«Женщины гарема кормят голубей» — Жан Леон Жероме
Ориентализм (от лат. orientalis — восточный) – стилистическое направление в искусстве, преимущественно западном, которое использует сюжеты, мифологию, культурную и архитектурную атрибутику стран Востока.
Эта тенденция была широко распространена среди европейских художников, особенно в Англии и Франции, и нашла свое отражение в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XVIII-XIX веков.
«Фаворитка гарема» — Рудольф Эрнст Пайерлс
Фаворитка гарема (La Favorite Du Harem)Fabio Fabbi.
Истоки ориентализма уходят корнями в XV век. Одним из первых восточные мотивы стал включать в свои произведения Джентиле Беллини, придворный художник дожа Венеции.
В гареме (In The Harem) .Фабби
Проведя два года при дворе османского султана Мехмета II, он ввел в свои произведения восточную тематику и атрибутику. Его творческие находки использовал Веронезе и другие венецианские мастера.
Примерно сто лет спустя ориентализм вновь заявил о себе – на этот раз в картинах французских художников: после вступления Франции во франко-османский союз между странами начался активный культурный и научный обмен.
В начале XVIII века Францию охватила мода на все турецкое, а в искусстве возникло отдельное стилистическое направление – «туркери», которое вскоре стало неотъемлемой частью стиля рококо. Сюжеты на восточную тематику любили писать художники Жан-Этьен Лиотар, Шарль-Андре ван Лоо, Жан-Батист ван Мур.
Следующим толчком к развитию ориентализма стала Египетская кампания Наполеона Бонапарта.
Начав в 1798 году с захвата Мальты, французские войска заняли Александрию, а позже и Каир. Армию сопровождала Комиссия науки и искусств, а с 22 августа 1798 года в предместьях Каира начал работу Институт Египта.
Ученые изучали самые различные аспекты древней культуры: математику, физику, литературу, искусство.
По окончании кампании в Египте французам удалось вывезти практически все свои наработки, зарисовки и экспонаты, за исключением крупных находок, в числе которых был знаменитый Розеттский камень, доставшийся англичанам.
К концу 1820-х годов во Франции вышел огромный труд «Описание Египта», в который вошли 10 томов иллюстраций и гравюр и 9 томов описаний, вызвавших огромный интерес к культуре восточных стран.
Свою лепту в развитие ориентализма внес художник Антуан Жан Гро, официальный живописец при дворе Наполеона, оставивший потомкам ряд картин с подвигами его блистательного патрона на фоне восточных пейзажей и антуража. Жан Огюст Доминик Энгр ввел в свои работы изображения одалисок – «восточное» прочтение обнаженной натуры в изысканных интерьерах.
Несмотря на то, что Энгр никогда не был на Востоке, изобилие литературных и научных трудов, посвященных этой теме, позволили художнику создавать собственный образ восточной культуры. И именно с картин, посвященных восточному быту, началась успешная карьера Александра-Габриэля Декана.
Направление развивалось по мере того, как крепли торговые и культурные связи Европы со странами Востока – Турцией, Египтом, Палестиной, Китаем, Японией. Очень популярными были картины, изображающие гаремные сцены, рынки невольников и мифологические сюжеты.
Живопись в стиле ориентализма вызывала любопытство и привлекала покупателей, поскольку отражала иной жизненный уклад, мораль, поведение и быт.
Египетские, мавританские, японские и китайские мотивы и элементы включались в архитектурную отделку новых и старых зданий, павильонов, беседок.
Для картин в стиле ориентализм художники предпочитали использовать золотые, оранжевые, красные и синие цвета, передающие, по их мнению, жаркую атмосферу Востока, его палящие пустыни и солнечный зной.
https://artchive.ru/styles/orientalism#:
https://www.livemaster.ru/topic/1226395
Серия сообщений "Древний Восток": Часть 1 - Восточная коллекция: от наследия до поделок.Видео,серия 3 Часть 2 - Восточная коллекция: от наследия до поделок. Видео,2 серия ... Часть 15 - Собор Св.Софии в Константинополе или Айя-София в Стамбуле? Часть 16 - Про Гарем.Часть 4. От царя Соломона до древнего Рима Часть 17 - Сцены из жизни гарема в западноевропейской живописи художников -ориенталистов Часть 18 - Сцены из жизни гарема и одалисок в западноевропейской живописи(18+)