Государственном музее искусств в Ташкенте).
Портрет, которым располагает Третьяковская галерея, происходит из усадьбы Барятинских Марьино Курской губернии, где прошло детство Марии. До 1997 года произведение также считалось работой Робертсон, однако в результате технико-технологических исследований ее авторство было отклонено.
Франц Ксавер Винтерхальтер.
"Принцесса Ольга Николаевна Вюртембергская", урождённая Великая княжна Романова.
1856 г.
Ольга Николаевна, вторая дочь императора Николая I и Александры Фёдоровны была Великой княжной и никогда не носила титул Великой княгини, потому что, чтобы стать Великой княгиней, надо было стать супругой Великого князя (сына, внука, брата императора). А выйдя в 1846 году замуж за принца Карла Вюртембергского, единственного сына короля Вильгельма I, стала соответственно принцессой, а в 1864 году, после смерти Вильгельма, сын стал королём Карлом I, а Ольга Николаевна королевой Вюртемберга.
Так что никакой ошибки в титулах нет. Знаменитый портрет Франца Винтерхальтера, написан в период, когда Ольга Николаевна была ещё принцессой Вюртембергской.