В.И.Суриков, О.Кончаловская и П.Кончаловский с детьми в Красноярске, 1914 г.
Петр Кончаловский женился на дочери известного художника Василия Сурикова — Ольге. Их первая встреча состоялась еще в юности, но ее никак нельзя было назвать дружелюбной. Чувства, вспыхнувшие через десять лет, определили весь ход их дальнейшей жизни. Петр Кончаловский и Ольга Сурикова не просто дали друг другу обещание создать необыкновенную семью, а сделали все, чтоб это обещание сдержать.
Петру Кончаловскому было 14 лет, когда он впервые увидел Ольгу в доме ее отца, художника Василия Сурикова. Увидел даже не ее саму, а ее глаза – черные, глубокие. Позже они встречались на молодежных вечерах, но никогда толком не общались. Через 12 лет после первой встречи Оля получила письмо с признанием в любви. Он обратил на нее внимание, когда девушка с подругой разучивала Моцарта. Петр назначил ей свидание через три дня. А через три недели Суриков писал брату:
Автопортрет – (Pyotr Konchalovsky
“Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную: Оля выходит замуж за молодого художника из хорошей дворянской семьи, Петра Петровича Кончаловского. Он православный и верующий человек”.
У пары родилось двое детей, отношения в семье царили идиллические. Она называла его «Дадочка», он ее — «Лелечка». Они обещали никогда ни в чем не упрекать друг друга, чтобы ничто не мешало творчеству. Вместе с тем, Ольга была первым и главным критиком Кончаловского. Стоило ей сказать: «Не то», как художник уничтожал эскизы и принимался за новую работу. Правнучка Кончаловских Ольга Семенова вспоминала, что Петр мог спросить: «А не порезать ли мне эту картину, Олечка?» Она отвечала: «Режь, Петечка». И он резал. А еще именно Ольга собирала букеты, которые так часто писал Кончаловский.
Портрет жены художника, Ольги Васильевны Кончаловской, в тюль платье
Темпераментный художник жену слушался беспрекословно. Ее коронной фразой было: «Мы этого делать не будем». Детей Ольга воспитывала в строгости: день был расписан поминутно, а единственной приличной формой досуга считалось чтение.
Революцию мы воспринимали как избавление от чего-то рабского, хотя первые годы были очень трудны и полны лишений. Но мы были счастливы. Жили мы без отопления, и пришлось из всей квартиры занять одну комнату, в которой стояла чугунная печка; она отапливала нас всех, и на ней готовилось. <...> В комнате пашей стоял рояль. На огонек приходили друзья, заходили пианисты — Игумнов, Боровский, Орлов, и у нас были чудные музыкальные вечера. Петр Петрович писал портрет детей у рояля в полушубках…
В 1930-е годы семья купила небольшой дом недалеко от Москвы. Несмотря на то что художник отказывался выполнять госзаказы (например, не стал писать портрет Иосифа Сталина), вместе им удалось справиться и с травлей, и безденежьем.
Портрет Ольги Васильевны Кончаловской, жены художника (в красном бусами).
Петр Кончаловский ушел 2 февраля 1956 года, не дожив совсем немного до своего 80-летия. Ольга Васильевна стояла у тела супруга, словно камень, не проронив ни слезинки. А после все время говорила, что ее ждет Петечка. И ушла вслед за ним через два года, тоже в 80.
Кончаловский П., Семейный портрет (Сиенский).
Петр Кончаловский. "Семейный портрет (на фоне китайского панно)"
«В мастерской. Семейный портрет», 1917 г
Петр Кончаловский. Автопортрет с женой, 1928 г
В.И.Суриков, О.Кончаловская и П.Кончаловский с детьми в Красноярске, 1914 г.