• Авторизация


Без заголовка 17-08-2022 05:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

16 августа – 120 лет со лня рождения Юрия Рериха

Юрий Николаевич Рерих как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный.

                (Нирмал Сингх, директор института тибетологии в Гангтоке, Индия)

Масштабы личности Ю.Н. Рериха ещё не во всей полноте осознаны нами. Единственный из всех Рерихов вернувшийся в СССР, он, в силу своей скромности и той внутренней духовной жизни, которой жил, а также стоявших перед ним задач, как бы оставался в тени.

Больше всего мы узнаём о Юрии Николаевиче как об учёном и человеке из воспоминаний его близких, учеников и сотрудников. Работая в институте востоковедения в Москве, Ю.Н. Рерих воспитал плеяду молодых учёных, пополнивших ряды востоковедов, весьма поредевшие во время репрессий 1937 года, и возродил отечественную школу классической индологии. Он вернул Родине имена своих великих родителей, передал не только полотна Н.К. Рериха, но и свои научные труды.

Юбилейные даты Ю.Н. Рериха широко отмечаются в России всеми, кому он близок как носитель высочайшей культуры, претворивший в жизни заветы Живой Этики, как выдающийся учёный и Учитель. В 100-летие Юрия Рериха в Москве в Международном Центре Рерихов прошла конференция, материалы которой были опубликованы (фрагменты некоторых из них приводятся в данной статье). Состоялась также масштабная выставка «Юрий Рерих – учёный, путешественник и художник». Впервые были изданы на русском языке его научные труды, двухтомник писем.
Индийский учёный Нирмал Сингх так сказал о Ю.Н. Рерихе: «Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времён».


На картине Н.К. Рериха «Звезда героя» (1936 г.) изображён герой, готовый к несению подвига, и комета на ночном небосводе – знак, что пришла пора действовать. Николай Константинович посвятил эту картину своему старшему сыну – Юрию Рериху, зная о его миссии...
Юрий Николаевич говорил, что родители «подвигнули его на стезю науки и с детства вдохнули в его душу жажду новых открытий и исканий». В 21 год он окончил лучшие школы востоковедения трёх университетов: в Лондоне, Гарварде и Париже. Одновременно получил экономическое, юридическое, а также специальное военное образование. Благодаря знанию Юрием Рерихом языков и местных наречий, смогла состояться Центральноазиатская экспедиция (1923-1928 гг.), руководимая его отцом. Юрий был и бессменным переводчиком, и начальником военной охраны экспедиции, которая умело отражала атаки местных банд.

В книге «По тропам срединной Азии» Юрий Николаевич так описывает опасный эпизод: ...Всадники неслись наперерез тропе, плато гудело под копытами лошадей. В их руках были винтовки и сабли, а у некоторых пики. Наш монгольский проводник, бледный, размахивая руками, бросился к реке и закричал: «Аранган, аранган!» («Грабители!»). Он был единственным, кто струсил; все остальные проявили необычайную выдержку.

Николай Константинович Рерих приказал нам занять позицию на гребне холма... Столкновение казалось неминуемым. Мы прицелились и ждали команды, чтобы открыть огонь. Но всадники, кажется, дрогнули. Подняв лошадей на дыбы, они остановились, и мы увидели, как несколько человек спешились и стали совещаться. Видимо, грабители поняли, что из их затеи ничего не выйдет. Вскоре мы разговаривали с их парламентёрами. Никогда ещё мне не приходилось видеть таких злобных, изуродованных жестокостью лиц. Большинство в банде составляли молодые люди, но главарём был седобородый старец. Превосходство нашего вооружения заставило его изменить намерение...

Ю.Н. Рерих около 30 лет прожил вместе с родителями в Индии; на протяжении 10 лет он возглавлял Институт гималайских исследований «Урусвати». Учёный-востоковед с мировым именем, автор блестящих научных трудов, полиглот, знающий более 30 языков, историк, философ, искусствовед, знаток религий и национальных культур Востока, Юрий Николаевич, как и его родители, хотел работать для России. Но все они тщетно хлопотали о документах на возвращение. И только во время визита Н.С. Хрущева в Индию Юрий Рерих получил лично от него разрешение вернуться на Родину. К тому времени Рерихов-старших не было в живых...




 
В августе 1957 Ю.Н. Рерих возглавил сектор в Институте востоковедения Академии наук СССР. За неполных 3 года, в сложнейших условиях, он возродил отечественное востоковедение и сделал невероятно много для пробуждения духовной культуры. Выполняя наказ родителей, учёный привёз в дар русскому народу более 400 картин Н.К. Рериха, огромную библиотеку, часть рукописного архива Н.К. и Е.И. Рерихов, старинные иконы семьи, коллекцию произведений искусства Востока. Юрий Николаевич организовал выставки работ Н.К. Рериха в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Пробудился массовый интерес к творчеству Н.К. Рериха, и Ю.Н. Рерих много выступал с лекциями. Он добился того, чтобы публиковалось литературное наследие Н.К. Рериха, издавались альбомы, репродукции. По сценарию Юрия Николаевича был снят фильм о Н.К. Рерихе, вышли передачи на радио и телевидении.

Велик был магнит личности Ю.Н. Рериха. Он не пропагандировал, а нёс в себе и применял в жизни высокие принципы Учения Живой Этики, поэтому к нему тянулись люди, и общение с ним приносило им духовную радость и заряд энергии.

Молчанова
К.А., председатель Эстонского Рериховского общества:
 «В тишине молчания встречи Юрий Николаевич ответил на мой безмолвный вопрос о смысле жизни. Его душа улыбнулась улыбкой понимания, а моя – оказалась на Солнце в лучах тепла и Света. Мой дух обогатился знанием огненной основы, разлитой во всей Природе. Учёный – Иерарх Знания дал мне лучшее из того, что имел, – улыбку Истины.
...Он отвечал бережно и с доброй улыбкой. Стройность внешнего облика Юрия Николаевича сочеталась с душевной гармонией. В нём не было ничего, что не соответствовало бы его внутреннему содержанию. Я наблюдала воплощение совершенного Человека, в котором господствовал синтез духа и сердца, проявлялась удивительная чуткость в общении.

Влияние личности Юрия Николаевича распространялось, как мощная незримая сила. Поэтому можно утверждать, что в лице этого Учёного наука не была отделена от высших Основ Бытия. Он владел искусством знания жизни и человека, культурой духа и мысли. Только такой учёный мог беззвучно ответить на незаданный вопрос о смысле жизни. Юрий Николаевич показал мне возможности человеческого организма, научные возможности будущего, Великим Вестником которого он был»

Академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, ученик Ю.Н. Рериха:
«Юрий Николаевич прошёл через всю мою жизнь, и я безмерно благодарен за это судьбе».

О своём учителе монгольский академик Шагдарын Бира:
«Я встретился с учителем, который помог мне найти то, что я искал и чему мечтал посвятить  энергию   своей  молодости  и впоследствии всю жизнь. 
Я был свидетелем того, каким  огромным  научным авторитетом он пользовался у научной молодежи, да и не только у молодежи, но у всей советской творческой интеллигенции, хотя находились и такие люди, которые относились к нему настороженно, с недоверием и даже мешали ему в работе...»

(из материалов конференции к 100-летию Ю.Н. Рериха. М, МЦР, 2002).

С.Н. Рерих в «СЛОВЕ О БРАТЕ», к 60-летию Ю.Н. Рериха направленном в институт востоковедения АН СССР:
«Трудно в нескольких скудных словах передать многогранный, глубокий, сложный и в то же время такой простой и прекрасный образ моего брата Юрия Николаевича.

Образ человека, отдавшего каждый момент своей жизни любимой науке, всегда старавшегося всё сделать как можно лучше, как можно правильнее. Посвятившего себя на служение ближним. Истинно, светлый образ. Всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный. Исключительной чистоты и честности.

...Юрий Николаевич – это образ истинного вдохновенного учёного, мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достояние человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собой и развивая в себе качества, присущие человеку стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности.

...Он был истинным, глубоким патриотом, всем сердцем любившим свою Родину.
...Его глубоко радовали кадры молодых учёных, которые росли на Родине, и он мечтал передать им всё, что им было накоплено.

Его многочисленные труды – драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь – пример молодым, идущим на смену...»



Юрий Николаевич считал главной задачей жизни самоусовершенствование и называл его труднейшим подвигом. Каждому человеку, искренне желающему стать лучше, полезны его «Советы на каждый день»:

«Надо забыть всё прошлое, не надо думать о причинённых тебе обидах, лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо всё принести ему.

Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого…

Каждый день для развития мышления надо брать какой-либо вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.

Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, надо, чтобы это происходило сознательно.

Надо построить свой внутренний устав или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.

Самое главное — выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем.

Самая сердечная беседа — это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке...

Надо путём науки, искусства, морали воздействовать на окруж
ающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всём и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на Общее Благо.
 
Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.
Вряд ли западным путём можно освободиться от своих ошибок.
Запад советует раскаяние, но это — не цель. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо».

Незадолго до ухода из жизни Юрий Николаевич сказал близким друзьям, что свою миссию он выполнил. Воистину, он принёс Родине новые духовные ориентиры, новое мировоззрение и новую науку, и огнём своего сердца осветил путь искателям Общего Блага. Культурное наследие семьи Рерихов стало достоянием народа.

proza.ru›2012/08/15/115

Юрий Рерих и брат Святослав Рерих (1904-1993),

Хронология жизни и творчества Юрия Николаевича Рериха

1902, 16 августа родился в селе Окуловка Новгородской губернии.

Отец – академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих.

Мать – выдающаяся женщина XX века, русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики Елена Ивановна Рерих (ур. Шапошникова).

  Юрий Рерих. [1910]
  Юрий Рерих. [1910]

1905, 1908, лето проводит в д. Березки, недалеко от Бологого.

1906, лето проводит в Швейцарии.

1907, лето проводит в Финляндии.

1908 участвует в выставке работ детей художников, присоединенной к выставке объединения «Новое общество художников».

1909, лето проводит в Бологом.

1910, лето поездка на курорт в Гапсаль (Эстония).

1911, 1912, 1914, лето проводит под Смоленском в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкине.

1912–1917 учится в частной гимназии К.И.Мая в Санкт-Петербурге.

1913, лето проводит в Павловске под Петербургом.

1915, 1916, лето поездка по Валдаю.

1916 в издательстве «Свободное искусство» вышел в свет «Наш журнал. Вып. 1. Наша Первая Книжка» с рисунками Юрика Рериха 1912–1914 гг.: «За кулисами», «Война», «На улице зимой».

1916, декабрь вместе с родителями и братом уезжает на Рождество в г. Сердоболь (с 1918 – Юрий Николаевич Рерих. [1918]Сортавала).

Юрий Николаевич Рерих. [1918]

1917, май вместе с родителями и братом переезжает в г. Сердоболь.

1918 в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.

1918, весна живет вместе с родителями и братом на о. Тулолансаари.

1918, осень вместе с родителями и братом переезжает в Выборг.

1919, март вместе с родителями и братом уезжает через Швецию и Норвегию в Англию, в Лондон, куда прибывает летом 1919 г.

1919–1920 учится в Школе восточных языков Лондонского университета (индоиранское отделение).

1920 начало создания текстов Учения Живой Этики. Знакомство с Рабиндранатом Тагором. Получает диплом об окончании второго курса индоиранского отделения Школы восточных языков Лондонского университета.

1920, 20 сентября вместе с родителями и братом отбывает в США.

1920, 1 октября вместе с родителями и братом прибывает в США, в Нью-Йорк.

1920, осень поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.

1922 оканчивает Гарвардский университет со степенью бакалавра.

1922, 7 июля – 10 августа вместе с родителями живет на о. Монхеган (штат Мэн, США).

1922–1923 учится в Парижском университете на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях. Слушает курс китайского и персидского языков. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях.

Получает ученую степень магистра индийской словесности.

1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.

1923, 17 ноября Рерихи всей семьей из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.

1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.

1923, декабрь первое путешествие по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Аргу, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др

Юрий Николаевич и НикоЮрий Николаевич Рерих и Николай Константинович Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции. 1925–1928лай Константинович Рерихи
в Центрально-Азиатской экспедиции. 1925–1928

Направляется с родителями и братом к Гималаям в независимое в то время княжество Сикким.

1924 начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха. Вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг; начинает вести исследовательскую работу в Сиккиме, занимается санскритом и тибетским языком.

1925 в Париже выходит книга на английском языке «Тибетская живопись».

1925, 6 марта вместе с родителями направляется в Кашмир, где находится до августа 1925 г.

1925, август – сентябрь Центрально-Азиатская экспедиция находится в Ладаке.

1925, 30 сентября Центрально-Азиатская экспедиция вошла в Китайский Туркестан.

1925, октябрь – 1926, январь Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями Хотана, которые запретили ее участникам заниматься научной работой.

1926, 11 апреля – 16 мая Центрально-Азиатская экспедиция находится в столице Китайского Туркестана (Синьцзяна) Урумчи.

1926, 29 мая Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу СССР в районе озера Зайсан.

1926, 13 июня вместе с родителями приезжает в Москву.

1926, 26 июля – 26 августа Центрально-Азиатская экспедиция находится на Алтае. Вместе с Н.К. и Е.И. Рерихами совершает радиальные конные путешествия по Катунскому хребту, по Теректинскому хребту, по долинам рек Катунь, Кучерла, Ак-Кем.

Юрий Николаевич Рерих. 1930-е

Юрий Николаевич Рерих. 1930-е

1926, 10 сентября Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу Монголии.

1926, сентябрь – 1927, 13 апреля Центрально-Азиатская экспедиция находится в Улан-Баторе (Урге), в столице Монголии. Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи оформляют специальное разрешение на посещение Лхасы при своем следовании через Тибет.

1927, июнь – июль Центрально-Азиатская экспедиция находится в долине реки Шара-гол, где по проекту Н.К.Рериха идет строительство субургана, посвященного Шамбале.

1927, сентябрь Центрально-Азиатская экспедицияпродвигается по Тибетскому нагорью.

1927, 6 октября – 1928, 6 марта Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями на высокогорном плато Чантанг и фактически обречена на гибель.

1928, март власти Тибета разрешают Центрально-Азиатской экспедиции двигаться в Сикким через неисследованные области Тибетского нагорья и Трансгималаев.

В результате экспедиций появились многочисленные труды Юрия Николаевича Рериха. Это «Тибетские картины» (1925), «Владения архатов» (1929), «Современная тибетская фонетика» (1928), «Звериный стиль у древних кочевников» (1930), «Каталог тибетской коллекции (1930), «Путешествие в сокровенную Азию» (1931), «На тропах Центральной Азии» (1933). Отмечая вклад ученого в номадистику, науку о кочевых народах и племенах, известный историк-этнолог Л.Н.Гумилев писал, что исследования звериного стиля, проведенные Юрием Николаевичем в Тибете, сделали «эпоху в науке».

1928, май Центрально-Азиатская экспедиция завершилась, достигнув Гангтока, столицы Сиккима. Вместе с Н.К. Юрий Николаевич Рерих у входа в Институт Гималайских исследований «Урусвати». Наггар, 1930-еи Е.И. Рерихами останавливается в Дарджилинге.

Юрий Николаевич Реих у входа в Институт Гималайских исследований «Урусвати». Наггар, 1930-е

1928, 24 июля основание Института Гималайских исследований «Урусвати» в Дарджилинге.

С 1929 постоянно живет в Наггаре (долина Кулу, Индия).

1929, апрель вместе с Н.К.Рерихом выезжает через Париж в Америку.

1929–1930 занимается вопросами, связанными с деятельностью Института Гималайских исследований «Урусвати», ведет большую работу по организации Кабинета тибетологии в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Читает лекции в университетах американских городов; заканчивает работу над книгой «По тропам Срединной Азии» (Нью-Хейвен, 1931); опубликовано его исследование «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930).

1930 из-за отказа в визе для возвращения в Индию вынужден вместе с Н.К.Рерихом посетить Англию и Францию, где после вмешательства культурной общественности виза все-таки была получена.

1930, декабрь вместе с Н.К.Рерихом возвращается в Наггар, в Индию.

1930–1939 состоит директором Института Гималайских исследований «Урусвати». Работает над тибетско-английским словарем с санскритскими параллелями. Руководит периодическими изданиями Института – ежегодником «Урусвати» и серией «Tibetica».

1931–1932 участвует в экспедиции в Западный Тибет (Лахул); пишет ценнейшие исследования: «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры» (1932), «Тибетский диалект Лахула».

Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи в Маньчжурской экспедиции. 1934–1935Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи в Маньчжурской экспедиции. 1934–1935

1934, 14 марта вместе с Н.К.Рерихом прибывает в Америку.

1934–1935 вместе с Н.К.Рерихом совершает экспедицию в Японию, Китай, Маньчжурию и Внутреннюю Монголию.

1935, 15 апреля подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.

1935–1939 создает фундаментальный труд «История Средней Азии».

1939 в связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостанавливается.

1941 телеграфирует в Лондон советскому послу в Великобритании И.М.Майскому просьбу зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии.

1942 работает над очерком«Сказание о царе Гесэре из страны Линг».

1945–1946 создает труды «Индология в России» (1945), «Происхождение монгольского алфавита», «Автор "Истории буддузма в Монголии"» (1946), «Тибетские заимствования в монгольском языке».

1947, 13 декабря умер отец – Николай Константинович Рерих.

1948–1949 после смерти отца вместе с Е.И.Рерих переезжает в Дели, а затем в Калимпонг (Восточные Гималаи).

1949–1953 в Калькутте выходит его перевод с тибетского на английский язык книги «Синий Дэбтэр» («Голубые Анналы») в 2 томах.

1949–1957 работает в Калимпонге, где руководит Индо-тибетским семинарием, а также заведует курсами китайского и тибетского языков. Состоит членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгалии.

Юрий Николаевич Рерих на Международном конгрессе монголоведов Улан-Батор, 1959

 

Юрий Николаевич Рерих на Международном конгрессе монголоведов Улан-Батор, 1959

1955, 5 октября умерла мать – Елена Ивановна Рерих.

1957 возвращается на Родину в Москву. Зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана.

1958, 12 апреля открытие в Москве в Выставочном зале Союза художников СССР персональной выставки картин Н.К.Рериха, организации которой добился Ю.Н.Рерих958 присвоена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации по совокупности опубликованных трудов. Назначен заведующим сектором философии и истории религии. Посещает Монголию.

1959 принимает участие в организации и проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе. Возглавляет группу в секторе философии и истории религии отдела Индии и Пакистана по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Возобновляет издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica».

1960, 11 мая открытие в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина персональной выставки произведений С.Н.Рериха, организации которой добился Ю.Н.Рерих.

1960, 21 мая скоропостижно скончался в Москве.


Опубликовано: Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих.



Алтай кисти Николая Рериха (1874-1947)

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | feb2311 - Дневник feb2311 | Лента друзей feb2311 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»