В последние годы значительно увеличилось количество людей, предпочитающих делать покупки в интернете. И число это продолжает расти. Главное преимущество онлайн-покупок по сравнению с традиционными — экономия времени и денег. В сети совершать покупки можно в любое время, и цены там более низкие.
Другими словами, покупать в интернете удобно. И сайт интернет-магазина, чтобы быть эффективным, должен соответствовать ожиданиям пользователей — быть удобным.
Иногда владелец продающего сайта сталкивается с тем, что посещаемость высокая, а заказов нет. Причина этого зачастую в том, что посетители не могут найти необходимую информацию и покидают сайт в поисках более удобного.
В этом разделе содержатся рекомендации, которые помогут улучшить ваш сайт и, соответственно, увеличить количество клиентов. Удобный и понятный для посетителей сайт — это вежливый и толковый продавец.
Для сайта важно
Для сайта желательны
Сайт выгодно выделяют
Телефон и другие контактные данные (или ссылку на них) необходимо указывать на каждой странице сайта. При этом они должны быть хорошо заметны, иначе посетитель, готовый позвонить и сделать заказ, может не найти ваших контактов и уйти к конкурентам.
Чтобы посетитель мог выбрать удобный для него способ заказа товара, укажите все свои контактные данные: телефон, электронная почта, Skype, ICQ и т. д. В большинстве случаев городской номер телефона вызывает больше доверия, чем мобильный.
Рекомендуем указать точное время работы оператора и офиса, чтобы клиент не наткнулся на безответные гудки телефона или закрытую дверь магазина.
Если у вас есть пункты самовывоза, желательно отметить их на карте в разделе «Контактные данные». Сделать удобную и понятную карту для сайта можно с помощью конструктора Яндекс.Карт. Также можно указать, как добраться до вас на общественном транспорте, и добавить фотографию здания. Тогда клиенту найти ваш магазин будет просто.
В обычном магазине покупатель просто берет товар и идет оформлять покупку. В интернет-магазине он сообщает о решении купить товар с помощью кнопки Купить. Если ее непросто найти в интерфейсе, человек может отказаться от покупки. Чтобы этого не произошло, кнопка должна быть хорошо заметна и находиться рядом с описанием товара.
Также желательно сделать форму заказа максимально простой.
Покупатель обычного магазина всегда может посмотреть, какой товар он уже выбрал, — достаточно заглянуть в корзину с покупками. Предоставьте вашим клиентам подобную возможность — в любой момент и с любой страницы сайта заглядывать в «Корзину».
Покупатель привык видеть рядом с товаром его цену. Отсутствие цены может отпугнуть потенциального клиента. Во-первых, это настораживает: можно подумать, что цена слишком высокая, неконкурентная, поэтому ее не стали указывать. Во-вторых, зачем пользователю делать лишние усилия (звонить, скачивать прайс-лист, искать в каталоге на другой странице), если есть сайты с ценами? Мы рекомендуем сделать информацию о стоимости товара или услуги максимально доступной.
Посетители сайта интересуются информацией о получении и оплате товара как при входе на сайт, так и в процессе перемещения по нему. Поэтому раздел с этими сведениями предлагаем сделать заметным на всех страницах сайта.
Если покупатель увидит в магазине пыльные полки с товаром, он вряд ли захочет что-нибудь купить. Разделы сайта — это полки. И если полка «Новости» заброшена, содержит неактуальную информацию, это вызовет вопросы: работает ли сайт, предоставляются ли услуги?
Браузер — это программа для просмотра сайтов. Наиболее распространенные браузеры — Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari и Яндекс.Браузер.
Каждый браузер имеет свои особенности по отображению сайтов. При создании сайта эти особенности необходимо учитывать. Иначе то, что удобно и красиво в одном браузере, может оказаться совершенно непонятным в другом.
Чтобы посетитель не наткнулся на некорректное отображение страниц и не ушел с вашего сайта, проверьте его работу в различных браузерах.
Регистрация при входе на сайт может отпугнуть часть пользователей. Одни не захотят раскрывать свои личные данные, другим будет просто лень ее проходить. Регистрация отсеивает неопытных, подозрительных и знающих об альтернативе пользователей, а также оттягивает момент активных действий на сайте. Не требуйте от посетителя пройти регистрацию, пока он не определился с выбором и не подошел к формированию заказа. Если это возможно, сделайте регистрацию необязательной.
Если регистрация при входе на сайт для вас важна, сократите ее форму до минимума. Просите предоставить только ту информацию, без которой вы не можете обойтись: адрес электронной почты (он же логин) и пароль для входа. Более подробно рассказать о себе посетитель сможет в «Личном кабинете». Если необходимость каких-либо данных неочевидна, кратко поясните, зачем они вам нужны.
Как в магазине у каждого товара есть свое место, так и на сайте у каждого продукта должна быть отдельная страница.
Знакомство с товаром в интернете происходит с помощью фотографий и текстового описания. Чтобы пользователь мог лучше рассмотреть товар, разместите несколько его фотографий в разных ракурсах. Учтите, что все они должны быть хорошего качества). А чтобы посетитель не чувствовал недостатка информации о товаре, предоставьте ему подробное описание. Также советуем разместить на странице с описанием товара отзывы тех, кто его уже купил. Это может повлиять на решение посетителя сделать заказ.
Познакомьте пользователя с ассортиментом вашего магазина с помощью блока «Похожие товары». Если просматриваемый товар по какой-либо причине пользователю не подойдет, он сможет выбрать аналогичный в вашем же магазине. Блок «Вместе с этим покупают» расскажет посетителю, что будет полезно при использовании этого товара и привлечет внимание клиентов к другим категориям продуктов.
Чтобы клиенту было проще сделать покупку, поместите кнопку Купить рядом с каждым товаром.
Товар с ценой продается лучше, чем товар, стоимость которого нужно узнавать дополнительно. Поэтому мы рекомендуем указать цену рядом с описанием и фотографиями.
В обычном магазине не нужно заполнять никаких форм (если это не кредит), а в интернет-магазине заполнить форму заказа необходимо. При этом заполнение формы заказа — последний шаг при покупке товара. Не делайте его сложным, не оттягивайте момент покупки.
Форма заказа должна быть максимально простой. Рекомендуем спрашивать только существенную для заказа информацию. Например, при доставке — телефон или e-mail и адрес заказчика, а при самовывозе — только телефон или e-mail.
В обычном магазине посетителю помогают ориентироваться указатели. От сайта посетитель ждет таких же подсказок. Хорошая навигация дает полное представление о содержании и структуре интернет-ресурса.
Разделы сайта должны иметь однозначно воспринимаемые названия, чтобы посетитель не тратил время на поиски нужной ему информации. Старайтесь писать понятным пользователю языком, не используйте профессиональные термины.
При распределении товаров по разделам и категориям старайтесь соблюдать понятную иерархию.
С любой страницы пользователь может захотеть вернуться на главную. Рекомендуем сделать кликабельным логотип сайта или добавить кнопку «Домой» (значок в виде домика).
При перемещении по разделам сайта пользователю поможет информация о том, откуда он пришел, где находится и куда можно направиться дальше. Чтобы посетитель понимал, откуда он пришел и где находится, сделайте строку с «хлебными крошками». Она показывает путь посетителя с главной страницы сайта через разделы и подразделы к текущей странице. Также стоит графически выделить в меню сайта раздел и подраздел, в котором пользователь находится в данный момент.
Ссылки должны быть заметными и визуально отличаться от остального текста. Обычно их выделяют синим цветом и подчеркиванием. Самые важные ссылки стоит выделить как-то особенно. Например, ссылку, нажатие которой означает активное действие со стороны пользователя, можно оформить в виде кнопки.
В обычном магазине у посетителей есть два способа найти товар: самостоятельно по указателям или с помощью продавца-консультанта. Посетители интернет-магазинов часто предпочитают сразу получить нужную информацию. Чтобы у них была такая возможность, вы можете сделать поиск по сайту. Важно, чтобы результаты поиска точно соответствовали запросу. В противном случае, если пользователь не найдет имеющийся в наличии товар, он решит, что его просто нет.
Рекомендуем добавить возможность сравнения и сортировки результатов поиска (например, по цене, популярности, новизне и т. д.). В этом случае посетителю будет легче выбрать.
Если товаров много и у них есть четкие характеристики, можно сделать расширенный поиск. Посетитель сможет быстро получить список товаров, полностью удовлетворяющих его требованиям, а значит — приблизиться к покупке.
В обычном магазине посетитель может увидеть товар воочию и подержать его в руках. При заказе в интернет-магазине знакомство с товаром происходит с помощью описания и фотографии.
Не допускайте, чтобы в описании товара встречались орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки. В противном случае посетитель может отказаться от покупки, поскольку грамотность у многих ассоциируется с компетентностью.
Много читать человек готов, когда открывает «Войну и мир», а не когда заходит на продающий сайт. Среди большого количества сведений посетитель может не увидеть нужных и уйти на другой ресурс. Поэтому размещайте на сайте только важную и интересную информацию.
Если вашему сайту необходимо много больших текстов, их лучше разбить на логические части и снабдить подзаголовками. Хорошо структурированную информацию воспринимать гораздо легче.
Структура сайта должна быть организована таким образом, чтобы внутри более общих разделов размещались более частные.
В иерархически понятном каталоге посетитель легко найдет нужный ему товар.
Если вы зарабатываете не только на продаже товаров, но и на размещении рекламы, помните: реклама не должна мешать нормальной работе сайта. Всплывающие окна, мигающие объявления, обилие ярких баннеров, открытие дополнительных вкладок — все это часто раздражает пользователей. Лучше всего отвести под рекламный блок определенное место. Также не стоит делать рекламу похожей на навигацию по сайту.
Дизайн сайта должен быть удобным, приятным для глаз и не мешать восприятию информации. Желательно, чтобы стиль сайта соответствовал его тематике.
Также не стоит злоупотреблять мультимедийными элементами. Например, если у пользователя медленный интернет или он спешит, ему вряд ли будут интересны возможности Flash-анимации вашего сайта. А если пользователь откроет сайт ночью и там неожиданно заиграет громкая музыка, скорее всего, он будет неприятно удивлен.
Будьте вежливы по отношению к своим посетителям. Дайте им возможность выбора: прослушать музыку или отключить ее, просмотреть ролик или перейти к основному содержанию сайта.
При выборе шрифта руководствуйтесь тем, насколько удобно будет посетителю читать текст. Не надо его чрезмерно украшать. Выделяйте только те слова, на которых важно акцентировать внимание.
Также помните, что слова, написанные полужирным шрифтом, видны при первом же взгляде на текст. А курсив заметен, только когда до него дочитаешь.
Иногда при переходе на сайт посетитель видит сообщение об ошибке со статусом 404. Этот статус означает, что на сайте отсутствует запрашиваемая страница, то есть запрошенному URL не соответствует ни одна страница сайта (404 File not found). Это может произойти из-за неверной ссылки или потому, что запрашиваемая страница была удалена.
Увидев страницу с ошибкой, пользователь может решить, что ваш сайт не работает, и уйти. Чтобы этого избежать, необходимо правильно оформить и разместить на сайте специальную страницу, которая внешне будет отличаться от остальных страниц вашего сайта. При оформлении такой страницы используйте различные графические приемы, подсказывающие человеку, что по запрошенному адресу ничего не существует: например, другие цвета или отсутствие графики. Разместите на странице карту сайта, ссылку на главную страницу или форму поиска, дайте инструкции по дальнейшим действиям.
Сообщение об ошибке и инструкции должны быть простыми, четкими и понятными, например: «Вы ищете страницу, которой не существует», «Вы ищете страницу, которая была удалена», «Вы набрали неправильный адрес страницы. Пожалуйста, перейдите на главную страницу сайта или воспользуйтесь формой поиска» и т. д.
Чтобы узнать, сколько пользователей попадают на страницу с ошибкой 404, поставьте на нее счетчик Яндекс.Метрики и воспользуйтесь отчетом Параметры визитов.