• Авторизация


Они продолжают любить свою Родину 18-05-2014 21:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Jo-Ann Оригинальное сообщение

ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ...






[506x64]




[240x208]

ЛЕВ ТЕРМЕН-



[300x39]

Человек, создавший первый в мире электромузыкальный инструмент
и одну из первых телевизионных систем,
член американского клуба миллионеров,


провёл около десяти лет в лагерях на Колыме.
Известный американский инженер и музыкант, конструктор знаменитых синтезаторов Роберт Муг в 2002 году писал о Льве Термине:
"В истории его жизни содержится весь ХХ век.
Поражает воображение, что Термен был свидетелем всех крупных его событий:
1-я мировая война, революция и гражданская война в России,
Великая депрессия в Америке,
сталинские судебные процессы,
2-я мировая война, холодная война и перестройка,
и был он не их сторонним наблюдателем,
но активным – хоть и не по своей воле – участником".



[300x39]

Родился Термен в 1896 г. в благополучной Санкт-петербургской семье юриста,
имевшего французские корни
(и даже давний герб – две оливковые ветви, фамилия же писалась Theremin).

В годы 1-й мировой войны он служил в "Электротехническом отряде",
а перед самой Октябрьской революцией окончил одновременно университет и консерваторию, (!!!- от автора поста)
после чего приступил, по приглашению А.Ф.Иоффе, к работе в Физико-техническом институте.
В начале 20-х гг. зародилось одно из главных изобретений Термена,
в которое он вложил свой "двойной" талант инженера и музыканта,
первый в мире
электромузыкальный инструмент .
ТЕРМЕНВОКС.
Этот инструмент выглядел неожиданно –
он не имел ни клавиш, ни струн, ни других механических управляющих элементов
– его одноголосая мелодия создавалась разнообразными движениями руки возле металлической "антенны", выступающей из небольшого шкафчика.




Лев Термен представляет свой инструмент. Запись 1954 г. Предоставлена директором Термен-центра Андреем Смирновым.

В 1921 г. он получил патент на этот музыкальный инструмент, демонстрировал его на съезде электротехников в Москве
(тогда он играл на нем "Элегию" Массне и "Лебедя" Сен-Санса).



[300x39]

В 1922 г., по специальному приглашению, Лев Сергеевич Термен показывал свой инструмент в Кремле членам правительства и Ленину лично,
причем аккомпанировала ему на рояле Фотиева, ленинский секретарь.
В первые годы советской власти искусство и наука переживали большой взлет, электричество, согласно знаменитому определению коммунизма,
должно было внедряться в жизнь страны,
начиная с плана ГОЭЛРО и кончая этим музыкальным инструментом.

В последующие несколько лет, по рекомендации Ленина, Термен ездил с показами-концертами по России.
В 1924 г. он получил другой патент на усовершенствованную систему – "Музыкальный инструмент с катодными лампами".
Этот инструмент стали называть по имени изобретателя – терменвокс.
Термен понял, что тот же принцип может быть использован для "радио-сторожа" – ведь приближение "нарушителя" к скрытому в двери контуру, как и приближение руки к "антенне" терменвокса, можно увязать с сигналом тревоги.

Подобные охранные устройства Термена были установлены в Госбанке, ГОХРАНе и в Эрмитаже.
Изобретатель на этом не остановился: параллельно занявшись телевидением,
он предложил свою, хоть и механическую, но новую систему,
которая на то время давала лучшее качество изображения.

В 1925 г. Термен впервые отправился за границу – в Германию.
Советское государство решило использовать пропагандистские (и материальные) выгоды детища Термена:
были получены немецкие патенты на терменвокс и охранное устройство.
Он ездил по Германии с концертами, которые организовала немецкая фирма,
купившая патенты (конечно, не у Термена, а у государства).
Таким образом демонстрировались успехи "молодого государства рабочих и крестьян".



[300x39]

После Германии он побывал с концертами в Лондоне;
"музыкант – молодой, стройный русский в черном костюме", – писали о нем английские газеты,
отметив, что терменвокс может воспроизводить звучание разных инструментов и человеческого голоса.
На одном из концертов Термена побывал Дж. Бернард Шоу.

За границей Термена именовали "профессор" – как же иначе, ведь он автор такого изобретения!
После концертов в Париже он (с немецким владельцем прав на оба изобретения) на корабле "Мажестик" отправился в США.
В декабре 1927 г., имея визу на 2,5 месяца, он прибывает в Нью-Йорк.
Вскоре начинаются концерты-показы в разных городах Америки,
вызывающие интерес не только у падкой до новинок публики, но и у музыкантов, инженеров.

К Термену потянулись ученики, он сблизился с русским сообществом,
где было много любителей музыки и музыкантов-профессионалов.
На концертах в Кливленде и Бостоне, Филадельфии и Чикаго
Термен играл Оффенбаха, Рахманинова, Сен-Санса,
"Песню индийского гостя" Римского-Корсакова и знакомый американцам "Старый дом в Кентукки",
был даже концерт, в котором участвовало 10 терменвоксов – целый оркестр.
Термен продолжал совершенствовать свой инструмент, развивалась и техника игры.

Большая американская фирма RCA купила права на изготовление терменвокса и запустила его в серию.
В 1930 г. при финансовой поддержке семейства Розен (Люси Розен была его ученицей)
он поселился в Нью-Йорке на 54-й улице, где устроил свою студию-лабораторию.
Термен подружился с молодой и талантливой скрипачкой, уроженкой Риги Кларой Рокмор, которую заинтересовал новый инструмент; в последующие годы ее концерты имели большой успех. Широкое распространение получали и его охранные устройства, которые устанавливались во многих местах,
какое-то время они работали даже в тюрьме Алькатрас.

Область его изобретательской деятельности все расширялась
– он заинтересовался цветомузыкой, а затем возможностью
совместить танец и звук – как сделать,
чтобы звук управлялся движением тела?
Он разработал новый элемент, который воспринимал движение,
теперь это была не "антенна", а большая плоскость,
трансформировавшая движения танцора в своеобразную музыку.



[300x39]

Он познакомился с американской профессиональной танцовщицей Лавинией Вильямс, между ними вспыхнул роман, и в 1938 г. они поженились,
получив в советском посольстве свидетельство о браке (брак с Катей Константиновой распался вскоре после приезда ее в США.

Американские власти много раз рекомендовали Термену "решить вопрос со своим статусом",
а он продолжал жить по временным документам,
не желая расставаться с советским гражданством; не то, чтобы он был "убежденным большевиком", но он считал Россию своей родиной,
хранил память о встрече с Лениным;
а здесь у него была студия, были друзья и единомышленники,
и никуда ему пока ехать не хотелось...

Тем временем в СССР давно сменились многие "руководящие кадры",
органы занялись "чисткой" советских дипломатических (и недипломатических) представителей за границей, вспомнили и о Термене.
Нет, его пока не собирались арестовывать, просто "пощупать", не враг ли это?

В августе 1938 г. в нью-джерсийскую гавань зашел небольшой советский корабль "Старый большевик". Очевидно, Термену сказали, что он должен вернуться в СССР;
к такому выводу можно прийти, узнав о документе, датированном концом августа,
который Термен оформил на имя владельца фирмы ТЕЛЕТАЧ Боба Зинмана,
– это была доверенность распоряжаться его имуществом,
патентными и финансовыми делами "в связи с тем, что я намерен уехать из штата Нью-Йорк".



[300x39]

На "Старом большевике" Термен прибыл в Ленинград.
Ему нужна была работа и жилье, но жить было негде,
в Физико-техническом институте его встретили холодно,
из старых сотрудников почти никого там не осталось,
Александр Константинов – друг, талантливый ученый был арестован
по 58-й статье и получил "десять лет без права переписки" "
за попытку изготовить сейсмическую бомбу для убийства Сталина на заседании президиума"...
Термен поехал в Москву, но и там его на работу не брали.
Он попробовал обратиться к Ворошилову (может, тот вспомнит его?),
но безрезультатно.
15 марта (памятного 38-го г.) в гостиницу у Киевского вокзала за ним пришли с ордером на арест.
Сидел он в Бутырской тюрьме, в августе "тройка" приговорила его к 8-ми годам за "участие в контрреволюционной организации" – и, здравствуй, Колыма!
В лагере сначала он возил тачку на строительстве железной дороги,
но и там, верный своему характеру, не мог не изобретать:
предложил устройство, с помощью которого скорее (и легче) было "катить эти чертовы бревна".
Позже, узнав, что Термен музыкант, начальство определило его в лагерный симфонический оркестр, где он, к своему удивлению (американец!),
встретил много известных по Москве и Ленинграду имен.
"Мы играли "Болеро" Равеля", – вспоминал Термен.
В 1940 г. его взяли в авиационную "шарашку" Туполева,
называлось это учреждение под Саратовом "ЦКБ-29".
Понемногу он пришел в себя и стал работать,
в молодые годы Термен и к авиации имел отношение
– сделал самолетный альтиметр своей конструкции.
Затем Термена перевели в другую, подмосковную шарашку радиотехнического профиля, в которой он проработал всю войну.

На американский праздник День независимости – 4 июля 1945 г.
посол в московском Спасо-хаузе Аверелл Гарриман получил подарок от советских пионеров – деревянное резное панно с изображением Государственной печати США.

Посол поблагодарил и повесил панно над своим столом.
Только через семь лет, при особой проверке, было обнаружено, что в панно находится подслушивающее устройство неизвестной американцам конструкции.
Полтора года потребовалось дружественной английской организации МI5 ("контршпионаж"), а конкретно – тамошнему радиоинженеру Питеру Райту, чтобы разгадать принцип действия и воспроизвести устройство для своих нужд в виде английской разработки SATYR.
Начинка "большой печати" (ее автором был Термен) выглядела предельно просто – небольшой цилиндр с мембраной внутри и металлическим стержнем снаружи, никаких батарей и проводов.
Секрет был таков: на панно направлялся (из дома напротив) высокочастотный луч, мембрана, колебавшаяся в такт речи, через стержень-антенну отражала его назад,
и на приемной стороне сигнал демодулировался.

После этого в дело пошла другая подслушивающая система Термена ("Буран"),
которая вообще не требовала установки чего-либо в "чужое" помещение
– туда просто направлялся высокочастотный луч,
а роль мембраны играло оконное стекло.
За "Буран" Термена в 1947 г. наградили закрытой Сталинской премией,
выпустили и дали двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте в Москве.



[300x39]

Вот так Термен в 51 год вышел на свободу;
никаких патентов, званий и госпремий за ним "в миру" не числилось,
все осталось "сов. секретным".
Куда было ему деваться?
Он запросился назад, на свою прежнюю работу, уже в качестве вольнонаемного,
и его приняли.
В этом же году он женился на Марии Гущиной, молодой машинистке своей "конторы", которая через год родила ему двух дочек-близнецов.
Со временем интересы его работодателей изменились:
они занялись паранормальными явлениями, НЛО, телекинезом и, посчитав,
что со старика уже ничего не возьмешь, в 1964 г. отправили на пенсию.
Но природа наградила Термена активным умом, который требовал применения,
требовал деятельности.
Какое-то время Термен работал в московской консерватории,
затем – в акустической лаборатории университета,
но был он там не профессор, не лауреат, а "механик 6-го разряда".



[300x39]

Дочери выросли, завели свои семьи, и в маленькой квартире на Ленинском
жило теперь пятеро – сам Термен и дочь Наталья с мужем и двумя детьми
(жена Мария умерла в 1970 г.).
В этой тесноте Термен держал свой архив и домашнюю лабораторию,
без которой жизни себе не представлял.
Сколько раз он и дочери обращались в Моссовет за "улучшением жилищных условий",
но ничего не помогало.
Университетский зав. кафедрой на запрос Моссовета сообщал,
что никаких таких заслуг за "механиком 6-го разряда" не числится,
ему дали медаль "Ветеран труда" – чего он еще хочет?
Лишь с помощью хорошего человека, депутата и летчицы Валентины Гризодубовой Термен все же получил комнату (в большой коммунальной квартире).

В 70-е гг. о нем начали вспоминать: в журнале "Радио" появилась статья о терменвоксе, издательство "Знание" опубликовало его книжку "Физика и музыкальное искусство";
он сблизился с семьей своего двоюродного брата М.Нестурха и регулярно,
каждую пятницу, ездил к нему, чтобы учить игре на терменвоксе его дочь
– школьницу Лиду, соорудив специально для нее малую детскую модель.
Он сделал "Тонику" – электромузыкальное учебное устройство,
и получил на него патент.
Изготовленные промышленно 25 экземпляров "Тоники" были розданы в школы.
Термен зачастил в музей Скрябина, там бывали композиторы Альфред Шнитке и Эдисон Денисов,
там он участвовал в создании музыкального синтезатора.



[300x39]

А в Америке появились новые модели электромузыкальных инструментов,
но о терменвоксе не забывали благодаря концертам учеников и последователей Термена.




В 1945 г. состоялся концерт симфонического оркестра,
которым дирижировал Леопольд Стоковский,
а соло на терменвоксе исполняла Клара Рокмор;
если в фильмах нужна была "музыка космоса" или музыкальная иллюстрация "чего-то таинственного",
то возникал неповторимый голос терменвокса (например, в знаменитом фильме Хичкока "Spellbound").

В 1962 г. Клара, которая давно хотела побывать в России,
приехала с мужем в Москву; в доме каких-то знакомых
она опасливо спросила у своего собеседника-москвича,
не знает ли он что-нибудь о Термене,
и тот ответил, что как раз сегодня виделся с ним.
Это было поразительно!
Ведь в Америке сколько лет о нем ничего не знали и предполагали,
что он давно умер.
Клара "полулегально" повидалась с Терменом,
а приехав домой, рассказала об этой вАмерике.




Потянулась переписка со старыми американскими друзьями.
Термен писал осторожно и скупо, но с теплыми чувствами,
интересовался личными судьбами и развитием электронной музыки в США.



Уже в горбачевское время в "Московских новостях" (в англоязычном варианте)
появилась большая статья о нем, где упоминались и Колыма,
и "Буран", и Сталинская премия.

А в 1989 г. его персонально (и за счет устроителей) пригласили на
Интернациональный фестиваль экспериментальной музыки во Францию
– и он, 93-летний, поехал!

Затем он побывал на подобном фестивале в Стокгольме,
сопровождала его дочь Наталья, которая играла на терменвоксе.
Играл для собравшихся и сам Термен.
Журналист Булат Галеев, который много раз беседовал с Терменом, вспоминает,
что со временем Термена стало больше интересовать будущее электронной музыки,
он высказывал разные идеи, которые окружающие считали утопическими,
– позже оказалось, что над подобными "утопиями" независимо от него
с 1988 г. работала японская фирма "Ямаха".

Американец Стив Мартин, планируя сделать фильм о Термене, в 1991 г. приехал для съемок в Москву, а затем организовал (и оплатил) поездку Термена с дочерью в США.



[300x39]

Термен побывал в знакомых местах – в Стэнфорде и Нью-Йорке,
ходил по улицам, которых не видел 53 года,
встречался с людьми из своего прошлого и с молодыми музыкантами,
везде его ждал горячий прием.
Он побывал в гостях у Клары и играл на своем давнем терменвоксе...

После Америки Термен еще съездил с Галеевым в Нидерланды,
а вернувшись домой в Москву, он застал в своей комнате полный разгром
– поломанную аппаратуру и мебель, растоптанные записи:
соседям, очевидно, надоел этот живучий старик,
а комната была кому-то ох как нужна...
Дочь забрала его к себе, в ту самую квартиру на Ленинском,
и там через несколько месяцев,
в 1993 г., Лев Сергеевич Термен скончался,
было ему 97 лет.
Его похоронили на Кунцевском кладбище, а затем состоялись две встречи его памяти в Доме композиторов и в Оптическом театре Зорина.

В том же году в США вышел фильм Стива Мартина "Термен. Электронная Одиссея", а через два года в Росси
– книга Булата Галеева "Советский Фауст".






ЭТО ТА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА
,КОТОРУЮ УЧИЛ ИГРАТЬ ЛЕВ ТЕРМЕН.
ВыступлениеЛидии Кавиной на Празднованиях 100-летнего юбилея Клары Рокмор
в Нью-Йорке, март 2011.
См. также: http://www.teterin.ru/index.php?optio...






[300x39]




Л.Вайнер // "Вестник" (Статья приводится в сокращении)

ЧИТАЛА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
И ЧУВСТВОМ БОЛИ, СТЫДА ЗА СВОЮ РОДИНУ...

ПОЧЕМУ ОНА,-
РОДИНА -
-ТАК ЧАСТО СТАНОВИТСЯ ЗЛОЙ МАЧЕХОЙ
СВОИМ ВЕРНЫМ И ТАЛАНТЛИВЫМ ДЕТЯМ?!

И ТАК СНИСХОДИТЕЛЬНА
КО ВСЯКОГО РОДА МАХИНАТОРАМ И БЕЗДАРНОСТИ !!!

Часть материала взята
с сайта СООТЕЧЕСТВЕННИКИ.




[300x39]



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Они продолжают любить свою Родину | O-lya - Дневник Moson | Лента друзей O-lya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»