Тверской купец Афанасий Никитин — первый русский путешественник, попавший в Индию. По разным данным путешествие датируется 1468-1474 и 1466-1472 годами. Причем сделал он это почти за четверть века до Васко да Гамы.Васко да Гама,еще только учился ходить, держась за нянькину руку, когда русский купец Афанасий Никитин ступил на набережную индийского города Чаул.Первый европеец добравшийся до Индии морским путем.
Афанасий Никитин покидает Тверь
Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани (некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет).В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники — астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл "свой" и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, "заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли".
Татары атакуют корабли русских купцов
Из сочинения Афанасия Никитина "Хожение за три моря": "Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне. А в болшом судне есмя дошли до моря, ино стало на усть Волги на мели, и они нас туто взяли, да судно есмя взад велели тянути вверх до езу. И тут судно наше болшее пограбили и четыре головы взяли рускые, а нас отпустили голыми головами за море, а вверх нас не пропустили вести деля".
Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.
Базар в Ормузе или Прием путешественника индийским купцом
Путевые записки Никитина — летопись "Хожение за три моря" — это первое в российской истории литературное произведение нерелигиозного содержания. В конце XV века сочинение Никитина попало в летописные своды и исторические хроники. Достоянием же широкой общественности "Хожение" стало благодаря Николаю Карамзину, случайно обнаружившего его во время своих изысканий для "Истории Государства Российского".
Приезд Афанасия Никитина в Индию
Из книги Николая Карамзина "История Государства Российского". Том 6: "Доселе Географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных Европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века. Некто Афанасий Никитин, Тверский житель, около 1470 года был по делам купеческим в Декане и в Королевстве Голькондском. Мы имеем его записки, которые хотя и не показывают духа наблюдательного, ни ученых сведений, однако ж любопытны, тем более что тогдашнее состояние Индии нам почти совсем неизвестно. <…> наш путешественник ехал Волгою из Твери до Астрахани, мимо Татарских городов Услана и Берекзаны, из Астрахани в Дербент, Бокару, Мазандеран, Амоль, Кашан, Ормус, Маскат, Гузурат и далее, сухим путем, к горам Индейским, до Бедера, где находилась столица Великого Султана Хоросанского, видел Индейский Иерусалим, то есть славный Элорский храм, как вероятно; именует города, коих нет на картах; замечает достопамятное; удивляется роскоши Вельмож и бедности народа; осуждает не только суеверие, но и худые нравы жителей, исповедующих Веру Брамы; везде тоскует о Православной Руси…"
Индийские войска на марше
Три моря, за которые ходил Никитин, — это Каспийское (тогда носившее название Дербентского), Черное и… Индийский океан, в XV веке называвшийся Аравийским морем.
Вид Дербента. Здесь Никитин «бил челом» Хасан-беку и Василию Папину
Афанасий Никитин был подданным Тверского князя Михаила Борисовича, которого в книге называет своим государем. Тверское княжество на тот момент было отдельным государством, а частью Московского царства стало только при Иване III в 1485 году.
Индийский дворянин принимает Афанасия
Индия произвела на Никитина неизгладимое впечатление: «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много - дивятся белому человеку. У тамошнего князя - фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних - фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят - фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».«Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу - из татны. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями». Записи Афанасия Никитина стали первым подробным описанием быта Индии не только для России, но и для Европы.
Султан и его свита покидают дворец
На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в "земле Эфиопской", дойти до Трапезунда, затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими "гостями" (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье Афанасия Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.
Леонид Круглов и его команда отправились в Индию, чтобы отыскать следы страны, которая в конце XV века предстала перед русским путешественником Афанасием Никитиным.
Желая поведать другим то, что повидал сам, А.Никитин вел путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие - Хожение за три моря. Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных — змей и обезьян, таинственную птицу "гукук", якобы предвещавшую смерть и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. Деловитый, энергичный купец и путешественник не только искал товары, нужные русской земле, но внимательно наблюдал и точно описывал быт и нравы.
Живо и интересно описал он и природу экзотической Индии. Однако как купец Никитин был разочарован результатами путешествия: "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин, но нам они не дадут [ничего] провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много". Скучавший по родной земле, чувствовавший себя неуютно в чужих краях, А.Никитин искренне призывал восхищаться "землею Русской": "Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. И хотя вельможи русской земли не справедливы, пусть да устроится Русская земля и да будет в ней [достаточно] справедливости!" В отличие от ряда европейских путешественников того времени (Никола де Конти и др.), принявших на Востоке магометанство, Никитин до конца был верен христианству ("не оставил веры своей на Руси"), все моральные оценки нравам и обычаям давал, опираясь на категории православной морали, оставаясь в то же время веротерпимым.
Наверное, таким увидел впервые индийский берег Афанасий Никитин.
В раннем Средневековье Чаул был одним из крупнейших портов Западного побережья Индии. Но во времена путешествия Никитина пришел в упадок. Благодаря упоминанию Чаула в «Хождении» историки знают, что порт функционировал в то время. Впоследствии, пережив еще один расцвет, в руках португальцев, Чаульский форт был разрушен в 1748 году. С тех пор он так и лежит в руинах, оставлен людьми, и его поглощают джунгли…
Монумент. На гранитной плите изображена схема путешествия Никитина в Индии, дана цитата из «Хождения за три моря» на английском языке. На самой стеле с четырех сторон на четырех языках – русском, английском, хинди и маратхи – написано: «Этот монумент воздвигнут неподалеку от тех мест, где в 1469 году русский первопроходец, купец из города Тверь, АФАНАСИЙ НИКИТИН ступил на землю Индии, открыв тем самым первую страницу в летописи российско-индийской дружбы».Чаул
Афанасий Никитин со своим конем шел из порта Чаул в город Джуннар 25 дней. По современным дорогам расстояние между этими городами около 250 километров
Современный городок Джуннар лежит в плодородной долине в окружении куполообразных вершин Западных Гат – Никитин называл их Индийскими горами. Древняя крепость возвышается на отвесной скале из черного базальта на высоте 700 метров над уровнем моря. Все точно так, как писал Никитин: «Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, Богом сотворен». В средневековой Индии крепость Джуннара – в наши дни ее чаще называют «форт Шивнери» – считалась одной из неприступных. Чтобы подняться наверх, нужно карабкаться по узкой тропе и «согласовываться» со спускающимися. «А пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога тесна, двоим пойти нельзя», – сообщает Никитин в «Хождении». Современные и древние вырубленные в базальте ступени ведут в крепость через семь врат. Есть здесь и Слоновые врата – с большими железными шипами, призванные защищать ворота от атаки боевых слонов. Хотя сложно представить, чтобы по той «козьей» тропе могли ходить слоны.
Правитель Джуннара Асад-хан устроил русскому купцу жестокое испытание. «Хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин, – пишет Афанасий. – И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых в придачу дам, только перейди в веру нашу – в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму».Никитин был одним из первых европейцев, проникших во внутренние районы Индии. На побережье путешественники уже бывали, но мало кто отваживался отправиться вглубь страны. В те времена правители-мусульмане с пришлыми христианами, судя по всему, обходились сурово. Известно, например, что в XIV веке на месте современного Мумбаи мусульмане замучили четырех православных миссионеров, один из которых был грузин из Тифлиса. Да и местное население периодически подвергалось жесточайшему гнету. Так, Фероз-шах, правивший незадолго до прихода Никитина, заставлял своих рабов-индусов читать наизусть Коран. А рабов у него, согласно хроникам, было 180 тысяч. Этот же султан пытался обратить и свободных индусов, привлекая их обещанием отменить налоги. На брахманов же, наоборот, накладывал дополнительные подати. А в случае «злоупотреблений» брахманов убивали, храмы рушили и строили на их месте мечети.
Никитин уже готов был «погибнуть в Джуннаре бесерменском». Но вскоре в городе появился в некотором смысле земляк Афанасия – перс из Хорасана. Никитин в среде мусульман также называл себя «ходжа Юсуф Хорасани». «Накануне Спасова дня приехал хозяйочи Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно». Кем был этот Мухаммед, который так легко урезонил хана? Исследователи выдвигали разные предположения. Сам же Никитин уверен, что его спасение произошло не от человека: «Таково Господне чудо на Спасов день!» – восклицает спасенный купец. Здесь и на всем пути Никитин показал себя как настоящий христианин, преданный вере отцов. После возвращения коня Никитин сразу же покинул город, не дожидаясь окончания дождей. Направился он в столицу Бахманидского султаната – славный город Бидар…
Бидар
Город Бидар стал столицей Бахмани за полвека до прихода Никитина – в 1429 году. Это был один из самых прекрасных городов средневековой Индии. В Европе о нем ходили легенды как о чудесном Мабидаре – от искаженного «Маха Бидар», то есть «Великий Бидар».Средневековая крепость Бидара сохранилась на удивление хорошо. Выглядит она почти так же, как описывал ее Никитин.
Продвигаясь вглубь города, я вскоре наткнулся на большую каменную арку, украшенную элементами Золотого храма, которые означали, что если через арку пойдешь, то в храм к сикхам попадешь.
Несмотря на то, что Афанасий Никитин говорил на персидском языке и мог общаться с мусульманским населением – и привилегированным, и более близким в религиозно-культурном отношении, – по душе ему больше пришлись индусы...«И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился, – писал Никитин. – Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин… И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах…».Индусы, конечно, очень веротерпимые люди – как тогда были, так и сейчас остаются такими. Но в то же время они и очень закрытые – не пускают в свой духовный мир посторонних. Искренность и простосердечие Афанасия и эту преграду одолели. Индусы не только рассказывали русскому путешественнику о своей вере, но и взяли с собой к Парвату – «их Иерусалиму», как пишет Никитин.Парват – это современный город Шрисайлам, крупнейший религиозный центр индусов в Южной Индии…
«их Иерусалим»
Диу
Голконда
Заклинатель змей у проселочной дороги штата Гуджарат. Внимание публики обеспечено, а значит и небольшой заработок.
Говорят, что настоящие заклинатели змей никогда не вырывают зубы у своих кобр.
Древний, полуразрушенный, но все же действующий придорожный храм штата Гуджарат
[показать]
[показать]
[показать]
парадная форма индийских пограничников
Сегодня об этом удивительном человеке напоминают три памятника: один в Твери, воздвигнутый в 1955 году, другой в индийском городе Ревданда (2002 г.) Семиметровая стела, облицованная черным гранитом, по четырем сторонам которой золотом выгравированы надписи на русском, хинди, маратхи и английском языках, спроектирована молодым индийским архитектором Судипом Матрой и построена на местные пожертвования при финансовом участии администраций Тверской области и города Тверь,и памятник в Феодосии (Кафе, 2008 г.).
тыц
Но самый главный – это литературный памятник «Хожение за три моря», которое сразу после его смерти русские купцы Гридя Жук и Степан Дмитриев доставили в Москву дьяку великого московского князя Василия Мамыреву, и где оно было включено в московские летописные своды (вторая Софийская летопись) под 1475 годом. И только в 1820 году его текст был напечатан П.М. Строевым в «Софийском Временнике». Хожение переведено на многие языки мира.
В 1997 г. тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию»
тыц