Творчество польского художника Владислава Хмелиньского (1911 - 1979) связано с Варшавой, где он жил и работал постоянно. В 1926-1931 гг. он учился в Варшавской муниципальной школе живописи и декоративно-прикладного искусства (класс рисования ). Ведущая тема его картин - виды на город, картины написаны маслом и акварелью. В 1935-1938 гг. он создал серию акварелей, изображающих объекты польской архитектуры, в том числе, виды Сандомира, Кракова, Казимежа на Висле, и интерьеры исторических церквей и дворцов, в том числе Королевский замок в Варшаве и дворец в Виланове - польский Версаль. Он также писал пейзажи и сельские сцены - катание на санях, свадьбы, лошадей в деревне. В период 1967-1969гг. он путешествовал в течение длительного времени по Дании. В 1936-1939гг. художник использовал псевдоним "Wladyslaw Stachowicz". Художник приобрел известность в конце 1950-х годов. Его работы тогда были посвящены архитектуре разрушенной во время войны, но отстроенной Варшавы. Владислав Хмелиньский был популярным живописцем в Европе и в Соединенных Штатах.
Замковая площадь
Конный портрет Сигизмунда III
История колонны Сигизмунда III началась раньше, чем она появилась на Замковой площади. Памятник был [показать]замыслом самого Сигизмунда III, который хотел таким образом увековечить свою победу над мятежниками Николая Зебжидобского. Вокруг этого шляхтича объединились недовольные политикой Сигизмунда. Они требовали удалить от двора иностранцев и иезуитов, я вместо них учредить выборный совет, который поддерживал бы согласие между властью и народом. Но оказалось, что королю легче подавить бунт, чем изменить политику. Та колонна была вдвое выше нынешней и не выдержала приготовлений к перевозке. Треснув посередине, она до 1644 г. лежала в каменоломне, пока скульптор Клемент Молли вместе с архитекторами не сделал этот единственный в своем роде памятник, поместив короля на вершину колонны. Сигизмунд, который при жизни был ревностным католиком, держит в руках крест.Король прожил 66 лет, 45 из которых носил корону. Подданные не любили его, даже варшавяне, хотя он и перенес сюда столицу. Сигизмунд был плохим политиком и втянул страну в долгую и изнурительную войну со Швецией. В результате шведы взяли Варшаву, причем одна из самых жестоких битв случилась уже под колонной Сигизмунда. Впрочем, несмотря на профессиональные изъяны, король многим нравился. Он был человеком просвещенным, любил искусство, сам занимался скульптурой и живописью. Знал толк в часовом деле, и из его рук выходили уникальные вещи. Например, вместе с другими мастерами сделал хронометр, который разыгрывал настоящие представления. Часы имели форму костела, внутри которого восседал сам папа римский. Каждый час играли трубы, получасы отмечал звон литавр, а каждые четверть часа голоса труб звали на войну. Король подарил часы папскому легату, и не исключено, что и по сей день их можно увидеть в Ватикане. Кроме того, король любил музыку, театр, литературу, интересовался спортом и даже, к огорчению двора, пробовал играть в футбол. Колонна его имени, как и сирена, стала символом Варшавы и всегда восхищала людей. В 1711 г. в Варшаву приехал российский царь Петр. Увидев колонну, онемел от восторга, после чего мечтал лишь об одном-забрать это чудо в Петербург. Тем более что "александрийского столпа" там еще не было и колонна вполне соответствовала бы архитектуре "Северной Пальмиры". Август II Саксонский, который тогда правил Польшей, не дорожил ни страной, ни ее богатствами и охотно подарил колонну Петру. Да вот незадача: по всей тогдашней Варшаве не нашлось никого, кто справился бы с перевозкой такой махины. Царь уехал с той же ручной кладью, с какой и приехал.Памятник простоял до Варшавского восстания, разделив судьбу города, но в 1949 г. снова поднялся над площадью. История колонны, поставленной в честь короля "небольших заслуг и славы", продолжается.
Статуя короля
Статуя, поваленная гитлеровцами, фото 1945 года
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
______________
"Варшава, я тебя люблю легко, печально и навеки.
Хоть в арсенале слов, наверно, слова есть тоньше и верней,
Но та, что с левой стороны, святая мышца в человеке
как бьется, как она тоскует!..
И ничего не сделать с ней.
Трясутся дрожки. Ночь плывет. Отбушевал в Варшаве полдень.
Она пропитана любовью и муками обожжена,
как веточка в Лазенках та, которую я нынче поднял,
Как 3игмунта поклон неловкий, как пани странная одна.
Забытый Богом и людьми, спит офицер в конфедератке.
Над ним шумят леса чужие, чужая плещется река.
Пройдут недолгие века — напишут школьники в тетрадке
Про все, что нам не позволяет писать дрожащая рука.
Невыносимо, как в раю, добро просеивать сквозь сито,
слова процеживать сквозь зубы, сквозь недоверие — любовь...
Фортуну верткую свою воспитываю жить открыто,
Надежду — не терять надежды, доверие — проснуться вновь.
зчик, зажигай фонарь на старомодных крыльях
Извозчик, зажигай фонарь на старомодных крыльях дрожек.
Неправда, будто бы он прожит, наш главный полдень на земле!
Варшава, мальчики твои прически модные ерошат,
но тянется одна сплошная раздумья складка на челе.
Трясутся дрожки. Ночь плывет. Я еду Краковским Предместьем,
Я захожу во мрак кавярни, где пани странная поет,
где мак червонный вновь цветет уже иной любви предвестьем...
Я еду Краковским Предместьем.
Трясутся дрожки.
Ночь плывет...."
(Булат Окуджава)
__________
http://nnm.ru/blogs/6serj6/kollekciya_rabot_hudozh..._1911_-_1979/#comment_15848411
http://www.agra-auctions.com/gallery.php?off=0&curr=EUR&sch=1&ord=da&s=1&gal=1&id_malarza=1312
http://kavery.livejournal.com/pics/catalog/8352/307561
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2012/06/1911-1979.htmlhttp://rupoem.ru/okudzhava/varshava-ya-tebya.aspx