«Оркестр из трёх струн», «смесь Стива Вая и Джеффа Бэка», «Паганини балалайки»
столь лестными эпитетами одаривают музыкальные критики
Алексея Архиповского, играющего на балалайке.
Он пошёл своим путём и совершил маленькую революцию.
То, что музыкант вытворяет с незатейливым казалось бы инструментом, вызывает восхищение и зависть. И это еще далеко не предел возможностей балалайки, уверяет сам музыкант.
Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. Так что в доме часто звучала музыка… В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений. В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашен в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным просторам нашей родины и «забугорья». В 2002-03 годах начал сотрудничать с SNC (центр Стаса Намина). Участвовал в качестве солиста в фестивалях Российской Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. С 2003 года участник движения «Этносфера» (www.etno-center.ru), фестиваля «Мамакабо» (www.mamakabo.ru), представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат. В 2007-2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново, и т.д. Играл на различных джазовых фестивалях в России и за рубежом, радио и телепередачах, правительственных концертах и саммитах. В последние годы активно гастролирует с концертами по городам России и за рубежом.
«На мой взгляд, развитие балалайки зашло в тупик, когда на ней перестали импровизировать. А народный инструмент создан для импровизации, это его культура, на нем нужно играть и играться, он должен рефлексировать на мир и развиваться, нести вовне не только традицию и музейную историю, но и реагировать на современность. Русская народная музыка – это не только то, что было в 19 веке. Она и сейчас существует, я ведь тоже русский и тоже из народа», - добавляет он, улыбаясь.
Как фокусник Архиповский извлекает из своего инструмента утренние позывные советского времени и мелодии из фильмов о Шерлоке Холмсе и Штирлице, задумчивую классику, страстное фламенко и ревущий рок. Гитаристы всего мира принимают его за своего – Архиповского упорно зазывают на все гитарные фестивали, закрывая глаза на трехструнность его инструмента. На Корсику он вообще был приглашен в качестве «первого русского гитариста» - видимо, корсиканцы считают, что гитара у русских выглядит имено так. Недавний дуэт, зажигательный, вдохновенный джем балалаечника Архиповского с Томми Эммануэлем, одним из лучших в мире гитаристов, убедил публику в полном созвучии двух великих.
Архиповский никогда не произносит на концерте ни слова, справедливо считая, что музыканты созданы для другого. За него все говорит его верный друг: балалайка играет, даже когда музыкант отвлекается от процесса игры - он принимает позу мыслителя, а она в это время озорничает. Балалайка шутит и заигрывает с хозяином – то она скрипка, то ружье, то шарманка, а он шарманщик, просящий о подаянии. Оба – и музыкант, и инструмент - от души веселят публику, очаровывают смелыми трюками и фантастическими превращениями. Вот балалайка уже закинута за голову исполнителя, почти порхает над сценой, а вот он покусывает ее струны или стучит по ее деревянному корпусу как по африканскому там-таму. Балалайка даже кланяется отдельно от музыканта, у нее свой характер и свой выход.
Алексей – не самоучка. У него за плечами музыкальная школа и училище им. Гнесиных,
оба по классу балалайки. До своей сольной карьеры Архиповский успел поиграть в
серьезных народных оркестрах и ансамблях, становился лауреатом многих
тематически конкурсов. Это, а так же исконная «народность» самого инструмента
привнесли в его музыку именно те старинные мотивы, которую мы привыкли
ассоциировать с русским народным музыкальным творчеством.
Однако, если бы это было так, я вряд ли бы сам восхитился музыкантом и
стал бы рассказывать вам.
Алексей сделал то, что до него не делал никто – электрифицировал балалайку и
стал играть на ней соответственно. Не просто настукивать народные ритмы,
а играть соло-партии, используя тэппинг, флажолеты и другие приемы, которых
никто не ждал увидеть на таком инструменте. Нет, традиционная техника игры
тоже присутствует, но в малых долях и совершенно не портит общее впечатление.
Это позволило Архиповскому выйти за границы жанров и играть в своем
собственном неповторимом стиле.
Лидер легендарной рок-группы «Uriah Heep» гитарист Мик Бокс выразил свое
восхищение игрой Алексея Архиповского кратко, но емко:
«Wonderful!»,
что по-русски означает «Превосходно!».
"Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский",
– говорил некогда Рерих.
Исконно русское звучит во всем, что играет Архиповский,
теперь могу добавить я.
P.S. За идею поста благодарю Евгения Ленского!!!