Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
30-03-2011 13:42
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Существует точка зрения (ее обоснованию посвятил свою жизнь Жорж Дюмезиль), что индоевропейское общество (в отличие от, например, обществ Западной Азии) изначально делилось на три основные группы населения: люди знания, люди войны и управления, люди труда и богатства.
Примеров тому достаточно – от древнейших времен, до наших дней. У кельтов римляне выделяли друидов, знать («всадников») и народ. Уже в христианской средневековой Европе общество делилось на три сословия (духовенство, знать, тружеников – «ораторес», «беллаторес», лабораторес»).
Индоарийское общество характеризуется варновой системой, отраженной в ведах. Первоначально существовали три варны - брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы - жречество олицетворяли религиозно-духовную власть. Кшатрии - военное сословие осуществляли государственно-политическое руководство. Вайшьи - торговцы и земледельцы занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.
Разумеется, это в какой-то мере теоретическая концепция. Из более поздней эпохи мы знаем, что царями становились и брахманы и даже вайшьи, узурпируя тем самым функцию кшатриев. Но все же, данная концепция активно проводилась в общественную жизнь.
Когда индоарии пришли в долины Инда и Ганга, они противопоставили себя местному населению. Коренных жителей стали называть шудрами – «слугами». Так возникла как бы четвертая «варна». Однако, поскольку ее представители не были членами народа-завоевателя, они противопоставлялись представителям первых трех настоящих варн (проходивших специальную инициацию и, поэтому, именовавшихся «дважды рожденными»).
При этом положение шудр было различным, среди них могли быть и богачи, и даже вожди зависимых покоренных общин.
В Средние века произошли новые изменения. Старое противопоставление трех варн шудрам во многом потеряло актуальность. Вайшьи и шудры разделились на множество замкнутых профессиональных групп – каст. При этом многие касты вайшьев понизились в социальном ранге и стали мало отличаться от каст шудр. То есть черта проходила в большой степени по социальному уровню: с одной стороны – брахманы и кшатрии, с другой – вайшьи и шудры.
Но здесь надо учитывать, что, возможно, изначально речь шла не о национальных или социальных группах, а о типах личности. Я сейчас буду говорить очень просто (да простят меня специалисты). В индийской философии утверждается наличие трех гун – имманентных качеств мира. Это: саттва (просветленность), раджас (страсть – в смысле активности) и тамас (темнота). Саттве соответствовали брахманы, раджасу – кшатрии (средневековые раджи), тамасу – вайшьи и шудры.
Источник: .... откудато из интернета
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote